Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физической культуры и спорта




3.6.

Известно, что занятия физическими упражнениями являются состав­ной частью образовательного процесса каждого учебного заведения. Обучаемые должны выполнять целенаправленную активную двига-


58 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА


Глава 3. Теория и методика физического воспитания и спорта,.. • 59


 


 


тельную программу до 10 ч в неделю. Это уроки физической культуры,! занятия в спортивных секциях и командах, самостоятельная физиче-*! екая тренировка, утренняя гигиеническая зарядка, физкультминутки! и др.

Труды многих ученых, опубликованные в различных изданиях,! а также практика контактных учебно-тренировочных занятий свиде-| тельствуют, что ослабление двигательной активности юношей и деву-* шек приводит к нарушению их нормального морфологического, физи-^1 ческого и психического развития. Учащиеся, которые не выполняв упражнения, часто подвергаются простудным заболеваниям, что так*| же становится причиной возбудимости, раздражительности, грубости,! рассеянности, проявления других негативных явлений.

Начиная педагогическую физкультурно-спортивную работу с моло­дежью, учителю надо проводить мониторинг физического состояния,! подопечных, создать условия для определения объективной оценки! физического развития, двигательной подготовленности и нального состояния. Мониторинг не должен быть самоцелью, эт$| специфическая система управления и обратной связи.

Разрабатывается план комплексных наблюдений, оценки и про--'! гноза изменений физической подготовленности учащихся, например*] на учебный год. Целесообразно осуществлять наблюдение за слабо! подготовленными и хорошо успевающими учениками по разделам зической культуры: гимнастика, плавание, легкая атлетика, лыжные| гонки, единоборства, спортивные игры и др.

Учитывая уровень физического состояния обучаемого, можно из-1 бирательно применять средства воспитания в процессе занятий ференцировать физическую нагрузку.

В ходе мониторинга используются теоретические и эмпи-:,|| рические методы исследования, например анализ и обобщений! научно-методической литературы, тестирование, методы медико-биологические и математической статистики.

Спортивно ориентированное физическое воспитание как особа^| педагогическая технология должно быть основано па адаптации дол! стижений в конкретном виде спорта, целенаправленного преобра-1 зования физическою потенциала юношей и девушек в ходе учебно тренировочных занятий. Это можно осуществлять на занятиях в рамках! расписания (не менее трех раз в неделю по два академических часа),$ на тренировках в спортивных секциях (командах) по видам спорта; на! соревнованиях (спартакиадах), спортивно-туристских мероприятиях^! других формах физической культуры и спорта.


Проводя мониторинг, учитель использует разработанные им за­ранее шкалы показателей по функциональному состоянию, физиче­скому развитию, физической подготовленности, морфологическим и антропометрическим критериям. Показатели физического состоя­ния учеников, как правило, разрабатываются на основе как известных методик, так и оригинальных, что зависит от местных условий.

В определении оценки физического развития учеников можно ис­пользовать различные компьютерные программы. В процессе монито­ринга можно и формировать, и архивировать результаты в информа­ционном банке данных.

В оценке фактического уровня двигательной подготовки учащихся учитываются основные физические качества: сила, быстрота, вынос­ливость, гибкость, ловкость, координация. Их уровень можно опреде­лить набором различных контрольных упражнений, соответствующим 1рсбованиям стандартизации измерений.

Для оценки учащихся можно разрабатывать оригинальные тесты по выявлению психологических и психофизиологических качеств.

На основании получен ных данных учителем (тренером) для учащих­ся можно составлять индивидуальные планы учебно-тренировочных занятий, выступлений на соревнованиях.

Надо учитывать, что для учащихся с высоким уровнем адаптивных качеств необходима поддерживающая нагрузка, для учащихся с удо­влетворительной адаптацией следует предлагать нагрузки тренирую­щего характера с обязательным кумулятивным эффектом. При этом на тренировках надо избегать перетренированности и перенапряжений, а нагрузка должна быть такой, чтобы организм к следующему занятию полностью восстанавливался.

Учебно-тренировочный процесс проводится так, чтобы на началь­ном этапе не снижалась двигательная-активность, чтобы были созда­ны условия для стабилизации деятельности всех систем организма, и приспосабливаемость к нагрузкам постепенно повышалась. Задача Учителя после проведения мониторинга — распределить учащихся для занятий примерно по таким направлениям:

• учащиеся, которые будут продолжать свое общефизическое раз­
витие;

• учащиеся, которые будут совершенствовать свои потенциальные
возможности в традиционных видах спорта;

• учащиеся, которые способны развивать свои потенциальные воз­
можности в технических, прикладных и экстремальных видах
спорта и туризма.


60 *


Глава 3. Теория и методика физического воспитания и спорта... • 61


 


 


Учителю предоставляется возможность моделировать и предла-| гать учащимся программы общефизического развития, занятия тем; или иным видом двигательной активности и спортом. При этом целе-, сообразно осваивать компьютерные технологии, которые позволяют определять темпы физического и интеллектуального развития, плани-1 ровать и осуществлять педагогическую деятельность с учащимися раз­личного уровня физической и психологической подготовленности.

Обучаемые должны быть компетентны и владеть информацией; о том, какие морфологические, физические, психологические, психо­физиологические характеристики им надо совершенствовать, какими методами и средствами. Они должны уметь измерять рост, вес, жиз­ненную емкость легких, частоту сердечных сокращений, силу кисти, | становой силы.

В своей практике они должны эффективно использовать тесты для' выявления психических качеств, применять физические упражне-;: ния для определения уровня силы, быстроты, выносливости и гибко-1 сти (вис на перекладине, поднимание туловища из положения лежа» | наклон вперед в положении сидя, бег на 100 м и 1000 м, сгибание-; разгибание рук в упоре лежа, прыжок в длину с места, лыжная гонка на 3 км и 5 км, плавание на 100 м).

Эти и другие сведения по проверке и оценке учащихся должны I быть наглядно оформлены и размещены на видном месте. Данная ин-1 формация будет способствовать организации успешного обучения и;Ц воспитания учащихся.

Таким образом, мониторинговое исследование выступает как эф-; фективное средство сбора и анализа информации о функциональном! состоянии, физическом развитии и физической подготовленности! учащихся; позволяет отслеживать изменения физического состояния! юношей и девушек, осуществлять диагностику их состояния и вносить; соответствующие коррективы в процесс воспитания гармонично раз­витой личности.


 

3. Определите, в какой период жизни личности наиболее эффек­
тивно формируются двигательные навыки.

4. Объясните, почему теория и методика физического воспита­
ния и спорта рассматривается как основа профессиональных
дисциплин.

5. Назовите основные физические качества, используемые
для оценки уровня двигательной подготовленности личности.


Контрольные задания

1. Дайте характеристику выдающимся философам, педагогам,'
врачам и физиологам, занимающимся вопросами физического^
воспитания.

2. Поясните, когда был введен курс «Теоретические основы и ор-;
ганизация физической культуры», и назовите его основные;]
положения.


ГЛАВА

ТРЕБОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО] ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТ/

к подготовке специалистов!




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 583; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.