Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационные основы сотрудничества учащихся и учителя физического воспитания




• Коллектив учащихся играет определенную роль в развитии личности. В общении со сверстниками на уроках физической культуры, трени­ровках, соревнованиях, спортивных праздников, туристских походах формируется социальный опыт. Однако положительные тенденции в коллективе должен планировать и направлять учитель. Он на осно­ве общепринятых правил и особенностей, сложившихся в учебном учреждении, должен корректировать нормы взаимоотношений между воспитанниками.

В малых коллективах существует уклад неформальных отношений, игнорировать которые нельзя, потому что юноша или девушка желают быть принятыми коллективом, иметь свою позицию, чтобы совмест­но учиться и выполнять те или иные общественные поручения. Надо направлять усилия на то, чтобы молодые люди были раскрепощены, не было противопоставления учителю и руководству, а формировались бы такие социально ценные качества, как гражданственность, гума­низм, инициативность, ответственность и справедливость.


Глава 18. Сотрудничество учителя физического воспитания с коллегами... • 325

Для того, чтобы учащиеся в своем коллективе проявляли актив­ность, чтобы упражнения стали средством самовыражения и само­утверждения, самоуважения, принятия или неприятия себя как лично­сти, учителю надо прилагать усилия. Надо добиваться, чтобы каждый смог давать самооценку своим делам.

Физическая культура как ценностная категория общества при уме­лом ее использовании учителем может способствовать формированию интеллектуально-нравственной ориентации личности, ее гражданской позиции, общественно значимых умений и навыков.

Коллективная деятельность учащихся, например, в ходе спортив­ных игр открывает возможности для реализации творческого потен­циала личности. Физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая деятельность стимулируют содержательный обмен духовными ценностями, эстетическое отношение к действительности. Ученые выделяют следующие воспитательные функции коллектива:

организационная — коллектив как субъект управления общест­венно-полезной деятельности;

воспитательная — коллектив как носитель определенных нрав­ственных убеждений;

стимулирования — коллектив как стимул общественно полезных дел, регулятор взаимоотношений его членов. Опыт показывает, что в учебном учреждении должно быть не более 500 учащихся, его коллектив не оказывает влияния на личность в от­дельности. В первичном коллективе учащиеся находятся в постоянном межличностном взаимодействии.

Первичными коллективами могут быть;

• учебная группа (учебный класс) с основной задачей -— обучение
профессии;

• кружки, спортивные секции (команды), клубы с основной за­
дачей — общественно полезная, воспитательная и специально-
профессиональная деятельность;

• самодеятельные формы игровой или другой деятельности по ме­
сту жительства с основной задачей — удовлетворение личных ин­
тересов.

При этом первичные коллективы могут быть разделены по возраст­ному принципу.

Деятельность таких коллективов регулируется и координируется руководством учебного учреждения, учительским советом, классным руководителем, спортивным комитетом, спортивным активом. В са-


326 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯМ СПОРТА


Глава 18. Сотрудничество учителя физического воспитания с коллегами... • 327


 


 


мом коллективе руководство возлагается на старосту, общественного тренера, капитана спортивной команды, судью по спорту. Основные вопросы коллектива решаются на общем собрании учащихся. Возмож­но, что наиболее важные вопросы решают советы учащихся и штабы, члены которых избираются на обших собраниях, они уполномочены в планировании мероприятий, распределении поручений, в проверке исполнения, других управляющих функций.

Опыт показывает, что воспитательная работа с активом состоит из; разъяснения прав и обязанностей, установления задач коллективу; оказания помощи в разработке стратегической деятельности; обмена опытом, контроля над исполнением поручений.

Каждый первичный коллектив в своем функционировании про­ходит несколько этапов: объединение учащихся, принявших решение получить общее среднее профессиональное образование; постепенная адаптация друг к другу, к требованиям учителя, и формирование отно­сительно однородного и стабильного состава; создание группировок, определение лидеров, сплочение и создание актива. Актив должен по­лучить реальные полномочия, и только с выполнением этого условия учитель вправе предъявить требования к активу, а через него и к от­дельным воспитанникам. Постепенно в коллективе складывается свой микроклимат.

Коллектив целенаправленно воздействует на воспитание личности, где формируется органическое единство личной и коллективной об- | щественно полезной деятельности.

Коллективизм как солидарность личности с другими членами кол­лектива осознает себя частью его, готов к действиям в пользу группы :| и общества. Воспитание коллективизма достигается за счет средств и методов физической культуры, хорошей организации сотрудниче­ства и взаимопомощи в учебе, труде, общественной работе; совмест­ного участия в культурно-массовых и спортивных мероприятиях. Это возможно и при постановке перед учащимися посильных целей и за­дач, их осуществлении.

В качестве значимых средств формирования коллектива выступают учебная работа, все формы физической культуры, другие виды деятель­ности, организуемые в учебном учреждении. Деятельность учащихся I строится с соблюдением требований в рамках права, здорового обще- -| ственного мнения, создания и умножения положительных традиций.

Педагогическое требование как фактор становления коллектива помогает соблюдению общественного порядка и дисциплины в учеб- | ном учреждении, вносит организованность в деятельность учащихся,


способствует решению противоречий, стимулирует развитие юношей и девушек. Надо, чтобы справедливые требования учителя имели под­держку коллег.

Общественное мнение как совокупность обобщенных оценок фор­мируется в среде учителей, учащихся, в учебном учреждении в целом. Оно формируется на основе практической деятельности, например: в четкой организации учебного процесса, в преподавании учебных дисциплин высокопрофессиональными учителями, выпускниками учебного учреждения, качественным проведением тренировок в спор­тивных секциях и соревнований, успешным выступлением спортсме­нов на вышестоящих соревнованиях и завоеванием призовых мест.

Значительным условием развития коллектива является организация самоуправления. Например, такой структурой является студенческий центр самоуправления, члены которого решают организационные во­просы большого количества мероприятий. Высший орган самоуправ­ления — собрание учащихся учебного учреждения, который функцио­нирует и принимает решения в рамках соответствующих полномочий. В постановлении собрания руководству даются советы и рекоменда­ции в решении актуальных проблем. В определенные периоды функ­ционирования в органе самоуправления происходит сменяемость чле­нов на условиях выборности, отчетности о проделанной работе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.