Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфические особенности творческого труда учителя физического воспитания




Требования, предъявляемые к учителю физического воспитания, определяются изменениями, произошедшими в обществе, новыми


Глава 17. Творческая деятельность учителя физического воспитания • 301

общественно-политическими и экономическими отношениями; реор­ганизациями в образовательной системе, в физкультурно-спортивном движении страны.

Деятельность учителя связана с определенными сложностями, связанными с постоянным изменением обстановки в спортивном зале, бассейне, на стадионе, а также с использованием разнообразно­го спортивного инвентаря и оборудования, неправильное обращение с которым может привести к травмам. Занятия проходят с высокой двигательной активностью учащихся и возможностью проявления ими недисциплинированности.

При неодинаковой физической подготовленности и высокой мо­торной плотности урока учитель одновременно руководит нескольки­ми малыми группами и на разных снарядах. Он ограничен во времени воздействия на учащихся. Он должен иметь хорошо сформированные навыки выполнения упражнений, часть из которых интерферентны (противоположны по своей двигательной структуре, когда развитие одних навыков затрудняет формирование других),

Преодолеть такого рода трудности учитель может за счет своих личностных качеств, систематически их развивая. Опытный учитель точно и быстро ориентируется на занятиях благодаря широкому полю зрения, большому объему внимания, умению быстро его переключать. Начинающий учитель создает свой объем информации, в котором мо­гут храниться образы самых разнообразных действий. Он вырабаты­вает зрительную память, постоянно реагирует на меняющуюся дина­мичную обстановку занятия, учится быстро и правильно принимать нужные решения, проявлять эмоциональную устойчивость, выдержку, самообладание, инициативность и настойчивость.

Учитель не всегда может показать упражнение, которое с легкостью выполняют ученики. Возраст, состояние здоровья иногда не позволя­ют ему показать технику сложного упражнения. На помощь приходят его мастерство — умение объяснить и использовать наглядные посо­бия; авторитет, который складывается из высокой профессиональной компетентности, творческого отношения к занятиям, трудолюбия и работоспособности, уважительного отношения к ученикам, высо­кой требовательности и справедливости в оценках.

Профессионализм учителя базируется на его нравственной основе. При отсутствии активной жизненной позиции, высоких моральных качеств он не сможет выполнять главную свою задачу — воспитывать профессионально грамотного специалиста, физически и духовно раз­витых юношей и девушек.


 

302 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ VI СПОРТА_____

Содержание деятельности учителя предполагает следующие ком- | поненты: конструктивный, коммуникативный, организаторский и гностический (познавательный), которые меняются в зависимости от специфики разделов физической культуры.

Конструктивный компонент — это умение учителя планировать и прогнозировать физическое развитие учеников, формировать у них личностные качества. Опытный учитель, обладающий аналитическим мышлением, может предвидеть их реакцию на тот или иной способ | воздействия. Ему, поддерживающему тесные контакты с руковод­ством, старшими учебных групп, с каждым в отдельности обучаемым» особенно с теми, кто проявил склонности к физической культуре* и спорту, всегда сопутствует успех. Эти контакты позволяют оказывать; влияние на моральный климат в учебной группе, на каждого в отдель­ности, предупреждая негативные настроения и проявления.

Коммуникативный компонент —- это умение легко вступать в кон­такт с обучаемыми, коллегами, поддерживать с ними добрые взаи-1 моотношения. В педагогической деятельности искренность, добро­желательность, терпеливость и тактичность положительно влияют на дисциплину учащихся. Они лучше относятся к занятиям, к самостоя-1 тельной работе, легче усваивают знания и формируют навыки.

Для установления и поддержания творческих отношений с уча­щимися наиболее благоприятны сдержанность, вежливая строгость и пунктуальность. На занятиях и в неформальном общении большое значение имеют отзывчивость учителя, внимательность к вопросам, мнениям и замечаниям, повышенное внимание к физически слабо подготовленным студентам. Предвзятое отношение, неприязнь со сто­роны учителя ведут к неправильному выбору методов и приемов воз­действия, осложняя общение не только индивидуально, но и с учебной | группой в целом, что может вызвать стойкое отрицательное отношение учащихся к занятиям по физической культуре. Со стороны учителя не­допустимы грубость, повышение голоса и употребление бранных слов. Это подрывает его авторитет, может привести к конфликтам.

Организаторский компонент предполагает умение четко подгото­вить и провести учебное занятие, спортивное мероприятие, зарядить своей энергией других, а также деловитость, распорядительность и хозяйственность. Организовать — это значит в каждой ситуации уметь оценить обстановку, принять правильное решение, добиться его выполнения.

От организаторских умений и навыков учителя зависит эффектов-;] ность проведения занятия или соревнования. Организаторский ком- •;]


Глава 17. Творческая деятельность учителя физического воспитания

понент деятельности предъявляет высокие требования к личностным качествам учителя. Первостепенное значение имеют гибкость и кри­тичность ума, умение быть энергичным, инициативным, требователь­ным, настойчивым, решительным и работоспособным.

Гностический компонент — это познание и понимание основ­ных условий и явлений, связанных с педагогической деятельностью. В ходе познания важную роль играет анализ собственной деятельно­сти; особенностей физической подготовленности обучаемых, их ин­тересов, склонностей, жизненных идеалов и убеждений; отношение к физической культуре и спорту; общая успеваемость и взаимоотно­шения в учебной группе; опыт учебной и воспитательной работы сво­их коллег.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.