Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концептуальный язык психологии




ИДЕАЛЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.

В истории развития науки можно выделить 3 идеала:

1). АНТИЧНЫЙ ИДЕАЛ,

ориентировались на познание сущности, оперировали идеальными объектами, характерны теоретические процедуры (доказательства, строгость, решение задач).

«+»: особое значение придавали логике;

«-»: нет требований к экспериментальной проверке.

2). ЕСТЕСТВЕННО - НАУЧНЫЙ ИДЕАЛ.

Включает в себя особенности античного идеала + ориентация на инженерию и технику.

3). ГУМАНИТАРНЫЙ ИДЕАЛ ( доминирует в настоящее время ).

Особенности:

- ценностное отношение предворяет исследование («+»: гуманно,

«-»:искажаетдействительность)

- рефлексивность знаний, т. е. мысль о мыслях;

- объект изучения - живой человек;

- объект понимается как текст.

 

Естественно - научный и гуманитарный идеалы можно рассмотреть с точки зрения рационального и иррационального:

 

рац.---------------------------------------------иррац.

Естеств. - научн. идеал гуманитарный идеал

(научное мышление) (мистическое мышление)

 

это основа всякого методологического анализа. В него входят:

n феномены,

n свойства,

n особенности,

n качества,

n атрибуты,

n категории,

n понятия,

n принципы,

n законы,

n закономерности.

 

Феномен - (греч. -«являющийся»), Это понятие было введено Аристотелем и обозначает внешне познаваемое, проявляемое.

Свойство отражает нечто, присущее феномену, его частичное сходство или различие с другими, т. е. свойство - это часть феномена.

Особенность - это такое свойство, которое четко отличает данный феномен от других. Т. е. особенность выделяет самое существенное в свойствах феномена.

Качество - это система наиболее существенных свойств, дающая феномену определенность. Гегель: «нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть».

Атрибут - это особое, существенное качество, без которого нельзя судить о феномене. Атрибут выражается в понятиях. Выделить атрибут очень сложно.

Категория - (греч. - «суждение, высказывание, определение») - это основные и

наиболее существенные понятия. Платонов выделяет следующие категории:

- психика, сознание, человек, психическое развитие и т. д., считая, что категории - это такие понятия, которые совпадают с предметом психологической науки.

Категории раскрывают свое содержание через понятия.

Шаров выделяет следующие категории психологии: человек, культура, регуляция, значимость, активность, отражение.

Понятия, которые описывают категории:

ЧЕЛОВЕК: индивид, личность, субъект, индивидуальность, темперамент, характер, способности, природа и сущность человека.

КУЛЬТУРА: социально - психологические механизмы (ритуалы, традиции, обряды, игра, магия), культура психической деятельности (это понятие ввел Абаев Н. В., его книга «Чань - буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае»: «Всякой культуре присуща психическая деятельность, психический тип. Культура психической деятельности определяет режим функционирования психики в разных культурах». Абаев вводит понятие психогогика -это наука, направленная на формирование типа психической деятельности).

РЕГУЛЯЦИЯ: регулятивный акт, внимание (по Гальперину: - это свернутый самоконтроль), воля, ценностные ориентации как ценностные механизмы регуляции.

ЗНАЧИМОСТЬ ( это ядро человека ):ценность, смысл, мотив, цель, эмоции и чувства, переживания.

АКТИВНОСТЬ: деятельность, жизнедеятельность, самореализация, свобода.

ОТРАЖЕНИЕ: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, представление, сознание, самосознание.

Понятие - это целостная совокупность суждений, мыслей, в которых что - либо утверждается об отличительных или наиболее существенных признаках объекта. Понятия могут быть собраны не только в систему, но и в тезаурус - это сгруппированные термины, составляющие смысловую систему. Платонов составил словарь тезаурусов.

Закономерность - это объективно существующая, повторяющаяся причинно - следственная связь явлений. Если она познана и изучена, то формулируется в виде закона. В психологии один закон (закон Вебера - Фехнера) и много закономерностей.

Принципы - (лат. «основа») - это основное положение, исходный пункт, кратко сформулированная теория, концепция. Выделяют принципы бытия и познания. Как правило, все психологические принципы связаны с психологическими категориями.

Существует 2 источника возникновения принципов: философия и практика.

ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИИ:

 

- принцип деятельности (Леонтьев),

- принцип единства сознания и деятельности (Рубинштейн С. Л.),

- генетический принцип (Выгодский),

- принцип саморегуляции (Обульханова - Славская),

- принцип единства человека и окружения (К. Левин),

- принцип детерминизма.

Возникает вопрос: полон ли перечень принципов?

Возникает проблема упорядоченности и иерархичности принципов психологии.

Шаров предлагает упорядочить принципы следующим образом:

(1) Система принципов идет из базового отношения «человек - мир». Это отношение анализировали Гегель, Франк, Хайдеггер, Рубинштейн С. Л.

(2) Из этого отношения возникает философский принцип - принцип различения и тождества (авторы: Гегель, Хайдеггер).

(3) П сихологические принципы (пары):

1. Принцип активности (изменение окружающего мира) и адаптивности (приспособление к окружающему миру),

2. Принцип зависимости и свободы (свободный человек - это человек, который все осознает, а также имеет возможность выбора).

3. Принцип единства внешней (мир и культура) и внутренней (мотивационно - смысловая сфера) детерминации.

4. Принцип рефлексии и предвосхищения (в регуляции жизнедеятельности человек обязательно должен рефлексировать, а также для жизнедеятельности очень важно прогнозирование (целеполагание, постановка задач, предвосхищение, принятие решения)).

Эти пары принципов охватывают проблему регуляции с разных сторон, и базируются они на принципе различения и тождества. Эти пары включают в себя другие принципы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 2128; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.