Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос № 2




Вопрос № 1

Административное право

(Понятие и предмет административного (управленческого) права как отрасли права)

Административное право – отрасль права (система юридических норм), призванная регулировать общественные отношения в сфере государственного управления и отношения деятельности иных государст-венных органов, а также в процессе осуществления общественными организациями внешневластных управленческих функций. В юридической науке общепризнанным является мнение, что отрасли права отличаются одна от другой прежде всего предметом и методом правового регулирования.

Предмет данной отрасли права – это совокупность однородных общественных отношений, складывающихся и функционирующих в государственно-управленческой сфере, т. е. в процессе организации и деятельности органов исполнительной власти. В самом общем виде можно сказать, что административное право – это управленческое право, то есть оно регулирует отношения, возникающие в ходе формирования и функционирования государственной администрации, обслуживает сферу государственного управления, т.е. регулирует управленческие отношения.

Признаки управленческих отношений:

  • управление рассматривается как функция всех систем, в т.ч. и социальных;
  • управление обеспечивает взаимодействие элементов в системе (оказывает упорядочивающее воздействие на эти элементы);
  • наличие 2-х элементов – субъекта и объекта управления;
  • управление может быть как внутрисистемным, так и внесистемным, различают внутри и внешнеорганизационные отношения в админист-ративном праве и, соответственно, в управлении (социальном управлении объект воздействия – поведение людей);
  • властные полномочия субъекта управления;
  • наличие специального субъекта – органа государства, осуществляющего управленческую деятельность.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

(понятие и виды административно-правовых норм)

Административно-правовая норма - это установленное государством правило поведения общего характера, целью которого является регулирование общественных отношений, складывающихся в сфере госу-дарственного управления, и охраняемое от нарушений принудительной силой государства.

Административно-правовые нормы по различным основаниям класси­фицируются на определенные виды.

По предмету регулирования административно-правовые нормы делятся на:

· материальные

· процессуальные.

Материальные нормы адми-нистративного права определяют права и обязанности, а также ответственность участников регулируемых отношений, т. е. фактически их административно—правовой статус.

Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют динамику государственного управления. Например, это нормы, определяющие порядок рассмотрения обращений граждан; порядок производства по делам о дисциплинарных, административных правонарушениях и т. д. Их назначение сво­дится к определению порядка (процедуры) реализации юридических обязаннос­тей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений.

По конкретному юридическому содержанию административно-правовые нормы могут быть подразделены на:

а) обязывающие, т. е. предписывающие обязательное совершение опреде­ленных действий, о которых речь идет в данной норме. Например, обращения, направленные должностным лицам органов, учреждений, организаций и предприятий, в компетенцию которых не входит решение поставленных вопросов, в срок не позднее 5 дней передаются должностным лицам соответ­ствующих органов, учреждений, организаций и предприятий с извещением об этом граждан; в местности, где действует паспортная система, лица, достигшие 16—летнего возраста, обязаны иметь паспорт;

б) запрещающие, т. е. предусматривающие запрет на совершение опреде­ленных действий, указанных в данной норме. Запреты могут носить общий либо специальный характер. Например, общим является запрещение действий (без­действий), подпадающих под критерии административного нрава выдавать све­дения, которые стали им известны в связи с рассмотрением обращений, если это ущемляет права и законные интересы граждан. Милиции, таможенным орга­нам запрещено применение огнестрельного оружия в отношении женщин (с яв­ными признаками беременности). Это специальный запрет;

в) уполномочивающие или дозволительные, т. е. предусматривающие воз­можность действовать по своему усмотрению в пределах требований данной нормы. Главное состоит в том, что отсутствуют прямые предписания, равно как и запреты. Регулирующая роль этих норм проявляется по-разному. Например, органам управления (должностным лицам) предоставляются полномочия, которые они реализуют в зависимости от конкретных обстоятельств (право органов милиции по наложению штрафа). Эти же субъекты в конкретной обстановке могут использовать полномочия различного характера (административная комиссия объявляет предуп-реждение, или налагает штраф, или ограничивается обсуждением вопроса, или передает дело на рассмотрение общественности по месту работы и т. п.).

Административно—правовые нормы дозволительного характера получают все более широкое распространение в практике реализации задач и функций испол­нительной власти;

г) рекомендательные, т. е. содержащие определенные советы, рекомен­дации о целесообразности совершения субъектами административного права тех или иных действий. Рекомендации, как правило, не имеют юридически обя­зательного характера. Поэтому они чаще всего используются во взаимоотно­шениях субъектов исполнительной власти и негосударственных формирований;

д) стимулирующие, т. е. обеспечивающие с помощью соответствующих средств материального и морального воздействия должное поведение участ­ников регулируемых управленческих общественных отношений. Обычно их связывают с использованием в процессе реализации исполнительной власти эконо­мических рычагов, стимулов.

Это, например, применение льготного кредитования, налоговых льгот, ос­вобождение от налогообложения и т. д.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.