Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды речевого высказывания и их структура




В языкознании принято различать два основных вида сообщений (коммуникаций): коммуникации события и коммуникации отношений. Оба эти вида сообщений пользуются одними и теми же внешними грамматическими средствами, но глубоко отличаются друг от друга.

Под коммуникацией события понимается сообщение о каком-нибудь внешнем факте, выраженном в предложении. Простое сочетание субъекта с предикатом (дом горит, мальчик кушает), как и сложные сочетания, в которых выражено наглядное отношение субъекта к объекту (мальчик погладил собаку, человек рубит дрова), являются типичными примерами коммуникации событий.

Характерной особенностью этого вида сообщений является тот факт, что обозначенное системой слов можно с успехом выразить и в наглядной картине, т.е. наглядно-образное содержание в этом виде сообщений преобладет над вербально-логическим. Существенную роль в этом виде сообщения играют наглядные внеязыковые средства в виде знания ситуации, указательные или описательные жесты, дополнительные интонации и т.п.

Совершенно иной характер носит коммуникация отношения. Существуют высказывания, которые не обозначают никакого события, но формулируют известные отношения (Сократ - человек, собака - живолтное, брат товарища, собака хозяина). Значение этих конструкций нельзя передать в наглядной картине. Они выражают не те реальные события, в которые вступают предметы, а логическое отношение между вещами, и используются как способы оформления не столько наглядно-образного, сколько более сложного вербально-логического мышления. Естественно, что наглядная ситуация, указательный или описательный жест, мимика и интонация не могут оказать помощь в раскрытии значения этих конструкций, и вся полнота выражаемях ими отношений должна быть выражена только грамматической структурой тех слов, которые ее составляют.

В некоторых случаях подлинное значение коммуникации отношения может вступать в конфликт с их непосредственным наглядным восприятием. Примером являются конструкции с одним из вариантов родительного падежа: выражение брат отца, внешне создающее впечатление, что речь идет о двух лицах, вовсе не означает брата и отца, но означает третье лицо - дядю, упоминание отца носит здесь не значение существительного, а значение атрибута, прилагательного, поэтому его можно заменить выражением отцовский брат.

Аналогичные особенности отличают и сложные грамматические конструкции, где порядок слов не совпадает с порядком событий, обозначаемых во фразе - я позавтракал после того, как прочитал газету, где для понимания значения данного предложения необходимо мысленно “перевернуть” последовательность слов. Подлинное значение грамматической конструкции, выраженное специальными средствами грамматиченского подчинения одного слова другому, вступает здесь в конфликт с непосредственной предметной отнесенностью каждого слова и требует сложных умственных операций, тормозящих непосредственные впечатления и полностью переводящих процесс из наглядного плана в план отвлеченных вербально-логических операций.

Подобные сложные грамматические конструкции, в которых обозначение логического отношения полностью переносится в средства языка, составляют значительную часть тех вербально-логических матриц, которые служат основой для сложных форм мышления.

 

Для анализа структуры речевого высказывания необходимо рассмотреть процесс формулирования речевого высказывания, т.е. процесс, идущий от мысли к речи.

Человек хочет обратиться к другому человеку или изложить свою мысль в развернутой речевой форме, Он должен прежде всего иметь соответствующий мотив высказывания. Мотивом может служить желание сформулировать потребность, высказать просьбу, требование, которые собеседник должен исполнить. В этом случае высказывание будет носить действенный, прагматический характер. Мотивом высказывания может быть передача информации, вступление в контакт с другим человеком, а иногда уяснение какого-либо положения для самого себя. В этом случае высказывание имеет познавательный, информативный характер. Наконец, в некоторых случаях мотивом высказывания может служить выражение какого-либо эмоционального состояния, разрядка внутреннего напряжения. В этом случае речь будет носить характер междометий, восклицаний и все “высказывание” (которое лишь условно может быть названо этим термином) будет носить характер, мало отличающийся от других (мимических) форм эмоционального выражения.

Мотив высказывания является лишь отправным моментом, движущей силой всего процесса. Следующим моментом является возникновение мысли или замысла - общей схемы того содержания, которое в дальнейшем должно быть воплощено в высказывании.

Далее осуществляется перекодирование замысла в развернутую речь, создание порождающей схемы развернутого речевого высказывания. Механизмом этого процесса является внутренняя речь, которая представляет собой переходный этап между замыслом и развернутой внешней речью.

Генерирующая роль внутренней речи, приводящая к оживлению ранее усвоенных грамматическх структур развернутой речи приводит к появлению развернутого речевого высказывания, в котором речь начинает опираться на все логико-грамматические и синтаксические схемы языка.

 

В разных видах речевых высказываний соотношение описанных элементов различно.

Речевое высказывание может выступать в двух основных видах: в виде устной и письменной речи. Отличие их состоит в том, что каждая из них использует разные средства выражения речи, имеет разное психологическое строение и свои разновидности.

1. Наиболее простой структурой отличается устная аффективная речь, которая только условно может быть названа речью (ах, ох, черт возьми и т.п.). Здесь нет четкого мотива, его место занимает аффективное напряжение, получающее свой разряд в восклицании, нет и этапа замысла, эта речь не нуждается в предварительной подготовке или перекодировании во внутренней речи. Внешняя сторона очень проста и ограничена либо междометиями, либо привычными речевыми штампами. Характерно, что наиболее элементарные формы экспрессивной речи сохраняются в тех случаях, когда в результате поражения мозга сложные формы речевого высказывания оказываются нарушенными.

2. Устная диалогическая речь имеет своеобразную психологическую стуктуру. Эта речь всегда имеет свой мотив, однако это может быть мотив говорящего (например, задающего вопрос), или собеседника (на вопрос которого человек отвечает). То же относится к звену замысла или мысли. В начале беседы она зарождается у лица, которое что-то просит у собеседника или что-то передает ему. Очень скоро она перестает быть образованием, рождающимся в “одной голове” - беседа становится схемой, возникающей в ее общем контексте, так что трудно сказать, кому принадлежит общая мысль, являющаяся содержанием беседы. Одна из особенностей диалога заключается в том, что собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в том, чтобы каждый раз развертывать мысль, доводя речевое высказывание до его наиболее полной формы. Кроме того, диалог сопровождается богатыми вне-речевыми факторами сообщения - жестами, мимикой, интонациями. Можно сказать, что в устной диалогической речи значительная часть передаваемого сообщения не выступает в развернутой грамматической структуре высказывания, но “подразумевается”, передает в основном тот смысл, который часто остается непонятным без контекста.

Язык можно рассматривать как способ передачи в память слушающего сведений о структуре памяти говорящего” (Линдсей П, Норман Д.).

3. Устная монологическая речь - наиболее сложный вид устного высказывания, который может выступать в виде повествования, доклада, собщения.

Эта речь всегда должна иметь как исходный мотив, так и четкий замысел, исходить из основной мысли, которая разворачивается в дальнейшем высказывании.

Особенностью монолога является то, что он, как правило, не обязательно предполагает у собеседника, к которому он обращена, знание ситуации, и поэтому должен содержать в себе достаточно полную речевую формулировку информации, которую передает. Поэтому необходимо проводить подготовку развернутой речи, предварительного процесса перекодирования исходного замысла в речевую схему будущего высказывания.

Монолог располагает и вне-речевыми средствами, что дает возможность сохранить некоторую грамматическую неполноту, позволяет пользоваться неполностью развернутыми грамматическими конструкциями, сокращенность которых компенсируется интонацией и жестами.

Структура монологического высказывания в значительной степени зависит от характера передаваемого сообщения: если субъект передает “коммуникацию события”, участие вне-языковых (синпрактических) компонентов может быть значительно больше, если передается “коммуникация отношений” - основной центр тяжести переносится на систему логико-грамматических средств языка.

В зависимотси от степени опоры на внеязыковые средства различают две формы монолога:

а) “драматизирующая” речь - широко пользуется воспроизведением прямой речи, сопровождается жестами и мимикой, использует богатые оттенки интонации и поэтому может быть недостаточно развернута грамматически;

б) “эпическая” речь - не опирается на внеязыковые средства, а полностью использует логико-грамматические коды языка.

4. Письменная монологическая речь - это речь без собеседника или в отсутствии собеседника.

Письменная монологическая речь должна исходить из определенного мотива и иметь достаточно четкий замысел. В случаях, когда передается уже готовое содержание, общая схема мысли должна быть извлечена из прежнего опыта, хранимого в памяти. В случаях, когда письменная монологическая речь формулирует новую, еще недостаточно отработанную мысль, детали которой еще недостаточно ясны самому субъекту, подготовка высказывания может принять сложные формы. Общий замысел должен быть перекодирован в сложную смысловую программу развернутого высказывания, отдельные звенья этой программы должны быть уточнены и установлена их последовательность. Подготовительная деятельность, которая частично может носить внешний характер (записи, заметки), всегда опирается на механизмы внутренней речи и приобретает особенно сложный характер.

Существенная особенность письменной монологической речи в том, что она лишена возможности опираться на внеязыковые средства (только интонация может частично заменяться использованием пунктуации).

 

До сих пор мы говорили о речевым высказывании как о форме общения с другими людьми, как о средстве передачи информации.

Однако устная и письменная речь имеют и другую важную функцию: она является средством отработки мысли и играет большую роль в уточнении собственной интеллектуальной деятельности субъекта.

Тот факт, что мысль кодируется в слове, чтобы приобрести истинную ясность, Л.С.Выготский выразил в формуле “мысль совершается в слове”. Это указывает на то значение, которое формулировка замысла в речи имеет для уточнения мысли, для того, чтобы ее общая схема стала развернутой программой, включилась в систему связей и отношений, которые выступают в развернутых логико-грамматических кодах языка.

Поэтому кодирование мысли в речевом высказывании имеет значение не только для передачи информации другому человеку, но и для уточнения мысли для самого себя. Поэтому развернутая речь является не только средством общения, но и орудием мышления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 3944; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.