Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Единство чувственного и рационального




Познание есть разновидность духовного производства, результатом которого выступает знание в многообразных


своих формах, о которых уже шла речъ. Совокупность этих форм и есть то, что прежде всего имеют в виду, когда говорят о составе знания. Их взаиморасположение и связь между собой — это структура последнего как некоторой целостности.

В процессе познания задействованы практически все способности человека, среди которых такие важнейшие как чувства («живое созерцание») и разум (мышление, рациональное и т. п.)1, находящиеся в тесном единстве друг с другом, так и с другими человеческими способностями.

По вопросу о роли, месте и соотношении чувственно­го и рационального в познавательном процессе в истории философии существовали две прямо противоположные точки зрения — сенсуализм и рационализм. Сенсуалисты (от лат. sensus — чувство, ощущение) считали, что реша­ющая роль в процессе познания принадлежит органам чувств, а ощущения и другие формы живого созерцания признавались единственным источником и средством до­стижения истины. Так, французский философ Гельвеции полагал, что «все, что недоступно чувствам, недостижимо для ума». Сенсуалистами были представители как матери­ализма (Гоббс, Локк, Фейербах и др.), так и идеализма (Беркли, Юм и др.).

Рационалисты (от лат. ratio — разум, мышление), опи­раясь прежде всего на успехи математики, стремились доказать, что всеобщие и необходимые истины (а они не­сомненно существуют) не выводимы непосредственно из данных чувственного опыта и его обобщений, а могут быть почерпнуты только из самого мышления. Такие взгляды развивали Декарт, Лейбниц, Гегель и др.

Хотя в рамках обеих названных концепций было выс­казано немало верных и глубоких идей, но в целом они были ограничены, односторонни. Сенсуализм абсолю­тизировал чувственное познание, принижая (или вовсе отвергая) роль мышления. Рационализм же отрицал опыт­ное происхождение всеобщности и необходимости как

1 Некоторые авторы (например, П. В. Алексеев) говорят о чув­ственном (эмоциональном и сенситивном) и абстрактно-мыслен­ном отражении действительности, а мышление рассматривают как процесс оперирования чувствами и понятийными образами


важнейших признаков достоверного знания и чрезмерно преувеличивал значение мышления — вплоть до отрыва его от реальности.

, Развитие философии, науки и других форм духовной деятельности людей показывает, что в действительности любое знание есть единство двух противоположных мо­ментов, сторон — чувственного и рационального. Оно невозможно ни без одного из них. Органы чувств достав­ляют разуму соответствующие данные, факты. Разум их обобщает и делает определенные выводы. Без органов чувств нет работы разума, а чувственные данные в той или иной мере всегда осмыслены, теоретически нагружены, регулируются разумом.

Чувственное познание (или живое созерцание) осуществ­ляется посредством органов чувств — зрения, слуха, ося­зания и др., которые у человека есть «продукты всемир­ной истории», а не только биологической эволюции. Органы чувств — это единственные «ворота», через кото­рые в наше сознание могут проникать сведения об окружа­ющем нас мире. Будучи моментом чувственно-предметной деятельности (практики), живое созерцание осуществля­ется в трех основных взаимосвязанных формах. Это ощуще­ния, восприятия и представления, каждая из которых есть субъективный образ объективного мира.

Ощущения представляют собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний орга­низма, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения подразделяются на зрительные (игра­ющие наиболее важную роль), слуховые, осязательные, вкусовые и обонятельные. В зависимости от других осно­ваний выделяют ощущения тактильные (ощущения при­косновения), температурные, болевые, вибрационные, ощущения равновесия, ускорения, невесомости и др. Ощущения, как правило, выступают в качестве компонен­та более сложного образа — восприятия.

Восприятие — это целостный образ предмета, непо­средственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез данных отдельных ощущений. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощу-


щений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. Среди последних наиболее важными считаются предмет­ность, целостность, структурность, константность и ос­мысленность.

Следует иметь в виду, что восприятие зависит не толь­ко от раздражителя, но и от самого воспринимающего-субъекта, от его прошлого опыта: при восприятии како­го-либо предмета активизируются и следы прошлых вос­приятий. Кроме того, содержание восприятия определя­ется и поставленной перед человеком задачей и мотивами его деятельности. Из видов восприятий чаще всего выде­ляют восприятия пространства, времени и движения.

Представление — это обобщенный чувственно-нагляд­ный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. Сюда относятся образы памяти (например, воспроизведе­ние Спасской башни Кремля), образы воображения (ру­салка, кентавр и т. п.) и др. По сравнению с восприятием в представлении отсутствует непосредственная связь с ре­альным объектом. Это обычно расплывчатый, усреднен­ный, нечеткий образ предмета, но уже в нем совершается элементарное обобщение с выделением некоторых общих признаков и отбрасыванием несущественных, случайных.

Для живого созерцания в целом характерно отражение внешнего мира в наглядной форме, наличие непосред­ственной (без промежуточных звеньев) связи человека с реальной действительностью, отражение преимуществен­но внешних сторон и связей, начало постижения внутрен­них зависимостей на основе первоначального обобщения чувственных данных. Еще раз повторим, что нет «чистой» чувственности, свободной от влияния мышления. Значение чувственного отражения в развитии познания исключи­тельно велико, даже если учитывать тенденцию значитель­ного возрастания роли мышления, абстрактно-идеализиро­ванных объектов в современной науке.

Рациональное познание наиболее полно и адекватно вы­ражено в мышлении. Мышление — осуществляющий в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредован­ного отражения действительности, обеспечивающий рас-


крытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий и др.).

Человеческое мышление осуществляется в теснейшей связи с речью, а его результаты фиксируются в языке как определенной знаковой системе, которая может быть ес­тественной или искусственной (языки математики, фор­мальной логики, химические формулы и т. п.).

Мышление человека — не чисто природное его свой­ство, а выработанная в ходе истории функция социального коллективного субъекта, общества в процессе своей пред­метной деятельности и общения, идеальная их форма. Поэтому мышление, его формы, принципы, категории, законы и их последовательность внутренне связаны с ис­торией социальной жизни, обусловлены развитием труда, практики. Именно уровень и структура последней обус­ловливают в конечном итоге способ мышления той или иной эпохи, своеобразие логических «фигур» и связей на каждом из ее этапов. Вместе с развитием практики, ее ус­ложнением и внутренней дифференциацией изменяется и мышление, проходя определенные уровни (этапы, состо­яния и т. п.).

Исходя из древней философской традиции, восходя­щей к античности, следует выделить два основных уров­ня мышления — рассудок и разум. Рассудок — исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракци­ями происходит в пределах неизменной схемы, заданно­го шаблона, жесткого стандарта. Это способность после­довательно и ясно рассуждать, правильно строить мысли, четко классифицировать, строго систематизировать фак­ты. Здесь сознательно отвлекаются от развития, взаимо­связи вещей и выражающих их понятий, рассматривая их как нечто устойчивое, неизменное. Главная функция рас­судка — расчленение и исчисление. Мышление в целом невозможно без рассудка, он необходим всегда, но его абсолютизация неизбежно ведет к метафизике. Рассу­док — это обыденное повседневное «житейское» мышле­ние или то, что часто называют здравым смыслом. Логи­ка рассудка — формальная логика, которая изучает структуру высказываний и доказательств, обращая основ-


ное внимание на форму «готового» знания, а не на его со­
держание и изменение.

Разум (диалектическое мышление) — высший уровень рационального познания, для которого прежде всего ха­рактерны творческое оперирование абстракциями и со­знательное исследование их собственной природы (само­рефлексия). Только на этом своем уровне мышление может постигнуть сущность вещей, их законы и противо­речия, адекватно выразить логику вещей в логике поня­тий. Последние как и сами вещи берутся в их взаимосвя­зи, развитии, всесторонне и конкретно. Главная задача разума — объединение многообразного вплоть до синте­за противоположностей и выявления коренных причин и движущих сил изучаемых явлений. Логика разума — диа­лектика, представленная как учение о формировании и развитии знаний в единстве их содержания и формы.

Процесс развития мышления включает в себя взаимо­связь и взаимопереход рассудка и разума. Наиболее харак­терной формой перехода первого во второй является вы­ход за пределы сложившейся «готовой» системы знания, на основе выдвижения новых — диалектических по своей сути — фундаментальных идей. Переход разума в рассудок связан прежде всего с процедурой формализации и пере­вода в относительно устойчивое состояние тех систем зна­ния, которые были получены на основе разума (диалек­тического мышления).

Формы мышления (логические формы) — способы отра­жения действительности посредством взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются понятия, суждения и умозаключения. На их основе строятся более сложные формы рационального познания, такие, как про­блема, гипотеза, теория и др., которые будут рассмотре­ны ниже.

Понятие — форма мышления, отражающая общие зако­номерные связи, существенные стороны, признаки явле­ний, которые закрепляются в их определениях (дефиници­ях). Например, в определении «человек есть животное, делающее орудия труда» выражен такой существенный признак человека, который отличает его от всех других представителей животного мира, выступает фундамен-

.412


тальным законом существования и развития человека как родового существа. Понятия должны быть гибки и по­движны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, чтобы верно отразить реальную диалектику (развитие) объективного мира. Наиболее общие понятия — это фи­лософские категории. Понятия выражаются в языковой форме — в виде отдельных слов («атом», «водород» и др.) или в виде словосочетаний, обозначающих классы объек­тов («экономические отношения», «элементарные части­цы» и др.).

Суждение — форма мышления, отражающая вещи, яв­ления, процессы действительности, их свойства, связи и отношения. Это мысленное отражение, обычно выража­емое повествовательным предложением, может быть либо истинным («Париж стоит на Сене») либо ложным («Рос­тов — столица России»).

В форме суждения отражаются любые свойства и при­знаки предмета, а не только существенные и общие (как в понятии). Например, в суждении «золото имеет желтый цвет» отражается не существенный, а второстепенный признак золота.

Понятие и суждение выступают «кирпичиками» для построения умозаключений, которые представляют собой моменты движения мышления от одних суждений и по­нятий к другим, выражают процесс получения новых ре­зультатов в познании. Умозаключение — форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания (обычно из одного или нескольких суждений) выводится новое знание (также обычно в виде суждения). Классичес­кий пример умозаключения:

1. Все люди смертны (посылка)

2. Сократ — человек (обосновывающее знание)

3. Следовательно, Сократ смертен (выводное знание, называемое заключением или следствием).

Важными условиями достижения истинного выводно­го знания являются не только истинность посылок (аргу­ментов, оснований), но и соблюдение правил вывода, не-допущение нарушения законов и принципов логики и диалектики. Наиболее общим делением умозаключений является их деление на два взаимосвязанных вида: индук-


тивные —движение мысли от единичного, частного к об­щему, от менее общего к более общему, и дедуктивные, где имеет место обратный процесс (как в приведенном при­мере),

В последнее время внесены определенные (порой су­щественные) изменения в понимание чувственного и ра­ционального познания. Так, в частности, выявлена свое­го рода гетерогенность (неоднородность) чувственного познания, включающего не только образные, но и знако­вые компоненты, т. е. здесь имеет место единство изобра­жения и обозначения. Таким образом, познавательный процесс, не сводимый только и исключительно к отража­тельным процедурам получения чувственного образа как «слепка» вещи, предстает сегодня в системе гипотетико-селективной, творчески-проективной деятельности субъекта, опосредованной различными по природе знако­выми и предметными репрезентациями, содержащими, как и сама деятельность, квинтэссенцию социального и культурно-исторического опыта.

Оказалось, что сенсорные (чувственные) данные полу­чают предметные смыслы и тем самым тесно связаны с феноменом понимания. Обращение к этому феномену в познавательной деятельности — важный признак нового видения познания.

Возрос интерес к «забытым» категориям рассудка и разума, тем более необходимость их наличия и взаимодей­ствия в абстрактно-логическом познании «подкреплена» новейшими данными нейрофизиологии, полученными в результате открытия функциональной асимметрии мозга и выявления двух типов мышления — левополушарного и правополушарного.

Сегодня все чаще речь идет не о «ступенчатости», а о взаимодополнительности, органическом единстве чув­ственного и рационального, рассудка и разума, образно­го и знакового, когнитивного и социокультурного, объяс­нения и понимания и т. П. — в каждом акте и виде познавательной деятельности1.

' См.: Микешина Л. А., Опенков М. Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1998. С. 19—27.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 763; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.