Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика и правила техничного выполнения физических упражнений




При анализе техники упражнений в познавательных и практических целях принимают во внимание признаки, характеризующие рацио­нальные движения и их соединения, имеющие значение для физиче­ского обучения и воспитания.

Кинематические характеристики определяются пространствен­ными, временными и пространственно-временными параметрами. В биомеханике установлены для них определенные физические вели­чины и формулы размерности.


Пространственные характеристики определяются рациональным взаиморасположением звеньев двигательного аппарата, обеспечива­ющим целесообразное исходное положение перед началом действия и позу в процессе его выполнения, соблюдением оптимальной траек­тории движений.

Правильное исходное положение — важная предпосылка эф­фективного выполнения последующих движений, в частности, их внешней результативности. Особые требования предъявляются к спортивным стартовым положениям (низкий старт бегуна, стойка фехтовальщика, стойка боксера). Стартовым положением называ­ют состояние «оперативного покоя», в котором, хотя и нет внешних движений, концентрированно воплощается целеустремленная готов­ность к действию.

От исходного положения зависит и направленность воздействия упражнения (изменение на несколько градусов угла взаимного рас­положения рук и туловища при жиме штанги лежа на наклонной доске существенно меняет воздействие упражнения на мышечные группы, значит, влияет на развитие силовых свойств двигательного аппарата). Ряд исходных положений, принятых в физической культуре и спорте (например, стойки «смирно» и «вольно»), имеет самостоятельное зна­чение для решения частных педагогических задач.

Важна рациональная поза в процессе выполнения упражнения. Она помогает поддерживать статическое и динамическое равновесие тела, целесообразно координировать движения, эффективно проявлять си­ловые и другие физические качества. Горизонтальное положение тела пловца, низкая посадка конькобежца и велосипедиста уменьшают со­противление внешней среды, что способствует быстрому передвиже­нию. Планирующая поза в прыжках на лыжах с трамплина позволяет лучше использовать поддерживающие силы сопротивления воздуш­ной среды и за счет этого увеличить дальность прыжка.

Изменяя положение тела и его звеньев в процессе выполнения упражнения, можно изменять направление и величину динамических опорных реакций (например, при беге и прыжках), инерционных, вра­щательных и других сил (например, в гимнастических упражнениях). Можно придать необходимые ускорения, направление и амплитуду движения тела, целесообразно варьировать их параметры.

Положение тела и его изменения по ходу выполнения упражнения должны соответствовать биомеханическим и другим закономерностям. К ряду положений тела предъявляются специальные эстетические тре­бования (например, в гимнастике, акробатике, прыжках в воду и на


144 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА


Глава 8. Средства физической культуры и спорта «145


 


 


лыжах с трамплина, в фигурном катании на коньках, в художествен-? ной гимнастике, синхронном плавании).

В траектории движений различают направление, форму и ампли-1 туду. Технику упражнений характеризует не сама по себе траектория! перемещения тела, а оптимальное сочетание траекторий движений;! его различных звеньев, рациональное регулирование этих движений по направлению, амплитуде и форме траектории.

Совершая движения в трехмерном пространстве, надо каждый раз \ выбирать из множества возможных направлений такие, которые были,1 бы наилучшими для эффективного выполнения упражнений. От это-1 го существенно зависит внешняя результативность упражнения и его развивающий эффект.

Брошенный баскетбольный мяч, если направление траектории11 его полета отклонится, в кольцо не попадет. Упражнение «в растя­гивании» для больших грудных мышц и их связочного аппарата ока­жется неэффективным, если рывковые движения согнутыми перед' грудью руками будут выполняться в стороны-книзу, а не в стороны-назад или в сторону-кверху. На практике нужные направления движе-1 ниям задают обычно с помощью внешних пространственных ориен-тиров (разметки беговых дорожек, игровых площадок) и ориентации по плоскостям тела (сагиттальной, передне-задней, фронтальной и горизонтальной).

Амплитуда (размах) движений зависит от строения суставов и эла-1 стичности связок и мышц. Максимальная анатомически возможная амплитуда движений при выполнении упражнений используется не всегда. Это объясняется тем, что для достижения ее требуется до-; бавочная затрата мышечных усилий, направленных на предельное растягивание мышц-антагонистов, а также тем, что в крайних точках амплитуды трудно плавно изменить направление движения.

Определенные ограничения амплитуды связаны с опасностью'! появления травм мышечно-связочного аппарата. Результативность двигательных актов зависит от максимальной амплитуды движений в подготовительных или основных фазах (например, замах при мета­нии копья). Для увеличения подвижности в суставах, совершенствова­ния эластических свойств мышц и связок применяются специальные упражнения «на гибкость», отличающиеся постепенным увеличением амплитуды движений.

Общая протяженность траектории перемещения тела не является обязательной характеристикой упражнений. В изометрических упраж-


нениях она отсутствует, в других — варьирует в широких пределах: от метра (например, в гимнастических упражнениях) до многих кило­метров (в беге на длинные дистанции, ходьбе).

Особое значение приобретает проблема экономичности техники движений. Один из путей решения этой проблемы состоит в нахож­дении оптимальной амплитуды движений и различных звеньев дви­гательного аппарата, которые по форме траектории криволинейны, что обусловлено естественными особенностями строения и функций органов движения человека. Общий путь перемещения тела нередко близок к прямолинейному (например, при ходьбе и беге), что требует согласования траекторий отдельных звеньев и общей траектории дви­жения тела.

Во время выполнения упражнений при переменах направления движения отдельных звеньев часто оправданна закругленная форма траектории (например, петлеобразное движение рукой при замахе и ударе по мячу в теннисе), поскольку это уменьшает нецелесообраз­ные затраты мышечных усилий на преодоление сил инерции движу­щихся звеньев тела. Когда необходимо обеспечить наибольшую ско­рость движения какому-либо звену на коротком отрезке пути (при уколах в фехтовании, прямых ударах в боксе), предпочтительна пря­молинейная форма траектории.

Существенную роль в технически правильном выполнении упраж­нений играет целесообразное управление движениями в пространстве. Решая задачи по обучению технике упражнений, предусматривают формирование умения точно регулировать движения в определенных пространственных параметрах наряду с совершенствованием «чувства пространства» («чувства расстояния» и «чувства высоты» в прыжках и метаниях, «чувства дистанции» в единоборствах, «чувства воды» в плавании, «чувства снега» в лыжных гонках).

Временные характеристики. В биомеханике движения характери­зуются во времени его моментами, длительностью и темпом (часто­той повторений или количеством движений в единицу времени). Эти характеристики относятся к измерению движений в мерах времени. Чтобы составить представление о том, как строится во времени техни­чески правильно выполняемое упражнение, важно иметь в виду и та­кие признаки движений, входящих в состав целостного двигательного действия, как своевременность их начала, изменения и завершения и согласованность по времени друг с другом. Это выражается в син­хронности одних моментов или фаз различных движений (тех, кото-


10-3149


146 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА


Глава 8. Средства физической культуры и спорта • 147


 


 


рые по условиям эффективности двигательного акта должны быт одновременными) и закономерной последовательности других которые должны следовать за предыдущими).

Это характеризует временную структуру упражнений — как они ор^ ганизованы (построены или развернуты) во времени. От степени свод! евременности и согласованности движений во времени в составе слож?Я ного двигательного действия зависит возможность его выполнения! и конечная эффективность, в том числе внешняя результативность.

Высокие требования к точности управления движениями во вре-:| мени предъявляются в быстротечных спортивных упражнения (спринтерский бег, прыжки, метания, скоростно-силовые тяжелоат-<| летические упражнения, скоростные действия в спортивных играх;'! единоборствах, прыжках на лыжах с трамплина). В них ошибка в долю! секунды подчас радикально меняет исход состязания. Совершенство-! вание «чувства времени» и формирование умения точно регулироватк! движения в пределах заданных временных параметров входит в числсй основных задач физического воспитания и образования.

Пространственно-временные характеристики в реальных проявле-' ниях неотделимы. Их соотношение выражается в величинах скорости:! и ускорения, придаваемых звеньям двигательного аппарата. Технику упражнений характеризует целесообразное сочетание и регулирование | скоростей движений в процессе двигательных действий.

Сложные действия редко совершаются с постоянной скоростью;
и ускорением. Одно из основных правил максимального внешнего |
проявления силы состоит в том, чтобы силы мышечных сокращений
были бы приложены в меньшее время на большем пути движения. Для Ц
технически правильно выполняемых упражнений не являются харак­
терными без необходимости резкие изменения скоростей. «

Немотивированное изменение скорости — признак технически Ц неправильно выполненного упражнения. В циклических упражне- | ниях (бег на длинные дистанции) особую роль играет умение точно > соблюдать заранее рассчитанный график передвижения, поддержи- | вать определенную скорость на каждом отрезке, что способствует; целесообразному распределению сил во времени, помогает отдалять утомление. В скоростных и скоростно-силовых упражнениях перво-1 степенное значение имеет мобилизация на предельные ускорения 1 в решающие моменты действия. Скорость и ускорения должны быть/! контролируемыми.


Динамические характеристики. Биомеханические силы, с исполь­зованием которых совершаются движения, принято подразделять на внутренние (силы активного сокращения — тяги мышц, силы упру­гого, эластического сопротивления растягиванию мышц и связок, ре­активные силы, возникающие при взаимодействии звеньев опорно-двигательного аппарата) и внешние (гравитационные силы, силы реакции опоры, силы трения, силы сопротивления внешней среды, инерционные силы перемещаемых предметов). Взаимодействие этих сил составляет силовую или динамическую структуру двигательных действий. Эффективность техники упражнения определяется тем, на­сколько рационально выполняющий его использует внутренние (соб­ственные) и внешние силы, обеспечивающие движения.

В биомеханике спорта установлены правила эффективного исполь­зования сил, способствующих достижению цели действия и умень­шению противодействующих сил (тормозящих, отклоняющих, дей­ствующих против направления движений). Совершенство техники у мастеров спорта объясняется тем, что доля активных мышечных на­пряжений в их действиях меньше, а доля умело используемых других сил (тяжести, инерции, реакции опоры) больше, чем у не владеющих техникой упражнений.

К использованию сил, содействующих достижению цели, при уменьшении сил, противодействующих этому, следует стремиться в процессе обучения технике упражнений. В итоге должна быть сфор­мирована оптимальная динамическая структура движений.

По ходу выполнения упражнения происходит передача с одного звена двигательного аппарата на другое. Это происходит тогда, когда движение в очередной фазе совершается не только в результате мы­шечных сокращений, но и благодаря переносу кинетической энергии с одного ранее двигавшегося звена на другое, это возможно при вы­ходе в упор в подъеме разгибом на брусьях, благодаря активному тор­можению движения ног, в целесообразном сопротивлении противо­положно направленным силам, например гравитационным силам при отталкивании в прыжках.

Происходит последовательное наращивание.усилий в решающей фазе действия (равнодействующая сил, приведенных в действие к ис­ходу этой фазы, должна совпадать с оптимальным направлением ре­зультирующего движения, например, при метании копья, толкании ядра, прыжке в длину или высоту).


148» ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА_____________




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1616; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.