Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

УО) Уровень обобщений (предпосылки логического мышления), вес в структуре готовности - 17 усл.ед




IV. Информационный блок психологической структуры готовности к обучению в школе

Информационный блок готовности составляют психические качества, обеспечивающие прием, переработку и сохранение учебной информации.

Усвоение в процессе обучения систематизированных знаний и содержательно-обобщенных способов решения учебных задач предполагает развитие у детей предпосылок логического мышления, в частности, способности объединять предметы и явления действительности на основе выделения их существенных свойств. К концу дошкольного возраста мышление ребенка приобретает черты обобщенности, формируется способность к начальным формам обобщения и образования элементарных понятий. Детям этого возраста уже доступно понимание некоторых общих принципов, связей и закономерностей, лежащих в основе научного знания.

Качественный анализ ответов ребенка в ходе обследования позволяет выявить свойственный ему уровень обобщения:

- отсутствие обобщений - ребенок не выделяет существенные признаки предметов одного класса, не может объединить их в группу, назвать обобщающим словом;

- уровень простого синтеза - правильно объединяет предметы, но назвать образованную группу правильно не может: либо перечисляет их, либо пересчитывает, называет их количество;

- уровень наглядного обобщения - правильно объединяет предметы, но не называет их обобщающим словом, вместо этого: а) подменяет название группы указанием на действие, которое производит этот предмет, или на то, что с ним можно делать ("Это растет, а это бегает", "Из этого едят" и т.п.); б) заменяет название группы названием одного из предметов; в) называет материал, из которого сделаны предметы ("Эти железные, а лошадь не из железа);

- уровень предварительного словесного обобщения - правильно объединяет предметы, называет обобщающим словом, но при этом путает понятия или дает неточное название (например, вместо "птицы" говорит "животные");

- уровень полного словесного обобщения - правильно объединяет, правильно называет обобщающим словом.

Нормально развивающиеся дети 6-7-летнего возраста могут правильно объединять в группы и называть обобщающим словом привычные для них предметы (мебель, одежда, цветы, животные, фрукты, овощи), т.е. дают ответы на уровне словесного обобщения; малознакомые и непривычные предметы (транспорт) объединяют главным образом на уровне наглядного обобщения. Наглядный способ обобщения у детей, поступающих в школу, преобладает.

Преобладание ответов на уровне простого синтеза (правильно объединяет предметы, но не может назвать их одним словом и объяснить принцип объединения, либо перечисляет их) и отсутствие обобщений являются показателями неготовности к учению.

Низкий уровень развития способности к обобщению (УО) может послужить причиной трудностей в усвоении учебного материала:

1) неосмысленное, механическое заучивание материала;

2) непрочные и несистематизированные знания;

3) неспособность использовать ранее пройденный материал;

4) трудности в понимании математических задач;

5) трудности в понимании прочитанного, угадывающее чтение;

6) ошибки в чтении окончаний слов;

7) трудности в усвоении чтения и письма в целом.

 

9. (ЗА) Зрительный анализ геометрических фигур (образное мышление), вес в структуре готовности - 17 усл. ед.

Известно, что каждая буква алфавита состоит из нескольких элементов. Только на основе их анализа (вычленения всех элементов, их сравнения, нахождения сходства и различия) возможны целостное восприятие буквенного знака, синтез всех его признаков, формирование обобщенного образа буквы. Современная методика обучения чтению предполагает применение для анализа звучащей речи различных зрительно-воспринимаемых схем и моделей. Их использование детьми также предполагает достаточный уровень развития зрительного анализа.

Особенность русской графики определяется тем, что все буквы рукописного и печатного шрифтов состоят из ограниченного количества элементов, различно расположенных в пространстве по отношению друг к другу, поэтому в русском алфавите много букв, схожих по своему начертанию. Это представляет определенную трудность в их усвоении для начинающих школьников и является причиной типичных для этого этапа обучения ошибок чтения и письма.

Наибольшие трудности учащиеся испытывают при усвоении букв, состоящих из одних и тех же графических элементов, но различно расположенных в пространстве (Н-П-И; З-Е; т-ш; д-в и др.), а также букв, отличающихся друг от друга каким-либо одним элементом (Ь-Ы; З-В; Р-В; М-Л; Ц-Щ; п-т, м-н и др.).

Дети с недостаточно сформированным зрительным анализом при чтении и письме путают буквы, отличающиеся одним элементом (Р-В; Б-В; М-Л), а также редко встречающиеся (Ч-Ц; Х-Ф). Для них одинаково трудны и списывание и письмо под диктовку.

Поскольку отличие многих букв заключается лишь в различном пространственном расположении одних и тех же элементов, то усвоение оптического образа буквы становится возможным лишь при достаточном развитии у детей пространственных представлений.

Несформированность пространственных представлений проявляется в замене букв, состоящих из одних и тех же элементов, но имеющих различную пространственную ориентацию (З-Е; в-д; т-ш), и "зеркальном" чтении и письме, когда ребенок производит действие не слева-направо, а наоборот. Например: вместо "шар" читает "раш", при письме допускает ошибки такого вида: "но" - "он", "Елка - Злка". Эти дети знают, из каких элементов состоит буква, но при объяснении не пользуются пространственной терминологией (направо-налево, вверх-вниз), а говорят: "отсюда-сюда", плохо представляют способ написания буквы, в какую сторону надо вести штрих.

Установлено, что пространственные ошибки чаще всего появляются у детей с явно выраженным преобладанием правополушарных функций (так называемых леворуких) и у детей с неточной, смешанной латеритизацией. Нередко трудности ориентации в пространстве сопровождаются трудностями в различении формы и величины, составлении целого из частей, воспроизведении заданной графической структуры.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 642; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.