Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общество и его структура




Несмотря на то, что термины «общность», «общество», «общественный», «социальный» широко распространены в обыденной речи, их научное содержание достаточно сложно. В XIX в. возникла особая наука — социология, имеющая своим предметом исследование общества. Ее основоположник О. Конт, считавший социологию «соци­альной физикой», видел ее и «позитивной моралью», ко­торая способна стать новой религией для всего человече­ства. Вообще XIX столетие ознаменовалось возрастанием внимания к проблемам общества. Различные мыслители сравнивали общество и с растением, и с животным, и с человеческим индивидом. Общество определяли и как союз, и как взаимодействие, и как солидарность, и как борьбу. Не меньше определений было дано и в XX в. Ла­тинский глагол «socio» означает соединять, объединять со­вместно, предпринимать, сообща затевать, а существитель­ное «socialitas» — общество, ближайшее окружение. Отсюда первоначальное значение понятия «социальный» — связан­ный с общностью, союзом, сотрудничеством.

Аристотель назвал человека «политическим живот-ным», подразумевая что только люди способны добро­вольно и сознательно объединяться в общество. Не вся­кая общность людей является обществом, но любое общество — это, так или иначе, самоуправляющаяся общ­ность.

Каким образом люди связаны в обществе, какова при­рода этих связей и возникающих между людьми отноше­ний, что определяет в конечном итоге развитие общества?


К. Марксом и его последователями была разработана диалектика-материалистическая концепция общества, суп» которой состоит в положении о способе производства материальных благ, который складывается объективно, т. е. независимо от воли и сознания людей, и определяет в основном способ бытия «социального организма». Из формы материального производства «... вытекает, во-пер­вых, определенная структура общества, во-вторых, опре­деленное отношение людей к природе. Их государствен­ный строй, и их духовный уклад определяется как тем, так и другим» (К. Маркс). История в марксистской концеп­ции предстает как «естественноисторический процесс», где действуют объективные «законы-тенденции» в сочета­нии с субъективным фактором. Сильной стороной этой концепции является учение об особой «чувственно-сверх­чувственной» природе «социальной материи», о двойствен­ности бытия человека и общества, а также представление об этапах эволюции социальных связей в зависимости от форм бытия людей и их совместной деятельности (личная и вещная зависимость людей друг от друга).

В XX в. продолжалось и продолжается развитие кон­цепций, основанных на натуралистическом подходе к объяснению феноменов общества и человека. С этих по­зиций общество рассматривается как естественное про­должение природных и космических закономерностей. Ход истории и судьбы народов в основном определяются ритмами Космоса и солнечной активности (А. Чижевский, Л. Гумилев), особенностями природно-климатической среды (Л. Мечников), эволюцией природной организации человека и его генофонда (социобиология). Общество рас­сматривается как высшее, но далеко не самое удачное тво­рение природы, а человек как самое несовершенное жи­вое существо, отягощенное генетически стремлением к разрушению и насилию. Это ведет к нарастанию угрозы самому существованию человечества и определяет потен­циальную возможность перехода в иные «космические» формы бытия (К. Э. Циолковский).

В идеалистических моделях развития общества сущ­ность его усматривается в комплексе тех или иных идей,


верований, мифов и т. п. Прежде всего речь идет о рели­гиозных концепциях общества. Мировые религии (хрис­тианство, ислам, буддизм), равно как и национальные (иудаизм, индуизм, конфуцианство), имеют свои модели устройства общества и государства. Суть их — в идее бо­жественного предопределения устройства общества, кото­рое должно обеспечивать человеку условия для достойной встречи с Богом в этой и будущей жизни.

В философской мысли Запада трудно выделить какой-либо один доминирующий принцип, хотя многие из них связаны с системным подходом к обществу, структурно-функциональным анализом. Так, Э. Дюркгейм утверждал, что общество — это реальность особого рода, не сводимая к другим и воздействующая на человека на основе идеи общественной солидарности, базирующейся на разделе­нии труда. М. Вебер создал «понимающую социологию» и разработал понятие «идеального типа», на основе чего анализировал феномен бюрократии и протестантскую этику как «дух капитализма». К. Поппер ввел понятия «со­циальная технология» и «социальная инженерия», пола­гая, что ход истории не подвластен проектированию. Он обосновал концепцию «открытого общества» и указал на опасности тоталитаризма.

В целом все названные модели общества не могут пре­тендовать на абсолютную истину, а выражают определен­ные грани той сложнейшей реальности, которая опреде­ляется термином «общество». Так или иначе, при любом подходе для философского понимания общества нужно решить двуединую задачу: 1) понять место общества как системы в общем устройстве мира и 2) уяснить общие инварианты социального устройства на всем протяжении его исторического развития.

Не менее важен и структурный анализ этого целостного феномена, выделение основных его элементов, составных частей и уяснение типов связи между ними. Остановимся на понятии социальной структуры общества.

Понятие социальной структуры общества является предметом изучения разных сфер социально-гуманитар­ного знания, в том числе социологии, политологии, эко­номической теории и других. Философское содержание

10. Философия 289


этого понятия сводится к тому, что принцип структуриза­ции общества, выделение в нем тех или иных элементов и их иерархии во многом определяет положение и роль человека в историческом процессе, диапазон его возмож­ностей и смысл существования. Прежде всего надо обра­титься к методологии структурного анализа общества, выяснить — какие подходы прослеживаются в историко-философской мысли. В XVIII—XIX вв. были распростране­ны либо идеалистические концепции общества («обществен­ный договор» Ж. Ж. Руссо), либо натуралистический подход, уподобляющий общество роду или семье (Л. Фей­ербах). В середине XIX в. Маркс дал диалектико-матери-алистическое объяснение системному строению общества, выделив его основу — материальное производство. Отсюда можно сделать вывод, что социальная структура социаль­ной системы определяется в основном экономическим базисом и возникающими на этой основе объективными интересами социальных групп. К. Маркс считал, что «спо­соб производства материальной жизни обусловливает со­циальный, политический и духовный процессы жизни вообще».

В конце XIX — начале XX в. возникают концепции социальной стратификации общества (М. Вебер, Т. Пар-соне, П. Сорокин и др.), суть которых сводится к тому, что деление общества на элементы, типы их взаимосвязи и т. п. определяется не одним главным признаком, а многи­ми критериями (доход, образование, занятость, район проживания и др.). В конце XX в. философы и социологи разных школ и направлений уделяют основное внимание проблеме выживания и успешного функционирования общества как целостного организма и всех его элементов в условиях глобального кризиса. Методология современ­ного подхода к анализу структуры общества чаще всего носит характер взаимодополнительности, когда материа­листические и идеалистические подходы не отрицают вза­имно друг друга, а отражают разные стороны такой слож­нейшей реальности как общество.

Необходимость анализа структурных особенностей об­щества требует выделения в нем субъектов исторического


процесса в их историческом развитии. Говоря об этом, следует начать с понятия «народ».

В марксистской традиции к народу относили предста­вителей прогрессивных сил общества, в первую очередь тру­дящихся, и тех представителей эксплуататорских классов, которые способствовали движению общества к прогрессу. Все остальные считались «населением» в узком смысле этого слова. Здесь исходили из двух посылок:

1) разделение на прогрессивные и реакционные клас­сы и группы;

2) представление об однонаправленности прогресса.

Действительность оказалась гораздо сложнее, а движе­ние истории происходит в деяниях классов и наций, групп людей и отдельных личностей. Чем больше людей дей­ствительно заинтересовано в тех или иных реформах или революционных преобразованиях, тем основательнее ре­зультаты, тем надежнее они закрепляются в обычаях и традициях. Масштабы преобразований требуют и великих, выдающихся личностей, в которых персонифицируются те или иные направления движения истории. Об этом пой­дет речь далее, а сейчас необходимо остановиться на эле­ментах социальной структуры общества. Ими являются социально-исторические общности людей — классы, на­ции, семья и др. Это «горизонтальный» срез структуры, а при «вертикальном» ее срезе анализируются экономичен кая, социальная, политическая, духовная и другие сферы жизни общества,

В марксистской традиции ведущим и определяющим
элементом социальной структуры считается класс. Опре­
деление его дал В. И. Ленин: «Классами называются боль­
шие группы людей, различающиеся по их месту в
исторически определенной системе общественного про­
изводства, по их отношению (большей частью закреплен­
ному и оформленному в законах) к средствам производ­
ства, по их роли в общественной организации труда, а
следовательно, по способам получения и размерам той
доли общественного богатства, которой они располагают.
Классы, это такие группы людей, из которых одна может
присваивать труд другой, благодаря различию их места в
определенном укладе общественного хозяйства». Главный
10* 291


классобразующий признак — это различное отношение к собственности на средства производства, вытекающее из места классов в исторически определенной системе про­изводства. Отсюда вытекает революционный вывод, что необходимо уничтожить частную собственность и поста­вить всех людей в одинаковое положение к средствам про­изводства. Надо отметить, что В. И. Ленин в своем определении приводит не все признаки класса (например, общность психологии), дает только главные, определяю­щие. Еще в XIX в. Ф. Энгельс, рассматривая пути образо­вания классов, выделял два основных момента: первый связан с расслоением общины при росте производитель­ных сил и необходимости выделения отдельных лиц, осу­ществляющих такие функции как: охрана общих интере­сов, разрешение споров, надзор за орошением земли, религиозные функции, отпор противодействующим инте­ресам других общин.

Второй путь связан с «возможностью присоединить к семье одну или несколько рабочих сил со стороны». Та­кую возможность давала война, поскольку военнопленных уже не убивали, а обращали в рабство. Кроме того, в раб­ство могли обращать и собственных обедневших сопле­менников. Производство развилось уже настолько, что «рабочая сила приобрела стоимость».

Ф. Энгельс подчеркивает, что рабство было при тог­дашних условиях «большим шагом вперед». В противовес потоку общих фраз по поводу рабства он пишет: «Нам ни­когда не следовало бы забывать, что все наше экономичес­кое, политическое и интеллектуальное развитие имеет своей предпосылкой такой строй, в котором рабство было в той же мере необходимо, в какой и общепризнанно. В этом смысле мы вправе сказать: без античного рабства не было бы и современного социализма».

Выделялись три крупных этапа в общественном разде­лении труда, которые привели к формированию классов. Это: 1) выделение скотоводческих племен, 2) отделение ремесла от земледелия и 3) отделение торговли от ремес­ла. Следовательно, марксистская традиция говорит о том, что общественное разделение труда является предпосыл­кой классообразования, а его непосредственной причи-


ной — вытеснение частной собственностью общинной и родовой, коллективной собственности. Это порождает отчуждение продукта, средств производства и самого про­изводящего человека, что означает эксплуатацию одного человека другим и раскол общества на классы с противо­положными интересами. Отсюда следует вывод самого К. Маркса «То, что я сделал нового, состояло в доказатель­стве следующего: 1) что существование классов связано с определенными историческими фазами развития произ­водства; 2) что классовая борьба необходимо ведет к дик­татуре пролетариата; 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению классов и к обществу без классов...»

Реальный ход исторического процесса в XX в. внес определенные коррективы в понимание сути классов и классовой структуры общества. Стало очевидно, что рас­смотрение этого феномена как главного двигателя исто­рии и возложение на один класс (рабочий) миссии все­мирно-исторического масштаба нарушают принцип объективности рассмотрения. Дело в том, что НТР при­водит к постепенному стиранию различий между умствен­ным и физическим трудом, а также людьми разных клас­сов общества. Критикуя известную односторонность классового подхода, выдающийся отечественный философ Н. Бердяев писал: «Неправда марксизма в том, что марк­сизм не видит человека за классами, а видит лишь классы за человеком, и человек у него подчиненная функция класса». С другой стороны, при тоталитарных политичес­ких режимах происходит формирование мощного класса номенклатуры и люмпенизация представителей других классов. Как правило, это ведет к социальной апатии, ут­рате чувства причастности к экономическим" и политичес­ким решениям. Лечение этой «социальной патологии» мыслится на путях создания реальных (в том числе зако­нодательных) предпосылок для владения собственностью, хотя никакая, даже самая совершенная система не в состо­янии изменить в корне природу человека.

Следующим важным элементом социальной структуры общества является нация. Большой вклад в теорию нации внесла марксистская концепция. Согласно ей, нация —


это сложный социальный организм, представляющий со­бой единство объективных и субъективных факторов, со­циально-экономических и этнических (связанных с вли­янием географической среды, единством происхождения, совместного длительного существования) черт. Основное, главное в нации — социальное, а этническое — подчинен­ный момент. Нация возникает закономерно, являясь не­избежным продуктом и неизбежной формой буржуазной эпохи общественного развития; со сменой социально-эко­номического строя нация, меняет свою сущность, а в эпо­ху коммунизма должна отмереть.

Решающую роль в формировании и развитии нации играют экономические факторы. Буржуазный способ про­изводства уничтожил раздробленность средств производ­ства, собственности и населения, обусловил концентра­цию населения и централизацию средств производства в руках немногих. Это привело к политической централи­зации: независимые ранее области, т. е. народности, свя­занные только союзными отношениями, оказались спло­ченными в одну нацию, с одним правительством, с одними законами (имеются в виду юридические), с одни­ми национальными классовыми интересами, с одной та­моженной границей.

Политическая организация общества выступает одним из важных факторов формирования и развития нации. Национальное государство, по Ленину, — «правило в опы­те мировой истории». Нация как общность людей нераз­рывно связана с классами; национальное — это форма проявления и развития классовых отношений. На разви­тие нации оказывают существенное влияние особеннос­ти культуры, национального сознания и национальных социально-психологических черт, являющиеся важными аспектами национальной общности людей.

Нацию в этой связи можно определить таким обра­зом — это устойчивая историческая общность людей, сло­жившаяся на базе общности экономической жизни в со­четании с общностью территории, языка, особенностями культуры, сознания и психологического склада.

Подчеркивая основной, экономический признак в оп­ределении нации, следует указать, что другие признаки


(единство территории, языка и пр.) становятся чертами нации лишь в сочетании с общностью экономической жизни. Здесь необходимо иметь в виду и своеобразную связь между нацией и языком в смысле возможности не одного, а нескольких языков наряду с основными у пред­ставителей данной нации (канадской, швейцарской и др.), а также тождественности языка у различных наций (на­пример, у латиноамериканских наций).

В конце XX — начале XXI в. привлекает к себе внима­ние «этнический парадокс», проявляющийся практически во всех странах мира. Суть его состоит в том, что мировая экономика все более и более глобализируется, обретает системный характер и целостность, что заставляет все страны включаться в единый процесс. С другой стороны, растет национальное самосознание, идет борьба (или вой­на) за национальную независимость и суверенитет, обостря­ются многие старые конфликты в многонациональных го­сударствах. Для того, чтобы адекватно оценить понятия «национальное самосознание», «национальная идея», «национализм», «патриотизм», «интернационализм» и т. п., необходимо определить основные положения. Сле­дует различать понятия «популяция» и «этнос». В первом заключен в основном природно-биологический смысл, ибо популяция — это проживающие на одной территории сообщества особей, связанных единством генофонда, кровнородственными связями. Понятие «этнос» более глу­бокое и несет в себе важное мировоззренческое содержа­ние. Происхождение этноса является одной из самых ин­тересных проблем современной науки. Л. Н. Гумилев выдвинул концепцию пассионарности, суть которой — в направленном воздействии энергии Космоса на опреде­ленные популяции, которые, получив энергетический за­ряд, включаются в длительную (около 1000—1200 лет) эво-люцию, проходящую ряд ступеней — от взлета до упадка. Этим объясняются многие исторические явления, особен­но массовые переселения народов, экспансии, войны и т. д. Этнос имеет три уровня организации: семья; группы (общины, анклавы, служители культа, национальная ин­теллигенция); субэтносы (расовые группы, хозяйственно-культурные группы, языковые группы и пр.).


На базе этносов формируется феномен национальной культуры, которая сохраняется даже при гибели этноса или растворении его в других этносах. Триада «популя­ция — этнос — культура» обеспечивает действие механиз­ма биологической и социальной преемственности. Для философского анализа сущности этноса важно прежде всего то, что в этнической принадлежности современный человек часто находит последнее убежище от неразрешен­ных проблем современного мира. На данном этапе разви­тия мировой цивилизации все большее значение приоб­ретают процессы метизации (взаимопереплетения) разных этносов и формирование новых крупных наций (например, латиноамериканской). В принципе только сам человек, действуя свободно, может отнести себя к тому или иному этносу или нации. Все попытки зафиксировать это на го­сударственном уровне так или иначе приводят к дискрими­нации.

Трудно переоценить значение патриотизма, любви к Родине, к своей земле и своему народу, ощущения себя частью богатого и славного целого. Эта любовь плодотвор­на тогда, когда сочетается с признанием того же чувства у человека другой национальности и не сопровождается идеями национальной исключительности. В этом смысле каждый народ — «избранный Богом» или историей. На­ционализм же означает превышение меры национально­го самосознания, переход грани (часто тонкой и трудно­уловимой), отделяющей социальную норму и социальную патологию.

В связи с этим разрабатывается так называемая реля­тивистская теория наций, исходящая из принципиальной невозможности однозначного и раз и навсегда данного способа решения любого национального вопроса. Суще­ствующие ныне этнические и национальные общества предлагается рассматривать как взаимодополнительные и взаимно рефлектирующие целостности. Это восходит к идее целостности современного мира, к идее единства всего человечества, независимо от расовых, нацио­нальных, этнических и других перегородок перед лицом серьезных глобальных проблем. Нации могут быть адек­ватно рассмотрены не как абсолютно заданные величины


и самодостаточные сущности, а релятивно, т. е. в контек сте взаимных отношений и взаимного восприятия. Отсюда вытекает вполне практический вывод — об исключении насилия как способа разрешения национально-этничес­ких проблем.

Каждый человек, кроме национально-классовой струк­туры общества, включен в поселенческую структуру (на­пример, город, село, пригород), культурную среду, семью, профессиональную группу и т. д. В целом создается слож­ное и уникальное переплетение «силовых линий» соци­альной структуры, тем более что человек в течение жиз­ни может менять классовую принадлежность, профессию, место жительства и т. д. Но половые, этнические и куль­турные особенности принадлежат к устойчивым элемен­там структуры.

Для современности наиболее важные изменения в со­циальной структуре общества обусловлены двумя обстоя­тельствами. Во-первых, это переход к урбанистическому (городскому) образу жизни более половины населения планеты, в том числе и стран Азии, Африки и Латинской Америки. Это в корне меняет сложившиеся раньше пред­ставления о движущих силах развития общества, посколь­ку на первый план выходит человек, его сознание, мыш­ление и творчество. Недаром образование считается важнейшей сферой развития общества и наиболее выгод­ной сферой инвестиций. Во-вторых, еще в 60-е гг. XX в был отмечен переход к информационной модели развития стран западной цивилизации, где стирается грань между производством и потреблением, где деятельность челове­ка связана прежде всего с информацией и знаниями как основным ресурсом развития.

Итак, общество — определенный этап эволюции живого, подчиненный законам, общим для всего сущего и специфич­ным именно для данной системы. Изучение этих законов показало их необычайную сложность, многозначность, бероятностность, несводимость к механическому детерми­низму. Человек, рождаясь в определенном обществе и в определенную эпоху, застает сложившуюся систему обще­ственных отношений, которую он не может игнорировать. Но он может и должен определить свое место и роль в этой


жизни, найти в ней свое предназначение как существа живого и действующего. Власть объективных закономер­ностей общества не является чем-то фатальным и в этом смысле история — движение человечества к свободе и гума­низму в отношениях людей и их сообществ. Особенно оче­видно это сегодня, когда человечество должно вновь осо­знать себя единым субъектом, способным не только на выживание, но и на дальнейшее развитие, выход в Кос­мос и обретение новых горизонтов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.