КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Любовь и страх
Итак, мы увидели, что Иоанн, повествуя о тех или иных духовных реалиях, разъясняет их через противопоставления реалиям или образам противоположным: + «Бог есть Свет и нет в Нём тьмы», + а вот иная пара противоположностей: «Бог есть любовь», а в «любви нет страха» (1Ин. 4:18). Собственно, вышеприведённая антитеза света-тьмы прямо-пропорционально соотносится Иоанном с антитезой любви-нелюбви: «Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза» (1Ин. 2, 9-11). Любовь – возвышеннейшее состояние и высшая добродетель. Поэтому Иоанн вернейшим способом её описания выбирает описание апофатическое, то есть раскрытие любви через то, что она не есть. Она не есть страх: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх; потому что в страхе есть мучения. Боящийся несовершен в любви» (1Ин. 4:18). Может показаться, что эти слова автора послания находятся в противоречии с псаломскими словами: «Бойтеся Господа вси святи Его, яко несть лишения боящимся Его» (Пс. 33:10). Как понимать эти расхожие суждения?: + Первейшее и распространённое разъяснение, которое можно предложить, это указание на отличие новозаветной духовности от духовности ветхозаветной, отличие закона от благодати. + Иное пояснение предложил преподобный Максим Исповедник. Согласно его толкованию здесь нет противоречия, ибо следует различать два вида страха: а) Некоторые боятся Бога как Судию, ибо имеют загрязнённую совесть. Таковы несовершенны в любви. б) Страх же, о котором пишет псалмопевец, имеет иную природу. Это чистый страх, являющийся достоянием святых. Такой страх сущностным образом был внедрён Богом в тварь, делая явной для всех Его превосходство. «Бог является страшным для всех, кто окрест Его, как бы примешивая страх к любви… Ибо любви самой по себе, без страха, присуще становиться презрением, как то часто бывает, если близость, естественно рождаемая ею, не сдерживается уздою страха».[88]
Вообще, в своём наследии к теме любовь-страх прп. Максим возвращается неоднократно. С этой темы начинается его трактат «Толкование на молитву Господню».[89] Об этом же преподобный отец рассуждает в «Главах о любви»: «Двояк страх Божий: один рождается в нас от угрозы наказания, и благодаря ему появляется в нас… любовь; другой сопряжён с любовью, производя в душе благоговение, дабы она, воспользовавшись доверчивым отношением любви, не впала бы в пренебрежение к Богу».[90] Итак, Иоанн не отменяет благоговейный страх перед величием Бога. Когда же Иоанн пишет, что «в любви нет страха», имеется в виду страх, происходящий от нечистой совести.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |