Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обеспечения физической культуры и спорта




Основные направления медицинского

ВРАЧЕБНО-ГИГИЕНИЧЕСКО ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНА

Учебно-тренировочные занятия по физической культуре и спорту, с
ревнования по видам спорта в учебном учреждении и вне его — про-|
должение физического совершенствования, проводимого в школе.
Активные занятия предупреждают заболеваемость, повышают работо­
способность. Все это направлено на поддержание здоровья учащихся,'
на обеспечение их успешной учебы, формирование профессиональ­
ных знаний, умений и навыков. • •

В учебном учреждении необходимо постоянно осуществлять ме­дицинский контроль за теми, кто занимается физической культурой | и спортом. Следует систематически проводить врачебные обследова-1 ния обучаемых до начала занятий на первом курсе, затем — на всех ] последующих. Состояние здоровья проверяется перед спортивными соревнованиями, после перенесения заболеваний, травм, длительных перерывов в выполнении упражнений.

Врачебно-педагогическое наблюдение осуществляют врач (фель­дшер) совместно с учителями. В их задачи входят контроль над состоя­нием здоровья учащихся в процессе учебно-тренировочных занятий и соревнований. В их распоряжении должна быть специальная ап­паратура, медицинское оборудование, кабинеты оздоровления и реа­билитации, где интенсивно применяются средства лечебной физиче­ской культуры, которые эффективно способствуют оздоровительному процессу.

Учащиеся в обязательном порядке проходят медицинское обследо­вание перед тем, как приступить к практическим занятиям по физиче-


Глава 16. Врачебно-гигиеническое обеспечение физического воспитания... • 281

ской культуре и спорту. Результаты врачебного контроля и врачебно-педагогических наблюдений обсуждают на заседаниях ученого совета, спортивного комитета в целях разработки мероприятий по совершен­ствованию учебно-воспитательного процесса.

С точки зрения медицины учащиеся должны иметь представление о влиянии упражнений на организм человека, о гигиенических фак­торах, о травматизме и его профилактике, о медицинском контроле,

06 основах лечебной физической культуры, спортивном массаже. Не­
обходимо иметь понятие об анатомии человека, физических нагруз­
ках, физиологических особенностях лиц различного пола и возраста.

Каждый обучаемый должен заботиться о своем здоровье и уровне физической подготовленности, знать признаки утомления, а также то, как восстановить силы после тренировок. Важны знания и о гигиене питания, личной гигиене, гигиенических требованиях к местам заня­тий и спортивным тренировкам, гигиене спортивной одежды и обуви. Все это формирует соответствующую культуру у учащихся, эффектив­но способствует воспитанию основ укрепления здоровья, сознатель­ного отношения к выполнению упражнений.

Организм человека — единое целое, в котором все органы и систе­мы находятся в тесной взаимосвязи. Их функции регулируются и на­правляются ЦНС. Упражнения воздействуют на мышечную систему, оказывая влияние на организм в целом, т.е. на сердечно-сосудистую, дыхательную, нервно-мышечную систему, на пищеварение, обмен ве­ществ, функции выделения и др.

Регулярные занятия физической культурой и спортом благотворно влияют на развитие скелета и мышечной системы человека. У тех, кто регулярно занимается, хорошо выражена мускулатура, красивая осан­ка, их движения ловки и непринужденны. Под влиянием различных упражнений кости скелета человека приобретают большую прочность, связки становятся крепкими, увеличивается амплитуда в движениях и суставах.

Скелет человека насчитывает 206 костей (85 парных, 36 непарных), составляющих около 15—19% от общего веса тела взрослого человека. Различают скелет туловиша, скелет верхних и нижних конечностей. Позвоночник — опора туловища, он состоит из 33—34 позвонков и их соединений. В позвоночнике различают пять отделов: шейный —

7 позвонков, грудной — 12, поясничный — 5, крестцовый — 5, копчи­
ковый — 4—5. Позвонки крестцового и копчикового отделов у взрос­
лого человека сращены и представляют собой крестцово-копчиковую


282 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА


Глава 16. Врачвбно-гигиеническое обеспечение физического воспитания.



 


 


кость. Окостенение шейных, грудных и поясничных позвонков заю чивается к 20 годам, крестцовых — к 25, копчиковых — к 30.

Чтобы понять механизм движений человека, необходимо и! представление о соединениях костей скелета. Движения человека вершаются в соединениях костей. Выполнение движений происходи во многих суставах, хотя в отдельных случаях — и в одном из Суставы различают по морфологическим признакам (форма, ст., ние) и по функциональным (возможность производить движен] По форме суставы бывают цилиндрические, блоковидные, эллип< видные, шаровидные и плоские.

Поверхности двух сочленяющихся в суставах костей покрыты X щем, охвачены суставной сумкой. Внутри имеется пространство с ш большим количеством так называемой синовиальной жидкости, с: чивающей и смазывающей соприкасающиеся поверхности.™ Функционирование суставов зависит от состояния вспомогательно^ аппарата сустава (дисков, менисков, внутрисуставных хрящей, в] трисуставных связок).

Суставы шаровидной формы наиболее подвижны, движения в м выполняются вокруг трех осей. К двуосным относятся седловидн] и эллипсовидные по форме суставы. Одноосные суставы (они мез подвижны) имеют плоскую и цилиндрическую форму. Их отличител] ная особенность — кости подвижны по отношению друг к другу, ч' способствует работе мышц. Действуя с большой силой, мышцы со<_ щают суставам значительные ускорения, а с ним и скорость. Поэто,# упражнения способствуют совершенствованию суставного аппарата. !.

Излишняя подвижность травмирует окружающие ткани (включ; и мышцы), а укрепление мышц, окружающих суставы, с помощь]., правильно подобранных упражнений приводит их функциональное, состояние к норме. В крупных суставах происходит наибольшая под-: вижность. Это осуществляется в коленном и височно-нижнечелюстном (блоковидно-шаровидная форма); в грудинно-ключичном (седловид­ная форма); в акромиально-ключичном, запястно-пястном и головках ребер (плоская форма); плечевом, пястно-фаланговом, межфаланго-вом и тазобедренном (шаровидная форма); локтевом и голеностопном (блоковидная форма); лучелоктевом дистальном (цилиндрическая форма); лучезапястном и атлантозатылочном (эллипсовидная форма) суставах.

Межпозвонковые диски служат своеобразным амортизатором на­грузок и ударов. Они несколько уплотняются во время тренировок с тяжестями, а после прекращения давления восстанавливают свою


форму. Следует учитывать, что постоянные тренировки с тяжестями без включения в конце занятий специальных упражнений (акробатиче­ские, висы) могут привести к неблагоприятным последствиям, в част­ности к нарушению подвижности в различных отделах позвоночника.

Мышцы человека представляют собой уникальный двигатель с очень высоким коэффициентом полезного действия и являют­ся активной частью опорно-двигательного аппарата. У некоторых спортсменов мышцы составляют свыше 45% веса тела. Название скелетных мышц связано с их формой; ромбовидные, дельтовидные, квадратные.

Различают поперечнополосатую, гладкую и сердечную мышечную ткань. Поперечнополосатые (скелетные) мышцы — активный дви­гатель тела, выполняют динамическую и статическую работу. В ди­намическом режиме сила мыщц проявляется при уменьшении или увеличении их длины, при этом мышца выполняет преодолевающую или уступающую работу. Сокращаясь, мышца укорачивается, напря­жение в ней возрастает (преодолевается тяжесть той части тела, к ко­торой крепится). При статической работе тонус мышц меняется, но не длина. Большинство упражнений человек выполняет в смешанном

режиме.

Сила мышц зависит от места их прикрепления, механических усло­вий рычага, характера воздействия нервной системы, кровоснабжения, толщины и количества мышечных волокон. Не все мышцы человека развиты одинаково. Несмотря на ярко выраженную специализацию мышц, в любом движении участвуют практически все мышцы тела. Одни из них находятся в работе (движении), другие — в активном или пассивном напряжении.

При проведении занятий по физической культуре и спорту обя­зательно учитывают индивидуальные особенности обучаемых. Вра­чебный контроль позволяет правильно планировать физические на­грузки, выявлять отрицательные явления в организме, своевременно предупреждать травматизм и другие негативные явления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 770; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.