Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие права, его сущностные признаки и принципы




Принцип разделения властей

Понятие и признаки правового государства

В самом общем виде правовое государство можно определить как государство, деятельность которого подчинена праву и в котором признаются, уважаются и защищаются права и свободы человека и гражданина. Правовое государство призвано правовыми средствами обеспечить условия для существования и успешного функционирования гражданского общества.

К признакам правового государства относятся следующие:

1. Приоритет права (господство права). Это означает, что деятельность в государстве должна быть подчинена праву как нормативно закрепленной справедливости.

2. Правовая защищенность человека и гражданина.

3. Взаимная ответственность государства и личности.

4. Высокая правовая культура граждан.

5. Ограниченность деятельности государственных органов правом.

6. Верховенство закона в системе нормативных актов, его приоритет перед актами министерств и ведомств. Принцип верховенства закона включает следующие аспекты: 1) закон обладает высшей юридической силой в системе нормативных актов. В случае противоречия закона и подзаконного акта приоритет принадлежит закону, а противоречащий ему акт подлежит отмене или изменению; 2) именно закон как акт представительного органа власти должен регламентировать основные права, свободы и обязанности человека и гражданина; 3) наиболее важные общественные отношения должны быть урегулированы именно законом.

7. Наличие развитого гражданского общества.

8. Провозглашение и действие принципа разделения властей.

9. Единство права и закона. Принимаемые в государстве законы должны быть правовыми по содержанию и по форме, должны соответствовать фундаментальным правовым ценностям —свободе, справедливости, упорядоченности общественной жизни и т.д.

10. Возвышение роли суда как гаранта прав человека и гражданина. Вызывает возражения выделение в литературе иных признаков, таких как государственный суверенитет, соблюдение законности. Думается, что эти признаки характеризуют любой тип государства, а не только правовое.

 


Отдельные элементы концепции разделения властей были разработаны еще в древности. Так, Конфуций выступал за сдерживание власти администрации общинами на местах. Платон отстаивал необходимость разделения труда в государстве в соответствии с тремя основными началами — совещательным, защитным и деловым. Аристотелем была проведена классификация государственных органов.

На разработку теории разделения властей оказали влияние работы Полибия, который писал о необходимости смешанной формы государства, в которой бы сочетались царское, аристократическое и демократическое начала.

Основными разработчиками концепции разделения властей являлись Д.Локк и Ш. Монтескье. В частности, Локк выделял три ветви власти: законодательную, исполнительную и федеративную. Последняя, по его мнению, должна заниматься внешнеполитическими вопросами. Судебную власть Локк относил к исполнительной ветви. Соотношение ветвей власти он видел в верховенстве законодательных органов.

Монтескье привел принцип разделения властей в классическую форму, разделив власть на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Монтескье считал, что власти должны быть равноправны.

Впоследствии Д. Адаме дополнил теорию разделения властей идеей их взаимного сдерживания, и в США эта теория получила наименование системы сдержек и противовесов.

Первыми нормативными актами, закреплявшими принцип разделения властей, явились Конституция США 1787 г. и Декларация прав человека и гражданина 1789 г. во Франции. В Российской Федерации принцип разделения властей был впервые провозглашен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР. До этого в СССР данный принцип не признавался, так как считалось, что власть едина и принадлежит народу в лице Советов народных депутатов. ч

Принцип разделения властей выражается в следующем:

1. Законодательная, исполнительная и судебная власть предоставляются различным государственным органам и должностным лицам.

2. Власти автономны в своем функционировании, не могут быть устранены друг другом.

3 Никакая ветвь власти не может пользоваться теми полномочиями, которые по конституции предоставлены другой ветви власти.

Идея разделения властей имела и своих противников. Например, Гегель считал идею взаимного ограничения властей ошибкой, так как при таком подходе как бы уже предполагается враждебность каждой из властей по отношению к другим, их взаимные опасения и противодействие. Один из американских президентов В. Вильсон указывал, что «чем больше власть подвержена разделению, тем более безответственной она становится». К недостаткам разделения властей относят их борьбу за перераспределение властных полномочий, перекладывание ответственности на другие ветви власти.

Принцип разделения властей закреплен в Конституции Российской Федерации 1993 г. (статья 10). Действующая Конституция совмещает принцип разделения властей с разграничением полномочий федерального центра и субъектов Федерации (иногда такое разграничение называется вертикальным разделением властей).

В науке и практике выделяется так называемая четвертая власть, причем одни понимают под ней контрольно-надзорные органы, другие — средства массовой информации.


34. Правовой статус личности: понятие и виды

Правовой статус личности — это юридически закрепленное положение личности в обществе, в общественной жизни. Это правовое положение человека, отражающее его взаимоотношения с обществом и государством.

От правового статуса следует отличать социальный статус, т. е. реальное соложение человека в общественных отношениях. Право лишь закрепляет это фактическое положение, оформляет его. Социальный и правовой статус соотносятся как содержание и форма. В литературе используется также термин «социально-нормативный статус», т. е. такой, который определяется различными видами социальных норм, а правовой статус рассматривается как часть социально-нормативного.

Слово «статус» в переводе с латинского означает «положение». В отечественной науке существуют две основные точки зрения на соотношение правового статуса и правового положения. Одни авторы (Н.И. Матузов) отождествляют указанные понятия, другие (Н.В. Витрук) считают правовой статус лишь частью правового положения личности.

Основу правового статуса личности составляют субъективные права и юридические обязанности, которые закреплены в законодательных актах, прежде всего в конституций. Кроме того, в правовой статус личности иногда включают законные интересы, правосубъектность, правовые принципы и ряд других элементов.

Правовой статус личности имеет исторически изменчивый характер и зависит от целого ряда факторов: экономического развития, вида политического режима, уровня правовой культуры и т.д.

Наиболее простой классификацией видов правового статуса является его деление на общий, специальный и индивидуальный (единичный). Общий правовой статус — это положение лица как гражданина государства, причем во многих странах, в том числе в Российской Федерации, закреплен равный для всех общий правовой статус. Специальный статус отражает правовое положение человека как представителя определенной социальной группы (студенты, пенсионеры, государственные служащие и т.п.). Индивидуальный правовой статус определяется особенностями конкретного человека (возраст, пол, профессия, семейное положение и т.д.). Общий и индивидуальный правовой статус соотносятся как общее и единичное.

Иногда в литературе приводится более развернутая классификация видов правового статуса. Например, В.Д. Перевалов различает общий (международный), конституционный (базовый), отраслевой, родовой (специальный) и индивидуальный правовые статусы личности. При этом в международный статус входят права, свободы и обязанности, выработанные мировым сообществом и закрепленные в международных документах. В конституционный статус входят права, свободы и обязанности, закрепленные в основном законе страны. Отраслевой статус состоит из прав, обязанностей, законных интересов, закрепленных нормами определенной отрасли права

 

Право – это система общеобязательных, формально определённых норм, обеспечиваемых государством и направленных на регулирование поведения людей в соответствии с принятыми в данном обществе устоями социально-экономической, политической и духовной жизни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.