Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Департаменты и управления ГСЭН




Кредит

Составитель: к.м.н. Айтманбетова А.А.

Тема 1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА, ФУНКЦИИ, ЗАДАЧИ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН. САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ.

Цель: Изучить роль и значение санитарно-эпидемиологического надзора в охране здоровья граждан.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор – деятельность органов санитарно-эпидемиологической службы по предупреждению, выявлению, пресечению нарушений законодательства Республики Казахстан в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья и среды обитания населения.

Предупредительный санитарный надзор обеспечивает:

- учет всех проектируемых, стоящихся или реконструируемых объектов и сооружений;

- согласование отвода земельного участка под строительство;

- согласование и составление гигиенического заключения, утверждение проекта строительства, реконструкции объекта и сооружения;

- проведение систематического санитарного контроля за ходом строительства или реконструкции в соответствии с утвержденным проектом;

- прием выстроенного или реконструированного объекта.

Текущий санитарный надзор обеспечивает:

- изучение санитарно-гигиенических условий труда и гигиеническая оценка производственной среды (характер технологического процесса, уровень механизации процессов производства, состояний производственного оборудования и аппаратуры, обеспеченность санитарно-техническими установками);

- осуществление систематического лабораторного контроля и повседневное наблюдение за санитарным состоянием предприятий, коммунальных сооружений, учебных и детских заведений, жилых и общественных культурно-бытовых зданий и соблюдением в них санитарных норм и правил;

- изучение заболеваемости и травматизма у рабочих, служащих, подростков и детей; проведение мероприятий по профилактике заболеваний, травматизма, профессиональных отравлений и заболеваний;

- организация и контроль за проведением осмотров, строгое соблюдение санитарного законодательства в отношении подростков и женщин;

- контроль за соблюдением гигиенических условий обучения, режима для школьников, а также детей в других учреждениях;

- гигиеническое изучение и контроль за состоянием воздушной среды, водоемов и почвы;

- санитарная охрана границы;

- обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм при производстве пищевых продуктов питания, их транспортировке и хранении, реализации;

- разработка и внедрение мероприятий по организации рационального питания населения;

- организация и проведение комплекса мероприятий по повышению санитарной культуры работы предприятий;

- контроль за выполнением оздоровительных мероприятий, предусмотренных комплексным планом, коллективными договорами, и изучение эффективности этих мероприятий.

В структуре управления отраслью создан Комитет государственного санитарно-эпидемиологического надзора МЗ РК. В результате реструктуризации организовались департаменты и управления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ГСЭН) всех уровней, осуществляющие контрольно-надзорные функции, и центры санитарно-эпидемиологической экспертизы (ЦСЭЭ). Таким образом, санитарно-эпидемиологическая служба преобразована в государственную структуру с переводом ее специалистов в статус государственных служащих: главных и ведущих специалистов.

На 1 января 2009 года в систему санитарно-эпидемиологических органов и организаций Республики Казахстан входят: Казахская Республиканская санитарно-эпидемиологическая станция 216 департаментов и управлений ГСЭН, 213 центров СЭЭ, 4 дезинфекционных станций, 10 противочумных станций.

Комитет государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Республики Казахстан является ведомством Министерства здравоохранения Республики Казахстан, осуществляющим в пределах компетенции МЗ РК контрольно-надзорные и реализационные функции, а также межотраслевую координацию в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Основными задачами Комитета являются реализация государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, проведение мониторинга санитарно-эпидемиологической обстановки, осуществление контроля и надзора, а также организация мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией, Кодексом РК «О здоровье народа и системе здравоохранения», актами Президента и Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами.

Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора (на примере города Алматы) является государственным органом, уполномоченным на выполнение контрольных и надзорных функций, в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории города Алматы.

Департамент имеет районные структурные подразделения согласно административно-территориальному делению г. Алматы.

Возглавляет Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора г. Алматы – директор, которому подчиняется помощник и заместители: по санитарно-эпидемиологическим и организационно-финансовым вопросам (финансово-экономический отдел, отдел кадровой работы и развитию государственного языка, юридический отдел, отдел информационного обеспечения и мониторинга, отдел организации и управления службой).

Заместителю по санитарно-эпидемиологическим вопросам подчиняются начальник управления санитарно-гигиенического надзора и начальник управления эпидемиологического надзора.

В структуру управления санитарно-гигиенического надзора входят:

- отдел предупредительного надзора;

- отдел надзора за коммунальными объектами и охраны окружающей среды;

- отдел надзора за пищевыми объектами;

- отдел надзора за радиационной безопасностью;

- отдел надзора за промышленными объектами;

- отдел надзора за дошкольными, детскими и образовательными организациями.

В структуру управления эпидемиологического надзора входят:

- отдел эпидемиологического надзора;

- отдел по профилактике туберкулеза и ООИ;

- отдел по профилактике паразитарных заболеваний.

Основные функции Департамента ГСЭН:

1. осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

2. организовывает мероприятия по санитарной охране территории от заноса и распространения инфекционных, паразитарных заболеваний;

3. организовывает и осуществляет комплекс санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при пищевых отравлениях, инфекционных,

4. паразитарных и других заболеваний, в том числе неизвестной этиологии;

5. вносит на рассмотрение Акимата г.Алматы вопросы по обеспечению санитарно- эпидемиологического благополучия населения;

6. участвует в разработке программ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

7. осуществляет санитарно-эпидемиологический мониторинг, ведет учет и статистику;

8. организовывает обучение декретированной группы населения санитарным правилам и гигиеническим нормативам, участвует в пропаганде здорового образа жизни;

9. организовывает дезинфекцию, дезинсекцию и дератизацию;

10. организовывает государственный закуп, хранение, транспортировку и использование профилактических (иммунобиологических, диагностических, дезинфицирующих)

11. препаратов в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

12. проводит аттестацию лабораторий организаций санитарно-эпидемиологической службы и аккредитацию испытательных центров и лабораторий на соответствие санитарным

13. правилам с выдачей соответствующего документа и осуществляет контроль за деятельностью ведомственных производственных лабораторий;

14. осуществляет проверку транспортных средств, используемых для перевозки людей, пищевых продуктов, продовольственного сырья, хозяйственно-питьевой воды,

15. химических, токсических и радиационных веществ на соответствие санитарным правилам и гигиеническим нормативам, а также дает согласие на их эксплуатацию; соответствие

16. транспортного средства санитарным требованиям подтверждается санитарным паспортом;

17. взаимодействует с другими государственными органами в области санитарно- эпидемиологического благополучия;

18. организовывает и проводит социально-гигиенический мониторинг;

19. осуществляет мероприятия по своевременному информированию населения о заболеваниях, состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях.

Основные направления развития и совершенствования санитарно-эпидемиологической службы

В рамках Государственной программы «Саламатты Казахстан» на 2011-2015 годы будет:

- осуществляться мероприятия по дальнейшему совершенствованию управления системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в том числе путем проведения реорганизации органов и оптимизации организаций (центров санитарно-эпидемиологической экспертизы) санитарно – эпидемиологической службы на транспорте;

- продолжаться работа по совершенствованию и дальнейшему внедрению системы прогнозирования, оценки и управления рисками в части оптимизации и сокращения проверок субъектов частного предпринимательства, гармонизации стандартов деятельности, а также нормативных правовых актов в области санитарно-эпидемиологического благополучия, в соответствии с современными международными требованиями и требованиями таможенного союза;

- совершенствоваться система контроля за инфекционными заболеваниями, в том числе совместное внедрение в деятельность организаций здравоохранения международных стандартов системы инфекционного контроля, совершенствование алгоритмов проведения противоэпидемических и профилактических мероприятий и алгоритмов расследования случаев (вспышек) инфекционных заболеваний и отравлений на основе международных стандартов;

- совершенствоваться национальный календарь профилактических прививок населения, в который будет внедрена вакцинация детей от пневмококковой инфекции.

- создаваться эффективная система лабораторного контроля за безопасностью продуктов питания, объектов окружающей среды, соответствующая международным стандартам. В ее рамках планируется внедрение международных стандартов контроля безопасности продукции в соответствии с международными требованиями.

В рамках совершенствования управления системой государственного санэпиднадзора предусматривается:

- проведение реорганизации органов и организаций санитарно-эпидемиологической службы на транспорте, предусматривающую оптимизацию органов и организаций государственного санитарно-эпидемиологического надзора на транспорте;

- проведение реорганизации организаций санитарно-эпидемиологической службы на территориях, предусматривающую оптимизацию организаций санитарно-эпидемиологической службы на городском и районном уровне;

- продолжение работы по дальнейшему внедрению и развитию системы прогнозирования, оценки и управления рисками в части оптимизации и сокращения проверок субъектов частного предпринимательства;

- гармонизация стандартов деятельности, в области санитарно-эпидемиологического благополучия в соответствии с требованиями таможенного союза;

- приведение стандартов в соответствии с современными международными требованиями (санитарные правила, гигиенические нормативы, технические регламенты);

- совершенствование механизмов стандартизации службы (разработка, утверждение, мониторинг, внедрение, оценка эффективности).

Для развития инновационной направленности санитарно-эпидемиологической службы планируется:

- расширение и модернизация производства медицинских иммунобиологических препаратов на базе организаций санитарно- эпидемиологической службы с применением механизма объединения в форме Консорциума;

- развитие международного сотрудничества в сфере разработки и внедрения современных технологий санитарно-эпидемиологического нормирования и стандартизации;

- внедрение инновационных методов санитарно-эпидемиологической экспертизы предполагающее: разработку стандартов лабораторных исследований, в соответствии с международными требованиями; проведение мероприятий по международной аккредитации лабораторий в области санитарно-эпидемиологической экспертизы; внедрение в деятельность лабораторий санитарно-эпидемиологической службы системы внешней оценки качества.

Иллюстративный материал: 10 слайдов в программе «Рower Point».

Литература:

1. Камалиев М.А., Пругло Г.Ю., Кожекенова Ж.А. Организация и управление санитарно-эпидемиологической службой в Республике Казахстан: Учебное пособие.- Алматы, 2010.- 69 с.

2. Аканов А.А., Тулебаев К.А., Назирова И.Н. и соавт. Руководство по пропаганде здорового образа жизни и профилактике заболеваний. - Астана, 2007. – 115 с.

3. Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» от 18.09.2009 г.

4. Программа «Здоровый образ жизни» на 2008 - 2016 годы от 21 декабря 2007 г.

Контрольные вопросы:

1. В чем заключается государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

2. Виды государственного санитарно- эпидемиологического надзора.

3. Структура и задачи государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

4. Департаменты и управления ГСЭН

5. Основные направления развития и совершенствования санитарно- эпидемиологической службы.

Тема 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗОЖ. ПРОФИЛАКТИКА – ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ. СТРАТЕГИИ ПРОФИЛАКТИКИ. ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТОР ЗДОРОВЬЯ. БИОЛОГИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ ЗДОРОВЬЯ. ПРОГРАММЫ, ПРОГРАММНОЕ И РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗОЖ. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ОРГАНИЗАТОРА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗОЖ

Цель: Представить студентам основные понятия и составляющие здорового образа жизни и условия его формирования. Привить студентам понятие профилактики как основу здорового образа жизни, изучить роль санитарно-эпидемиологической службы в профилактической работе. Рассмотреть образ жизни как основного составляющего здоровья, а также ознакомить социальной, биологической и психологической детерминацией общественного здоровья.Ознакомить студентов с программами формирования ЗОЖ, а также функцией и задачей организатора по работе ФЗОЖ.

В современных условиях дальнейшее развитие медицины не мо­жет обеспечить улучшение основных показателей здоровья без коренного изменения в сторону профилактической направленности системы здравоохранения. По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека зависит от системы здравоохранения всего на 10% и на 50% - от образа жизни, который формируется под воздействием окружения человека, права выбора, качества жизни и доступности возможностей укрепления здоровья.

Создание эффективной системы формирования здорового образа жизни в республике должно кар­динальным образом содействовать оздоровлению нации и переходу Казахстана к ус­тойчивому развитию.

Уровень состояния здоровья народа, в свою очередь, определяет меру социально-экономического, культурного и индустриального развития страны. В Послании 2010 года Президент поставил конкретные задачи на ближайшее десятилетие. В том числе указал, что «Здоровый образ жизни и принцип солидарной ответственности человека за свое здоровье - вот что должно стать главным в государственной политике в сфере здравоохранения, и повседневной жизни населения.»

В соответствии с вышеуказанным, а также на основе проведенного анализа современного состояния здоровья населения и системы здравоохранения Республики Казахстан была принята Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Салауатты Қазақстан» на 2011-2015 годы.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это деятельность личности или группы людей, направленная на сохранение и улучшение, укрепление здоровья. В этом понимании с одной стороны ЗОЖ – это форма жизни, с другой – условия для реализации действий, направленных на воспроизводство здоровья, гармоническое физическое и духовное развитие человека.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это система разумного поведения человека (умеренность во всем, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек) на фундаменте нравственно-религиозных и национальных традиций, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие (энциклопедия «Традиция»).

Составляющими здорового образа жизни являются: рациональное питание, двигательная активность, режим дня, отказ от вредных привычек, соблюдение правил гигиены, общение с природой, адаптация, закаливание, стрессоустойчивость.

Формирование здорового образа жизни включает в себя пропаганду здорового образа жизни, здорового питания и профилактику заболеваний путем информационного обеспечения, гигиенического обучения и воспитания населения в вопросах укрепления здоровья и предупреждения болезней, связанных с образом жизни.

Формирование здорового образа жизни обеспечивается субъектами здравоохранения при координации и методическом руководстве уполномоченным органом совместно с другими государственными органами, с участием международных организаций и общественных объединений.

Выделяют 2 направления формирования здорового образа жизни (ФЗОЖ):

1) создание, развитие, усиление, активизация позитивных для здоровья условий, факторов, обстоятельств – health promotion;

2) преодоление, снижение факторов риска для здоровья.

Укрепление здоровья - процесс, помогающий индивидам и общинам усилить контроль за детерминантами здоровья и, таким образом, улучшать его. Это объединяющее понятие для тех, кто считает решающим изменение образа жизни и условий жизни для поддержания здоровья. Цель укрепления здоровья точно соответствует направлениям формирования ЗОЖ:

1) содействие выработке жизненных навыков и компетентности у каждого члена общества с тем, чтобы он мог регулировать факторы, определяющие здоровье;

2) вмешательство в окружающую среду для усиления влияния факторов, поддерживающих ЗОЖ и изменение факторов, неблагоприятных для него.

То есть эта стратегия в сжатом виде выражается фразой: «сделать здоровый выбор максимально доступным».

Сегодня Казахстан имеет национальную политику формирования здорового образа жизни, вобравшую в себя лучший мировой опыт. Создана служба ФЗОЖ, представленная на национальном, областном, городском и районном уровнях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.