Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Медицинский контроль




Медицинский контроль — это система мероприятий, проводимых меди­цинскими работниками совместно с учителями. Он направлен на обе­спечение оздоровительного воздействия и повышение эффективности занятий по физической культуре и спорту.


Функциями медицинских работников в данном случае являются: планомерное и методически правильное формирование у учащихся физических качеств, укрепление здоровья, воспитание морально-волевых и психологических качеств; предупреждение о неблаго­приятных воздействиях на организм, связанных с нарушением ги­гиенических правил проведения занятий и закаливания; разработка рекомендаций по улучшению проведения занятий.

Медицинские работники, осуществляя контроль над состояни­ем физической подготовленности учащихся, организуют и проводят санитарно-просветительную работу по физической культуре и спорту. Они ведут учет спортивных травм и осуществляют их профилактику, знакомят обучаемых с физиологическими, гигиеническими и меди­цинскими основами физической культуры и спорта, дают рекоменда­ции по закаливанию организма.

Самоконтроль дополняет медицинский контроль врача и позволяет учащимся повседневно наблюдать за изменениями в организме. Само­контроль включает в себя:

• формирование знаний и навыков в личной гигиене;

• ознакомление с простейшими методами самонаблюдения;

• сознательное отношение к выполнению упражнений;

• ведение учета и контроля над учебным процессом, фиксирова­
ние результатов, определение степени и уровня тренированности
и состояния здоровья;

• установление контакта с учителем и врачом.

Результаты тренировок и самоконтроля записывают в специаль­ные дневники по определенной системе или закладывают в банк дан­ных персонального компьютера. Самоконтроль можно осуществлять по разным показателям. Например, регулярно отмечать свое самочув­ствие, активность, настроение, сведения о грубом нарушении режима (недосыпание, употребление алкоголя, курение). В определенные пе­риоды надо регистрировать вес тела, пульс, аппетит, состояние пище­варения. В дневнике можно делать отметки о желании тренироваться, работоспособности, болевых ощущениях. Обязательно регистрируют­ся спортивные показатели (положительные или отрицательные).

По истечении определенного времени осуществляется провер­ка дневника самоконтроля (дается экспертная оценка банка данных, заложенных в персональном компьютере) для проведения анализа и обобщения полученных результатов. Сопоставляя накопленные данные с данными врача по периодам, можно сделать соответствую­щие выводы, внести коррективы в содержание и методику занятий по физической культуре и спорту.


288 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

Среди учащихся есть и такие, у кого состояние здоровья пре! ствует активному занятию физической культурой и спортом. Занят с ними требуют высокого методического мастерства руковод и индивидуального подхода.

Главные средства лечебной физической культуры (ЛФК) — уп] нения, дополнительные факторы природы и правильно установл* ный двигательный режим. В лечебных целях применяются в пер] очередь гимнастические упражнения без отягощения, на тренаже] с облегчением груза и сопротивлением. Упражнения на расслаблен! и дыхательные, упражнения в статическом напряжении!* для коорд] нации движений, упражнения на снарядах и со снарядами (мяча? помогают всем, у кого имеются отклонения в здоровье.

Активные упражнения выполняются самим обучаемым, и они более эффективны. Пассивные упражнения проводятся с помощь! методиста или специальных аппаратов. Простейшие игры, а такж$ ходьба, плавание, езда на велосипеде, медленный бег (трусцой), ход] на лыжах, катание на коньках оказывают благоприятное эмоциональ| ное воздействие на учащихся.

Основными формами лечебной физической культуры являют гигиеническая гимнастика, лечебная гимнастика, индивидуальные за­дания, физическая культура выздоравливающих. При этом используй ются такие принципы, как раннее применение лечебной физической* культуры, регулярность, оптимальная длительность и интенсивность^ упражнений, сочетание общего и местного их воздействия.

Занятия по лечебной физической культуре строятся примерш в следующей последовательности. В подготовительной части заня-3 тия (3—5 мин) в составе группы проводятся дыхательные упражне** ния и упражнения на точность реакции, концентрацию внимания —* на моциональное состояние, умеренное разогревание организма.

В общей части занятия (10—15 мин) в составе группы проводят-' ся ходьба, подскоки, бег, упражнения для мышц туловища, для по­врежденных конечностей, суставов, выработки правильной осанки,'1 а также прикладные упражнения. В специальной части занятия (30—^ 40 мин) индивидуально выполняются упражнения, воздействующие на поврежденные конечности тела, и упражнения, способствующие укреплению организма. В заключительной части занятия (3—5 мин) индивидуально проводятся (можно в группе) медленная ходьба в со­четании с дыхательными упражнениями и упражнения на расслабле­ние. Даются задания на самостоятельную тренировку, подводятся итоги.


Глава 16, Врачебно-гигиеническоеобеспечениефиэическоговоспитания... • 289

Под массажем понимается совокупность научно обоснованных приемов механического воздействия на организм человека с целью улучшения его функций. Спортивный массаж способствует физиче­скому совершенствованию обучаемого, повышает его работоспособ­ность, ускоряет течение процессов восстановления. Массаж позволяет в значительной мере предупредить преждевременное утомление. Под его воздействием возбуждаются многочисленные и разнообразные нервные окончания, находящиеся в различных слоях кожи. Они свя­заны с цереброспинальной и вегетативной нервной системой. Раздра­жения от кожных рецепторов, суммируясь с раздражителями рецепто­ров, заложенных в сухожилиях, в суставных сумках, мышцах, фасциях, а также рецепторов стенок сосудов и внутренних органов, передаются по чувствительным путям в центральную нервную систему.

В одних случаях массажные манипуляции (легкое поглаживание, растирание) вызывают тормозное состояние коры больших полу­шарий, проявляющееся в возникновении у массируемого сонливого состояния, которое может перейти в глубокий сон. В других случаях массаж (сильное раздражение, рубление, поколачивание) оказывает возбуждающие действие на кору больших полушарий и этим создает условия, стимулирующие функции всего организма.

Если массаж проведен до разминки, он увеличивает ее эффектив­ность и способствует достижению наиболее высоких спортивных ре­зультатов. Под влиянием массажа в коже образуются различные вы­сокоактивные вещества, принадлежащие к группе тканевых гормонов и принимающие участие в передаче нервного импульса, в регуляции сосудистого, тонуса. Это — гистамин, содержащийся в клетках кожи в виде неактивных соединений с белками и переходящий при раздра­жении кожи во время массажа из связанного в свободное состояние. Это — и ацетилхолин, переходящий из связанного коллоидного со­стояния в растворимое. Гуморальный фактор регулируется корой го­ловного мозга и исполняет роль рабочего механизма.

Массаж оказывает непосредственное механическое воздействие, ц результате которого происходит усиление циркуляции жидких сред организма — крови, лимфы, межтканевой жидкости. Ускорение тока жидких сред организма имеет исключительное значение для активи­зации обмена веществ в массируемой области и устранения застойных явлений в сосудистой системе и тканях.

В результате механического воздействия массажа удаляются отжив­шие клетки эпидермиса, чем улучшается кожное дыхание, а также из­меняется вязкость протоплазмы. Если рефлекторный и гуморальный


^5-3149


290 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА


Глава 16. Врачебно-гигиеническое обеспечение физического воспитания... • 291


 


механизмы воздействуют на организм в целом, то механичес] фактор массажа вызывает изменения местного порядка.

Массаж подразделяется на гигиенический, лечебный, космети1 ский и спортивный. Спортивный массаж в свою очередь подра: ется на тренировочный, предварительный, восстановительный. может быть общим и частным. При общем массаже осуществля! манипуляции руками (ручной массаж), а также с помощью различ) го рода приборов — аппаратный массаж. К последним относятся брационныи массаж, гидромассаж, пневмомассаж и ультразвуке] массаж.

Спортивный массаж осуществляется в просторном, светлом по! щении, с температурой воздуха не ниже 18—20 °С и с хорошей вей| тиляцией. Он проводится на специальной кушетке, покрытой стыней, с валиком для ног. В аптечке надо иметь 1—2%-ный ра< хлорамина, ксероформную мазь, йодную настойку, борный вазелш лейкопластырь, вату, марлю, бинты, денатурированный спирт.

Перед массажем рекомендуется принять теплый душ, Загрязн* ные участки тела, которые предстоит массировать, обтирают вато* смоченной спиртом или эфиром. Массируемая поверхность обнажи^ ется. Мышцы надо расслабить. Для уменьшения трения между кож< массируемого и рукой массажиста чаще всего применяют тальк. делает кожу гладкой, хорошо впитывает пот и жир и легко смываете* Части тела, покрытые волосами, массируют через простыню.

Массажист должен быть сильным, выносливым, хорошо знать осо| бенности различных видов спорта. Важное условие — знание анат мии человека, физиологического воздействия отдельных приемов, чередования, дозировки массажа при различных нагрузках.

Массажист — это своего рода психолог, умеющий вселить в мае1 сируемого уверенность в своих силах. Одет он должен быть в чисты] халат, соблюдать гигиенические правила, следить за чистотой за состоянием ладоней, поверхностей кистей, тщательно стричь ногп во избежание нанесения травм массируемому. С рук и пальцев украше-| ния и другие предметы снимаются. Если руки потные, их протираю^ слабым раствором формалина или одеколоном.

Если на коже массируемого имеются сомнительные пятна или при-; знаки кожных заболеваний, массаж приостанавливают до выяснения у врача возможности дальнейшего его проведения.

Во время массажа разговаривать не рекомендуется, ибо это ска-| зывается на эффективности его воздействия. Массаж не применяют: при переутомлении, повреждении кожи, воспалительных процессах,


кровотечениях. Не делают массаж при гнойных, кожных и инфекци­онных заболеваниях, атеросклерозе, воспалении вен, тромбозе, опу­холях, психозе, беременности и в период менструаций, при каменно-почечных болезнях, при различных недомоганиях. Если есть жалобы, массаж немедленно прекращается.

К основным приемам спортивного массажа относятся: погла­живание, растирание, разминание, поколачивание, встряхивание-потряхивание, движения (элементарные двигательные акты, харак­терные для того или иного сустава).

В спортивно-тренировочной практике часто применяют само^ массаж. Массаж, проводимый в форме самомассажа, может широко применяться в процессе учебно-тренировочных занятий, когда упраж­нения не позволяют поддерживать высокую работоспособность. Са­момассаж можно проводить в минуты отдыха между занятиями и со­ревнованиями. Хотя, надо сказать, что в проведении самомассажа есть много недостатков: не всегда можно достичь полного расслабления мышц, проводится он одной рукой, отдельные области тела, особенно область лопаток, малодоступны. Положительной стороной самомас­сажа является широкое его применение в различных условиях. Начи­нается он приемом поглаживания частей тела, ног, ягодичной области, затем груди и живота, шеи и спины, рук и головы.

Таким образом, здоровый образ жизни — это состояние организ­ма человека, при котором функции его органов и систем уравнове­шены с внешней средой. Здоровый организм легко сохраняет равно­весие с внутренней средой, которое проявляется в поддержании определенной температуры тела, кислотно-щелочного равновесия, определенного химического состава крови. Учащиеся, призванные ре­гулярно заниматься физическими упражнениями, обязаны системати­чески следить за состоянием своего здоровья и своих функциональных особенностей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 3645; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.