Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы использования слова при обучении физическим упражнениям




Классификация и характеристика методов обучения

Требования к обучению учащихся средних профессиональных учебных учреждений

Специальные знания и двигательные действия как предметы обучения, воспитания и образования требуют от учителя владения определенны­ми способами преподавания, от обучаемого — способами учения. Как, вести обучаемых от незнания к знанию, от неумения к умению — одна | из стержневых задач конструктивной деятельности учителя. Методов, методик, методических приемов и способов воспитания и образова­ния много, но ни одни из них не являются универсальным. Знания позволяют правильно ориентироваться в их многообразии и отбирать > наиболее эффективные для решения учебных задач.

Метод (от греч. те(Ио(1$ — путь исследования, теория, учение) — это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; со­вокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. Способы передачи обучаемым знаний и умений, способы воздействия учителя на обучаемых, спо­собы работы самих обучаемых относятся к методам и методическим приемам.

Метод обучения это система действий учителя в процессе препо­давания, обучаемого — при усвоении учебного материала. Метод обу­чения реализуется с помощью методических приемов, входящих в со­став данного метода. Например, метод показа может осуществляться разными приемами: показом упражнения в профиль или анфас, по­казом в необходимом темпе или замедленно.

Методический прием это способ реализации метода в соответ­ствии с конкретной задачей обучения. Метод используется с помо-


Глава 9. Методы и методические приемы физического воспитания и образования 151

щью разнообразных методических приемов. Вне метода прием теряет свое значение. В конкретных условиях прием применяют как метод. При одном и том же методе реализация его может осуществляться разными приемами. Поэтому метод используется при решении задач на этапе обучения с любым контингентом занимающихся. Чем богаче запас методических приемов, тем шире диапазон применения метода. Методические приемы используются только в частных случаях.

Иногда бывает, что учитель неоправданно часто применяет какой-либо методический прием, что может придать этому приему внешние черты метода. Так бывает, когда на практических занятиях, например, по легкой атлетике, учитель чрезмерно увлечен свистком для управ­ления подопечными. Метод может приобрести внешние признаки приема у неопытного педагога. Например, при разучивании по частям он неумело использует подводящие упражнения. Это может привести к тому, что метод будет применяться в частных случаях педагогической практики.

Методических приемов много, но учитель на определенном этапе своей деятельности владеет только своими приемами, которые уста­ревают, видоизменяются, трансформируются или создаются новые. Часто различие в уровне преподавания объясняется именно разным объемом методических приемов, которым владеет педагог.

Обучение — процесс двусторонний: учитель учит, ученики учатся. Примененный учителем метод обучения (методический прием) — это не только способ преподавания, выполняющий информативную и управляющую функции (учитель объясняет, показывает, команду­ет), но и способ учения ученика (он слушает, наблюдает, выполняет упражнение). Ведущая роль учителя и ведомая ученика — взаимосвя­зана и взаимообусловлена.

Внешние признаки действия обучаемого, как правило, тождествен­ны требованиям учителя. Например, учитель объясняет и показывает упражнение, ученик стремится его выполнить. Однако в действиях обучаемого имеется скрытая деталь от взгляда наблюдателя — это про­цесс усвоения полученной им информации, степень познавательной активности, мотив, побуждающий к учению.

Эти психические процессы сложны для анализа, так как одно и то же наблюдаемое действие обучаемого может иметь разную качественную основу. Например, двое воспроизводят показанное учителем действие примерно с одинаковым эффектом. Один из них ориентируется на внешний образ увиденного упражнения, другой опирается и на срав­нительный анализ имеющихся у него знаний и двигательного опыта.


152 «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА_____________

То есть существует вариативность в усвоении учебного материала при| использовании одного и того же метода.

Специальную систему методов и методических приемов обучения,,1! иногда и форму организации занятий, созданную для изучения конЦ| кретного двигательного действия определенным составом занимаю"! шихся, принято называть методикой обучения. Например, методика! обучения плаванию способом брасс, методика обучения прыжкам; в высоту с разбега.

Целесообразность применения метода (методического приема) '| обеспечивается соблюдением следующих требований.

Научная обоснованность метода обеспечивается оздоровитель-1 ным, воспитательным и образовательным эффектами от занятий^ упражнениями.

Соответствие поставленной задаче обучения — отсутствие конкрет-1 ных задач занятия не позволяет правильно подобрать методы обуче-1 ния. К примеру, если поставлена задача — обучить учащихся плаванию I способом кроль на спине, то определить методы окажется невозмож- 1 ным, так как при общей формулировке можно в равной мере исполь-1 зовать и метод разучивания в целом, и метод разучивания по частям. I При задаче, например, обучить движению рук или ног при плавании | способом кроль на спине возникнет необходимость применения мето- | да разучивания по частям.

Обеспечение воспитывающего характера обучения — выбранный ме­тод должен обеспечить эффективность обучения, воспитание познава­тельной активности обучаемого. Недопустимы методы, сковывающие | инициативу ученика, требующие от него лишь механического воспро­изведения движений.

Соответствие принципам обучения — метод обучения обязан опи­раться на реализацию системы принципов. Недопустимо односторон­не толковать связь метода с отдельно взятым принципом. Например, неверно считать, если учитель использует метод показа, значит, он полностью реализует принцип наглядности. Как известно, этот прин- | цип реализуется через систему методов.

Соответствие специфике учебного материала — методы обучения одинаковы для всех видов упражнений. Однако каждое из них, в соот­ветствии со своими характеристиками и сложностью, требует специ- | фических способов обучения. При обучении, например, низкому старту в беге на 100 м не ограничиваются методами слова, так как ис­пользуется и метод показа; при освоении простых упражнений приме-


Глава 9. Методы и методические приемы физического воспитания и образования 153

няют метод разучивания в целом, при освоении сложных не обойтись без подводящих упражнений.

Соответствие индивидуальной и групповой подготовленности уча­щихся — учитываются возрастные закономерности восприятия учебно­го материала. Наиболее приемлем метод разучивания в целом, но с по­следовательным акцентированием внимания на отдельные элементы. К слабо подготовленному ученику надо применять метод разучивания по частям. При хорошей его общеобразовательной подготовке целе­сообразно использовать объяснение и беседу.

Соответствие индивидуальным особенностям и возможностям учи­теля — каждый обязан владеть методами обучения и воспитания в полном объеме. Однако он владеет привычными для него методами. Например, на занятии можно применить два разных метода, чтобы по­лучить одинаковый результат. Однако учителю разумнее использовать тот метод, которым он владеет лучше. Его возраст снижает физические возможности и приводит к перестройке педагогических умений (сле­довательно, и применяемых методов), позволяющих сохранить каче­ство преподавания при меньшей личной двигательной активности.

Соответствие условиям занятий — можно достичь оптимальной моторной плотности занятия при методе разучивания в целом. Если в спортиэном зале имеется две гимнастические перекладины, то, обу­чая юношей подъему разгибом, целесообразно применять подводящие упражнения, позволяющие фронтальным способом изучать основные его элементы. Учитель должен продумать и применение методов слова в зависимости от акустических свойств зала, размеров площадки.

Разнообразие методов — ни один из методов не может быть признан единственным и основным. Универсализация любого метода порож­дает недоверие к нему. Для достижения успеха в обучении применяют­ся разнообразные методы.

Следует помнить, что не существует плохих методов. Каждый метод по-своему хорош. Плохими их делают методически неподготовленные педагоги. То, что эффективно действует в одних педагогических си­туациях, может оказаться совершенно бесполезным, даже вредным — в других. В педагогической практике необходимо применять систему методов обучения. В ней должны максимально использоваться сильные стороны методов и нейтрализоваться слабые. Показ сочетается с объяс­нением, объяснение включает описание, указание. Методов, одинаково пригодных для всех обучаемых и для всех условий работы, не существу­ет. Универсальные методы ограничивают творческую инициативу учи­теля, не позволяют использовать ему потенциал учащихся.


154 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

Результативность метода — оценивается прочностью овладения 1 учебным материалом при одновременном содействии оздоровлению | и воспитанию учащихся.

Классификация методов обучения позволяет учителю оценить сходство и различия способов преподавания учебного материала и усвоение его обучаемыми, что необходимо знать при выборе методов для решения задачи. Методы раскрывают процесс обучения с различных сторон.

В педагогической практике следует различать: способы, отражаю­щие характер познавательной активности обучаемого в простом вос­произведении услышанного и увиденного; способы передачи учителем своих знаний и умений словом, показом и демонстрацией; способы получения обучаемыми знаний и умений прослушиванием, наблюде­нием и выполнением движений. В теории и практике физкультурно-спортивной деятельности распространение получил способ, который отражает специфику учебного материала, требующего от обучаемого знаний и практического овладения двигательными действиями.

Классификация методов по способу получения обучаемыми ин­формации подразумевает, что источником информации является учи­тель. Каждый из методов обучения обладает возможностями для раз­вития познавательной активности обучаемых, что зависит от умения учителя реализовать эти возможности.

По способу получения знаний и умений методы обучения делят­ся на практические методы, методы использования слова, методы наглядного восприятия. Эти группы методов обеспечивают ознаком­ление обучаемого с изучаемым действием с помощью анализаторных систем организма: ученик слушает, наблюдает, ощущает сам процесс движения. В работу вовлекаются сигнальные системы. При обучении действиям особое значение приобретают практические методы. Другие группы создают предпосылки, их реализация осуществляется при не­посредственном исполнении движений тем или иным способом.

Каждая группа методов представлена несколькими разновидно­стями, иногда неравноценными по частоте использования в педаго­гической деятельности. Без команды, объяснения, показа трудно себе представить любое занятие по физической культуре. Метод демон­страции применяется реже.


Глава 9. Методы и методические приемы физического воспитания и образования 155

Практические методы обучения основаны на активной двигатель­ной деятельности и разделяются на методы разучивания по частям и в целом и на методы игровой и соревновательный. Различия от­носительны. Два метода из разных групп могут совмещаться, так как одно и то же действие может одновременно осваиваться, например, методом разучивания по частям и соревновательным методом. Однако это не дает оснований для их отождествления.

Методы изучения упражнения характеризуются многократным вы­полнением действия (или его частей) при определенной форме движе­ний, величины нагрузки, ее нарастания, чередования с отдыхом. По­является возможность избирательно осваивать отдельные движения, последовательно формируя из них необходимые действия.

Методы этой группы дополняют друг друга, применяются в различ­ных условиях, которые определяют учебную задачу: групповую и пер­сональную характеристику обучаемых, этапы обучения, содержание учебного материала, длительность занятия, местные условия обуче­ния, наличие учебных средств (инвентарь, снаряды).

Метод разучивания но частям предусматривает первоначальное изучение отдельных частей действия с последующим соединением их в целое. Полноценная реализация этого метода зависит от понима­ния возможности и необходимости расчленения двигательного дей­ствия, а также от практического умения его осуществлять в соответ­ствии с задачей обучения.

Сложное действие не представляет собой механической суммы сла­гаемых его движений. Целое отличается от его отдельных элементов, между которыми устанавливаются определенные соотношения. Часть хотя и подавляется целым, участвует в целом. Понять целое действие можно через познание составляющих его движений и закономерности становления действия.

Расчленение является характерной чертой метода разучивания по частям, но само разучивание части не является самоцелью. Оно служит первоначальным этапом, облегчающим овладение целост­ным действием. Завершением является освоение действия в целом, без чего теряется смысл обучения. В конечном счете обучаемые должны воспринимать действие как единое целое от начала и до конца. В этой слитности исполнения не должно быть главных и вто­ростепенных элементов. Все в той или иной мере несет в себе залог общего успеха.


156 «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА_______________

Подводящие упражнения используются для облегчения усвоения целостного двигательного акта через предварительное решение серии частных образовательных задач. Это достигается тогда, когда такие | упражнения содержат сходные по структуре нервно-мышечных на­пряжений элементы целостного действия. Подводящие упражнения способствуют накоплению в центральной нервной системе следовых эффектов, простых временных связей, которые вследствие однород­ности и координационной общности с основным упражнением могут облегчить его освоение.

Создание системы подводящих упражнений достигается анализом намеченного для изучения действия, расчленением его и выделением главных элементов. Расчленение действия, количество подводящих упражнений, их очередность и длительность применения определяют­ся учителем применительно к задачам обучения, учитывающим под­готовленность обучаемых и сложность разучиваемого действия.

Подводящее упражнение должно иметь законченную форму и быть доступно обучаемым. Следует объяснить, а затем напоминать назна­чение каждого упражнения и периодически проверять их усвоение. Желательно, чтобы часть из этих упражнений можно было бы исполь­зовать в процессе самостоятельной работы.

В зависимости от структуры двигательного действия и задач обуче- -| ния подводящие упражнения можно представить: в форме вычленен­ной части целостного действия; целостного действия, но с вычленен­ными из него деталями. Часть действия представляется без каких-либо дополнительных движений. Следующая форма подводящего упражне­ния — это определенная часть изучаемого действия с дополнительны­ми движениями для придания ему законченной структуры.

Педагогические преимущества метода разучивания по частям за­ключаются в том, что они облегчают процесс усвоения действия, например, при выполнении упражнения на брусьях. К цели ученик подходит с постепенным накоплением запаса частных двигательных умений, из которых формируется нужное действие. Обучение позво­ляет концентрировать внимание на каждой детали, осознавать ее роль в целом двигательном акте, что ведет к более тщательному освоению | элементов и действия в целом. В результате укорачиваются сроки обу­чения, повышается общая культура движений.

Разучивание по частям делает процесс обучения на каждом занятии более конкретным, следовательно, и мотивированным, так как успехи | в овладении одним элементом приносят удовлетворение.


Глава 9. Методы и методические приемы физического воспитания и образования 157

От разнообразия подводящих упражнений занятие более эффек­тивно, а процесс обучения интересен. Большой запас двигательных умений, создаваемый разучиванием частей, позволяет успешнее ре­шать задачу обогащения двигательного опыта обучаемых. Примене­ние метода разучивания по частям содействует сравнительно быстро­му восстановлению утраченных навыков. Метод важен при изучении сложно-координационных действий и при необходимости для воздей­ствия на отдельные суставы и мышечные группы. Он помогает твор­чески подходить к анализу изучаемых действий, позволяет восприни­мать действие в его внешней форме.

Метод разучивания в целом применяется на всех этапах обучения, предусматривает изучение действия в том виде, в каком оно предстоит как конечная задача обучения. При выполнении простых упражнений и высоком уровне подготовленности обучаемых отпадает необходи­мость в подводящих упражнениях.

Если на первом этапе применялось расчленение действия, то на за­ключительном — обязательно целостное исполнение, без него невоз­можно совершенствование техники упражнения. Разучивание в целом незаменимо при опробовании действия. Некоторые действия при хо­рошей подготовленности учеников оказываются простыми, и разучи­вание по частям педагогически неоправданно. Разучивание в целом используется и в тех случаях, когда учитель не может расчленять дей­ствие и создавать системы подводящих упражнений.

Метод принудительного облегчающего разучивания является вари­антом метода разучивания в целом, но с использованием технических устройств, обеспечивающих возможность воспроизведения изучае­мого упражнения (его элемента) в искусственно созданных условиях. Учащийся выполняет упражнение с теми характеристиками параме­тров, которые присущи данному двигательному действию на уровне запланированного результата.

Метод исключает необходимость переучивания двигательного на­выка с повышением уровня физической подготовленности обучающе­гося (это достигается за счет упорядочения мышечной координации и ритмически скоростной основы двигательного действия).

Тренажерные устройства создаются для отдельного вида двигатель­ного действия, например при обучении спринтерскому бегу, отработке техники поворотов в плавании, освоении сложных вращений в гимна­стике, метании диска и толкании ядра. Компьютерные устройства ис­пользуются, как правило, при обучении высококвалифицированных


158 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА


Глава 9. Методы и методические приемы физического воспитания и образования 159


 


спортсменов. В условиях массового обучения используются простые '\
устройства. Л

Методы начального выполнения упражнения допускают свободный выбор действий обучаемых для решения поставленной задачи. Они'! используются на этапе совершенствования, когда учащиеся обладают | достаточным объемом знаний и умений. Методы этой группы облада- I ют различными признаками, но имеют и сходство. При их использова­нии присутствует элемент соперничества, стремление к утверждению, превосходства в том или ином действии.

Игровой метод обладает многими признаками, характерными для игр в физкультурно-спортивной деятельности. Игра является средством физического воспитания, эффективным методом обуче­ния. Важным направлением игры считается теория моделирования, в соответствии с которой она рассматривается как своеобразная мо­дель элементов реальной жизни, воспроизводящая практическое по- | ведение в границах заранее определенных условностей.

Игра выполняет следующие функции: подготовительную (совер­шенствование физических и духовных сил человека, воспитание со- | циальной активности и творчества), развлекательную (использование свободного времени); формирования отношений между учениками, | между учениками и образовательной средой.

Основу содержания игры в физкультурно-спортивной деятельности составляют действия, способствующие совершенствованию личности. | Различия между играми, гимнастикой, спортом, туризмом следует признать условными. Игру рассматривают как систему конкретных действий, выполняемых в рамках определенных правил, как метод, которым можно решать педагогические задачи вне зависимости от ха­рактера упражнений.

Игра как метод реализуется через общепринятые действия. Поня­тие игрового метода гораздо шире по средствам и формам реализации, чем официальные игры. Например, игровым методом можно прове­сти занятие на тему «Обязанности руководителя спортивным залом учебного учреждения», «Строим баскетбольную площадку». Наиболее характерные признаки игрового метода — это ярко выраженное сопер­ничество и эмоциональность.

В игре изменчивы условия ведения борьбы, условия выполнения действий. Участники должны владеть способами решения возникаю­щих задач, а сформированные у них навыки отличаться гибкостью, приспособляемостью к изменяющимся условиям. Игра предъявляет высокие требования к творческой инициативе в действиях. Вариатив-


ность игровых ситуаций требует самостоятельности в выборе наиболее результативных упражнений.

В игровом методе отсутствуют строгие требования в действиях и нагрузке. В пределах официальных или условных правил обучаемые могут использовать действия, которые, по их мнению, наиболее эф­фективны. Нагрузка зависит от активности участника, выполняемой в игре функции и определенных условий (длительности использова­ния метода, числа участников, содержания игры). Степень требований повышается в тех случаях, когда игровой метод применяется для изу­чения новых действий. Этим методом можно изучить один из элемен­тов упражнения.

Для достижения успеха в игре участнику приходится использовать комплекс действий (бег, прыжки, метания) в различных сочетаниях. Это обеспечивает комплексное воздействие на организм участников. Во многих случаях взаимоотношения между участниками осуществля­ются через какие-либо спортивные снаряды, например мячи.

Для игрового метода характерно наличие всех или большинства перечисленных признаков. Этот метод создает возможности для ком­плексного развития двигательных навыков и качеств, совершенство­вания координации, умения решать внезапно возникающие задачи, незамедлительно входить в нужный темп работы. Метод имеет и сла­бую сторону: ограничена возможность для формирования нового, осо­бенно сложного двигательного навыка.

Соревновательный метод обладает многими признаками, характер­ными для состязания, применяется при любой форме организации за­нятий. Много общего у него с игровым методом. Однако между ними существует и различие. Обучение при игровом методе имеет сюжет­ное содержание, в соревновательном — нет. Если совершенствование передвижения по гимнастическому бревну имеет сюжетное содержа­ние в виде переправы через речку, следовательно, применен игровой метод. Если упражнение не имеет сюжетной окраски, полностью под­чинено задаче совершенствования техники действия, быстроте пере­движения, значит, применен соревновательный метод.

Различие не снимает соревновательного элемента в игровом мето­де, он подчинен сюжетному содержанию упражнения. Если содержа­нием игрового метода является какая-либо подвижная или спортив­ная игра и по ней проводится соревнование, то различия между двумя методами исчезают. Признаками соревновательного метода являются:

1) подчинение деятельности задаче победить в действии в соот­ветствии с установленными правилами; задача является факто-


160 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

ром стимуляции активности и творчества участников, мерилом!
оценки и сопоставления их подготовленности; я

2) максимальное проявление физических и психических сил!
в борьбе за первенство, высокие спортивные достижения; созЦ'1
даются условия для раскрытия функциональных возможностей'!
организма; '

3) ограниченные возможности в управлении учениками, в
лировании нагрузки, что требует большой самостоятельности*
в решении возникающих по ходу выполнения задач.

Соревновательный метод эффективен при совершенствовании, его I не используют при первоначальном разучивании упражнений, так как;; для этого требуется высокий уровень развития физических качеств. Для его применения требуется развитая психическая устойчивость! к победам и неудачам. Метод дает педагогический эффект при усло-вии разносторонней подготовки обучаемых, с его помощью можно по-1 вышать достигнутый уровень подготовленности.

Методами использования слова учитель осуществляет функции, на-1 правленные на конструктивную и организаторскую деятельность, { на установление взаимоотношения с учениками. Слово активизирует $ процесс обучения, так как соответствует формированию полных и от­четливых представлений, помогает осмыслить, активнее воспринять учебную задачу.

Через слово обучаемый получает новые знания, понятия и их тер­минологическое определение, что во многом определяет его отноше­ние к физическому воспитанию в целом, к изучаемому упражнению I в частности. С помощью слова учитель анализирует и оценивает ре- I зультаты освоения учебного материала, способствует развитию само-;| оценки, руководит обучением.

Учитель имеет возможность использовать смысловую функцию слова для изложения материала, а также эмоциональную функцию, Ц позволяющую воздействовать на чувства обучаемого. Для осущест-: вления смысловой функции слова речь учителя должна быть точной*: и понятной.

Смысловое содержание слова должно соответствовать особенно- | стям и задачам обучения. Перед изучением нового упражнения ис-


Глава 9. Методы и методические приемы физического воспитания и образования 161

пользуется объяснение, после изучения основы техники — описание деталей. Словом необходимо подчеркивать эффективность изучаемо­го действия. Например, барьерным бегом можно овладевать произ­вольным способом. При разучивании преодоления барьера с трудом осваивается сложная координация движений, что вызывает нежелание выполнять упражнение. Доходчивое объяснение преимуществ изучае­мого способа снимает отрицательное отношение к нему.

Слово должно помогать выявлению взаимосвязи между отдель­ными движениями. При использовании подводящих упражнений, которые менее эмоциональны, требуется ясное понимание связи их с основным действием. Большое значение придается слову учителя в понимании учениками основы техники упражнения, в понимании момента приложения главных усилий. Часто используют инструкти­рование — подсказки в виде отдельных слов («руки!», «плечо!»). Слово должно быть образным, что повышает его наглядность и доходчивость для учащихся.

Объяснять ученикам движения, выполняемые ими автоматически, нецелесообразно (за исключением тех случаев, когда требуются ис­правления). Учитель обращает внимание на правильно выполненные движения, ученики во время исполнения будут думать о них, иначе может наступить деавтоматизация движений.

Смысловая функция слова лежит в основе правильного решения проблемы терминологии в физической культуре и спорте. Она дает словесные обозначения предметам и явлениям, что позволяет уча­щимся различать знакомые понятия, учителю уточнять объяснения общепринятыми словами-терминами. В итоге между ними возникает взаимопонимание на основе кратких, но емких по смыслу слов.

В терминологии отражается история развития физической куль­туры и спорта. Из истории известны гимнастические, боксерские, игровые и другие школы, в которых сформировалась соответствующая терминология. В гимнастике присутствует много чешских и шведских терминов; в футболе, теннисе, боксе — английских; в фехтовании — французских. Переводы иностранных терминов на русский язык часто противоречат его нормам.

Правильность употребления термина обусловлена знанием не­которых общих требований к ним. Термин должен быть показатель­ным, отражать ослову техники упражнения. Он приобретает только ему свойственное содержание. Показательность термина достигается отражением в названии упражнения структуры действия, например, прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание»; реже — образ-


4-3149


162 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА


Глава 9. Методы и методические приемы физического воспитания и образования 163


 


ным словом, отражающим общее впечатление о действии: «ножни-<| цы» — для прыжка со сменой ног..

Термин должен быть, точным, выполнение этого требования по­зволит исчерпывающе отразить характер упражнения, не возникнет' потребности в ином названии или в дополнительном объяснении,! Точность термина — это реализация основного смысла терминологии:, сделать язык учителя и обучаемого кратким и понятным.

Терминология становится языком обучения, если употребляемые слова-термины доступны пониманию учащихся. Термины становятся понятными при использовании слов общепринятого литературного | языка (например, «соскок прогнувшись»), соответствии их правилам словообразования в русском языке (например, «многоскоки»), упо­треблении иностранных слов, которые получили широкое распростра­нение (например, «арбитр», «баскетбол»), сведении до минимума упо­требление узкопрофессиональных слов (например, «задняя нога»).

Термин должен быть кратким. Если нарушается это требование, то он превращается в описание, следовательно, теряет свое назначе­ние. Краткость достигается подбором наиболее емкого слова, опуска­нием общепринятых деталей. Этим терминологический язык сближа­ется с языком командным.

Эмоциональность речи усиливает значение слов и помогает понять их смысл. Она показывает отношение учителя к предмету изучения, к учащимся, что стимулирует их интерес, уверенность в своем успехе, желание преодолеть трудности. Эмоциональность достигается смыс­ловым содержанием, правильным логическим и грамматическим по-; стрбением фраз, образностью, отчетливостью произношения, интона­цией, умеренной мимикой и жестикуляцией.

Использование общепедагогических методов в процессе физиче­ской культуры и спорта отличается содержанием и некоторыми осо­бенностями методики применения.

Рассказ — повествовательная форма изложения применяется учи­телем при организации игровой деятельности учащихся.

Описание — способ создания представления о действии. При описа­нии дается перечень характерных признаков действия, что надо де­лать, но не указывается, почему надо так делать. Оно используется при создании первоначального представления или при изучении простых действий, когда учащиеся могут использовать свои знания и двига­тельный опыт.

Объяснение — способ развития сознательного отношения к действи­ям, так как вскрывает основу техники, отвечает на главный вопрос: «Почему?»


Беседа повышает активность, развивает умение высказывать свои мысли, оценивать проделанную работу. Беседа протекает в виде во­просов и ответов или в виде свободного выяснения взглядов.

Разбор отличается от беседы тем, что проводится после выполнения задания (например, игры). Разбор может быть односторонним, когда его проводит только учитель, или двусторонним — в виде беседы с уча­щимися, что позволяет решать воспитательные и образовательные за­дачи более эффективно.

Задание предусматривает постановку задачи перед занятием или частных задач по его ходу. Оно характеризуется тем, что учитель объясняет способы выполнения задачи, учащиеся выполняют требуе­мое. Задание в ходе занятия является сложным для учащихся, так как они получают от учителя формулировку задачи, а способы ее решения вынуждены искать самостоятельно.

Указание (или распоряжение) отличается краткостью и требует безоговорочного исполнения. Внимание учащихся акцентируется на необходимости выполнения задачи, одновременно повышается уверенность в возможности ее выполнения. Через указания учащиеся получают точную ориентацию в способах решения задачи, в приемах исправления ошибки, но без обоснования.

Оценка — результат анализа выполнения действия. Критерии оценки зависят от задач учебного процесса. Оценка имеет свои разновидности:

• сравнение со стандартной техникой исполнения применяется на
начальных этапах обучения, когда возможности обучаемых огра­
ничены подражанием образцу; по мере накопления опыта и зна­
ний отклонения от заданного образца могут быть индивидуаль­
ными проявлениями, а не ошибками;

• сравнение с техникой исполнения другого обучаемого своеобраз­
ная конкурсная оценка; призвана стимулировать интерес ученика
к упражнению, систематическим занятиям, но не может служить
показателем качества исполнения;

• определение результативности действия сопоставление техники
исполнения с достигнутыми результатами; применимо для хоро­
шо подготовленного, умеющего критически оценивать свои дей­
ствия ученика.

Категории оценки выражаются в замечаниях учителя, отражающих его одобрение или неодобрение: «хорошо», «правильно», «так», «пло­хо», «неправильно», «не так», а также в форме инструктивных указа­ний: «выше ноги», «не сгибать руки».


164 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА


Глава 9. Методы и методические приемы физического воспитания и образования 165


 


Односложные замечания мотивируются учителем. Одобрение само! по себе имеет положительное значение, так как подтверждает пра-д вильность действий ученика. Пояснение заслуживает похвалы, она! будет иметь большое значение, не только для ученика, выполнившего! упражнение, но и для других, наблюдавших за ним. Неодобрение илй отрицательная оценка обязательно сопровождается мотивировкой с указанием, что выполнено неправильно, какова причина этого и что на-* до делать для исправления ошибки.

Оценка учителя обязана быть средством воспитания в ученике! уверенности в своих силах. Оцениваться должны успехи или неудачщ в освоении учебного материала, отношение к работе, но не личност^Ц обучаемого.

Команда — специфический и наиболее распространенный методЦ использования слова в физкультурно-спортивной деятельности. Ко­манда имеет форму приказа к немедленному исполнению действия,| к его окончанию или к изменению темпа движений. Применяются! специальные судейские реплики, стартовые команды.

С детьми дошкольного возраста команда не применяется, с детьми^ младшего школьного возраста — ограниченно. На эффективность ко-/ манды влияют: умение правильно и с необходимыми ударениями про,о| износить слова, развитое чувство ритма речи и движений обучаемых» ] способность изменять силу и тон голоса, красивая осанка и умеренна жестикуляция, высокий уровень дисциплинированности.

Подсчет — задает ученикам необходимый темп выполне-ния движений. Он осуществляется голосом с применением счета («раз-два-три-четыре!»), счетом в сочетании с односложными ука-| заниями («раз-два-вдох-выдох!»), односложными указаниями («вдох-] вдох-выдох-выдох!»), различными сочетаниями счета, постукивания, похлопывания. Подсчет необходим в отдельных случаях.

Приучить учащихся работать только под задаваемый темп — значит?! лишить их возможности самостоятельно ориентироваться во време-:?< ни, научиться сохранять заданный темп. Им надо создавать условия для работы в естественном для них темпе, так как задаваемый теми может быть недоступен. Подсчет используется для того, чтобы научить^ отличать один темп от другого, видоизменять темп по ходу работы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 3530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.091 сек.