Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные формы труда




ВГПУ

ВЛАДИМИР

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ЛЕКЦИИ

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

 

Автор – составитель Мехдиев Ш.З.

Безопасность жизнедеятельности. Лекции. Учебное пособие. - Владимир, ВГПУ, 2006. - 135 с.

 

В пособии в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и программой по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» освещаются теоретические и практические основы безопасности в системе «человек – среда обитания – чрезвычайные ситуации».

Акцент в пособии сделан на вопросах безопасности жизнедеятельности в условиях производства и чрезвычайных ситуаций.

Доступность изложения, актуальность информации, практическая значимость теоретических выводов, максимальная информативность – все это делает пособие незаменимым подспорьем для успешной сдачи зачета по данному курсу.

Предназначено для студентов небиологических факультетов.

 

Введение

Обеспечение безопасности человеческих сообществ в глобальном и национальном масштабах касается каждого и требует разумных общих действий. Чтобы реализовать собственный потенциал и достичь благополучия, человеку необходимо заботиться об индивидуальной безопасности: вести здоровый образ жизни, уметь ориентироваться в опасных ситуациях, защитить себя и своих близких в сложившихся обстоятельствах. Однако научные прогнозы свидетельствуют, что в XXI веке в условиях кризиса общества этого недостаточно для выживания. Переход к устойчивому развитию требует так изменить целевые установки действий каждого в отдельности и всех вместе, чтобы первым личным интересом стали не индивидуальная безопасность, не успех, измеряемый материальным уровнем жизни, а совместная безопасность личности и общества в широком смысле - от семьи до всего человечество. Необходимы радикальные изменения в мировоззрении и менталитете россиян.

Безопасность жизнедеятельности направлена на обеспечение благоприятных условий жизни людей, их деятельности, защиту человека и окружающей его среды от воздействия внешних, внутренних и опасных факторов.

Интенсивное использование природных ресурсов, внедрение достижений научно-технического прогресса сопровождается распространением различных природных, биологических, техногенных, экологических и других опасностей. Потенциальная опасность является универсальным свойством в процессе взаимодействия человека со средой обитания.

К опасным и вредным факторам естественного происхождения прибавились многочисленные факторы антропогенного происхождения, связанные с производственной, хозяйственной деятельностью людей. Существенную угрозу представляют военные приготовления и защитные меры от посягательств извне. Высокими темпами растут техногенные опасности, сопровождающиеся увеличением числа и повышением уровня опасных и вредных факторов производственной среды.

Негативные изменения природной среды обитания, стихийные бедствия, катастрофы, аварии требуют специальной подготовки населения, работников предприятий к борьбе с последствиями чрезвычайных ситуаций.

Все большие опасения вызывает наращивание производственных выбросов в атмосферу, биосферу, загрязнения водных ресурсов, нерациональное использование земель, хищническое уничтожение лесов, что может привести к экологической катастрофе.

Поэтому предметом изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» являются вопросы обеспечения безопасного взаимодействия человека со средой его обитания и защиты населения от опасностей в чрезвычайных ситуациях.

В пособии достаточно подробно изложены: теоретические основы безопасности жизнедеятельности; составляющие системы «человек - среда обитания»; основы физиологии и рациональные условия жизнедеятельности; безопасность быта и потребительских услуг; средства обеспечения безопасности технологических и производственных процессов; организация защиты населения в условиях чрезвычайных ситуаций; воздействие на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов; структура и механизм функционирования системы управления безопасностью жизнедеятельности; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; основные угрозы экономической безопасности; международные организации, занимающиеся вопросами безопасности жизнедеятельности и направления сотрудничества в данной области.

Учебное пособие составлено в полном соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и программой по курсу «Безопасность жизнедеятельности».


Лекция 1

ТЕОРЕТИКО – КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ, ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Исторический путь, пройденный человечеством, свидетельствует о том, что потребность обеспечения- безопасности жизнедеятельности относится к числу основных мотивов деятельности людей и сообществ. Именно стремление к безопасности обусловило и объединение наших предков в сообщества, и формирование армий, служб охраны порядка и борьбы со стихийными бедствиями.

Проблема устойчивого развития общества и его безопасности волновала человечество всегда. И чем дальше развивалось человечество, тем острее становилась эта проблема для цивилизации в целом, тем больше внимания приходилось уделять безопасности личности, общества, цивилизации. Бурное развитие науки и техники в XX в. привело к радикальным переменам в производстве, мировом товарообмене, быстрому перемещению финансовых средств и технических идей, что породило немало проблем глобального масштаба.

Глобальные проблемы, будь то взаимоотношения между странами мирового сообщества и природой, решение вопросов ресурсообеспеченности, безопасности жизни на Земле, касаются всего человечества. Современная эпоха развития человечества свидетельствует о растущей взаимозависимости всех стран и регионов в пределах всей планеты, о необходимости более широкого международного сотрудничества.

По своему характеру глобальные проблемы различны, но их главной целью неизменно остается обеспечение безопасности развития человечества.

К числу глобальных проблем относятся следующие:

• сохранение мира на Земле;

• экологическая проблема, связанная с разрушением природной среды;

• демографическая проблема, порожденная быстрым ростом численности населения и его миграции;

• продовольственная;

• экономическая;

• энергетическая и сырьевая, обусловленные ограниченностью минерально-сырьевых и других природных ресурсов планеты;

• информационная;

• здоровья человека и человечества.

Локальные и мировые войны унесли многие миллионы жизней на Земле. Трагичными для человечества могут стать войны с применением обычного оружия, не говоря о ядерном. Человечество наконец осознало, что ядерная война может привести к гибели цивилизации, жизни на Земле. Применение современного оружия чревато гибелью сотен миллионов человеческих жизней, разрушением природных ландшафтов.

Огромную опасность для человечества представляют экологические катастрофы. Взаимоотношения между людьми и природой, окружающей средой весьма многогранны и проявляются практически во всех отраслях материального производства. Загрязнение окружающей среды ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, существование растительного и животного мира, чистоту водных ресурсов и воздушного пространства, целостность озонового слоя. Интенсивная эксплуатация природных ресурсов подвела мир к такой грани, за которой наращивание темпов без обеспечения адекватного ресурсосбережения и ресурсовосполнения ведет к необратимым последствиям, результатом которых может стать экономическая катастрофа.

Безоглядная вырубка лесов (прогнозируется ежегодная потеря тропических лесов на площади около 7,5 млн. га), ежегодные лесные пожары по вине человека уничтожают много миллионов гектаров лесных массивов; опустынивание земли (до 35% суши находится под угрозой опустынивания), загрязнение почвы, воды, воздуха наносят огромный экологический вред окружающей среде. Так, ежегодно в атмосферу выбрасывается около 145 млн. т двуокиси серы, 250 млн. т пыли. За последнее столетие концентрация двуокиси углерода в атмосфере повысилась примерно на 15%, а к середине XXI в. может удвоиться, что может стать одной из причин «парникового эффекта», который приведет к таянию снегов, ледников и затоплению значительной части суши.

В результате загрязнения почвы и воздуха каждый час с лица Земли исчезает один биологический вид. Это означает, что к 2010-2015 г. Земля может потерять до 15-20% населяющих ее видов. В мировой океан ежегодно попадает до 10 млн. т нефтепродуктов, а количество радиоактивных соединений даже не поддается учету.

Демографические проблемы также носят глобальный характер и являются источником опасностей. Бесконтрольный, ускоренный рост населения Земли в XX в. вызвал усиление опасности для биосферы Земли. Причинами ускоренного роста численности населения являются прежде всего успехи медицины, обеспечившие увеличение продолжительности жизни, а также боязнь депопуляции нации или государства в случае сокращения населения. Одновременно с увеличением продолжительности жизни в ряде регионов мира рождаемость продолжала оставаться на высоком уровне: 40 человек на 1000 человек населения в год и более. Высокий уровень прироста населения характерен для стран Юго-Восточной Азии, Индии, Китая, Ближнего и Среднего Востока, Центральной Америки, Африки.

О численности населения Земли свидетельствуют следующие статистические данные:

Численность населения, млрд. человек 1840 г. 1930 г. 1962 г. 1975 г. 1987 г. 1999 г.
             
             
Период прироста, лет/1 млрд. человек 500 000          
             

Как видим, за все предыдущие века к 1900 г. численность населения Земли достигла 1 млрд. человек; в течение XX в. численность населения возросла в 6 раз и к 2000 г. составила 6 млрд. человек, а к 2050 г. может достичь 12 млрд. человек. Годовой прирост населения в мире составлял: в 50-х годах - 50 млн. человек, в 80-х - 84 млн., а в 90-х - 96 млн. человек.

Причинами демографической опасности являются увеличение продолжительности жизни и процесс старения человечества. Если к началу XIX в. средняя продолжительность жизни человека была 35-40 лет, то к концу XX в. уже 60-63 года. Демографы предсказывают, что в XXI в. продолжительность жизни будет увеличиваться еще быстрее.

Демографический взрыв вызывает усиление опасности для биосферы Земли. В доиндустриальную эпоху площади эксплуатируемых земель составляли менее 5% территории суши, на которых человек использовал не более 20% биоты. В результате общая антропогенная доля потребления продукции не превышала 1%. В современных условиях ее доля на порядок выше.

Продовольственная проблема состоит в том, что география производства продовольствия не совпадает с географией его потребления. Продовольственная проблема - это проблема не столько ресурсная, сколько, с одной стороны, социально-экономическая и политическая, а с другой - природообеспечивающая (засуха, неурожай и др.)- К обострению продовольственной проблемы приводят также нарушение хозяйственных связей и несовершенство аграрных отношений. Продовольственная проблема проявляется в дефиците продуктов питания, в низкой калорийности, в нехватке витаминов и белков животного происхождения.

Демографическая и продовольственная проблемы связаны как между собой, так и с охраной окружающей среды и экологией.

Экономические и социальные проблемы как в отдельных странах, так и в целых регионах мира привели к росту глобальных угроз. Эксплуатация природных ресурсов подвела мир к такой грани, за которой их наращивание ведет к необратимым последствиям. Мировое сообщество разделилось на две части: привилегированные и примыкающие к ним богатые развитые государства с населением около 1 млрд. человек и остальные непривилегированные страны, население которых превысило 5 млрд. человек. На долю богатых стран приходится свыше 70% мирового совокупного общественного продукта. Один житель развитых стран потребляет за свою жизнь в 20-30 раз больше ресурсов планеты, чем житель бедных стран.

Развитые страны стремятся обеспечить стабильность в мире за счет укрепления своего господствующего положения и деградации непривилегированного меньшинства. В современных условиях развитые страны эксплуатируют ресурсы других народов во имя собственного обогащения и благополучия, используя при этом в основном нестандартные методы и средства. Среди них можно выделить получение доступа к природным богатствам слаборазвитых стран на договорной основе; духовно-нравственное порабощение через средства массовой информации, псевдокультуры.

Информационные проблемы возникли сравнительно недавно. В целях овладения и управления умами и действиями всего населения Земли и отдельных регионов путем информационно-психологического и энергоинформационного воздействия в США разработана глобальная космическая система «TELEDESIK», с помощью которой возможно облучение одновременно всей планеты или отдельных регионов. Посредством передаваемой со спутников информации и модулированных излучений будет реализована информационная агрессия: внедрение вирусов? в компьютерные программы, выведение из строя различных систем управления, воздействие на психофизиологическое и эмоциональное состояние людей. Для этих же целей может использоваться мировая информационная система Интернет.

Обладатель информационных средств воздействия может стать властелином мира путем бескровного захвата управления всеми политическими, экономическими, военными процессами на Земле. Сегодня одной из главных опасностей становится борьба за возможность единоличного управления информационными потоками. Все названные проблемы человечества теснейшим образом взаимосвязаны. При этом какие-то из них важны исключительно, другие - менее. Так, по степени опасности для человечества, а значит, самого существования жизни на Земле, проблему мира, предотвращения глобальной ядерной войны без преувеличения можно назвать проблемой номер один. На второе место условно можно поставить экологическую проблему, так как дальнейшее пренебрежительное отношение к природе также грозит существованию цивилизации на планете.

Взаимозависимость мирового сообщества не только порождает противоречия, их обострения, но и вызывает необходимость искать защиту от возникающих опасностей и угроз. Осознание проблемы выживания привело мировое сообщество к пониманию проблемы безопасности как интегративного феномена, вбирающего в себя все виды безопасности - «военную, экологическую, экономическую, продовольственную и т. д.».

Обеспечение безопасности жизнедеятельности базируется на деятельности людей, общества, государства, мирового сообщества народов по изучению, выявлению, предупреждению, ослаблению, устранению, ликвидации и отражению угроз, способных погубить их, лишить фундаментальных и духовных ценностей, нанести ущерб, закрыть пути для выживания и развития.

Проблемы выживания человечества требуют активизацию усилий в области безопасности. Этому процессу соответствуют следующие объективные предпосылки:

• настоятельная потребность людей, социальных групп, обществ, государств, мирового сообщества в системе безопасности для сохранения и развития самих себя, а также соответствующих жизненно важных объектов и ценностей;

• нарастающая уязвимость людей и жизненно важных объектов без создания единой системы безопасности;

• глобальность различного рода угроз при массовости направлений негативного воздействия и др.

Одна из важнейших задач безопасности жизнедеятельности - разработка оптимальной структуры системы безопасности, обоснование ее целей и задач, места и роли основных компонентов, их взаимодействия.

Главным объектом безопасности жизнедеятельности является человечество, включающее государства, общества и личности, а предметом - их деятельность по обеспечению безопасности своей жизнедеятельности и безопасности природных условий жизни.

Основными задачами безопасности жизнедеятельности являются следующие:

• получение знаний о процессах обеспечения безопасности в различных сферах жизнедеятельности человека и человечества;

выявление взаимосвязей между отдельными направлениями безопасности;

• разработка концепций, программ и предложений по обеспечению комплексной безопасности жизнедеятельности;

• выявление закономерностей и тенденций, обоснование показателей и критериев устойчивого, безопасного развития человека и человечества.

Структуру безопасности жизнедеятельности можно представить в виде схемы (рис. 1.1).

 

Рис. 1.1. Структура безопасности жизнедеятельности

В современной учебной литературе, монографиях даются различные определения понятия «безопасность жизнедеятельности».

На наш взгляд, наиболее точное определение дано в книге В.И. Ярочкина «Секьюритология - наука о безопасности жизнедеятельности»:

«Безопасность - это состояние защищенности личности, общества, государства от внешних и внутренних опасностей! и угроз, базирующееся на деятельности людей, общества, государства, мирового сообщества народов по выявлению, «изучению», предупреждению, ослаблению, устранению, «ликвидации» и отражению опасностей и угроз, способных погубить их, лишить фундаментальных материальных и духовных ценностей, нанести неприемлемый, «недопустимый объективно и субъективно» ущерб, закрыть путь для выживания и развития».

В Законе РФ «О безопасности» понятие «безопасность» трактуется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз».

Закон о безопасности принят 5 марта 1992 года под номером № 2446 – 1.

Понятие «безопасность» служит мерой (средством оценки) защищенности человека и общества от опасностей (вреда, ущерба, потерь, нежелательных последствий).

Безопасность как объективная реальность проявляется в отсутствии или минимальном (достаточно низком, чтобы быть приемлемым для конкретного человека в конкретной ситуации) уровне риска возникновения ущерба интересам человека (здоровью, материальному благополучию и т.д.) в обычных условиях и при взаимодействии с вредными и опасными факторами жизнедеятельноси.

Безопасность зависит от внешней среды, внутреннего состояния человека, мер по защите и от способности человека к снижению риска за счет готовности к профилактике, преодолению, снижению отрицательных последствий взаимодействия с вредными и опасными факторами жизнедеятельности.

В качестве признаков безопасности человека в учебной и научно-методической литературе называются:

1. Состояние среды обитания, при котором с определенной вероятностью исключено причинение морального, материального, экономического или физического ущерба человеку;

2. Отсутствие вредных или опасных факторов жизнедеятельности;

 

 
 

3. Готовность человека к профилактике, к преодолению без ущерба, минимизации (с минимальными, т.е. допустимыми, потерями), устранению негативных последствий воздействия вредных и опасных факторов жизнедеятельности;

4. Мера защищенности организмов от внутренних и внешних опасностей (средство оценки уровня риска, защищенности);

5. Система мер защиты человека и среды обитания от опасностей (средство обеспечения защищенности, профилактики рисков);

6. Состояние, при котором риск сведен к объективному минимуму;

7. Степень самозащищенности человека, его способность обеспечивать личную безопасность, сознательно снижая степень риска, связанного с деятельностью.

Особую значимость понятие «безопасность» приобретает в контексте содержательной теории мотивации Абрахама Маслоу (1908 – 1970). Как видно из пирамиды потребностей на первой ступеньке находятся потребности безопасности человека без обеспечение которой не может идти речь об удовлетворении других потребностей. Потребности безопасности относятся к числу базисных, основополагающих. Отсюда возникает актуальная необходимость изучения и воспитания культуры безопасности в содержании школьного и вузовского образования и применения теоретических положений и практических рекомендаций содержательной теории мотивации в образовательной области «Безопасность жизнедеятельности».

Человек живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей. Опасности по своей природе вероятностны, «т. е. случайны», потенциальны, «т. е. скрыты», перманентны, «т. е. постоянны, непрерывны» и тотальны, «т. е. всеобщи, всеобъемлющи». Следовательно, нет на Земле человека, которому не угрожают опасности.

Реализуясь в пространстве и времени, опасности причиняют вред здоровью человека, который проявляется в нервных потрясениях, травмах, болезнях, инвалидностях и летальных исходах. Опасности угрожают не только отдельному человеку, но и обществу и государству в целом. Опасности и угрозы являются непременными спутниками человеческого сообщества на всех этапах его становления и развития.

Опасности - это возможные или реальные явления, события и процессы, способные нанести вред человеку, социальной группе, народу, обществу, государству, человеческому сообществу и Земле или даже уничтожить их; нанести ущерб их благополучию, разрушить материальные, духовные или природные ценности, вызвать деградацию, закрыть путь к развитию.

Опасность может выступать в различных формах: в виде намерений, планов, подготовки действий и самих действий, направленных на уничтожение, ограбление, подчинение, закабаление, ослабление, уничтожение объектов безопасности. Отдельной формой опасности выступает риск - возможная опасность неудачи предпринимаемых действий или сами действия, связанные с такой опасностью.

Угроза - это опасность на стадии перехода из возможности в действительность, высказанное намерение или демонстрация готовности одних субъектов нанести ущерб другим.

Угроза всегда носит предметный характер, наполнена конкретным содержанием и в случае четко выраженного опасного состояния часто приобретает конкретную правовую характеристику.

Источником формирования угрозы безопасности является многообразие внутренних и внешних противоречий общественного развития в стране и на международной арене в разных сферах человеческой деятельности.

В связи с многообразием опасностей, угроз и источников их возникновения требуется их классификация.

По происхождению различают шесть групп опасностей: природные, техногенные, антропогенные, экологические, социальные и биологические.

По характеру воздействия на человека опасности можно разделить на пять групп: механические, физические, химические, биологические и психофизиологические.

По времени проявления отрицательных последствий опасности делятся на импульсивные и кумулятивные.

По локализации различают опасности, связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой, космосом.

По вызываемым последствиям: утомление, заболевание, травмы, аварии, пожары, летальные исходы и т.д.

По наносимому ущербу, социальный, технический, экологический, экономический.

Сферы проявления опасностей: бытовая, спортивная, дорожно-транспортная, производственная, военная и др.

По структуре опасности делятся на простые и производные, порождаемые взаимодействием простых.

По реализуемой энергии опасности делятся на активные и пассивные. Угрозы могут быть классифицированы по:

объектам - человек, общество, государство;

направлениям - экономические, социальные, политические, информационные и др.;

величине ущерба - предельный, значительный, незначительный;

вероятности возникновения - весьма вероятные, вероятные, маловероятные;

причинам появления - стихийные, преднамеренные.

По иерархическому принципу угрозы могут быть: межпланетные, ноосферные «глобальные», региональные межгосударственные, государственные «национальные», региональные внутригосударственные, местные «локальные», личностные.

Все рассмотренные опасности и угрозы глобального уровня являются внешними по отношению к объектам безопасности, расположенных ниже иерархических уровней: регионального, государственного, общественного и индивидуального.

К внутренним опасностям и угрозам нижних иерархических уровней относят следующие:

• региональные и национальные социальные взрывы и конфликты;

• голод, распространение болезней, деградация людей;

• нарастание насилия, терроризма, преступности, наркомании пьянства и т. д.

Таким образом, безопасность жизнедеятельности есть одна из всеобщих, коренных, первейших и ведущих потребностей и закономерностей развития человека, общества, государства, человечества.

 

ОБЪЕКТЫ, ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Опасности и угрозы всегда указывают на взаимодействие двух сторон: первой - субъекта, который выступает источником и носителем опасности; второй - объекта, на который направлена опасность или угроза.

Источники опасностей и объекты защиты многообразны. Каждый компонент окружающей нас среды может быть объектом защиты от опасностей. Источники опасности по своей сути имеют естественно-природное, техническое и социальное происхождение.

Объектами опасностей и угроз являются личность, общество, государство, природная среда «биосфера», техносфера.

Личность в системе безопасности является высшей целью общественно-политического и социально-экономического развития общества.

Общество - это социальная среда и необходимое условие творчества личности в системе общественных отношений. Государство же представляет собой организационно-политический механизм реализации общественных отношений и обеспечения гарантий прав граждан. Объектами угроз в государственном масштабе являются практически все сферы жизни и деятельности общества.

Человек выступает и как объект, и как субъект опасностей и угроз. Диапазон проявлений человеческой сущности многообразен и противоречив. В человеке необъяснимо уживаются эгоизм, иррациональность, агрессивность с отрицающими их подвижничеством, жертвенностью, стремлением к благодеяниям. Современный человек не расстался со всеми своими пороками, не вышел за рамки субъективного, индивидуально-алчного восприятия окружающего мира. Нужно иметь в виду, что человек прямо или опосредованно включен в разнообразную, сложно организованную систему отношений и процессов, выполняя в них активно-созидательную, пассивно-созерцательную или разрушительную роль.

Помимо человека объектами безопасности выступают объекты пространственно-географического масштаба, различные сферы обеспечения жизнедеятельности человека, включая экономику, социологию, политологию и др. Пространственно-территориальными объектами могут выступать: межпланетное пространство, планета, материк, регион «в планетарном пространстве», страна, регион «в рамках государства», район, местность.

Объектами социальной сферы являются человечество на планете, общество, общественное объединение, коллектив «товарищество», семья, человек.

Объектами производственной среды выступают: транснациональные корпорации и объединения, государство, отрасль, производственное объединение, предприятие, цех, «участок», технология, продукция.

Объектом безопасности являются также сферы жизнеобеспечения и духовно-политической деятельности. К ним относятся: политическая, военная, экономическая, социальная, экологическая, демографическая, продовольственная, психологическая, информационная и др.

Каждая сфера проявляется в деятельности объектов по-своему - в зависимости от масштабов, нахождения и условий функционирования.

В методологическом плане безопасность жизнедеятельности, является современной комплексной наукой фундаментально-прикладного характера. Факты и закономерности должны обязательно рассматриваться с системных позиций, позволяющих изучать их на основе определенных принципов, методов и процедур.

Выбор принципов и методов зависит от конкретных условий деятельности, уровня безопасности, стоимости и других критериев. Их можно классифицировать по нескольким признакам. По признаку реализации их условно делят на четыре класса: ориентирующие, технические, управленческие и организационные.

Ориентирующие принципы представляют собой основополагающие идеи, определяющие направление поиска безопасных решений и служащие методологической и информационной базой.

Среди ориентирующих принципов первостепенная роль отдается принципу системности, заключающемуся в том, что любое явление, действие, всякий объект рассматривается как элемент системы. В основе принципа системности лежит соотношение целого и части. Целое по своим основным характеристикам, по значению и роли, по заложенным в нем возможностям нетождественно сумме составляющих его частей. При этом часть, в свою очередь, обладает относительной самостоятельностью, присущими ей качественными особенностями и может рассматриваться как целое со своими составными частями, но уже меньшего масштаба.

Каждое явление должно изучаться как определенная система составляющих его элементов, как единство взаимосвязанных и взаимодействующих предметов, процессов, отношений.

Следующий ориентирующий принцип - взаимосвязи и взаимозависимости. Объективное существование всеобщей взаимосвязи явлений и процессов действительности, как и взаимодействие всех их сторон, обусловливается тем, что ни в природе, ни в общественной жизни нет абсолютно изолированных явлений и предметов.

Ориентирующий принцип деструкции заключается в том, что система, приводящая к опасному результату, разрушается за счет исключения из нее одного или нескольких элементов. Данный принцип органически связан с принципом системности и имеет столь же универсальное значение.

Ориентирующий принцип снижения опасности заключается в использовании решений, которые направлены на повышение безопасности, но не обеспечивают достижения желаемого или требуемого по нормам уровня.

Ориентирующий принцип ликвидации опасности состоит в устранении опасных и вредных факторов, что достигается изменением технологии, заменой отдельных веществ безопасными, применением более безопасного оборудования, совершенствованием научной организации труда и другими средствами.

Технические принципы направлены на непосредственное предотвращение действия опасностей. Среди них можно выделить следующие: принцип защиты расстоянием, принцип прочности, принцип слабого звена, принцип экранирования и др.

Управленческие принципы определяют взаимосвязи и отношения между отдельными стадиями и этапами процесса обеспечения

безопасности. Наиболее значимыми среди них будут: принцип плановости, принцип стимулирования, принцип компенсации, принцип эффективности.

К организационным принципам относятся реализующие в целях безопасности положения научной организации деятельности. Здесь можно выделить: принцип защиты временем, принцип нормирования, принцип несовместимости, принцип эргономичности.

Государство защищает свои интересы, свою территорию, свое население от внешних и внутренних угроз. Государственная безопасность направлена на гарантирование конституционными, законодательными и практическими мерами защищенность и обеспеченность государственных интересов. Объектами безопасности выступают государственные интересы, граждане, общество, государство.

Рассмотрим основные сферы государственной безопасности.

Геополитическая безопасность направлена на защиту геополитических интересов страны: территории, политического и информационного пространства в системе глобальных политических отношений. Объектами безопасности являются территориальная целостность государства, информационное, экономическое и политическое пространство.

Политическая безопасность определяется возможностью проводить независимую внешнюю и внутреннюю политику и решать вопросы государственного устройства, зависит от внутриполитической стабильности и устойчивости положения государства на международной арене.

Военная безопасность основывается на способности защитить суверенитет, территориальную целостность и население страны от внешних военных угроз. Она определяется возможностью обеспечения интересов безопасности вооруженными силами государства.

Экономическая безопасность характеризуется уровнем развития производительных сил и экономических отношений, направленных на реализацию потребностей личности, общества, государства, наличием полезных ископаемых, развитой инфраструктуры, квалифицированной рабочей силы, характером интеграции в систему мировых экономических связей.

Социальная безопасность включает совокупность мер по защите интересов страны и общества в социальной сфере, развитие социальной структуры и отношений в обществе, системы жизнеобеспечения.

Экологическая безопасность - это обеспечение устойчивого и оптимального на длительных отрезках времени равновесия между природными и антропогенными экосистемами, техносферой и населением.

Информационная безопасность - это состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства.

Демографическая безопасность определяется состоянием защищенности количества и этнического состава населения страны от внешних и внутренних угроз.

Культурологическая безопасность - это создание условий нормального развития общества, защита культурного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранность своего высокого культурного достояния, своей самобытности.

Продовольственная безопасность - это способность отечественных производителей обеспечить население страны питанием, по объему и калорийности соответствующим минимальным медицинским нормам.

Научно-техническая безопасность включает способность государства обеспечивать поддержание своего научного и технического потенциала на современном уровне, отвечающего потребности общества.

Важнейшим компонентом безопасности выступает безопасность человека. Безопасность личности определяется внутренними и внешними факторами. К основным внутренним факторам относятся: биологические, окружающая среда, пагубные привычки, поведение, микросоциальная среда, служба здоровья.

К основным внешним относятся следующие факторы:

• воздействия естественной природной среды: солнечная активность, возмущение магнитоионосферы Земли, изменение метеоусловий;

• воздействия антропогенной, техногенной среды: изменение микроклимата, загрязненность естественной среды городов, возрастание миграционной активности населения;

• воздействия производственной среды: шумы, вибрация, радиация, химические вещества, нервно-эмоциональные напряжения;

• воздействия социального характера: низкий уровень денежных доходов, неустроенный быт, социальная агрессия;

• поведенческого характера: пагубные привычки, нервно-эмоциональная напряженность, агрессивность по отношению к окружающим.

Безопасность общества, социальной группы включает способность населения защищать и отстаивать свои права, свободы и другие ценности. Общество должно помогать государству в решении этих проблем, контролируя и поправляя его.

Таким образом, в настоящее время реально существуют следующие основные системы и направления безопасности:

• личная и коллективная безопасность человека в процессе его жизнедеятельности;

• охрана природной среды;

• государственная безопасность;

• глобальная безопасность.

 

ВЫВОДЫ

Проблемы безопасности жизнедеятельности касаются всего человечества. Они могут быть глобальными, межгосударственными, внутригосударственными и личностными. Для снятия проблем безопасности решается целый комплекс задач, позволяющих защитить мировое сообщество и личность от опасностей и угроз.

Объектами безопасности могут выступать: человек, общество, международное сообщество, природная среда, техносфера. При этом безопасность следует рассматривать с системных позиций, позволяющих изучать ее на основе определенных методов, принципов и процедур.

Представляя многообразие угроз и опасностей, выделяют основные направления безопасности жизнедеятельности, среди которых: безопасность ноосферы, региональная безопасность, геополитическая безопасность, военная и экономическая, экологическая и демографическая безопасности и др.

 

Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные проблемы безопасности развития человечества.

2. Какие задачи решает безопасность жизнедеятельности?

3. Дайте определение понятия «безопасность жизнедеятельности».

4. Что представляют собой опасности и угрозы жизнедеятельности?

5. Что является объектом безопасности жизнедеятельности?

6. Какие основные принципы заложены в основу безопасности жизнедеятельности?

7. Назовите основные направления безопасности жизнедеятельности.

 

 

Лекция 2

СИСТЕМА «ЧЕЛОВЕК – СРЕДА ОБИТАНИЯ»

План.

 

 

1. СОСТАВЛЯЮЩИЕ СИСТЕМЫ «ЧЕЛОВЕК - СРЕДА ОБИТАНИЯ».

2. функциональная

Характтеристика нервной системы человека




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.193 сек.