Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внешние признаки утомления у школьников при выполнении 1 страница




физических упражнений (по В. К. Велитченко и Г. И. Погадаеву)

 

Признаки   Степень утомления
  Легкая Значительная Переутомление
Окраска кожи Небольшое покраснение Значительное покраснение Резкое покраснение, побледнение, синюшность
Потливость Небольшая Большая (выше пояса) Резкое (ниже пояса) выступание солей на коже
Дыхание Учащенное (до 20-26 за 1 мин на рав­нине и до 36 — при подъеме в гору) Учащенное (38 - 46 за 1 мин), поверхностное Очень учащенное (более 50—60 за 1 мин), через рот, переходя­щее в отдельные вздо­хи, сменяющиеся беспорядочным дыханием
Движение Бодрая походка Неуверенный шаг, легкое покачивание при ходьбе, отставание на марше Резкие покачивания при ходьбе, появле­ние некоординиро­ванных движений. Отказ от дальнейшего движения
Общий вид и ощущения Обычный Усталое выражение лица, небольшая сутулость. Снижение интереса к окружающему Изможденное выражение лица, сильная сутулость, апатия, жалобы на очень сильную слабость. Головная боль, жжение в груди. Тошнота, рвота
Мимика Спокойная Напряженная Искаженная
Внимание Четкое, без­ошибочное выполнение указаний Неточность в выполнении команд, ошиб­ки при смене направления движения Замедленное, непра­вильное выполнение команд. Воспринима­ются только громкие команды
Частота сердечных сокращений   110-150 160-180 Более 180

 

Физическое воспитание в детских и подростковых учреждени­ях. Физическое воспитание в дошкольных учреждениях - это пер­воначальное и очень важное звено всего последующего процесса воспитания. Оно состоит из комплекса разнообразных воздействий (занятия физкультурой в зале и на свежем воздухе, закаливание, массаж, соблюдение режима, дня, рационального питания и др.).

Организация всех видов двигательной активности детей тре­бует соблюдения гигиенических условий: температуры воздуха и влажности в помещениях, одежды, удобной кроватки или мане­жа, достаточного количества ярких игрушек и, др.

Отличительной особенностью организации физического воспитания является необходимость четкого дозирования физичес­ких упражнений и закаливания с учетом анатомо-физиологичес­ких особенностей ребенка.

В раннем возрасте большое значение имеют гимнастические упражнения и массаж. Вначале включают пассивные упражнения, рефлекторные упражнения, массаж.

По мере развития речи упражнения вьполняются по команде взрослых. Активные упражнения способствуют развитию и со­вершенствованию двигательных навыков. В ответ на повторяющи­еся раздражения вырабатывается привычная двигательная реак­ция (рефлекс). Гимнастические упражнения в сочетании с массажем проводятся в форме индивидуальных занятий.

В возрасте 6-8 мес. ребенкa следует опускать на пол или в манеж, оборудованный приспособлениями, стимулирующими актив­ные движения (ползание, вставание на ножки, лазание, пересту­пание и пр.). В 10-12 мес. у детей формируются самостоятельные навыки ходьбы. На втором году жизни включают настольные и под­вижные игры. В последующем подвижные игры проводятся в зале детского сада или во время прогулок. При занятиях используются горки, палки, лесенки, скамейки, мячи и др.

В режиме дня детского сада предусматривается утренняя гимнастика (в сопровождении музыки) с последующими вод­ными процедурами (обтирание, обливание и пр.). Занятия про­водятся со всей группой, включают также подвижные игры, имитационные упражнения. Дети подражают не только движе­ниям птиц и животных, но и их голосам, что способствует развитию дыхания. Занятия с детьми раннего возраста проводят ежедневно. С детьми двyx - тpex лет занятия проводят на свежем воздухе, а зимой - в спортзале, как правило, грynповые по 10-12 человек. С трех лет в занятия входят элементы бега, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, бросание мяча. В возрасте 3-7 лет используют такую двигательную активность как утренняя гимнастика, подвижные игры в зале и на свежем воздухе, катание с горки на санках. С трех лет можно водить детей в баню. Исключаются экстремальные закаливающие процедуры (обливание холодной водой, растирание снегом и др.).

Эффективность зависит не только от правильного подбора средств физической культуры, закаливающих процедур, их сочетания, но и от соблюдения санитарно-гигиенических требований к местам проведения занятий.

Врач-педиатр или медицинская сестра должны осуществлять постоянный контроль за организацией физического воспитания и закаливания детей, который включает:

1) динамическое наблюдение за состоянием здоровья и фи­зическим развитием;

2) наблюдение за организацией двигательного режима, закаливанием, методикой проведения занятий и воздействием фи­зических упражнений на организм ребенка,

3) санитарно-гигиенический контроль мест занятий физкультурой; закаливания, инвентаря; одежды, количества оборудова­ния и др.;

4) санитарно-просветительская работа с персоналом детского сада и родителями детей по вопросам физического воспитания и закаливания.

 

 

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

Гигиеническое нормирование двигательной активности школьников. Двигательной активностью в гигиене называют сумму движе­ний, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности. Двига­тельная активность детей и подростков условно делится на три части. Активность выполняемая:

- в процессе физического воспитания и во время обучения;

- в процессе общественно полезной трудовой деятельности;

- в свободное время.

Эти составляющие, дополняя друг друга, обеспечивают опре­деленный уровень суточной двигательной активности школьни­ков разных возрастно-половых групп.

Влияние двигательной активности на здоровье школьников. Между суточной

двигательной активностью и здоровьем школьников существует тесная взаимосвязь. Дефицит движения, или гипоки­незия, вызывает многообразные морфологические и функцио­нальные изменения организма. Комплекс таких изменений от­носится к предпатологическим и патологическим состояниям. Ведущими признаками гипокинезии являются нарушение механиз­мов саморегуляции физиологических функций, снижение функ­циональных возможностей организма, нарушение деятельности опорно-двигательного аппарата, деятельности вегетативных фун­кций).

Отрицательные последствия гипокинезии проявляются также снижением сопротивляемости молодого организма к простудным и инфекционным заболеваниям (снижение иммунитета), возникновением расстройств ЦНС (быстрая утом­ляемость, бессонница и др.), созданием предпосылок к формированию слабого, нетренированного сердца и связанного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечно – сосудистой системы. Гипокинезия на фоне чрезмерного питания с большим избытком углеводов и жиров в дневном рационе может вести к нарушению обмена веществ, в частности к ожирению.

У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, поэтому у детей развивается плохая осанка, образуются сутулость и сколиоз.

При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организма человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья. Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы. При этом важно, чтобы физические нагрузки были систематическими, разнообразными и не вызывали переутомления. В высший отдел нервной системы поступают сигналы от органов чувств и от скелетных мышц. Кора головного мозга перерабатывает огромный поток информации и осуществляет точную регуляцию деятельности организма. Физические упражнения благотворно влияют на развитие таких функций нервной системы как сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Даже напряжённая умственная деятельность невозможна без движения. Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшают функцию желез внутренней секреции (щитовидной, половых, надпочечников), играющих огромную роль в росте и развитии молодого организма.

Под влиянием физических нагрузок увеличивается частота сердцебиения, мышца сердца сокращается сильнее, повышается выброс сердцем крови в магистральные сосуды. Постоянная тренировка системы кровообращения ведёт к её функциональному совершенствованию. Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде. В результате чего увеличивается жизненная ёмкость лёгких, улучшается подвижность грудной клетки. Кроме того, полное расправление лёгких ликвидирует застойные явления в них, скопление слизи и мокроты, т.е. служит профилактикой возможных заболеваний. Лёгкие при систематических занятиях физическими упражнениями увеличиваются в объёме, дыхание становится более редким и глубоким, что имеет большое значение для вентиляции лёгких. Профилактика гиподинамии заключается в четком вьполне­нии санитарно-гигиенических рекомендаций по режиму дня.

Вредна и чрезмерная двигательная активность, обозначаемая термином «гиперкинезия». Одной из ее основных причин является ранняя спортивная специализация детей. Для гиперкинезии характерен специфический комплекс функциональных нарушений и изменений состояния здоровья, обусловленный истощением симпатико-адреналовой системы и снижением общего неспецифического иммунитета организма.

Гигиенически оптимальной величиной физических нагрузок считается такая нагрузка, которая еще не оказывает существенного отрицательного влияния на функциональное состояние организма человека.

Основополагающий принцип гигиенического нормирования физических нагрузок школьников при занятиях физической куль­турой - соответствие мощности и объема выполняемых физичес­ких нагрузок возрастным и половым функциональным возможностям растущего организма. В частности, необходимо учитывать характер возрастного развития ведущих адаптивных систем орга­низма и отдельных физических качеств. Так, например, уровень развития основных физических качеств у маль­чиков от 8 до 17 лет постоянно повышается, а у девочек происхо­дит неравномерно, бывают периоды задержки темпа развития и даже их снижение.

Гигиеническая норма двигательной активности школьников - это научно обоснованные, количественные ее параметры, которые соот­ветствуют биологической потребности растущего организма в дви­жениях и, реализуясь в повседневной жизни, способствуют гармони­ческому физическому развитию, сохранению и укреплению здоровья школьников.

У каждого школьника индивидуальная потребность в суточ­ной двигательной активности различна. Она зависит от возраста, пола, состояния здоровья, индивидуально-типологических особенно­стей высшей нервной деятельности, местных климатических ус­ловий, организации учебно-воспитательного процесса, режима дня и многих других факторов. Меру двигательной активности, учитывающую все перечисленные индивидуальные особенности и оказывающую благоприятное влияние как на клеточном, тка­невом и органном уровне, так и на уровне целостного организ­ма, следует называть гигиенической нормой. При гигиенически оптимальной величине двигательной активности достигается гар­моническое взаимодействие в системе «организм — окружающая среда».

Биологическими критериями оптимальной двигательной актив­ности считаются экономичность и надежность функционирования всех систем организма, его способность адекватно реагировать на постоянно меняющиеся социальные, биологические и гигиениче­ские условия окружающей среды. Нарушения гомеостатического равновесия организма, избыточное напряжение механизмов са­морегуляции его ведущих адаптивных систем, проявляющиеся в неадекватных приспособительных реакциях, указывают на не­соответствие двигательной активности величине ее гигиеничес­кой нормы.

Гигиеническая норма суточной двигательной активности по каждому показателю представляет собой определенный предел — от минимально необходимой величины (нижняя граница) до мак­симально допустимой (верхняя граница). За пределами данных величин двигательная активность оценивается или как гипокине­зия или гиперкинезия. Располагая количественной характеристикой суточной двига­тельной активности школьника, можно предсказать ее возмож­ное и наиболее вероятное влияние на его организм.

Гигиеническое нормирование физических нагрузок для лиц зрелого и пожилого возраста. К людям среднего возраста относятся лица 40-60 лет, пожилого – старше 60 лет. Характерной особенностью людей этих возрастных категорий является постепенный процесс старения: развитие патологических изменений в различных органах и системах организма. Разберите эти изменения.

В борьбе за здоровье и долголетие важную роль играют физическая культура и спорт. Систематические физические упражнения повышают устойчивость организма к вредным влияниям внешней среды, его работоспособность, обмен веществ и др. Физиологическая сущность их прежде всего состоит в том, что они компенсируют недостаток двигательной деятельности в пожилом возрасте. При назначении тех или других видов физической нагрузки необходимо учитывать возраст, пол, состояние здоровья, функциональное состояние на момент занятий. Перед тем, как начать заниматься, необходимо пройти медицинский контроль с обязательным снятием электрокардиограммы, проведением тестов с нагрузкой и только после медицинского осмотра врач распределяет обследованных по медицинским группам. Таких групп три.

Характер воздействия на организм физических упражнений (нагрузок) определяется их интенсивностью, подбором и сочетанием упражнений, их повторяемостью, исходным положением, состоянием здоровья, функциональным состоянием, т.е. тренированностью и другими факторами. Занятия проводятся не менее трех раз в неделю с соблюдением правил гигиены.

Длительность занятий на начальном этапе составляет 45-60 минут, через 2-4 месяца ее увеличивают до 75 минут, а через 6-8 месяцев – до 1,5 часа.

На начальном этапе не рекомендуются прыжки, подскоки, упражнения с отягощением, задержкой дыхания, резкими движениями, упражнения с длительным наклоном головы. Повторяемость упражнений должна быть минимальной. Следует сочетать выполнение упражнений с дыхательными упражнениями и ходьбой, обращать внимание на ритмичность выполнения упражнений, на их согласованность с дыханием. Позже, при заметном улучшении функционального состояния и адаптации занимающихся к физическим нагрузкам включают упражнения на координацию, наклоны туловища, бег в сочетании с ходьбой, упражнениями с мячами, небольшими гантелями. Акцент делается на продолжительности занятий за счет отдыха, включения ходьбы и дыхательных упражнений, а также циклических видов спорта. Однако исключаются упражнения на скорость и силу.

Занятия строятся как урок и состоят из трех частей – подготовительной, основной и заключительной. Продолжительность той или иной части урока варьирует в зависимости от состояния здоровья занимающихся. Разберите цели и задачи каждой части занятия.

Во время занятий с лицами среднего и пожилого возраста необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к местам занятий, одежде и обуви, соблюдать личную гигиену, режим питания, питьевой режим. Чем старше занимающийся, тем больше времени надо уделять ходьбе.

Контроль за состоянием здоровья занимающихся осуществляет тренер по частоте пульса (табл.) и визуальным показателям – цвет кожи, потливость, настроение, самочувствие, координация движений и др.

 

Предельная частота ударов пульса во время занятий физическими упражнениями

 

Возраст, лет Частота уд/мин
До 30 лет  
30 - 39  
40 - 49  
50 - 59  

 

Следует обращать внимание на боли в области сердца и их характер, на головные боли, головокружение, на возникновение болей в правом подреберье, особенно при беге.

 

 

ГИГИЕНА СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЙ

Одним из условий эффективного и безопасного выполнения любой работы и, в частности, в спорте являются определенное и достаточное материально-техническое обеспечение, создание оптимальных условий для занятий физической культурой и спортом. Это достигается с помощью специальных спортивных соору­жений.

Спортивные сооружения должны соответствовать установленным санитарно-гигиеническим требованиям и нормам. К гигиеническим требованиям спортивных сооружений предъявляются особо высокие требования, так как от их санитарного состояния зависит оздоровительный эффект занятий физическими упражнениями и спортом. Поэтому работники СЭС осуществляют предупредительный санитарный надзор за проектированием, строительством и реконструкцией спортивных сооружений. После сдачи спортивного сооружения в эксплуатацию работники санитарно-эпидемиологической станции и врачебно-физкультурных диспансеров, а также специалисты по физической культуре и спорту должны систематически проводить текущий санитарный надзор этих помещений. Замечания и предложения представителей органов санитарного надзора записываются в санитарный журнал, который должен иметься на всех спортивных сооружениях. Кроме того, на каждом спортивном объекте необходимо иметь правила внутреннего распорядка, согласованные с санитарно-эпидемиологической станцией. Ответственность за несоблюдение санитарно-гигиенических норм, правил содержания и эксплуатации спортивных сооружений несёт администрация данного сооружения. При нарушении санитарно-гигиенических норм и правил администрация привлекается к ответственности.

Спортивное сооружение — это специализированное сооружение крытого или открытого типа, которое предназначено для проведения занятий массовой оздоровительной фи­зической культурой, учебно-тренировочной работы и спортивных соревнований.

Спортивные сооружения подразделяются на основные, вспо­могательные и сооружения для зрителей.

Основные сооружения предназначены непосредственно для занятий физической культурой и спортом, вспомогательные — для обслуживания занима­ющихся и участников соревнований (гардеробы, душевые, массажные, бани, судейские комнаты, помещения для размеще­ния административных, хозяйственных, инженерно-технических служб). К сооружениям для зрителей относятся трибуны, павильоны, фойе, буфеты, санузлы.

Спортивные помещения (залы, манежи, плавательные бассейны) могут размещаться в специальных или входить в состав общественных зданий (учебных заведений, клубов и др.). Служебные помещения в спортивном сооружении должны быть взаимосвязаны таким образом, чтобы обеспечивалось движение занимающихся в следующей последовательности: вестибюль с гардеробной для верхней одежды - раздевалки мужские и женские (с душевыми и туалетами) - спортивный зал. Подробное размещение исключает встречные потоки движения одетых и раздетых спортсменов.
В зависимости от функционального назначения выделяют от­дельные (для одного вида спорта) и комплексные сооружения (несколько сооружений, объединенных территориально). В зависимости от масштаба спортивные сооружения в городе бывают районные, общегородские, республиканские и центральные. Кроме общих территори­альных существуют спортивные сооружения при школах, учеб­ных заведениях, оздоровительных лагерях, санаториях и домах от­дыха, есть и ведомственные спортивные сооружения.
Гигиенические требования к крытым спортивным сооружениям. Спортивные помещения (залы, манежи, плавательные бассейны) могут размещаться в специальных зданиях или входить в состав общественных зданий (учебных заведений, клубов и др.). Важное гигиеническое значение имеет внутренняя отделка помещений. Стены должны быть ровными, без выступов и лепных украшений, устойчивыми к ударам мяча и допускающими уборку влажным способом. Радиаторы центрального отопления должны быть расположены в нишах под окнами и укрыты защитными решётками. Дверные проёмы не должны иметь выступающих наличников. При окраске стен следует учитывать степень отражения света и влияние света на психофизиологические функции: зелёный цвет успокаивает и благоприятно действует на орган зрения; оранжевый и жёлтый бодрят и вызывают ощущение тепла; красный цвет возбуждает; синий и фиолетовый угнетают. При использовании масляной краски не рекомендуется покрывать ею стены и потолок полностью, так как это препятствует естественной вентиляции помещения. Пол должен быть ровным, без выбоин и выступов, нескользким, эластичным, легко моющимся.

Особое гигиеническое значение имеет создание в залах оптимальных микроклиматических условий: температура воздуха должна поддерживаться на уровне 15 градусов, относительная влажность - 35-60%, скорость движения воздуха - 0,5 м/с. В залах для борьбы и настольного тенниса скорость движения воздуха не должна превышать 0,25 м/с, а в душевых, раздевалках и массажных - 0,15 м/с. Для обеспечения необходимого воздухообмена предусматривается устройство центральной приточно-вытяжной вентиляции с расчётом на подачу наружного воздуха не менее 80 кубических метров в час на одного занимающегося и 20 кубометров в час на одного зрителя. Если нет такой возможности, устраивается децентрализованная искусственная вентиляция с максимальным проветриванием помещений через фрамуги и форточки.

Спортивные залы должны иметь по возможности прямое естественное освещение; искусственное освещение в залах осуществляется светильниками рассеянного или отражённого света. Освещение должно быть равномерным и обеспечивать необходимый уровень горизонтальной и вертикальной освещённости в соответствии с установленными нормами.

Медицинский пункт размещают в непосредственной близости от спортивного зала. На видных местах должны находиться указательные стрелки, показывающие месторасположения медицинского пункта.

Оборудование и инвентарь спортивных залов должны быть исправны и соответствовать определённым стандартам по форме, весу и качеству материалов. К ним также предъявляется ряд гигиенических требований, направленных на предупреждение спортивных травм, устранение загрязнения воздуха пылью, соответствие снарядов возрасту занимающихся. Всё это создаёт условия для нормального учебно-тренировочного процесса. В спортивных залах необходимо ежедневно проводить влажную уборку, а один раз в неделю - генеральную уборку с мытьём полов, стен и чисткой оборудования

Особый санитарно-гигиенический режим устанавливается для искусственных крытых плавательных бассейнов. Температура воздуха в них может колебаться от 24 до 27 градусов, воды - от 26 до 29 градусов (воздух всегда должен быть на 2-3 градуса выше температуры воды). Вода должна удовлетворять требованиям, предъявляемым к питьевой. С этой целью каждые 2 часа берутся пробы воды, которые исследуются в лаборатории. Для предупреждения возможного загрязнения воды в бассейн допускаются только лица, прошедшие предварительный медицинский осмотр.

В крытых спортивных сооружениях категорически запрещается курить, а также заниматься не в спортивной форме.

Гигиенические требования к открытым спортивным сооружениям. Эти сооружения, располагаемые на открытом воздухе, могут быть отдельными или комплексными. Открытые плоскостные спортивные сооружения должны иметь специальное покрытие с ровной и нескользящей поверхностью, не пылящейся в сухое время года и не содержащей механических включений, которые могут привести к травме. Травяное покрытие (зелёный газон), кроме того, должно быть низким, густым, морозостойким, устойчивым к вытаптыванию и частой стрижке, а также к засушливой и дождливой погоде. Покрытие должно иметь уклоны для отвода поверхностных вод. На территории открытых спортивных сооружений необходимо соорудить фонтанчики с питьевой водой (радиус обслуживания не более 75 м). Туалеты должны располагаться на расстоянии не более 150 м от открытых спортивных сооружений. При проектировании системы искусственного освещения на площадках для спортивных игр необходимо обеспечить оптимальную освещённость не только поверхности самой площадки (горизонтальная освещённость), но и пространства в пределах полёта мяча (вертикальная освещённость). Освещение должно быть равномерным.

Состав отдельных спортивных сооружений и их комплексов, а также количество в них мест для зрителей устанавливаются в за­висимости от численности населения, проживающего в конкретном населенном пункте, значения спортивного сооружения в физкультурно-спортивном обслуживании населения.

Спортивные сооружения должны отвечать определенным ги­гиеническим требованиям, которые обеспечивают лицам, занимающимся физической культурой и спортом, оптимальные усло­вия для организма, способствуют повышению работоспособности, улучшению здоровья и физического развития. Эти требования регламентируются соответствующими строительными и санитарными нормами и правилами Министерства здравоохранения, отраслевыми нормативно-методическими документа­ми.

Гигиенические требования ко всем спортивным сооружениям независимо от их типа включают следующие требования:

- к месту расположения спортивных сооружений в черте населен­ного пункта

- к ориентации спортивных сооружений;

- транспортной доступности;

- к планировке;

- к состоянию окружающей среды (воздуха, воды, почвы);

- к устройству основных и вспомогательных помещений для занятий отдельными видами спорта, их санитарному режиму;

- характеру озеленения и площади зеленых насаждений;

- уровню интенсивности шума;

- микроклимату спортивных сооружений (относительная темпе­ратура и влажность, скорость движения воздуха), освещению, вентиляции, отоплению.

Основные гигиенические требования к расположению, ориентации и планировке спортивных сооружений. Спортивные сооружения должны располагаться в пригородной зоне или на территории города вблизи садов, парков, зеленых насаждений. Строятся они с учетом розы ветров с наветренной стороны от промышленных и жилищно-бытовых объек­тов, загрязняющих воздух (например, промышленных предприятий, круп­ных автомагистралей, свалок). Для защиты от ветра и пыли рекомендуется спортсооружения окружать санитарно-защитной зоной (ширина зеленых насаждений не менее 10 м, а отдельных спортивных площадок – не менее 3 м).

Особое внимание при строительстве спортивных сооружений уделяется выбору участка застройки, оценке характера почвы на нем. Загрязнение почвы не должно достигать степени, при кото­рой теряется ее способность к самоочищению и минерализации содержащихся в ней органических веществ.

Уровень грунтовых вод на предполагаемом участке строительства спортивных со­оружений должен быть ниже 0,7 м поверхности открытых спортив­ных сооружений или их самой низкой части, например ванны бассейна.

При проектировании спортивных сооружений учитываются климатические условия региона будущего строительства. В южных районах тренировочные залы и подсобные помещения спортивных сооружений лучше располагать в отдельных павильонах. Это позволяет обеспечить лучшее сквозное проветривание спортив­ных сооружений, избежать перегревания воздуха в них.

В северных районах спортивные сооружения лучше располагать длинной осью по господствующему направлению ветра. Однако окна нежелательно располагать с наветренной стороны, так как это может привести к значительному снижению температуры воз­духа в спортивных сооружениях при сильном ветре. С наветренной стороны лучше отводить помещения, предназначенные для их технического обслуживания.

Основные гигиенические требования к строительным материалам. К строительным материалам, применяемым при строительстве спортивных сооружений, предъявляются следующие основные гигиенические требования:

- низкая теплопроводность;

- низкая звукопроводность;

- малая гигроскопичность;

- достаточная воздухопроницаемость.

Исходя из этих требований, и выбираются основные строи­тельные материалы для возведения стен и перекрытий спортив­ных сооружений, различные отделочные и облицовочные мате­риалы.

При строительстве спортивных сооружений наиболее широко используются железобетон и кирпич, для отделки и облицовки помещений - полимерные материалы. Их выбор обусловлен тем, что они обладают хорошими звуко- и термоизоляционными свой­ствами, удобны для уборки.

Важное гигиеническое значение имеет внутренняя отделка помещений. Стены должны быть ровными, без выступов и лепных украшений, устойчивыми к ударам мяча и допускающими уборку влажным способом. Радиаторы центрального отопления должны быть расположены в нишах под окнами и укрыты защитными решётками. Дверные проёмы не должны иметь выступающих наличников.
При окраске стен следует учитывать степень отражения света и влияние света на психофизиологические функции: зелёный цвет успокаивает и благоприятно действует на орган зрения; оранжевый и жёлтый бодрят и вызывают ощущение тепла; красный цвет возбуждает; синий и фиолетовый угнетают. При использовании масляной краски не рекомендуется покрывать ею стены и потолок полностью, так как это препятствует естественной вентиляции помещения. Стены спортивных залов окрашиваются красками и лаками на высоту не менее 1,8 м. Это значительно облегчает влажную уборку. Для окраски стен спортивных сооружений применяют краски пре­имущественно светлых тонов с матовой поверхностью, не даю­щие бликов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 4194; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.