Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Обстоятельства написания




I. Проблема авторства.

В библеистике имеется проблема авторства Послания к Евреям. И, на основе имеющихся ныне свидетельств, разрешить эту проблему не представляется возможным. Эта проблема весьма древняя. Древнейшая рукопись, приписывающая Послание к Евреям авторству Павла, это – папирус Честера Битти II, датированный концом II века. Однако уже в это же время, то есть со второй половины II в. мы встречаем суждения авторитетных христиан, отвергающих авторство Павла и приписывающих текст иным авторам. Та или иная степень сомнения встречается в писаниях Тертуллиана, Климента Александрийского, Оригена, блаженного Иеронима, блаженного Августина и так далее.

Какие же обстоятельства позволили сомневаться в авторстве Павла?:

§ Во-первых, язык Послания весьма отличается от лексики апостола Павла. Это касается и словоупотребления и стиля. Если греческий язык посланий Павла насыщен семитизмами, то Послание к Евреям представляется, с точки зрения греческой грамматики, самым правильным текстом. По-видимому, греческий язык является родным языком автора Послания.

§ Во-вторых, богословская проблематика Послания так же весьма самобытна по сравнению с кругом проблем и пониманий апостола Павла.

§ В-третьих, при определённом чтении весьма проблемного фрагмента Евр. 2:3, оказывается, что автор Послания к Евреям называет себя, по сути, учеником апостолов, что Павла совершенно нехарактерно:[117]

«Как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, через услышавших [то есть ближайших апостолов – и.А.П.] было утверждено в нас (εἰς ἡμᾱς ἐβεβαιώθη)» (2:3).

Содержащаяся здесь самооценка, не согласуется с тем обстоятельством, что павлово благовестие в источнике своём не опосредовано проповедью неких посредников. Мы знаем, что для апостола Павла не было характерно принижать значение своего избранничества. Павел твёрдо настаивал на том, что Благая Весть была утверждена в нём не проповедью первых апостолов, а явлением Самого Господа.

§ В-четвёртых. Согласно одной из гипотез (которую упомяну ниже), послание адресовано в Рим. Как видно из текста, автор Послания прежде уже виделся с членами римской общины. Он пишет:

«Молитесь о нас… Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращён был вам» (Евр. 13:18-19).

Итак, автор этих срок прежде уже был в Риме и имел общение с римскими христианами. Но, мы знаем, что этого нельзя сказать о Павле, который впервые побывал в Риме несколько позже, уже находясь в узах.

 

В древней Церкви высказывались весьма конкретные суждения о возможном авторстве Послания:

+ Текст приписывали апостолу архидиакону Филиппу.

+ Затем текст приписывали следующим авторам: апостолу и евангелисту Луке, или Клименту Римскому, или апостолу Силе, или Акиле и Прискилле.

+ Тертуллиан полагал, что автором текста является апостол Варнава.

+ Климент Александрийский источником проблемы авторства видел то обстоятельство, что Послание, написанное Павлом на еврейском языке, было переведено на греческий одним из его учеником.

+ Оригена полагал, что автор Послания к Евреям был наставлен в вере апостолом Павлом. И, таким образом, учение Послания восходит к авторитету и пониманию Павла.

+ Авторство приписывали александрийскому иудею Аполлосу, наставленному в вере Павловыми учениками Акилой и Прискиллой (см.: Деян. 18:24-19:2). Аргументировано отстаивал эту точку зрения М. Лютер, а вслед за ним и многие как протестантские, так и католические исследователи.[118]

Как можно видеть, общей идеей всех этих суждений является принадлежность авторства ученикам именно апостола Павла. То есть текст, так или иначе, косвенно восходит к авторитету Павла.

Современные православные и католические библеисты, всегда ограничивающие крайности критицизма в работы со Священными текстами, в большинстве своём приемлют таковой выход из проблемы, предполагая лишь косвенное авторство апостола Павла.

 

Адресат. Относительно адресата Послания к Евреям точно ясно лишь одно: адресовано Послание общине, члены которой прежде своего воцерковления были иудеями или же прозелитами и, в следствии этого, вполне знали Ветхозаветное Предание.

Но другой вопрос о том, где локализовалась эта иудео-христианская община, не может быть разрешён со всею однозначностью. Имеются лишь аргументированные предположения:

а) Возможно, речь следует вести о Римском адресате (см.: Brown R. An Introdyction to the New Testament. Doubleday. 1997. P. 684-701).[119] То есть, о римских иудео-христианах (Так считали представители древней традиции. Эта теория обосновывалась, например, епископом Кассианом (Безобразовым)[120]);

б) В древне-церковной письменности распространённым было суждение о том, что автор обращался к общине в Иерусалим или, вообще, в Палестину. Представителем традиции такого понимания был св. Иоанн Златоуст.[121]

 

Повод написания. Как видно Послание обращено к христианам, которые подвергаются серьёзным преследованиям (Евр. 10:32; 12:4), и которые готовы отречься от Христа. По крайней мере, апостол Павел этого опасается:

«Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго» (3:12).

Как видно, некоторые из них, склонны к тому, чтобы прекратить посещать церковные собрания, как иные уже и сделали. Автор Послания пишет: «Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай» (Евр. 10:25).

В связи с такими обстоятельствами и к таковым христианам, которые из страха испытывают сомнения в своём воцерковлении, и писал автор.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.