Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции психологического консультирования




Советы Подбадривание Коммуникации Освобождение от эмоционального напряжения Прояснение мыслей Переориентация Советы по поводу возможных действий Вселение мужества и уверенности, необходимых для того, чтобы противостоять проблемам Предоставление информации и понимание Оказание помощи, направленной на освобождение чело­века от напряжения   Поощрение последовательного, рационального образа мыслей Поддержка внутренних изменений целей и ценностей

 

За исключением переориентации, все функции психологического консультирования могут успешно осуществляться менеджерами. С другой стороны, при появлении штат­ных консультантов менеджеры не должны перекладывать на них все обязанности по консультированию.

Менеджеры – основные консультанты работников, поскольку именно они ежед­невно взаимодействуют с сотрудниками. Если менеджер закрывает глаза на эмоцио­нальные проблемы работников и отказывается обсуждать их, это равносильно заяв­лению: «Ты меня не интересуешь, меня интересует только твоя работа». В случае если подчиненный находится в состоянии эмоционального потрясения, руководи­тель не имеет права сказать: «Это не моя работа. Идите к консультанту». Менеджеры всех уровней организации должны обучаться методам оказания эффектив­ной помощи работникам. Практически каждая управленческая проблема имеет как фактическую, так и эмо­циональную сторону, но менеджер должен четко разделять их. Во многих случаях проблема устраняется чисто рациональным ответом.

В зависимости от уровня руководящих указаний консультанта может применяться три типа психологического консультирования: недирективное консультирование, директивное консультирование и консультирование-сотрудничество. Анализ этих типов психологического консультирования призван показать, каким образом консультанты могут изменить свою позицию в ходе консультаций.

Директивное консультирование – предполагает ознакомление с проблемами работника, принятие совместного решения о предстоящих действиях, побуждение и мотивация сотрудника к поступкам. Основная функция директивного консультирования – предоставление советов, в меньшей степени – подбадривание, обеспечение коммуникаций, эмоциональной разрядки и в минимальной – прояснение мышления.

Не директивное, или ориенти­рованное на клиента, консультирование, т. е. процесс квалифицированного озна­комления с проблемами сотрудника, поощрение его к анализу их причин и принятию адекватных решений. Данный тип психологического консультирования предполагает акцент на сотрудника, когда консультант добровольно отказывается от исполнения ролей советчика и судьи. Однако злоупотребление данным стилем может привести к тому, что менеджер будет уделять недостаточное внимание своим обязанностям по нормальному директивному руководству.

Консультирование-сотрудничество (или коллегиальное консультирование) предполагает зрелые отношения между сторонами процесса, осу­ществляющими обмен идеями с целью помощи в разрешении проблем консультируе­мого. В данном случае консультант и консультируемый совместно применяют свои знания, точки зрения и системы ценностей, интегрируют их для решения возникших проблем. Таким образом, имеет место компромисс, когда используемый метод соче­тает преимущества как директивного, так и недирективного консультирования.

Консультирование-сотрудничество начинается с ознакомления с проблемами со­трудника, но по мере развития беседы консультанты играют более активную роль, предлагают свои знания и догадки, обсуждают ситуацию с позиций большей информи­рованности о деятельности организации, излагают работникам альтернативные точки зрения. Вообще говоря, консультирование-сотрудничество предполагает реализацию таких функций консультирования, как подбадривание, коммуникации, освобожде­ние от эмоционального напряжения и прояснение мышления.

Решение менеджера о применении конкретного метода консультирования основыва­ется на анализе ситуационных факторов. Критическими в данном случае являются знания менеджера и его потенциальные способности применять различные методы.

 


[1] Под сопротивлением изменениям понимаются любые поступки работников, направленные на противодействие осуществлению перемен в организации, их дискредитацию.

 

[2] При рассмотрении вопросов управления стрессами использованы материалы следующих публикаций: Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 1982., Гибсон Дж.Л., Иванцевич Д.М., Доннелли Д.Х. -мл. Организации: поведение, структура, процессы: Пер. c англ. – 8-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2000.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.