Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стандартные фразы ИМО для общения на море на русском и




английском языках …………………………………………………...………...22

2.4.3 ИАМСАР (извлечение)………………………………………………......22

2.4.4 Руководство судовладельцам и операторам судов, капитанам и экипажам судов по предотвращению и подавлению актов пиратства и вооруженных ограблений судов Циркулярное письмо MSC/Circ.623/Rev.1 принято 27.05.1999 г. «Пиратство и вооруженное ограбление судов»..23

2.4.5 Резолюция А.922(22) принята 29.11.2001 г. Кодекс практики расследования актов пиратства и вооруженных ограблений судов………………25

2.5 Циркулярное письмо MSC/ Circ. 1010/MEPC/ Circ 382 (8.07.2001г). Представление информации о полномочиях признанных организаций.......29

2.6 Резолюция А.917(22) принята 29.11.2001г Руководство по использованию судовых автоматических идентификационных систем (АИС)……30

2.7 Циркулярное письмо MSC/Circ.1043 принято 21. 05. 2002 г.

Рекомендация по ежедневным сообщениям координат судов Компаниям...32

2.8 Резолюция MSC.129(75) принята 21.05. 2002 г. Безопасность на море и связь, относящаяся к безопасности……………………………………….33

2.9 Акт США 2002 г. По безопасности морских перевозок…………………34

2.10 Резолюция MSC.136(76) принята 11.12. 2002 г. Принятие эксплуатационных требований к судовой системе оповещения…………………….36

2.11 Конвенция МОТ – 108 от19.06.2003г. Об удостоверениях личности моряков………………………………………………………………………...38

2.12 Резолюция MSC.140(76) принята 6. 12. 2002 г. Рекомендация по защите канала передачи данных АИС на УКВ…………………………….……..40

3 Психология террориста………………………………………………………41

4 Взрывчатые и зажигательные вещества…………………………………….42

4.1 Общие сведения об взрывчатых веществах (ВВ)………………………...42

4.2 Общие сведения о зажигательных веществах…………………………….45

4.3 Общие сведения о взрывных устройствах и способы их обнаружения …..49

5 Организация досмотра и обыска на судне………………………………....50

6 Техническое обеспечение охраны судна……………………………………52

Приложение 1 Глава XI-2 Конвенции SOLAS………………………………...54

Приложение 2 Часть А ISPS Кодекса………………………………………….65

Приложение 3 Часть В ISPS Кодекса………………………………………….82

Список литературы…………………………………………………………….122

 

 


Введение

 

Современное развитие общества значительно усилило социальные противоречия между юго-восточным и американо-европейским регионом. Индустриальное развитие общества создало возможности для эффективного противодействия демократически - либеральному обществу отдельным мелким группам и личностям террористическими методами. Особенно это ярко проявилось в свете трагических событий произошедших 11 сентября 2001 года в США, когда террористы - смертники использовали для проведения терактов транспортные средства - воздушные лайнеры.

В свете этих событий международная морская организация (ММО/IMO) активизировало работу по пересмотру мер ранее принятых по борьбе с актами насилия и преступности на морском транспорте. Результатом этой работы явилось принятие на Дипломатической Конференции ММО 9-13 декабря 2002 г.) поправок к Конвенции SOLAS-74, а также специального Кодекса по Охране Судов и Портовых Сооружений (ОСПС). Эти поправки и Кодекс ОСПС вступили в силу с 01 июля 2004 г.

В соответствии с принятым Кодексом ОСПС судоходные компании обязаны назначить лицо ответственное за охрану судоходной компании, а также лицо ответственное за организацию охраны на борту судна. Должен быть разработан ряд организационных и технических мер по охране судна. К организационным мерам в первую очередь относится реализация специального Плана Охраны Судна - утвержденного морской Администрацией. Реализация этого плана осуществляется офицером по охране судна (security officer). Наряду с приведенной нормативной базой, в данном пособии рассматриваются психологические аспекты терроризма, и приводятся практические рекомендации по обеспечению охраны судна судовыми офицерами.

 

.


1 История терроризма и правовое обеспечение борьбы с ним

 

Терроризм (террор) (от франц. terreur - страх, ужас), термин вошел в употребление в конце 18 века для обозначения репрессивной политики, проводившейся якобинцами в период Великой французской революции. Впоследствии приобрел универсальное значение и используется для обозначения мотивированного насилия с политическими целями.

Термин «террор» в современной литературе употребляется обычно для характеристики политики насилия и устрашения, применяемого диктаторскими или тоталитарными режимами по отношению к гражданам своей страны, насилие со стороны «сильного» - государства.

Под терроризмом понимается насилие со стороны «слабого» - оппозиции. Терроризм - это метод, посредством которого организованная группа или партия стремится достичь провозглашенных ею целей преимущественно через систематическое использование насилия. Для нагнетания страха террористы могут применять также поджоги или взрывы магазинов, вокзалов, транспортных средств, штаб-квартир политических партий и т. п. В современных условиях террористы практикуют захват заложников, угоны самолетов. Терроризм находится на вооружении партий и групп различной политической ориентации, как левой, так и правой. Во второй половине 20 века стал широко практиковаться внешне не мотивационный террор, рассчитанный на создание обстановки всеобщей паники и растерянности. Если террористы 19-20 вв. почти всегда публично объявляли, какая организация ответственна за теракт, то к началу 21 века это стало лишь единичным явлением. Сменились и адресаты терактов - им стали рядовые граждане - посетители ресторанов, случайные прохожие, пассажиры авиалайнеров, поездов. К таким методам борьбы прибегают такие организации, как «Аксьон директ», «Красные бригады», «Аль-Каида», баскская ЭТА и др. В последнее время террор приобрел самые агрессивные отчаянные формы. Многие террористы (шахиды), становясь «живыми» бомбами, гибнут во время террактов.

К крупным террактам конца 1990 начала 2000-х гг. можно отнести газовую атаку нервно-паралитическим газом «зарин» в токийском метро в марте 1995 г. (погибло 12 человек, было отравлено 5 тыс. человек); взрыв в Оклахома-Сити 19 апреля 1995 г. (погибло 168 человек); взрывы жилых домов в Москве, Буйнакске, Волгодонске в сентябре 1999 г. (погибло 300 человек); атака захваченных террористами самолетов башен Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и здания Пентагона в Вашингтоне 11 сентября 2001 г. (погибло более 3 тыс. человек); захват около 800 заложников во время демонстрации популярного мюзикла «Норд-Ост» в Москве в октябре 2002 г. (погибло 130 заложников); взрыв дискотеки курортного места на острове Бали (Индонезия) в октябре 2002 г. (погибло 190 человек, ранено 300); взрывы в Грозном (декабрь 2002 г., число жертв 60 человек); взрывы на железных дорогах Испании (март 2004 г, погибло 192 человек); взрывы на транспорте в Лондоне (июль 2005 г, погибло 54, ранено не менее 700 человек); захват заложников в школе №1 Беслана (сентябрь 2004 г.) привело к гибели более 350 человек, из которых 186 были дети, и свыше 700 человек ранены; покушение на экс-премьер-министра Пакистана Беназир Бхутто в Карачи в октябре 2007 г. (погибло 140 человек, более 500 ранены).

С 1970-х гг. широко используется термин «международный терроризм», который Организация Объединенных Наций определяет как «совершение, организацию, содействие осуществлению, финансирование или поощрение агентами или представителями одного государства актов против другого государства или попустительство с их стороны совершению таких актов, которые направлены против лиц или собственности и которые по своему характеру имеют цель вызвать страх у государственных деятелей, групп лиц или населения в целом».

В 1977 государствами-членами Европейского Совета, принята Европейская конвенция по борьбе с терроризмом. События 11 сентября 2001 года в США, показали недостаточную эффективность международных организаций в борьбе с терроризмом и необходимость объединения их усилий для выработки мер по предупреждению и оказанию сопротивления терроризму на всех направлениях, в том числе и на объектах морской индустрии. Международная морская организация на Дипломатической конференции ММО (9 13 декабря 2002) утвердила поправки к Конвенции SOLAS и приняла Кодекс по охране судов и портовых сооружений:“International Code for the security of ships and the port facilities” – (ISPS Code), которые вступают в силу с 1 июля 2004 года. Внесение поправок в SOLAS, вызвало необходимость в изменении нумерации глав: Глава XI - “Special measures to enhance maritime safety” перенумерована в Главу XI-1 с тем же названием; введена новая Глава XI-2 под названием “Special measures to enhance maritime security” – (специальные меры по усилению охраны на море) и приложение к ней в виде Кодекса ISPS. Таким образом, морская безопасность стала официально подразделяться на две области “Мaritime safety”, связанной с предотвращением аварий и ликвидацией их последствий и “Мaritime security” – связанная с предотвращением незаконных актов, угрожающих безопасности судов.

Украина как государство, входящее в ООН, вместе с мировым сообществом ведет активную борьбу с терроризмом. Закон Украины «О борьбе с терроризмом» от 20.03.2003 г. был принят в целях защиты личности, государства и общества от терроризма, выявления и устранения причин и условий, его порождающих, определяет правовые и организационные основы борьбы с этим опасным явлением. В настоящем законе приведены определения следующих терминов:

терроризм – общественно опасная деятельность, заключающаяся в сознательном, целенаправленном применении насилия путем захвата заложников, поджогов, убийств, пыток, запугивания населения и органов власти или совершения других посягательств на жизнь либо здоровье ни в чем не виновных людей или угрозы совершения преступных действий с целью достижения преступных целей;

террористический акт – преступное деяние в форме применения оружия, совершения взрыва, поджога либо других действий; Преступления, совершаемые с террористической целью с применением ядерного, химического, бактериологического (биологического) и другого оружия массового поражения или его компонентов, вредных для здоровья людей веществ, средств электромагнитного действия, компьютерных систем и коммуникационных сетей, включая захват, вывод из строя и разрушения потенциально опасных объектов, создание условий для аварии и катастроф техногенного характера классифицируются как технологический терроризм.

Под террористической деятельностью понимают деятельность, которая охватывает:

- планирование, организацию, подготовку и реализацию террористических актов;

- подстрекательство к совершению террористических актов, насилию над физическими лицами или организациями, уничтожению материальных объектов в террористических целях;

- организацию незаконных вооруженных формирований, преступных группировок, организованных преступных групп для совершения террористических актов, равно как и участие в таких актах;

- вербовку, вооружение, подготовку и использование террористов;

- пропаганду и распространение идеологии терроризма;

- финансирование заведомо террористических групп (организаций) или иное содействие им.

Международная террористическая деятельность - террористическая деятельность, осуществляемая:

- террористом или террористической организацией на территории более чем одного государства и наносящая ущерб интересам более чем одного государства;

- гражданами одного государства в отношении граждан другого государства или на территории другого государства;

- в случае, когда как террорист, так и жертва терроризма являются гражданами одного и того же государства или разных государств, но преступление совершено за пределами территорий этих государств;

Террористом является лицо, участвующее в террористической деятельности. Террористической группой является группа из двух и более лиц, объединившихся с целью совершения террористических актов.

Устойчивое объединение трех и более лиц, созданное с целью совершения террористической деятельности, в пределах которого осуществлено распределение функций, установлены определенные правила поведения, обязательные для этих лиц при подготовке и совершении террористических актов является террористической организацией. Организация признается террористической, если хотя бы одно из ее структурных подразделений осуществляется террористическая деятельность с ведома хотя бы одного из руководителей (руководящих органов) всей организации.

Борьба с терроризмом - является деятельностью направленной на предупреждение, выявление, пресечение, минимизации последствий террористической деятельности.

Комплекс скоординированных специальных мер, направленных на предупреждение, предотвращение и пресечение преступных деяний, совершаемых с террористической целью, освобождение заложников, обезвреживание террористов, минимизацию последствий террористического акта называется антитеррористической операцией.

Под заложником следует понимать физическое лицо, захваченное и (или) удерживаемое с целью понуждения государственного органа, предприятия, учреждения либо организации или отдельных лиц совершить какое-то действие или воздержаться от совершения какого-то действия как условия освобождения захваченного и (или) удерживаемого лица.

Правовую основу борьбы с терроризмом составляют Конституция Украины, Уголовный кодекс Украины, Закон Украины о борьбе с терроризмом, другие законы Украины, Европейская конвенция о борьбе с терроризмом, 1977г, Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом, 1999г, другие международные договоры Украины, а также иные нормативно-правовые акты, принимаемые во исполнение законов Украины.

Борьба с терроризмом основывается на принципах:

- законности и неукоснительного соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

- комплексного использования с этой целью правовых, политических, социально-экономических, информационно-пропагандистских и иных возможностей; приоритетности упреждающих мер;

- неотвратимости наказания за участие в террористической деятельности;

- приоритетности защиты жизни и прав лиц, подвергающихся опасности вследствие террористической деятельности;

- создание гласных и негласных методов борьбы с терроризмом;

- неразглашение сведений о технических приемах и тактике проведения антитеррористических операций, а также о составе их участников;

- единоначалия в руководстве силами и средствами, привлекаемыми для проведения антитеррористической операции;

- сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями, которые осуществляют борьбу с терроризмом.

Непосредственную борьбу осуществляют с терроризмом все силовые ведомства Украины во главе со Службой безопасности Украины (СБУ).

Все министерства и центральные органы исполнительной власти Украины, осуществляют мероприятия связанные с предупреждением, выявлением и пресечением террористической пределах своей компетенции определенной законами и изданными. К участию в антитеррористических операциях по решению руководства антитеррористической операции могут быть привлечены все органы исполнительной власти, местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации независимо от подчиненности и формы собственности, их должностные лица, а также граждане с их согласия.

Координацию деятельности субъектов, привлекаемых к борьбе с терроризмом, осуществляет Антитеррористический центр при СБУ.

Органы государственной власти Украины, органы местного самоуправления, объединения граждан, организации, их должностные лица обязаны содействовать органам, осуществляющим борьбу с терроризмом, сообщать данные, ставшие им известным, о террористической деятельности или каких-либо других обстоятельствах, информация о которых может содействовать предупреждению, выявлению и пресечению террористической деятельности, а также минимизации ее последствий.

При наличии реальной угрозы жизни и безопасности граждан, интересам общества или государства в случае, если устранение этой угрозы другими способами невозможно, СБУ проводит антитеррористическую операцию. При проведении антитеррористической операции должностные лица, привлеченные к ней, имеют практически неограниченные полномочия.

В ходе проведения антитеррористической операции с целью сохранения жизни и здоровья людей, материальных ценностей, склонения террористов к отказу от противоправных действий, оказания на них сдерживающего воздействия, выяснения возможности пресечения террористического акта допускается ведение переговоров с террористами. Ведение переговоров поручается лицам, специально уполномоченным на то руководителем антитеррористической операции. Во время ведения переговоров не могут рассматриваться как условие прекращения террористического акта вопросы о выдаче террористам каких-либо лиц, предметов и веществ, которые непосредственно могут быть использованы для совершения актов технологического терроризма. В случае, если цель переговоров с террористами не может быть достигнута ввиду их несогласия прекратить террористический акт и реальная угроза жизни и здоровью людей сохраняется, руководитель антитеррористической операции имеет право принять решение об обезвреживания террориста (террористов). Решение о прекращении антитеррористической операции принимается руководителем этой операции.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.