Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мысли или сознанности




Дано родовое понятие “охота”, к которому нужно подобрать входящее в него видовое. Сначала “охота” порождает по ассоциативным связям множество различных представлений, поставленная задача детерминирует мыслительный процесс, и в тот момент, когда подходящее слово (например, “ружье”) найдено, чувственная представленность предметов, явлений, событий уходит из поля сознания.

Означает ли это, что испытуемый не представляет ничего и его сознание “пусто”? Нет, сознается отношение между двумя - данным и искомым - представлениями с чувством очевидности найденного ответа. То же отвлечение от наглядного облика вещей происходит при понимании смысла пословиц, поговорок, высказываний.

К классу мыслей, “сознанностей” существенного содержания решаемой задачи, ее условий и требований относятся различные психические переживания (иногда их называли интеллектуальными чувствами): не только чувства уверенности в правильном ответе, но и самого вопроса (задачи), сомнения и т.д. Эти факты позволили сделать вывод о том, что по своему содержанию мышление - это осознание (“усмотрение”) отношений, не зависимое от чувственных, наглядных представлений Þ без о бразное мышление (в акте решения задачи субъект раскрывает не наглядное, но действенное ее содержание, когда понимание смысла произошло, оно может быть выражено в наглядном образе).

Определение мышления как самостоятельного психического процесса позволяет выделить общие характеристики телеологического подхода к его изучению:

1. Специфика мышления состоит во внутренней направленности субъекта на достижение цели, в поиске ответа на поставленный вопрос, в решении задач.

2. Эта активность мыслительного процесса (в противовес реактивности) придает психическому опыту субъекта особое качество - его сознавание, поиск существенного (а не наглядно воспринимаемого) в условиях решаемой задачи.

3. Мыслительный акт есть выделение, осознание отношения чувственных элементов структуры задачи, а не отражение и сочетание их самих, отделенными друг от друга.

После определения специфики мыслительного процесса был поставлен вопрос о механизмах его функционирования, о психологической структуре процесса решения задачи.

Объяснение психологических механизмов мыслительного процесса.

Эту проблему разрабатывал Отто Зельц.

Если мышление - это акт осознания (усмотрения) отношений, то для объяснения его нужно представить развернутым действием по решению задачи. Прежде всего, нужно описать его структуру - такой, какой она выступает для субъекта.

S (situation) - это ситуация, условия задачи, предсталяемые испытуемому (например, заданное слово).

P (purpose) - требование, цель, которую ему нужно достичь (например, искомое слово, связанное с S родо-видовыми отношениями),

m (mean) - средство ее достижения (осознание названных отношений между S и Р).

Связь m-Р, т.е. отношение средства к цели содержится в прошлом опыте субъекта, хотя актуально результат Р еще не найден. Более того, в данном случае средство m так или иначе уже задано в формулировке вопроса, рассчитанного на репродуктивный ответ. Поэтому решающий переход S-m не требует особой проницательности, но предполагает осознание m как существенного отношения между чувственными представлениями S и Р. Очевидно, что для правильного решения задачи все ее элементы должны выступать для субъекта единым комплексом. “Теория комплексов - так назвал Зельц свое объяснение психологических механизмов решения репродуктивных задач.

Описывая решение задачи и его средства, Зельц вводит три функционально близких понятия:

- специфическая реакция, т.е. объективно необходимый ответ, адекватный поставленной цели в заданной ситуации;

- операция, способ выделения такого ответа;

- метод, т.е. операция, сознаваемая и используемая субъектом как средство решения задачи.

Каким же методом решаются задачи согласно “теории колмплексов”?

Психологическая структура решаемой задачи представляет собой “схематически антиципирующий комплекс”. Схема комплекса располагает элементы задачи в иерархию по двум уровням: чувственных представлений (S и Р) и их отношений, сознанностей (m). Основа решения задачи - прошлый опыт субъекта, содержащий такого рода схемы понимания существенных отношений между предметами. В процессе решения задача выступает для субъекта как незавершенная комплексная структура. Еще не найденный результат Р по схеме комплекса антиципируется, предвосхищается субъектом - через осознание (усмотрение) им отношения m. Сознаваемая олперация восполнения комплекса, т.е. нахождение Р и становится для субъекта методом решения задачи. Объясняется же решение готовностью субъекта к актуализации заданного отношения m - центральной части комплекса, т.е. к переходу этого отношения из прошлого опыта в актуальный.

Теория Зельца стала фактически первым объяснением психологических механизмов мышления с выделением его специфики. Поскольку в операциональном плане мышление выступало как процесс решения простых репродуктивных задач (которые остались единственным экспериментальным материалом в Вюрцбургской школе), приложение теории комплексов к другим задачам - более сложным и даже творческим - требовало специальной разработки.

Мысли (сознанности) m     m
S? чувственные представления S P

Антиципация результата и восполнение комплекса (по Зельцу)

 

Значение телеологического подхода. Телеологическое определение мышления позволяет анализировать взаимодействие субъекта с познаваемым объектом, с задачей. С одной стороны, этот объект имеет собственную структуру, которая включает условия, требования задачи и предполагает возможность закономерного перехода от первых ко вторым. Если связь условий и требований задачи достаточно определена (тем более, однозначна), то ее структура детерминирует внутреннюю активность субъекта в процессе решения. С другой стороны, в этом процессе задача обретает для субъекта психологическую структуру, в которой заданное требование становится внутренней целью, а условия - материалом для поиска средств ее достижения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.