Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тактическая подготовка как рациональность в достижении спортивного результата




Техническая подготовка — основа спортивного совершенствования

Техническая подготовка связана с освоением упражнений, приемов! и действий в избранном виде спорта и достижением высокого мастер-! ства, являясь основой спортивного совершенствования. Под техникой^ понимается система элементов движений. Это способ выполнения соревновательных упражнений, доведенный до уровня мастерства, совершенного владения рациональными двигательными структура­ми спортивных упражнений, выполняемых в условиях обостренной спортивной борьбы. Мастерство спортсмена характеризуется такими факторами: что умеет делать обучаемый, как он это делает.

Основа технической подготовки — рациональный, совершенный. и эффективный двигательный навык. Технику спортивных упражне-1 ний рассматривают как целостную деятельность спортсмена в услови­ях постоянно изменяющейся среды. Она включает в себя форму и со-


держание движений, требует проявления точных мышечных и волевых усилий, соответствующих ритма и темпа. Задачами технической под­готовки являются: овладение техникой двигательных действий в из­бранном виде спорта, закрепление и совершенствование действий в сложной соревновательной обстановке.

В спорте применяются простые упражнения и сложные действия, доступные выдающимся мастерам. Спортсмены создают сложные упражнения, стараются их быстро и эффективно освоить. Чтобы до­биться успеха, спортсмен должен обладать высоким уровнем развития специализированных двигательных качеств, безукоризненно владеть рациональной техникой движений. Быстрота освоения навыков за­висит от правильного понимания техники выполнения упражнений, что позволяет на основе учета общих принципов обучения и трени­ровки выбирать путь совершенствования двигательных действий.

Тренировочный процесс направлен на совершенствование двига­тельной деятельности спортсмена. Он представляет собой динамиче­скую систему, в которой объектом управления является спортсмен, а управляющей стороной (субъектом) — тренер.

Двигательная деятельность требует учета всех сторон обучения за­нимающихся. Освоение двигательных действий происходит до тех пор, пока подготовленность спортсменов не достигнет самого высоко­го уровня. Ориентиром является «модель будущего», т.е. идеальное вы­полнение действий с учетом функциональных и антропометрических особенностей.

Спортивное упражнение является системой, в которой имеются подсистемы:

• кинематическая, включающая пространственные и временные
компоненты;

• динамическая, связанная с силовыми характеристиками;

• ритмическая, отражающая распределение силовых акцентов во
времени;

• анатомическая, определяющая взаимодействие мышц при дви­
жениях туловища и конечностей;

• фазовая, позволяющая делить движения на части и элементы.

Сложной системой, способной к саморегулированию, самообуче­нию, является организм человека с его многоуровневым управленче­ским аппаратом и переходом от сознательного управления движениями к автоматической их регуляции. Эти закономерности характеризуют становление двигательного навыка, при образовании которого в нача­ле обучения задачи решаются неуверенно, со значительными мышеч-


ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

ными усилиями и напряжением ненужных мышечных групп, за движения стабилизируются, двигательный навык осуществляется томатизированно, затраты энергии уменьшаются, возбуждение Ц. постепенно концентрируется и ограничивается, движения выпол] ются эффективно и экономно.

Выделяется общая подготовка, создающая основную двигательная базу, и специальная, направленная на овладение техникой соревной| тельных действий избранного вида спорта, на постоянное их со] шенствование и обновление.

Средства технической подготовки — упражнения, которые мож] разделить на общеподготовительные (для всесторонней подготов) спортсмена), специально-подготовительные (схожие с соревновател ными, подводящие к основам техники), соревновательные (действий в избранном виде спорта). Соревновательные упражнения, например в акробатике, борьбе, легкой атлетике, плавании выполняются спо| сменом в соответствии с правилами соревнований.

Методы технической подготовки — словесные, нагляди] и практические.

Словесные методы способствуют активизации внимания, создани) образа изучаемого упражнения, выделению существенных деталей технике, оценке действию. Для оценки и коррекции действий спорэд тсмена тренер произносит слова: «хорошо», «правильно», «неверно*! «быстрее», «раньше», «выше», «стоять», «держать». Корректируя лей ствия спортсмена, он может сказать: «В следующей попытке сдела! разбег на один шаг больше* или «Во время старта — толчок сильнее»,

К словесным методам относятся: обдумывание техники движений^ самооценка и самоанализ, идеомоторная тренировка — проговарива- '. ние про себя техники упражнений и элементов, образное мышление, мысленное представление будущей мышечной деятельности.

Наглядные методы — это показ упражнения, демонстрация упраж­нения с помощью технических средств.

Показ упражнения осуществляется тогда, когда тренер в совер­шенстве владеет им, способен его продемонстрировать, например, в стрельбе, метаниях, беге, ходьбе на лыжах. Показ должен быть иде­альным по ритму, приложению сил, амплитуде и другим параметрам, осуществляться в «боевом» и замедленном темпе.

Демонстрация упражнения с помощью технических средств осу­ществляется тогда, когда показать его невозможно. Для этого исполь­зуются фотографии, кинокольцовки, кинофильмы, видеозаписи. Эта методика позволяет в обычном и замедленном воспроизведении ви-


 

 

Глава 14. Учебно-тренировочные занятия ^«^лгиколого-педагогичвский процесс •

деть упражнения, получать срочную информацию об отдельных пара­метрах движения с помощью стоп-кадров.

Практические методы являются основными в технической под­готовке спортсмена. Этот процесс сложный и длительный, состоит из ознакомления или начального разучивания, углубленного разучи­вания и совершенствования двигательного действия.

Формирование навыка осуществляется с учетом теории положи­тельного или отрицательного переноса. Положительный перенос спо­собствует эффективному обучению, например в акробатике правиль­ное отталкивание ногами способствует выполнению любых элементов. Отрицательный перенос мешает, когда мышечные усилия по ряду пара­метров не совпадают.

При ознакомлении с упражнением формируются основы его техни­ки. При углубленном разучивании воспитывается умение вьшолнять действие в соответствии с его оптимальными параметрами, при со­вершенствовании упражнения закрепляется двигательный навык и оно выполняется на высоком качественном уровне.

Ознакомление или начальное разучивание включает в сеоя соз­дание предварительного представления о движении: рассказ, ооъяс-нение техники элемента, демонстрацию или разъяснение Движения с помощью компьютерных программ, самостоятельное ос^™а-ние, опробование, если это возможно, освоение ритма движения и его

структуры, определение и устранение ошибок. „„„ „„„

Осв^ниеупражненийосушествляетсявцеломирасчленениемдви-

жения на составные части. В целом упражнение выполняется в точ­ном соответствии с его структурой, например гимнастике или укол в фехтовании. По частям упражнения, приемы и действия. Например, при плавания брасс вначале осваиваются согласования и ногами на суше, затем в воде у бортика с доской, далее - с дыханием,

применяются подводящие упраж­нения, сходные по характеру с основными. Н**^'"^^ для изучения элементов на перекладине ™*>а^**^^ гимнастической палкой в легкой атлетике - бег с высоким поднима­нием бедра в плавании - отработка дыхания на суше.

Особую группу при обучении составляют такие приемы, как по­мощь и поддержка при выполнении подготовительных и подводящих упражнений. В гимнастике и акробатике, например, с помощью одного или двух тренеров осваивают такие сложнейшие элементы, как двои-


252 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА


Глава 14. Учебно-тренировочные занятия как психолого-педагогический процесс • 253


 


 


ное сальто и сальто с винтами на 360е, 720° в вольных упражнен! большой оборот в висе сзади на перекладине, различные стойки, сты, прыжки через коня.

Имитационные упражнения позволяют прочувствовать и болей глубоко осознать движения, например имитация движений лыжню прыгуна на лыжах с трамплина, прыгуна в воду, бой боксера «с тены выполнение комбинации на бревне, нарисованном на полу.

Углубленное разучивание упражнения способствует более полно* усвоению техники движений путем целостного и структурно родствен^ ных изучаемых элементов и приемов. Для этого используются срочна информация и технические средства обучения.

Срочная информация с помощью звуковых, световых и других при| боров создает возможность для точной ориентировки при выполненш упражнений, получения быстрых и объективных сведений о различу! ных параметрах движения.

В гимнастике, например, применяются специальные тензоустрой-ства на снарядах, позволяющие оценить усилия и время выполне] толчка ногами и руками.

В фехтовании и боксе используются щиты, на которых после нане­сения ударов или уколов фиксируются точность попаданий и величий на усилия. Для оценки срочной информации используют методы: лепульсометрия, электромиография, эхокардиография, гониометрия;* сигналы голосом и метрономом.

Технические средства обучения применяются для освоения техники; сложных упражнений. Специально сконструированные тренажеры, оборудование повышают эффективность и ускоряют процесс освое­ния техники движений. На мониторе они позволяют создать точное представление о кинематической структуре действия, характере мы­шечных напряжений, ритмической оснойе, отражающей динамику силовых акцентов во времени.

С помощью этих средств можно управлять суставными движени­ями спортсмена, фиксировать отдельные звенья тела, а в некоторых случаях и все тело в различных положениях, «проводить» спортсмена по всему движению. При этом обеспечивается информация о движе­нии и надежная страховка.

В гимнастике тренажерные устройства применяются для изучения сложных больших оборотов на перекладине, перелетов и сальто на брусьях (у девушек); в волейболе — для совершенствования блокиро­вания; в гандболе — точности бросков; в тяжелой атлетике -— инфор­мации и правильности положения штанги над головой.


Таким образом, техническая подготовка — одно из звеньев систе­мы обучения спортсменов. В процессе многолетней тренировки обе­спечивается неуклонное совершенствование мастерства, что требует знания биомеханических основ спортивных действий, особенностей становления двигательного навыка.

Тактическая подготовка обеспечивает рациональное использование приобретенных физических качеств и технических данных для веде­ния борьбы и достижения максимального результата; направлена на воспитание у спортсменов умения выполнять спортивные действия в зависимости от создающейся ситуации, с использованием рацио­нальных способов и приемов, ведения состязаний.

При этом необходимо учитывать силы и возможности конкретно­го соперника. Тактика ведения спортивной борьбы тесно связана с физической, технической и особенно психологической подготовкой. Не случайно в ряде видов спорта выделяется тактико-психологическая подготовка- Наибольшее значение она имеет в спортивных играх и единоборствах.

Тактическое совершенствование выделяется как самостоятельный раздел подготовки спортсмена. Кроме тактики следует выделить стра­тегию — искусство управления подготовкой спортсмена или команды, особенно перед состязаниями и непосредственно в их процессе. Стра­тегия включает комплектование команды, разработку новых тактиче­ских способов и методов ведения борьбы, составление плана проведе­ния игры (встречи), «проигрывание» будущих ситуаций.

В зависимости от знания действий соперника и его подготовки, за­дач, стоящих перед спортсменами или командой, условий соревнова­ний различают индивидуальную, групповую и командную тактику.

Индивидуальная тактика необходима представителям таких видов спорта, как фехтование, бокс, борьба, гимнастика.

Групповая (командная) тактика характерна для спортсменов — представителей таких командных видов спорта, как футбол, хок­кей, баскетбол, волейбол, гандбол, где важно определить разме­щение игроков, уточнить элементы зонной защиты, прессинга, сформировать умение варьировать свои действия в зависимости от ситуации.


254 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА


Глава 14. Учебно-тренировочные занятия как психолого-педагогический процесс *



 


В процессе тренировочных занятий тренеры применяют срел ства и методы для развития тактического мышления, необходимо! для решения задач непосредственно на соревнованиях. С этой лью следует создавать нестандартные ситуации, ставить неожид* ные задачи, развивать чувство экстраполяции (предвосхищение тех технических действий, которые могут возникнуть в условиях с* ревнований: перехват мяча или шайбы, неожиданный бросок удар в сторону ворот, борьба пяти против трех (хоккей), определ* ние скорости бега по отрезкам (плавание). Во многих видах спор' особенно игровых, важна роль лидера, который в сложных ситуа! ях должен брать на себя ответственность за исход борьбы и вести собой остальных.

Выделяется общая и специальная тактическая подготовка. связана с изучением общих основ ведения тактической борьбы, питанием тактического мышления, основанного на общих закономе] ностях тактики. Специальная строится только с учетом особенн< данного вида спорта — условий будущих соревнований.

.Приемы и средства тактической подготовки разнообразны и висят от видов спорта, ситуаций, значимости соревнований, друг] обстоятельств. Для совершенствования тактического мастерства целе* сообразно проводить тренировки с условным соперником, моделиро­вать обстановку будущих состязаний, создавать «домашние» заготов* ки, осваивать обманные движения, «ловушки».

Тактический план уточняется и осуществляется на тренировках! и соревнованиях, от него не рекомендуется отступать на занятиях во время выступления. Если такая необходимость возникает, то кор-^ рекция вносится прямо по ходу соревнований.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 814; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.