Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процесс моделирования в системе подготовки спортсменов высших разрядов




Моделирование — это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения, который называется моделью. Моделирование в спорте обусловлено следующими группами причин: объективным исследованием объек­та, его возможностей, что требует длительного времени; увеличением познавательных возможностей спортивной науки.

На практике сложились следующие классификации моделей:

• физически-вещественные;

• вещественно-математические;

• логико-математические.

К первому типу относятся модели, имеющие физическую, хими­ческую или биологическую природу, они сохраняют геометрическое подобие оригиналу и отличаются от него лишь размерами, скоростью течения исследуемых явлений или материалом. Например, полет пры­гуна на лыжах с трамплина проверяется его уменьшенной моделью в аэродинамической трубе, В гимнастике, используя «шарнирные» мо­дели, исследуют параметры техники спортсмена, прогнозируя новые элементы и связки.

Ко второму типу относятся модели, допускающие математическое описание, одинаковое с оригиналом. Такая степень абстракции по­зволяет отнести к данному типу в спорте модельные характеристики «идеального» спортсмена; моделирование соревновательных условий на тренировках («приучение к условиям боя»); новые схемы планиро­вания учебно-тренировочного процесса.

К третьему типу относятся абстрактные модели, сконструиро­ванные из знаков, в которых важны логические и математические свойства, проводимые с помощью компьютерного программного обеспечения. В спорте к данному типу относятся корреляционные, регрессионные и факторные модели. Исследуются рост спортивных результатов с количественными параметрами фиксации; уровень тренированности; структура физических качеств и технического ма­стерства спортсмена; взаимосвязь всех сторон подготовленности спортсмена к ответственным соревнованиям; степень надежности его соревновательной деятельности; взаимосвязь всех сторон системы подготовки спортсменов в стране.


Глава 11. Общая характеристика теоретических основ спорта • 207

Моделирование в спорте решается на следующих уровнях:

1) спортсмен — характеристики мастерства, прогнозирование
результатов;

2) система спортивной тренировки и спортивной подготовки;

3) система развития спорта в стране;

4) система развития международного и олимпийского спорта.

Молельные характеристики как идеальные характеристики со­стояния спортсмена отражают результаты, соответствующие высшим мировым достижениям. Они могут быть консервативными (не под­дающимися тренировке) и неконсервативными (изменяющимися под влиянием тренировки); компенсируемыми и некомпенсируемыми.

Каждый тренер мысленно представляет себе будущего чемпиона. Эти модели зависят от знаний, опыта и интуиции тренера и не могут быть оптимальными или служить образцом для всех. Все, кто имеет от­ношение к спорту, разрабатывают так называемые модели сильнейших спортсменов. Построение модели в конкретных видах спорта невоз­можно, так как еще не полностью известны закономерности развития отдельных сторон систем организма и мастерства спортсмена.

На соревнованиях некоторые спортсмены показывают высокие результаты, в то время как отдельные их характеристики (например, рост, вес, частота пульса при стандартной нагрузке) не укладывают­ся в диапазоны модели. Тенденции развития спорта свидетельствуют о постоянном сокращении таких возможностей, так как отдельные спортсмены для улучшения своего результата используют фармаколо­гические средства.

Теоретические предпосылки построения модели включают сле­дующие компоненты: модель соревнований; соревновательную дея­тельность; модель мастерства (специальная физическая, техническая и тактическая подготовленность); модель спортивных возможностей, включающую функциональную и психическую подготовленность, морфологические особенности, возраст и спортивный стаж.

В процессе соревнований можно определить отдельные недостатки в соревновательной деятельности спортсмена (первый уровень). При­чины их выявляются при рассмотрении компонентов второго уровня модели — специальной физической, технической и тактической под­готовленности, а окончательно устанавливаются после анализа функ­циональных, психических и морфологических возможностей спор­тсмена, его возраста и спортивного стажа (третий уровень).

Соревновательная деятельность спортсменов разных видов спорта имеет существенные различия. В некоторых видах спорта выделяются


208 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА___________

общие характеристики распределения сил спортсменов во время со­ревнования: забег, поединок, игра. С их помощью оцениваются физиче­ская, техническая, тактическая подготовленность спортсмена, его пси­хическая устойчивость, в циклических видах спорта — распределение скорости прохождения дистанции.

В скоростно-силовых видах спорта распределение сил спортсмена во время соревнования не играет существенной роли. Рекордное до­стижение в последней попытке не менее весомо, чем в первой. Счи­тается, что высокий результат, показанный в первой попытке, создает спортсмену определенное психологическое преимущество. Часто для победы на международных соревнованиях решающей была именно последняя попытка.

В видах спорта, связанных с искусством движений (гимнастика, прыжки в воду), показателем правильного распределения сил спорт­смена высокой квалификации во время соревнования является ста­бильность результатов.

В единоборствах и в спортивных играх необходимое распределение результативных атакующих и защитных действий по периодам, раун­дам, играм должно найти отражение в модели спортсмена. Например, атакующие действия у борцов высокого класса при утомлении к ше­стой минуте поединка уже менее эффективны.

Много общего можно обнаружить при определении «модели со­ревнования» в единоборствах и спортивных играх. Поведение спорт­сменов характеризуется активностью, эффективностью, объемом и разнообразием технико-тактических действий. Это наблюдается в вольной борьбе и баскетболе. Активность борца в схватке — это от­ношение количества реальных попыток провести прием ко времени схватки, а баскетболиста — отношение реальных атакующих или за­щитных действий (бросков по корзине, эффективных передач, пере­хватов) ко времени нахождения на площадке.

Важная характеристика соревновательной деятельности спортсме­нов в единоборствах и спортивных играх — эффективность технико-тактических действий. В борьбе наиболее эффективной считается такая техника выполнения приема, которая чаще оценивается судья­ми. В баскетболе коэффициент эффективности технико-тактических действий определяется аналогично. Установлено, что на соревновании борцы, если они проводят до пяти схваток, применяют от 10 до 15 вари­антов оцениваемых технических действий. В баскетболе нападающий должен хорошо владеть тремя-четырьмя «коронными» приемами ата­ки корзины. В женской спортивной гимнастике такими показателями


Глава 11. Общая характеристика теоретических основ спорта • 209

могут быть: количество элементов группы сверхсложных элементов на брусьях, в вольных упражнениях и на бревне, в прыжках.

Основные характеристики соревновательной деятельности спорт­сменов оговариваются в официальных правилах соревнований. Глав­ная трудность — своевременно выявить тенденции развития для спор­та, например, в художественной гимнастике, синхронном плавании.

Сложно разработать «модели соревнований» в скоростно-силовых ациклических видах спорта. Для этого необходима точная измери­тельная аппаратура, с помощью которой можно устанавливать опти­мальные границы показателей, определяющих достижение высоких спортивных результатов, например угол и скорость вылета снаряда в легкоатлетических метаниях. В соревновательной обстановке надо уметь оценивать скорость финальной части разбега (поворотов в ме­тании диска и молота), положение тела спортсмена в финальной части движения.

Контрольные задания

1. Раскройте содержание теории спорта как научной и учебной
дисциплины.

2. Назовите цели применения классификации видов спорта.

3. Дайте определение физическому качеству, например: ловкости,
координации или выносливости.

4. Объясните, от каких условий зависит физическое состояние ор­
ганизма обучаемых.

5; Составьте модельную характеристику прыгуна в высоту.


ГЛАВА



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 4063; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.