Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рамочная конвенция об изменении климата




Проблеме изменений климата уделяется особое внимание мировой общественности и специалистов. Девяностые годы XX века были перио-

' Будыко М.И., Ванников К.Я, Дроздов О.Я., Ефимова Н.А. Предстоящие изменения климата // Изв.АН СССР. Сер.геогр. 1978. №6. С.5-20. 2 Котляков В.М., 1997.


бурного развития осведомленности и реагирования на изменения климата. Важным шагом в мировой экологической политике явилась Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК ООН), принятая в 1992 г. на Конференции по окружающей среде и развитию (КОСР-2) в Рио-де-Жанейро.

РКИК подписали 154 государства. Первая конференция сторон, присоединившихся к Конвенции, состоялась в марте-апреле 1995 г. в Берлине, вторая — в Женеве в июле 1996 г.

Страны, подписавшие Конвенцию, берут на себя, в частности, следующие обязательства:

готовить периодически обновлять, публиковать и представлять в распоряжение Конференции сторон национальные отчеты по антропогенным выбросам газов, не контролируемых в соответствии с Монреальским протоколом (по озону, см. гл. 6.2.1), используя при этом сопоставимые и согласованные методики;

формулировать, реализовывать, публиковать и регулярно корректировать национальные, а при необходимости и региональные программы, предусматривающие принятие мер по предотвращению изменений климата путем контроля за антропогенными источниками выбросов и прекращению накопления всех парниковых газов, не контролируемых в соответствии монреальским протоколом, а также мер, направленных на облегчение адаптации к изменению климата.

Из числа ведущих ученых-климатологов и технических экспертов образована Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК), которая регулярно готовит и публикует информацию по «оценке воздействий».

В 1995 г. опубликована Вторая оценка воздействий, в подготовке которой участвовали более 2000 ученых и экспертов из более чем 130 стран. В оценке сделан анализ проблемы в трех аспектах:

современных знаний об изменении климата;

последствий изменения климата и мер борьбы с отрицательными последствиями, способов адаптации к новым условиям;

экономических и социальных аспектов изменения климата.

Главная цель РКИК ООН — обеспечить стабилизацию концентраций парниковых газов в атмосфере, на таких уровнях, которые позволят предотвратить опасные последствия вмешательства человека в климатическую систему. Накопление парниковых газов в атмосфере должно происходить достаточно медленно, чтобы экосистемы смогли естественным путем адаптироваться к изменившимся климатическим условиям. Тем самым можно будет предотвратить угрозу нарушений в производстве продуктов питания и обеспечить устойчивость экономического развития. Принята Женевская Декларация министров, в которой подчеркивает необходимость ужесточить требования к контролю за выбросами в период после 2000 г. и объявить эти договоренности юридически обязывающими. В Декларации записано следующее: 1. Имеющиеся данные свидетельствуют о заметном влиянии человека


 

 

 

на глобальный климат. Если не будут приняты меры, направленные на предотвращение изменений климата, средняя глобальная температура земной поверхности к 2100 г. может повыситься на 2* С (от 1 до 3,5* С) по сравнению с уровнем 1990 г., средний уровень моря может вырасти к тому же сроку на 50 см (от 15 до 95 см). Для того чтобы стабилизировать атмосферные концентрации парниковых газов на уровне, в два раза пре­вышающем соответствующие уровни доиндустриальной эпохи, необхо­димо снизить существующие уровни глобальных выбросов более чем в два раза.

2. Ожидаемые климатические изменения окажут серьезное и в основ­ном отрицательное влияние на многие экосистемы и социально-эконо­мические секторы, включая продовольственное снабжение и водные ре­сурсы, а также на здоровье людей. В некоторых случаях последствия мо­гут оказаться необратимыми. Наиболее уязвимыми по отношению к из­менению климата являются развивающиеся страны и малые островные государства.

3.Значительное уменьшение суммарных выбросов парниковых газов технически возможно и экономически оправдано. Для этого необходимо разработать комплекс мер в области технической политики, ускоряющих техническое развитие, распространение и передачу новых технологий. Большинство стран вполне способно предпринять достаточно безболезнен­ные шаги, ведущие к уменьшению суммарных выбросов парниковых газов.

За период, прошедший после принятия РКИК ООН, знания о про­цессах, влияющих на климат, существенно расширились.

Важной вехой в мировой экологической политике была третья сес­сия Конференции сторон-участников РКИК ООН в Киото (Япония) в 1997 г. В ней участвовали 159 сторон.

Протокол, подписанный в Киото (Киотекий протокол), явился не­сомненно, событием в мировой экологической политике. Основные пред­посылки и позиции Протокола сводятся к следующему.

Поскольку использование невозобновляемых ресурсов, которые яв­
ляются ограниченными, растет экспоненциально, так же как и населе­
ние Земли, их использование должно находиться в состоянии равнове­
сия с возможностями воспроизводства и переработки отходов экосистем.
Для большинства малых газовых составляющих в атмосфере возможность
переработки уже сейчас меньше желаемой, что подтверждается ростом
концентрации долгоживущих парниковых газов. Отсюда вытекает цент­
ральная задача — снижение общих выбросов долгоживущих парниковых
газов индустриально развитыми странами
(в протоколе их перечислено 39)
Снижение должно составить в среднем 5,2% по отношению к уровню
1990 г. для газов; гидрофторуглеводородов, перфторуглеводородов и гек-
сафторида серы. Снижение рассчитано в эквивалентах диоксида углеро­
да. •,

С учетом возможностей различных стран снижение выбросов долж­но составить:


для стран Европейского Союза, Швейцарии и некоторых стран с переходной экономикой, всего 27 сторон-участников — 8%;

для США-6%;

для Венгрии, Канады, Польши и Японии — 7%;

для Хорватии — 5%.

Ряд стран могут оставить общие выбросы на прежнем уровне. Это Россия, Украина, Новая Зеландия, а также Австралия, Исландия и Норвегия даже могут еще дополнительно повысить их на 1,8 и 10% соответственно.

Общий выброс, согласно Протоколу, — это разница между выбросами от источников и поглощением стоками. При этом к стокам углерода относятся только новые лесные посадки и восстановленные леса, начиная с 1990 г. Сведение лесов считается источником выбросов.

Трудностью решения этой проблемы является то, что величины эмиссии существенно отличаются в разных странах (см. табл. 6.1.2).

В решении проблемы загрязнения атмосферного воздуха предполагаются следующие шаги:

реализация совместных проектов по распределению эмиссии диоксида

углерода между странами;

торговля квотами на эмиссию — для стран, имеющих резервы;

«чистое развитие».

Ряд решений Киотского протокола рассматриваются как прорыв. Сюда относится возможность торговли квотами на выброс, что реализует принцип «загрязнитель платит». Экологическая целесообразность такого принципа рассмотрена в гл. 8.6.

Следующее в ряду решений — установление механизма «чистого развития, целью которого является помощь странам, которые не вошли в перечень индустриально развитых в достижении устойчивого развития.

Таким образом, главной идеей Киотского протокола является изме­нив существующей тенденции на обратную после 200 лет непрерывного выбросов вследствие использования природных горючих материалов.

Вопросы, поставленные Киотским протоколом, активно обсуждаются Они в дальнейшем были рассмотрены на 4-й конференции сторон-участников РКИК ООН в 1998 г. в Буэнос-Айресе. Контрольный период установлен в сроки 2008—2012 гг.

Большинство специалистов; полагает, что если решения будут реализованы, то к 2008 — 2012 гг. суммарные выбросы диоксида углерода, метана, диоксидов азота, фторуглеводородов, гексафторида серы удастся снизить до установленного уровня — 5,2 % к 1990 г. Однако есть мнение, что планируемый уровень сокращения недостаточен. Французские ученые, частности, считают: чтобы приостановить процесс глобального потепления, надо снизить выброс диоксида углерода к 2050 г. на 70% по отношению к нынешним показателям.


 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 935; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.