Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Его организационные формы




Сущность инновационного предпринимательства,

 

Начнём с того, что в экономической литературе встречаются различные трактовки понятий «нововведение», «новшество» и «инновация». Иногда эти понятия используются как синонимы, хотя определенные различия между ними существуют. Что касается инновационного предпринимательства, то в российском законодательстве его сущность не определена.

В самом общем плане инновации это обновление основного капитала или производимой продукции на основе внедрения достижений науки, техники и технологии.

Впервые понятие «инновация» было применено Й. Шумпетером в работах «Теория экономического развития» (1912 г.) и «Капитализм, социализм и демократия» (1942 г.).

Дефиниция «инновации» не совпадает по своему значению с понятием «открытие» или «изобретение», которые рассматривались как единственная движущая сила технического прогресса в промышленности и экономике. Здесь есть отличия:

1. Изобретение или открытие делается, как правило, на фундаментальном уровне (паровая машина, электричество и т.д.), а инновация – на уровне технологического, то есть прикладного порядка (транзисторы, пластмассы и т.д.).

2. Открытие по своей сущности является «бескорыстным» актом, на него не выдаются патенты, а инновация имеет целью повышение производительности в результате применения этого нововведения в процессе производства или управления.

3. Открытие может произойти случайно, а инновация является планируемым результатом (систематические технические разработки, научно-исследовательские программы и т.д.).

Понятие «инновация» приобретает более широкий смысл по мере развития современной экономики.

Хотя это понятие всё ещё более распространяется в основном в области технологии производства, оно всё более распространяется на организационные методы и методы, связанные с использование различных элементов, которые содействуют функционированию предприятия. Таким образом, теперь можно говорить об инновациях в области управления кадрами, в области использования функциональных структур, образовании и т.д. С учётом этого строится классификация инноваций.

В экономической литературе можно встретить различные виды инноваций. В. Г. Медынский и Л. Г. Шаршукова [31] делают это следующим образом:

1. По уровню новизны (радикальности):

- Базисные. В результате внедряются крупные изобретения, становящиеся основой формирования новых поколений и направлений развития техники и технологии.

- Улучшающие. Они реализуют, как правило, мелкие и средние изобретения и преобладают на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла.

- Псевдоинновации (частные), направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии.

2. По характеру применения:

- Продуктивные. Включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих, то есть ориентированные на производство и использование новых продуктов.

- Технологические, нацеленные на создание и применение новой технологии.

- Социальные. Они ориентированы на построение и функционирование новых структур.

- Комплексные, представляющие единство нескольких видов изменений.

- Рыночные. Позволяют реализовать потребности в продуктах, услугах на новых рынках.

3. По стимулу появления (источнику):

- инновации, вызванные развитием науки и техники;

- инновации, вызванные потребностями производства;

- инновации, вызванные потребностями рынка.

4. По роли в воспроизводственном процессе:

- потребительские;

- инвестиционные.

5. По масштабу:

- простые;

- сложные (синтетические).

Как видим, инновационные процессы весьма многообразны, поэтому формы их организации, масштабы и способы воздействия на рыночную среду также отличаются разнообразием.

Инновации обеспечивает смену поколений техники и технологии производства более производительными, экологически чистыми и ресурсосберегающими технологиями. Экономические результаты инноваций выражаются в экономии материальных ресурсов, сокращении трудовых затрат, снижении вредных выбросов в окружающую среду, в улучшении социально-бытовых условий работников.

Побудительный мотив инновационных процессов – рыночная конкуренция. Субъекты рынка, используя устаревшие технологии, становятся убыточными, в результате чего идут на сокращение издержек производства на основе инноваций. Фирмы, первыми начавшие освоение эффективных инноваций, имеют возможность снижать издержки производства и соответственно стоимость реализуемых товаров. Этим они укрепляют свои позиции в борьбе с конкурентами, предлагающими аналогичные, но устаревшие товары.

На инновационные процессы влияют многие факторы. В сгруппированном виде они представлены в таблице 5.

Термины «инновация» и «инновационный процесс» близки, но неоднозначны. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций и состоит из трёх основных стадий:

I. Исследование (первое производственное освоение).

II. Полное освоение (развёртывание выпуска в масштабах, достаточных для удовлетворения конкретных потребителей).

III. Расширенное производство (использование в национальных масштабах).

Если расчленить инновационный процесс, то получится следующая логическая цепь событий (см. рисунок 9).

Выход на рынок — это конечная стадия инновационного цикла. Здесь не отражена специфика кругооборота инвестиций, хотя они тесно взаимосвязаны. Именно поэтому в литературных источниках можно встретить понятие, имеющее право на жизнь, «инновационно-инвестиционный цикл».

 

Таблица 5 – Группировка факторов, влияющих на инновационные процессы

 

Факторы Влияние факторов
Препятствование Содействие
Экономические, технологические Дефицит инвестиционных ресурсов для финансирования проектов. Слабость материальной и научно-технической базы. Устаревшая технология. Отсутствие резервных мощностей Наличие: резерва финансовых ресурсов материально-технических средств; прогрессивных технологий; необходимой хозяйственной и научно-технической инфраструктуры; материальное поощрение за инновационную деятельность
Политико-правовые Ограничения в части налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства Законодательные меры, поощряющие инновационную деятельность (преференции и пр.). Государственная поддержка инновационной деятельности.
Организационно- управленческие Устоявшиеся организационные связи и структуры. Чрезмерная централизация. Авторитарный стиль управления. Преобладание вертикальных потоков информации. Ведомственная замкнутость. Сложность межотраслевых и межорганизационных взаимодействий. Жёсткость механизма планирования Гибкость организационных структур. Научный, демократичный стиль управления. Самоменеджмент. Допущение корректировок. Децентрализация, автономия, формирование целевых проблемных групп    
Продолжение таблицы 5
Социально- психологические, культурные Сопротивление переменам, которые могут вызвать такие последствия, как: – изменение статуса; – необходимость поиска новой работы; – перестройку устоявшихся форм и способов производственной деятельности; – разрушение стереотипов поведения и сложившихся традиций; – боязнь неопределённости; – опасение наказаний за неуспех; – резкое неприятие инновационных идей, поступающих в организацию извне Моральное поощрение. Общественное признание. Освобождение творческого труда. Нормальный психологический климат в трудовом коллективе

 

Поскольку предметом инновационной деятельности является интеллектуальная собственность, то это обуславливает специфику поведения субъектов инновационного рынка и форм их организации.

Ведущими субъектами инновационной деятельности являются юридические лица: научно-исследовательские, опытно-конструкторские организации, высшие учебные заведения, а также предприятия и организации, имеющие в своем составе научные и иные инновационные подразделения. К субъектам инновационной деятельности относятся и физические лица: изобретатели, конструкторы, технологи и т.д.

 


Рисунок 9 – Стадии инновационного процесса

В результате инновационной процесса рождаются новые идеи, продукты, технологические процессы. Создатели новшеств приобретают на них авторские права, что предполагает появление интеллектуальной собственности.

В России законодательная охрана интеллектуальной собственности гарантирована Конституцией Российской Федерации (ст. 44). Действует также пакет законов в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности: (Закон «Об авторском праве и смежных правах» № 53-53 от 09.07.93 г.; Патентный закон РФ № 3518 от 23.09.92 г.; Закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров" № 3520 от 23.09.92 г.) Охранными документами на изобретения являются патенты, авторские свидетельства.

Патент удостоверяет авторство, приоритет и исключительное право на использование изобретения в течение срока действия патента.

Инновационная продукция должна обладать индивидуализацией. В Гражданском кодексе Российской Федерации (ст. 138) установлено такое средство индивидуализации продукции, как товарный знак. Это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других лиц. Товарным знаком может быть оригинальное графическое изображение, сочетание цифр, букв и т.п.

Товарные знаки играют важную роль как для производителей и продавцов, так и для покупателей новшеств. Они указывают, кто несёт ответственность за определённый товар.

Результатом инновационной деятельности являются и «ноу-хау», которые представляют собой полностью или частично конфиденциальные знания, опыт, навыки, включающие сведения технического, экономического, административного, финансового и иного характера. Использование «ноу-хау» обеспечивает определённые преимущества и коммерческую выгоду лицу, их получившему.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.