КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы исследованияПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ. (т. е. содержательная и формообразующая методология) Концептуальная (касается теоретических основ) и инструментальная (касается психологических практик) методологии должны находиться в единстве. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ включает: принципы, законы и закономерности, категории, понятия, теории, концепции, идеи (т.е. весь теоретический фундамент психологии). Концептуальная методология выполняет несколько функций: 1) ориентирующая функция (ориентирует направление движения психологии). 2) предсказательная функция (перспективно ли данное направление). 3) классифицирующая функция (выделение разных направлений). 4) оценивающая функция. ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ включает: исследовательские принципы, методы и методики исследования, технологию (или психотехнику). Инструментальная методология направлена прежде всего на оценку практической деятельности. Ее функции: 1. ориентирующая, 2. оценивающая, 3. предсказательная (каков будет результат).
Предмет психологии есть система ее понятий (категорий), теорий, углубляемых ее методами и предельно кратко сформулированных в ее принципах. Бассин Ф. В.: «Предмет психологии - значимые переживания». В различных направлениях психологии предмет определяется по разному. Существовало несколько точек зрения на предмет психологии: 1) «предметом психологии является душа. Душа - это начало и основной объяснительный принцип того, что происходит с человеком». Это донаучное представление. 2) «предметом психологии является душа». Эта точка зрения принадлежит школе ассоцианизма. Сознание объявляется основополагающей категорией и приравнивалось к понятию «психика». Ассоцианисты достаточно детально разработали категорию сознания методом интроспекции. 3) «предметом психологии является поведение». Эта точка зрения принадлежит бихевиористам. Основной причиной этой точки зрения явилось разочарование в интроспективном методе. Бихевиористы считали, что в психологии нужно исследовать только то, что повторяемо, видимо. В настоящее время исследователи не могут прийти к одной точки зрения. n наблюдение, n эксперимент, n опрос, n анализ результатов деятельности, n биографический, n контент - анализ, n моделирование, n сравнительные методы. Вопрос: насколько полон этот перечень? Могут ли возникнуть новые методы? Возникает проблема классификации методов исследования (а также методав воздействия). Г. Пырьов предложил свою классификацию: 1. Наблюдение бывает двух видов: а) объективное: - непосредственное (индивидуальное - коллективное; интенсивное - пассивное; клиническое), - опосредованное (анкеты, вопросники, изучение продуктов деятельности), б) самонаблюдение: - непосредственное (словесные отчеты), - опосредованное (дневники, автобиографии, воспоминания и т.д.). 2. Группа методов моделирования: - физическое, - математическое, - имитационное, - схематичное, - кибернетическое моделирование. 3. Группа вспомогательных методов: - физиологические, - фармакологические, - биохимическое, - графические методы, Эксперимент делится на: - лабораторный, - естественный, - психолого- педагогический (формирующий и констатирующий).
Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |