Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Юридический нормативизм




Теория солидаризма

Идейными основами теории солидаризма стали представления Огюста Конта об обществе как едином организме и концепция Эмиля Дюркгейма о разделении общественного труда.

Наиболее ярким представителем теории солидаризма явился Леон Дюги. Он отстаивал положение о том, что общество представляет собой единый организм, подчиненный закону солидарности (взаимной социальной зависимости). Эта взаимная социальная зависимость вытекает из разделения общественного труда. Норма солидарности находится выше государства и норм позитивного права.

Следуя за Э.Дюркгеймом, Л. Дюги говорит о двух видах солидарности. Первый вид — «солидарность по сходству» — вызван совпадением интересов людей. Второй вид — солидарность, вытекающая из разделения труда. В несовершенной форме она существовала в древности, а в современных обществах становится основным видом солидарности, ибо они отличаются высоким уровнем разделения труда. Солидарность, происходящая из разделения труда, есть прежде всего «солидарность экономическая» (Цит. по: История политических учений: Учебник для вузов/Под ред. О.В. Мартышина. М., 2002.С.507—508).

Дюги отверг марксистское учение о классовой борьбе, утверждая, что пролетариат и буржуазия, работники и работодатели не могут существовать друг без друга.

На основании понимания общества как единого организма Дюги отвергал целый ряд юридических терминов, называя их «метафизическими». В частности, он возражал против термина «государственный суверенитет», который противопоставляет государство обществу, в то время как первое является неотъемлемой частью второго. Дюги отвергал деление права на частное и публичное, а также отрицал идею естественных прав человека, так как они придают обществу «атомарный характер». Человек в обществе обладает не правами, а функциями.

Леоном Дюги были выдвинуты идеи синдикализма, согласно которым человека в обществе должны защищать не какие-либо абстрактные права, а его профессиональное объединение, например, профсоюз. Данные идеи частично нашли свое применение в некоторых государствах, например, фашистской Италии.

В будущем, по мнению Дюги, государство утратит свой командный характер и превратится в систему публичных служб, обслуживающих общественные потребности.

 

 

Юридический нормативизм является одним из направлений современного позитивизма. Его главный представитель Ганс Кельзен стремился к обновлению позитивизма в условиях XX в., когда позитивистские взгляды были потеснены социологическим направлением.

Основная работа Кельзена называется «Чистая теория права». Под этим названием подразумевалась такая теория позитивного права, которая в обеспечении своей «чистоты» отказывалась от познавательных усилий в отношении всех элементов, которые чужды позитивному праву. С одной стороны, юриспруденция должна обособиться от философии справедливости, с другой — от социологии, от познания социальной реальности.

По мнению Кельзена, теория права не в состоянии ответить на вопрос «что такое справедливость?», так как подобные вопросы не могут быть раскрыты «научно».

Кельзен указывал, что юриспруденцию необходимо освободить от влияния идеологии. Юрист должен изучать право таким, какое оно есть, а не пытаться его критиковать или оправдывать. Поэтому Кельзен одним из первых предложил создать объективную науку о государстве и праве.

Право рассматривалось нормативистами как система норм, расположенных в иерархическом порядке. Во главе этой иерархии находится основная, или суверенная, норма. Все остальные нормы так или иначе связаны с основной нормой. Основную норму Кельзен попытался сформулировать следующим образом: «Должно вести себя так, как предписывает конституция». Кельзен считал себя основателем нового метода исследования — нормологи-ческого. Юрист должен сосредоточиться на изучении норм права, их структуры, взаимосвязей между ними, правопорядка в целом.

Своеобразно понимал Кельзен проблему происхождения права. По его мнению, право старше государства. Оно возникло еще в первобытную эпоху, когда общество определило круг случаев, когда разрешено применение насилия одних людей по отношению к другим. В дальнейшем такое правовое сообщество перерастает в государство, где функции принуждения осуществляются уже централизованным путем, т. е. специально созданными органами.

Учение Кельзена о государстве основано на отождествлении государства и права. Государство понималось Кельзеном как правопорядок. Отсюда любое государство родоначальник нормативизма считал правовым.

Современное право Кельзен рассматривал как совокупность государственных правопорядков и децентрализованного международного права. Он выдвинул проект создания международного правопорядка путем добровольного подчинения государств органам международной юрисдикции.

Учение Кельзена оказало влияние на юридическую науку и практику. С концепцией нормативизма связано распространение идей верховенства международного права над правом государства, учреждение институтов конституционного контроля (например, в Конституции Австрии 1920 г.). В то же время нормативизм подвергается критике за призыв изучать право как замкнутую самодостаточную систему.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 4293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.