Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Повышения спортивной квалификации




Физическая подготовка - основа

Спортивная тренировка как педагогический процесс обучения и вос­питания спортсменов включает в себя физическую, техническую, тактическую, психологическую, теоретическую и интегральную

подготовку.

Физическая подготовка направлена на всестороннее развитие физи­ческих качеств и является базой для совершенствования техники, по­вышения функциональных возможностей, укрепления здоровья. Она делится на общую и специальную.

Общая физическая подготовка (ОФП) создает необходимую основу для овладения упражнениями, способствует развитию двигательных способностей, повышению общей работоспособности. ОФП для мно­гих видов спорта практически одинакова, создает необходимую базу -пя овладения техникой выполнения упражнений, содействует разви­тию качеств, необходимых спортсмену в соответствии с его подготов­ленностью и способностями.

Специальная физическая подготовка (СФП) - основа поддержания спортивной формы, быстрого овладения в совершенстве техникой упражнений вида спорта, достижения высокого уровня функциональ­ных возможностей спортсмена и способности переносить большие тренировочные и соревновательные нагрузки. Средствами специ­альной физической подготовки являются упражнения «своего» вида спорта, сходные по структуре с соревновательными действиями.


244 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА


Глава 14. Учебно-тренировочные занятия как психолого-педагогический процесс • 245


 


В процессе физической подготовки развиваются следующие ческие качества: выносливость, сила, быстрота, ловкость и гибк«

Выносливость необходима спортсменам дня сохранения ра(собности в течение длительного времени. Различают общую и сш альную выносливость.

Общая выносливость — это способность выполнять работу ^ высокой интенсивности значительное время, успешно спра] с утомлением.

Специальная выносливость (силовая, скоростная, статическая. динационная) — это качество, необходимое для проявления ра«способности в соответствии с нагрузками, испытываемыми спо] нами в различных видах спорта.

Силовая выносливость позволяет выдерживать значительные ловые напряжения; скоростная — длительное время поддерживать сокий темп движений; статическая — выполнять упражнения в стат ческом режиме работы; координационная проделывать многократ сложные по технике комбинации.

Выносливость проявляется в развитии устойчивости к утомле] и связана с функциональными изменениями в организме. Утомле] может быть умственным, сенсорным (при напряженной функции лизаторов), эмоциональным и физическим. В состоянии утомлен^ ухудшаются точность движений, время реакции и другие показах^ ли. Для успешного развития выносливости необходимо увеличиват аэробные и анаэробные возможности организма.

Аэробные возможности (достаточное обеспечение организма лородом) необходимы для выполнения работы и более эффективна^ го восстановления после нее. Характеризуются уровнем максимата ного потребления кислорода (МПК) и предельным временем рг на этом уровне.

Анаэробные возможности определяются величиной максимально! кислородной задолженности. Спортсмен может выполнять работу н* только в условиях достаточного снабжения кислородом, но и при дефиците (в условиях кислородного голодания тканей). Мышечная1, деятельность требует необходимого количества энергии, которая об­разуется благодаря распаду аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ). Анаэробные реакции связаны с увеличением молочной кислоты в кро­ви и ростом кислородного долга, по величине которого можно опреде­лить анаэробную производительность.

Между аэробными и анаэробными компонентами работоспособ­ности человека существует тесная взаимосвязь, и часто эти процессы


в разных видах спорта дополняют друг друга. Например, они сочета­ются в гимнастике, спортивных играх или в кроссах, когда медленные упражнения чередуются с быстрыми, гладкий бег — с резкими рывка­ми, ускорениями.

Аэробные и анаэробные возможности совершенствуются много­кратным выполнением упражнений различной мощности и продолжи­тельности. Средства развития общей выносливости — бег, спортивная ходьба, лыжные гонки, плавание; специальной выносливости — вы­полнение гимнастических комбинаций в целом, многократное подни­мание тяжелоатлетической штанги, нанесение уколов и ударов в фех­товании и боксе.

Внимание необходимо акцентировать на ЧСС. Критерием трени­рованности считается состояние, когда ЧСС достигает 150—180 уд,/ мин. Известны примеры, когда в процессе тренировки выдающихся бегунов, пловцов, хоккеистов ЧСС достигает 180—200 уд./мин. В этих случаях для более объективного изучения функционального состояния организма необходимо провести биохимический анализ крови, другие исследования. Можно предположить, что будущее в спорте принадле­жит совершенствованию анаэробных механизмов энергообеспечения.

Методом развития общей выносливости является длительное не­прерывное выполнение упражнений большой и умеренной мощности с интенсивностью работы на уровне критической, выполняемой в аэроб­ных условиях. На практике применяются следующие методы: равно­мерный (продолжительное передвижение с постепенным увеличением работы), повторный (с произвольным отдыхом между повторением упражнений); переменный (с ритмичным и аритмичным чередовани­ем нагрузок); интервальный (многократное выполнение определенных заданий, проплывание 50-метровых отрезков, бег на 100 м, выполне­ние комбинаций в целом в гимнастике).

Специальная выносливость совершенствуется также, но с более интенсивной нагрузкой: сокращением пауз отдыха, увеличением ско­рости на отрезках; применением отягощений; включением в занятия элементов соревнований,

Сила — физическое качество, необходимое для спортсмена. Во всех видах спорта развитию силы уделяют большое внимание. Сила про­является в динамическом (связанным с движением) и статическом (неподвижном) режимах. По величине усилий сила может быть абсо­лютной, т.е. максимальной, когда требуется предельное напряжение, и относительной, выражающейся в отношении показателей абсолют­ной силы к весу спортсмена.


246 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА


Глава 14. Учебно-тренировочные занятия как психолого-педагогический процесс • 247


 


 


По характеру усилий выделяют следующие виды силы: медля (гимнастика), быструю (спринт в беге, плавании, конькобежном те), взрывную (метания, толкание ядра, рывок штанги), амортизш ную (прыжки, приземления).

Для развития силы применяются многочисленные спецш
упражнения с постоянно возрастающим и максимальным напря:
ем. Это — упражнения с собственным весом (подтягивания и подт
переворотом на перекладине, сгибание и разгибание рук на бр?
поднимание ног на гимнастической стенке); упражнения с тяжести
(гантелями, набивными мячами, поднятие штанги и гирь); упра:
ния в сопротивлении (растягивание резины и эспандера, наклоны,
вороты, приседания с партнером).:

Для развития силы используются следующие методы:

• повторный — выполнение упражнений на количество раз с О1
деленными интервалами отдыха;

• равномерный — продолжительное выполнение упражне]
с увеличением нагрузки;

• максимальных усилий — применение предельных или ок<
предельных напряжений (поднятие груза или упражнения с
ственным весом) с многократными повторениями и отдыхом;

• «до отказа» — непрерывное выполнение действий для увеличь
ния массы мышц до появления утомления;

• изометрический и изокинетический — статические упражнеш
, на тренажерах, обеспечивающих регулирование нагрузки, тем]

скорости движений;

• «волевой* — выполнение упражнений с предельными нагруз!
ми, требующими максимальных волевых усилий.

• электростимуляции — метод, основанный на применении сп<
циальной аппаратуры с электродами (вызывающими «общение
мышц за счет электрических раздражителей) и способствующий
развитию мышц, а также лечению травм.

Быстрота — важнейшее качество для спортсмена, проявляющееся в скорости и темпе движений, а также в скорости двигательной реак* ции. Скорость движений с незначительным сопротивлением наблю-^ дается в таких видах спорта, как бокс, спортивные игры, фехтование.'

Темп движений, их частота важны для выполнения упражнений, скоростного характера, когда необходимо чередовать напряжение и расслабление мышц, оптимально выполнять спортивные действия.

Скорость реакции как качество необходимо для представителей большинства видов спорта. Максимальная быстрота и реакция


буются при выполнении старта в спринте, плавании, в спортивных играх, фехтовании, стрельбе, борьбе, боксе, где спортсмену приходит­ся в предельно короткое время оценивать обстановку, принимать ре­шение и выполнять прием.

Быстрота развивается спортивно-игровыми упражнениями, с отя­гощениями, на скорость и время, на реакцию, в беге на короткие дис­танции. Методы развития быстроты: повторный (с предельной скоро­стью), игровой и соревновательный.

При повторном методе упражнения выполняются в максималь­ном темпе в условиях с постепенным их усложнением и измене­нием ситуации. Эти действия проделываются с субмаксимальной или максимальной интенсивностью, но с обязательным отдыхом для восстановления.

Игровой и соревновательный методы включают в себя эстафе­ты, игры, элементы «на быстроту», с эмоциональной окраской, вы­полнение действий с лидированием (движение лодки за катером, велосипеда — за мотоциклом), а также проведение соревнований с гандикапом.

Развитию быстроты способствует идеомоторная тренировка, когда спортсмен на занятиях и соревнованиях «проговаривает» упражнение, осмысливая темп и быстроту движений, представляя детали скорост­ных действий.

Ловкость необходима для качественного и быстрого овладения новыми приемами, упражнениями и действиями. Для ее проявления нужны тонкие кинестезические и зрительные ощущения, хорошая двигательная память. Ловкость включает умение перестраивать дей­ствия в связи с новой ситуацией. Она, как и выносливость, проявля­ется по-разному и имеет тесную связь с быстротой и силой. Напри­мер, спортигровики постоянно проявляют ловкость в нестандартных ситуациях, а гимнасты и прыгуны в воду — в стандартных.

Развивается ловкость при изучении новых двигательных актов, упражнений» приемов и действий, которые должны быть постоянны­ми и систематическими, иначе это качество будет утрачено. Для совер­шенствования ловкости применяются гимнастические, акробатиче­ские упражнения, упражнения на точность движений, ориентировку, оценку микроинтервалов времени. Например, футболисты, хоккеи­сты, волейболисты выполняют акробатические упражнения; фигури­стам и прыгунам с шестом трудно обойтись без гимнастики.

Методы развития ловкости: создание на занятиях необычных или внезапно изменяющихся условий выполнения упражнений, усложне-


248 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА


Глава 14. Учебно-тренировочные занятия как психолого-педагогический процесс • 249


 


 


ние координации движений, введение внезапных сигналов и пр] нение упражнений из других видов спорта.

Гибкость необходима для того, чтобы выполнять движе! при максимальной амплитуде. Она способствует выполнению дв] ний активно, легко и экономично, а проверяется с помощью гонио! тров и обычных упражнений (наклонов вперед и назад, подним: ног), на растягивание и увеличение подвижности в суставах.

Гибкость может быть активной и пассивной: активная — упражнения выполняются самостоятельно; пассивная — когда прим* няются специальные тренажеры или помощь партнера.

Существует зависимость гибкости от подвижности в суставах, _
стичности мышц, сухожилий, связок, состояния ЦНС. Для поддер;
ния высокого уровня этих качеств необходимо постоянно выполн:
специальные упражнения. }

Для развития гибкости применяются наклоны в разные сторонм| взмахи ногами, руками, повороты. Например, прыгуны в высоту в] полняют «шпагат» на полу и около гимнастической стенки;

цы — упражнения для ступней ног и кистей рук; лыжники — вь.___ „_

Основной метод развития гибкости — многократные повторные пру* жинистые действия в подготовительной и в конце основной части _г нировок. Эффективность упражнений проверяется на специально*! приборе для измерения гибкости.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 723; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.