Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные методики проведения экскурсий




В местах транзита и временного пребывания экскурсанты должны со­блюдать требования законодательства и правила, проявлять понима­ние в отношении обычаев, верований и поступков местного населения, воздерживаться от торговли, провоза или употребления наркотиков, других запрещенных препаратов. Во время путешествия экскурсанты должны иметь возможность для своего блага пользоваться освобожде­нием от административного и финансового контроля; благоприятны­ми условиями на транспорте и в местах временного пребывания. Они должны пользоваться объективной, точной и исчерпывающей инфор­мацией об условиях проживания, безопасности, общественной гигие­не, мерах по предупреждению инфекционных заболеваний и несчаст­ных случаев, свободным доступом к службам здравоохранения.

Надо иметь доступ к быстрой и эффективной общественной связи внутри страны и с внешним миром, административным и юридиче­ским процедурам и гарантиям, необходимым для защиты прав, воз­можности исповедования своей религии и к соответствующим услови­ям для этой цели,

Экскурсионные методики. Для достижения целей и решения за­дач специалисты используют совокупность методик и методических приемов. Например, общие методики охватывают способы обучения и требования, которые служат основой проведения экскурсий, част­ные методики связаны с конкретной экскурсией.

Профессиональное мастерство экскурсовода зависит от умело­го применения им методик, от того, как он воздействует на туристов с учетом их особенностей, запросов и интересов. Методика проведе­ния экскурсии состоит из методики показа и рассказа. В методике по­каза используются «Портфель экскурсовода» и технические средства.

Наблюдение объектов требует логической последовательности на маршруте, использования пауз в сообщениях о них, нейтрализации уличного шума и посторонних разговоров. На практике используют­ся варианты показа и рассказа, которые зависят от темы, объектов на


22-3149


338 * ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

маршруте, состава экскурсантов: показ и рассказ — экскурсанты на­блюдают объекты; рассказ — экскурсовод излагает материал; показ — экскурсанты изучают объекты под руководством экскурсовода; экс­курсанты самостоятельно усваивают полученные знания.

Чтобы сохранить внимание экскурсантов, им предлагается прослу­шивание звукозаписи, показ слайдов из «Портфеля экскурсовода».

В целях повышения внимания туристов экскурсовод может пред­ложить, например, выявить интересные детали в памятнике, переклю­чить внимание на другой объект.

Задача рассказа — подготовить экскурсантов к наблюдению объ­екта. Продолжительность пояснений, справок, цитат, литературного монтажа не должна быть длительной.

Форма и структура рассказа зависит от значимости и места распо­ложения объекта. Надо добиться того, чтобы экскурсант познакомил­ся с объектами, правильно их воспринял, дал объективную им оценку Надо воздействовать на эмоции участников, вызывая у них радость, восхищение, гордость или возмущение.

Технология подготовки новой экскурсии. В России на государствен­ном учете находится свыше 150 тыс. памятников истории, археологии и культуры, в музеях страны хранится около 40 млн экспонатов. Цель экскурсии — показать экскурсантам памятники истории и культуры, другие объекты; задачи — раскрыть тему экскурсии.

В зависимости от сложности темы новую экскурсию готовят спе­циалисты совместно с представителями музеев и педагогов. Отбира­ются и изучаются материалы, составляется маршрут, подготавливается контрольный текст, определяются методические приемы показа и рас­сказа. Затем осуществляется прием (защита) экскурсии на маршруте, ее утверждение и аккредитация экскурсовода.

Экскурсия включает в себя: вступлен ие — ознакомление экскурсан -тов с темой и маршрутом, началом и окончанием экскурсии, санитар­ными остановками, с правилами безопасности и поведения на марш­руте; основную часть — ознакомление с экскурсионными объектами, показ и рассказ; заключение — подведение итогов.

В качестве объектов могут быть: памятные места, произведения ар­хитектуры и градостроительства, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни), природные объекты, экспозиции музеев, картинных галерей и выставок, памятники археологии и искусства. Экскурсион­ные объекты могут быть одноплановыми (живопись, растение, дом) и многоплановыми (архитектурный ансамбль, площадь города), на­пример, памятник «Медный всадник» в Санкт-Петербурге, Красная площадь в Москве.


Глава 19. Методики проведения экскурсий, технических и экстремальных... • 339

Для оценки объектов экскурсии используют следующие критерии:

• познавательная ценность — связь объекта с конкретным истори­
ческим событием, жизнью и творчеством известных людей;

• известность, популярность объекта среди населения;

• необычность (экзотичность) — неповторимость памятника исто­
рии и культуры;

• выразительность — взаимодействие с окружающей средой;

• сохранность объекта — подготовленность к показу;

• местонахождение — удобство подъезда, пригодность дороги для
автотранспорта, природная обстановка;

• временное ограничение показа объекта — время суток, сезон по­
сещения и осмотра невозможны.

После отбора составляется карточка или паспорт экскурсионных объектов: наименование, историческое событие, местонахождение, описание, источник сведений, сохранность и охрана, дата состав­ления, фамилия и должность автора. Карточки ускоряют разработку новых экскурсионных тем, позволяют разнообразить использование памятников в экскурсиях, делают показ объектов активным.

Составление маршрута, объезд (обход) экскурсии. Задача маршру­та — раскрытие темы. На практике сложились следующие варианты построения маршрутов:

• хронологический — экскурсии посвящаются жизни и деятельно­
сти выдающихся людей;

• тематический — раскрывается, например, тема «Литературное
Подмосковье»);

• тематико-хронологический — при изложении материала по хро­
нологии раскрывается каждая тема.

При разработке автобусного маршрута руководствуются Правилами дорожного движения, Уставом автомобильного транспорта, Правила­ми перевозки пассажиров, другими нормативными актами. Маршрут строится по принципу последовательности осмотра объектов и наме­чается с учетом следующих требований: не допускать повторных про­ездов по маршруту; доступность объекта; перемещение между объек­тами — до 15 мин наличие санитарных мест и парковки.

Разработка автобусного маршрута завершается согласованием и утверждением паспорта и схемы маршрута, расчета километража и времени использования автотранспорта.

Подготовка контрольного текста маршрута экскурсии и комплек­тование «Портфеля экскурсовода». Требования к тексту экскурсии: краткость, четкость формулировок, фактический материал по теме,


22-


340 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

литературный язык. Контрольный текст — основа проведения | экскурсии.

«Портфель экскурсовода» — это условное наименование комплек­та наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. В нем находятся копии документов, рукописей, литературных произ­ведений, фотографии, географические карты и схемы, чертежи и ри­сунки, образцы продукции. Перечень материалов в «Портфеле экскур- | совода» по темам постоянно уточняется.

Методические приемы проведения экскурсии. Выбор методического | приема проведения экскурсии определяется задачами, информаци­онной насыщенностью объекта и зависит от возраста экскурсантов, времени и технологии проведения экскурсии, особенностей показа, | профессиональных качеств экскурсовода.

1 В ходе экскурсии водитель автобуса пользуется методической раз­работкой (например Организационными указаниями), в которой ука­зывается место автобуса у объекта, скорость движения для наблюдения объекта из окна, соблюдение правил безопасности на улице, выхода из автобуса, размещения в салоне.

Основа рассказа экскурсовода — индивидуальный текст, определя­ющий последовательность и полноту изложения. Не допускается упо­минание фактов без дат, ссылок на источники. Контрольный и ин­дивидуальный тексты по своему содержанию совпадают по форме и содержанию, в оценках исторических событий и фактов, в выводах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.