Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ учебно-воспитательного процесса. Оценка. Эффективности используемых программ и методов работы




По результатам диагностики строится усредненный профиль готовности детей группы (используются средние показатели развития УВК) и подсчитывается групповой индекс готовности (ГрИГ). Проводится анализ отклонений профиля готовности от уровня статистической нормы (средний уровень).

Возможные причины отклонений:

1.Особенности организации и проведения учебно-воспитательного процесса.

2.Исходный уровень развития детей группы.

Уровни УВК    
   
Выше среднего  
  Средний (норма)  
Ниже среднего  
    Низкий  
  М ОШ ОД ОС ПЗ ВН ГН УО ЗА ВП СК ПРД ОБ УВК
Рис.2. Усредненные профили готовности к обучению в школе детей старшей (________) и подготовительной (_ _ _ _ _) групп.
                               

3.Ошибки в проведении диагностики и в расчетах.

Сравнение результатов диагностики, полученных в начале и в конце учебного года (в сентябре и в марте - апреле), позволяет провести качественный анализ учебно-воспитательного процесса и правильно спланировать работу в следующем году (рис.2, усредненный профиль старшей группы выполнен сплошной линией, подготовительной группы - пунктирной).

Сравнение групповых профилей школьной готовности, полученных в различных дошкольных учреждениях, дает возможность оценить эффективность образовательных программ и применяемых форм и методов работы.

На рис. 3, например, представлены усредненные профили, полученные в подготовительных группах двух детских садов, работающих по традиционной программе.

 

Качественный анализ профилей позволяет говорить о том, что традиционная программа обучения и воспитания в детском саду создает благоприятные условия для развития таких важных для школьного обучения качеств, как мотивы учения (М), принятие задачи (ПЗ) способность к обобщениям (УО), образное мышление (ЗА), обучаемость (Об), формирует у детей подготовительной группы необходимые для начала школьного обучения знания и умения (ВН).

Уровни УВК  
 
Выше среднего
  Средний (норма)
Ниже среднего
    Низкий
  М ОШ ОД ОС ПЗ ВН ГН УО ЗА ВП СК ПРД ОБ УВК
Рис.3. Усредненные профили готовности к обучению в школе детей двух дошкольных учреждений, работающих по одной образовательной программе.

В то же время, очевидно, что возможности формирования графических навыков (ГН) и подготовки руки к письму у этой программы ограничены. Уровень развития самосознания (ОС) и мелкой моторики (СК) в пределах нормы определяется не столько возможностями используемой образовательной программы, сколько возрастными закономерностями развития детей данной возрастной группы. Низкие показатели вербальной механической памяти (ВМП) могут свидетельствовать об астении, свойственной детям в весенний период (диагностика проводилась в марте), о перегрузке на занятиях, о неблагоприятной социальной ситуации развития детей данной возрастной группы в целом, очевидно, могут быть и другие причины. Учитывая ту роль, которую играет механическая память в усвоении учебного материала в начальный период обучения, необходимо провести более детальный анализ причин низкого развития этого УВК у детей подготовительных групп и наметить необходимые коррекционные и оздоровительные мероприятия.

Как уже отмечалось, оба детских сада работают по одной традиционной программе, тем не менее, есть различия в условиях и организации работы с детьми, которые отражаются различиями в уровнях развития отдельных УВК. Так, в одном из этих садов наряду с традиционной программой с детьми подготовительной группы проводились занятия по информатике. Это оказало влияние на развитие таких качеств как произвольность деятельности (ПРД) и творческое воображение (ТВ). В этом детском саду имеется также интересный опыт формирования у детей положительного отношения к школе (ОШ). Можно отметить и то, что в данном дошкольном учреждении создаются более благоприятные условия для формирования взаимоотношений детей в группе (ОД) и их эмоционального благополучия. (Профиль готовности, полученный в этом детском саду, на рис. 3 выполнен сплошной линией.)


ЛИТЕРАТУРА

 

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М.: Педагогика. Т.4. 1984. 432 с.

2. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. М.: Педагогика, 1991. 230 с.

3. Нижегородцева Н.В. Развитие познавательных процессов и личности в старшем дошкольном возрасте. Ярославль: Изд-во ЯГПУ,1996. 98 с.

4. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогичекая готовность ребенка к школе. М.: ВЛАДОС, 2001, 256 с.

5. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Изд. Корпорация "Логос", 1994


ПРИЛОЖЕНИЕ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 995; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.