Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закаливание организма и личная гигиена




Под закаливанием понимают систему мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным факто­рам внешней среды. Наиболее приемлемы для этого воздух, вода., солнечные лучи. Для каждого обучаемого процедура закаливания ин­дивидуальна. Однако общими правилами являются следующие: си-


284 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

стематичность и непрерывность, разнообразие средств закалива! постепенная их дозировка, учет погодных условий, времени года,

Личная гигиена — это уход за телом, полостью рта, создание мальных условий для сна. Данные требования необходимо собл! систематически. Гигиенические навыки прививаются каждоднеы утром и вечером моют лицо и шею, следят за волосами; особое мание уделяют рукам, их моют после посещения туалета, аю стригут ногти, очищают с помощью щетки подногтевые пространс' повседневно ухаживают за ногами, особенно при значительной ливости; кожу тела моют, используя личное мыло. Полость рта про] ласкивают водой после каждого приема пищи. Зубы чистят не оч< жесткой щеткой и зубной пастой утром и вечером при умывании.

Для взрослого человека сон длится не менее семи-восьми ча< в сутки, тогда он обеспечивает полноценный отдых организма, в ос(бенности ЦНС. Перед сном желательно прогуляться на свежем во; хе. Постель должна быть всегда чистой, не очень мягкой, теплой, бы обеспечить согревание тела, расслабление мышц. Ночную оде) желательно иметь из хлопка. Спать рекомендуется на правом боку, с< гнув ноги в коленях, и обнаженным.

Пища также важный фактор жизнедеятельности спортсмена. Оче! важны рацион и режим питания. Критерием хорошего питания явля! ется энергетическая ценность пищи, измеряемая расходом энергии: больших калориях (ккал). Калорийность еды должна полностью пой! крывать суточный расход энергии. Это зависит от многих факторов! в их числе вес тела и размер его поверхности: у мужчин он больше'^ у женщин — меньше.

Пищевые рационы, режим питания для каждого спортсмена дивидуальны. Интервал между приемом пищи и началом занятий п< физической культуре и спорту определяется в один-два и три часа до! выступления в соревнованиях. После окончания тренировки или со­ревнований принимать пишу можно спустя полчаса. Это необходимо, чтобы обеспечить нормальные условия для секреции пищеваритель­ных органов, которая при мышечной работе тормозится.

Спортивная одежда предназначена для занятий. Она должна быть легкой и мягкой, свободного покроя, чтобы не затрудняла дыхание, кровообращение и движение. Одежда должна обеспечивать оптималь­ный тепловой баланс, легко очищаться от загрязнения, быть такой, чтобы ее можно было бы быстро надевать и снимать. Важны гигиени­ческие свойства одежды: теплопроводность, воздухопроницаемость, гигроскопичность и водостойкость ткани, эластичность. Одежду,


Глава 16. Врачебно-гигиеническое обеспечение физического воспитания... • 285

белье, носки надо содержать всегда сухими и чистыми. Грубые швы и сужения в отдельных местах ведут к возникновению потертостей. При сильном ветре желательно иметь защитную куртку из плотной ткани. Трусы, майки, плавки, купальный костюм после тренировок и состязаний, посещения бассейна надо выстирать.

Спортивную обувь подбирают так, чтобы она соответствовала тому или иному виду спорта, от особенностей которого зависят гигиениче­ские и специфические требования к ее конструкции. Неподогнанная обувь может стать причиной возникновения травм, снижения резуль­татов на тренировках или соревнованиях. Лучше, когда используют уже разношенную обувь, она не стесняет ногу. Слишком просторная обувь тоже непригодна. Ноги в ней теряют устойчивость, носки сбива­ются, образуя складки, что вызывает потертости.

В каждом спортивном сооружении имеются вспомогательные по­мещения (раздевалки, душевые, массажные), а также мастерские, кла­довые, административные. Желательно иметь сооружения и для зри­телей, содержать эти сооружения в чистоте и порядке.

В закрытых помещениях пол должен быть прочным, гладким, не­скользким, теплым. В настоящее время полы спортивных залов по­крывают пластиковыми материалами, которые легко мыть и убирать. Стены должны быть гладкими, отопление — паровое, водяное или воздушное. Температуру в спортивном зале поддерживают в преде­лах 16—18 °С, зал хорошо проветривают. Освещение оборудуют в со­ответствии с гигиеническими требованиями и нормами. Недостаточ­ное освещение увеличивает утомление, снижает интерес к занятиям, уменьшает их эффективность, повышает возможность спортивного травматизма. Окна, светильники закрывают сетками, чтобы в случае попадания в них предметами они не разбились и не было осколков

от стекла.

Открытые спортивные сооружения (стадион, игровые площадки, беговые дорожки) содержатся в чистоте. Сооружения оборудуются дренажем для быстрого просыхания после дождя. Беговые дорожки поливают водой, очищают от камней, палок, стекла. Ямы для прыж­ков заполняют чистым песком. Брусок для отталкивания при прыж­ках в длину устанавливают вровень с поверхностью дорожки. Перед занятиями, а также во время тренировок и соревнований необходимо систематически рыхлить и выравнивать места для приземления.

Открытые площадки для игры в баскетбол, волейбол, бадминтон покрывают специальными смесями. Поверхность очищают от посто­ронних предметов, способных привести к травмам при падении.


286 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА


Глава 16. Врачебно-гигиеническое обеспечение физического воспитания... • 287


 


 


В плавательном бассейне в целях соблюдения гигиены устанав^ ливают следующую схему движения: вход, гардероб, помещение дш ожидания, регистратура, контроль, раздевальни, зал «сухого пла ния», душевая и ванна для плавания. Выход из бассейна осушествля* ется через те же помещения, но в обратном порядке.

В период проведения занятий и соревнований в бассейне необхоч димо строго соблюдать правила поведения, установки учителя.

Распространенными средствами гигиены являются: душ, массаж,] суховоздушные и парные бани, реже — ультрафиолетовые облучения^ ионизированный воздух и кислород.

Теплый душ с температурой воды 30—33 °С действует успокаиваю-, ще на нервную систему и деятельность сердца. После душа возникают, ощущение бодрости, свежести, исчезает или уменьшается утомление от предшествующей работы. Душ применяется после тренировок, что­бы сердце пришло в состояние относительного покоя.

Массаж после тренировки, на спортивных соревнованиях ока­зывает восстановительное действие. Основное внимание обращают на массирование тех групп мышц, которые несут наибольшую нагруз-1 ку в данном виде спорта. Массаж делают по окончании тренировок, или занятий, после отдыха и теплого душа.

Бани (русские или турецкие парные бани, сауны) способствуют уве­личению выносливости и мышечной силы, повышают интенсивность и объем тренировочных нагрузок, улучшают спортивные результаты. Бани ускоряют восстановительные процессы, снижают утомление, повышают эмоциональный настрой.

При нарушении педагогических, физиологических и гигиениче­ских принципов обучения и воспитания могут произойти серьезные нарушения здоровья, что отрицательно отразится на учащихся. Систе­матическое медицинское наблюдение — составная часть физического воспитания юношей и девушек. Педагоги должны постоянно обнов­лять свои теоретические знания, методические и организационные умения медицинского контроля по физической культуре и спорту, знать основные права и обязанности медицинских работников.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 787; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.