Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы исследования




ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ.

(т. е. содержательная и формообразующая методология)

Концептуальная (касается теоретических основ) и инструментальная (касается психологических практик) методологии должны находиться в единстве.

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ включает: принципы, законы и закономерности, категории, понятия, теории, концепции, идеи (т.е. весь теоретический фундамент психологии).

Концептуальная методология выполняет несколько функций:

1) ориентирующая функция (ориентирует направление движения психологии).

2) предсказательная функция (перспективно ли данное направление).

3) классифицирующая функция (выделение разных направлений).

4) оценивающая функция.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ включает: исследовательские принципы, методы и методики исследования, технологию (или психотехнику).

Инструментальная методология направлена прежде всего на оценку практической деятельности. Ее функции:

1. ориентирующая,

2. оценивающая,

3. предсказательная (каков будет результат).

 

Предмет психологии есть система ее понятий (категорий), теорий, углубляемых ее методами и предельно кратко сформулированных в ее принципах.

Бассин Ф. В.: «Предмет психологии - значимые переживания».

В различных направлениях психологии предмет определяется по разному.

Существовало несколько точек зрения на предмет психологии:

1) «предметом психологии является душа. Душа - это начало и основной объяснительный принцип того, что происходит с человеком». Это донаучное представление.

2) «предметом психологии является душа». Эта точка зрения принадлежит школе ассоцианизма. Сознание объявляется основополагающей категорией и приравнивалось к понятию «психика». Ассоцианисты достаточно детально разработали категорию сознания методом интроспекции.

3) «предметом психологии является поведение». Эта точка зрения принадлежит бихевиористам. Основной причиной этой точки зрения явилось разочарование в интроспективном методе. Бихевиористы считали, что в психологии нужно исследовать только то, что повторяемо, видимо.

В настоящее время исследователи не могут прийти к одной точки зрения.

n наблюдение,

n эксперимент,

n опрос,

n анализ результатов деятельности,

n биографический,

n контент - анализ,

n моделирование,

n сравнительные методы.

Вопрос: насколько полон этот перечень? Могут ли возникнуть новые методы?

Возникает проблема классификации методов исследования (а также методав воздействия).

Г. Пырьов предложил свою классификацию:

1. Наблюдение бывает двух видов:

а) объективное:

- непосредственное (индивидуальное - коллективное; интенсивное - пассивное; клиническое),

- опосредованное (анкеты, вопросники, изучение продуктов деятельности),

б) самонаблюдение:

- непосредственное (словесные отчеты),

- опосредованное (дневники, автобиографии, воспоминания и т.д.).

2. Группа методов моделирования:

- физическое,

- математическое,

- имитационное,

- схематичное,

- кибернетическое моделирование.

3. Группа вспомогательных методов:

- физиологические,

- фармакологические,

- биохимическое,

- графические методы,

Эксперимент делится на:

- лабораторный,

- естественный,

- психолого- педагогический (формирующий и констатирующий).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.