Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как вновь обрести любовь и понимание. 1 страница




Лекция № 14

В рамках нашей последней лекции мы будем говорить о том, каким образом в подростковом возрасте всплывают все непроработанные проблемы и травмы детства, которые были сформированы у наших детей до пятилетнего возраста. Как это выглядит со стороны и что с этим делать?

 

Мы наблюдаем с Вами, что у подростков в этом возрасте просто «сносит крышу». На самом деле, полезно знать, что такое поведение - это закономерный процесс данной стадии.

 

И именно благодаря такому «регрессу» в этом возрасте родители могут при условии доброжелательного и внимательного отношения к своему ребенку в этот момент получить возможность исправить все те ошибки в воспитательном процессе, которые они допустили в детстве.

 

Также мы затронем вопросы возможностей психологической помощи подростку и взрослому человеку в моменты регресса. И рассмотрим с Вами условия, которые способствуют возникновению таких состояний и их предупреждению.

 

Для более ясного понимания содержания каждой последующей лекции - необходимо прочесть все предыдущие в хронологическом порядке, начиная с рождения ребенка - лекция №1 и далее: №2, №3и т.д.

Информация с сайта :www.rasstanovki.eu

 

Мы рассмотрели регресс Супер Эго, смыслом которого являлась ревизия, и рассмотрели регресс Эго. Относительно Эго хочется сказать еще одну вещь. Считается, что в подростковом возрасте формируется характер. Что такое характер? Характер, это «стереотипный набор паттернов поведения, которые человек применяет, как в текущей жизни, так и в стрессовой ситуации». Причем, стрессовая ситуация является принципиально важным моментом. Характер делает человека предсказуемым. Мы знаем, что если одному человеку сказать вот это, то он перевернет стол, а другой скажет: “Ну, да”. Можно всегда предполагать, что будет, ориентируясь на характер человека. Об окончательном формировании характера мы можем говорить только по истечении подросткового возраста. В чем смысл характера? В детстве были какие-то ситуации. Это были травматические ситуации детства. Травматические ситуации детства переживались детским Эго. Детское Эго имело две части.

Итак, была ситуация, и было Эго, которое ее перерабатывало. Это Эго состояло из двух частей. О чем это говорит? Посмотрите: меня родители отдали в детский сад, а мне там было плохо, и эту ситуацию мне надо было пережить. Как мне переживать ситуацию? С помощью Эго. А в детском Эго есть родительская часть - интернализованные идеальные родители. Значит, я должна, с помощью моего Эго, пережить ситуацию, но при этом родители должны остаться идеальными, при всем том, что это они меня и отдали в этот детский сад, где мне так плохо. Поэтому многие травматические ситуации детства переживаются с трудом. Получается, что гораздо легче справиться с внешней травмой, чем с травмой связанной со значимым объектом. Трудно расстаться с идеальными родителями потому, что кто же тогда будет обеспечивать мне всемогущую безопасность? Сам себе я пока, что не смогу обеспечивать такую безопасность пока не подросту. Поэтому, очень часто, большая часть ситуаций в детстве оказываются не пережитыми. Почему? Ее же ведь могли бы помочь пережить родители? Но получается, что в переживании ситуации мне нужна помощь идеальных объектов. То есть, получается, что если они признают свои ошибки, помогут мне справиться с ситуацией, то я ее переживу. А так получается, что это детское Эго, в котором у меня «неприкосновенные идеализированные родители» имеет определенный «блат» - неприкосновенность. Оно относится к родителям предвзято, и поэтому идеальные родители всегда остаются хорошими, они не могут ошибаться. Поэтому многие ситуации в детстве остаются не пережитыми.

 

Что такое не пережитая ситуация? Это ситуация, в которой остался эмоциональный контекст, против которого не выработаны защитные механизмы. Это, как функция архивирования в компьютере. Было большое, стало маленькое. Грубо говоря, ситуация в детстве занимает много места, но если ее переработать и сформировать защитные механизмы, то она будет отнимать очень мало энергии. Наше детство все равно потребляет нашу энергетику. Весь вопрос в том: “Сколько?” Если ситуация не пережита, не переработана, и не ограждена кругом защит, она отнимает много энергии. Жить в таком состоянии не возможно, поэтому, как правило, если ситуация настолько тревожна, то мы переводим ее в «режим бессознательного», вытесняем. В подростковом возрасте, за счет «регресса Эго», мы имеем такой момент, когда все детские травмы «всплывают». Мы говорили, что первый признак регресса Эго, это актуализация, «оживание» всех ранних, давних воспоминаний, самых травматических ситуаций детства. Когда Эго находится в регрессе то защиты не способны удерживать эту ситуацию в бессознательном (происходит взлом защит при регрессе), и она всплывает. Она всплыла с тем же эмоциональным зарядом, с которым она была в детстве. Но теперь эту травму помогает нам переживать наше взрослое сильное Эго, которое, как правило, прошло процесс разделения с идеализированной родительской частью. Он может быть не до конца завершен, этот процесс, но в этом Эго уже блата нет, оно не предвзятое, так как нет родительской части. А значит, это Эго знает, что родители - не идеальные, идет процесс их «очеловечивания».

 

А когда мы понимаем, что наши родители совсем не идеальные, то становится легче жить, так как мы автоматически получаем право на то, чтобы тоже не быть идеальными. А если этого не происходит, то мы всю жизнь тянемся к этому недостижимому идеалу вместо того, чтобы жить в реальной неидеальной жизни и получать от этой неидеальной жизни огромное удовольствие. Так вот, наше взрослое Эго переживает детскую ситуацию по-новому, совсем в другом свете, уже не оставляя идеальными родителей. И оно может сказать, что «мои родители были такими, такими и такими - совсем не идеальными, но я их люблю, они все равно мои родители». И вот это Эго формирует вокруг травмы набор зрелых и адекватных защитных механизмов.

 

Бывает так, что какие-то травмы пережиты в детстве и вокруг них сформирован набор защитных механизмов. А вокруг каких-то детских травм набор защитных механизмов недостаточный, и они всплывают в подростковом возрасте. А есть и такие травмы, вокруг которых вообще нет защит, и они тоже обязательно всплывут. Но с позиции вот этого взрослого Эго их теперь уже можно заново пережить. Не важно, что с нами сделали в детстве, важно, что мы будем с этим делать в дальнейшей жизни, и особенно важен в этом плане подростковый возраст. Есть два варианта обращения с травмой. Один путь, это переживание травмы. Мы что делаем в этом случае? Мы обсуждаем, эмоционально переживаем, таким образом перерабатывая травматичный материал, и после этого постепенно вокруг травмы формируются механизмы защит. И такое обращение с травмой дает нам еще плюс ко всему, «психологическую прививку» от будущих травматизаций. Потому что не так уж много видов травм существует. «Травма отвержения» - это, по сути, травма орального отказа. Первое «отвержение» (точнее, начало формирования у ребенка своих отдельных от матери границ) матерью ребенка происходит, когда разрывается «симбиотическое кольцо», это естественный процесс. То есть получается, что в детстве ребенок проходит в безопасной обстановке все основные травматические ситуации. Вокруг них в норме вырабатываются адекватные защиты, и «если я в будущем попадаю в такую ситуацию, у меня на новую ситуацию срабатывает готовый набор механизмов защит, «полученных» мною в детстве». «И поэтому, я достаточно быстро с такими ситуациями справляюсь. Если же в детстве, в силу каких-то сбоев в развитии, таких паттернов у меня не выработано, то каждый раз моя психика вынуждена входить в период тревоги, с трудом простраивать защиты, чтобы иметь возможность ими воспользоваться».

 

По сути, детство предлагает стереотипный набор защитных механизмов. И в подростковом возрасте, когда они окончательно сформируются, мы назовем их характером. У кого-то характер «избегающий», хлопнул дверью и ушел. У кого-то «взаимодействующий», кто-то тревогу «сублимирует» и т.д. Здесь важно понять, что такое «травмотофелия». Это понятие ввел Зигмунд Фрейд, и означает оно стремление к травме, «любовь к травме». Если в детстве травма не пережита, а вытеснена в бессознательное, то она там продолжает «жить». И сам процесс удержания травматичного материала в бессознательном всегда требует много энергии. Грубо говоря, она мешает жить. Зигмунд Фрейд говорил, что все, что не пережито и вытеснено, должно быть повторено. Зачем? Пример: в детстве была ситуация отвержения, которую я пережить не смогла, вытеснила. И во взрослой жизни, как повторение ранней травмы, я буду выбирать себе отвергающих мужчин, и каждый раз жутко страдать, когда они меня отвергают. Но у меня есть шанс того, что, сумев пережить эту ситуацию с мужчиной, я автоматически переживу и детскую ситуацию отвержения, с помощью обретенных защит. Но тут может возникнуть эффект «снежного кома», когда я сталкиваюсь с такой ситуацией в реальной, актуальной жизни, то у меня появляется не только переживание этой «настоящей ситуации в реальном времени» - переживание отвержения не только этим конкретным мужчиной, а еще плюс ко всему, добавляется переживание прошлых ситуаций с теми четырьмя мужчинами, которые меня отвергли, а, заодно, и плюс - детская ситуация отвержения меня моей мамой. И вот здесь переживания этих ситуаций не просто складываются, а они многократно умножаются.

 

Смотрите, вы познакомились, один раз погуляли, человек вам понравился. А после этого он вам больше не позвонил, а у вас такая грусть-тоска как будто вы с ним прожили три года. Именно так и выглядит умножение травм. И возникает травматофелия. Ребенок, в котором живет страх, намеренно себя сталкивает со страшными ситуациями, из-за угла смотрит фильмы ужасов. Казалось бы, беги, но если он справится, то справится с чем-то еще внутри себя. Дети, пережившие инцест или сексуальные домогательства в детстве, если они с этой травмой не справились, а вытеснили ее, то в дальнейшем они все время попадают в аналогичные ситуации изнасилования или сексуальных домогательств. Почему? А потому что, если я это в текущей жизни переживу, то у меня уйдет то, что меня тревожит из моего прошлого. Дело в том, что вот это «всплывание из режима бессознательного в сознание», и попытка пережить заново прошлый травматичный опыт, будет наблюдаться во всех ситуациях, когда у человека происходит регресс Эго. Смотрите, мы жили, жили, жили и какие-то обиды на мужа у нас были, но мы, вроде как, их пережили. Но стоит нам только попасть в ситуацию эмоционального стресса (умер родитель, например), и у нас тут же прорываются все старые и казалось бы, давно забытые обиды. В период беременности всплывают все обиды, потому что беременность - это то же регресс Эго. Во время болезни, госпитализации, когда мы попадаем в больницу, мы тоже регрессируем, нам так становится себя жалко.

Обратите внимание, в периоды, когда у нас тяжелое эмоциональное состояние (это первый признак того, что у нас регресс Эго), у нас всплывают все старые обиды. Говорят: “Ну, что ты себя накручиваешь”. Да это не «накручивание», это из режима бессознательного начинает выходить наш травматичный опыт.

 

Информация с сайта :www.rasstanovki.eu

 

Таким образом, в подростковом возрасте Эго не просто переструктурируется, а структура Эго оформляется в характер. И вот характер - это и есть готовый набор защитных механизмов. И в дальнейшем, если эти «всплывшие» травмы переживутся в подростковом возрасте, когда мы будем с ними сталкиваться и перерабатывать их, тогда защитные механизму будут позволять нам в будущем не «залипать» на фиксациях тех стадий, которые мы проработали. Это действительно, «как психологическая прививка». Таким образом, гармоничное детство, это не столько безобидное и безтравматичное детство, это скорее детство, в котором эти травмы удалось пережить. Потому что, как говорят китайцы: “Если у вас нет неприятностей, их надо покупать за большие деньги”. И они в чем-то правы, потому что любая ситуация, если мне удалось ее пережить, она выдает мне готовый набор защитных механизмов. Дело в том, что, конечно, никому не нужны неприятности во взрослом возрасте, но в детстве, само развитие предлагает мне пережить (именно в процесс развития) все основные травмы. Оральный возраст, это «травма отвержения», анальный – «утраты контроля и всемогущества», эдипальная ситуация – «травма неуспешности, нелюбимости». И со всеми этими травмами, если у ребенка адекватные родители, ему удается справиться, и выработать набор защитных механизмов для дальнейшей жизни. И тогда, результатом подросткового возраста будет «адаптивный характер». В чем смысл характера? Вообще, все, что мы делаем, смыслом имеет - экономию энергии. Даже если у меня есть набор «патологических защитных механизмов», все равно, это с точки зрения психической энергетики более экономно, чем я буду каждый раз простраивать новые защиты (каждый раз переживать все заново). Почему очень часто бывает, когда мы в анализе все поняли, все проработали, все пережили, а делаем все равно по-старому? Потому что так удобнее. Если кому-то доводилось всю жизнь стирать в ручную, а потом купить стиральную машину, пришлось затратить огромное количество энергии, чтобы к ней адаптироваться. Это мы с вами рассмотрели то, что касается регресса Эго.

 

«Ид» то же регрессирует. Как это выглядит и зачем вам это надо знать? Если будете работать психологом, то обязательно столкнетесь с подростковым возрастом, да и с другими возрастами, когда будет регресс Ид. И тогда нужно будет понять одну важную вещь. Подростковость может протекать (1) - «благоприятно», то есть это когда у подростка идет в норме процесс внутреннего разделения (когда «родительское» отделяется от «своего»). И может этот процесс протекать (2) - «патологично» - путем внешнего разделения. Что такое процесс подросткового возраста? Это процесс, когда Эго, состоящее из двух частей, утрачивает родительскую часть, и по этой причине имеется «Эго-дефицит». За счет этого «Эго дефицита» идет регресс всех трех структур («Ид», «Супер - Эго», и «Эго»). Но дело в том, что если разделение невозможно (когда, либо родители удерживают, либо ребенок не может разделяться), ребенок идет на внешнее разделение. При этом не разделяется Эго, но ребенок устраивает географический, идейный, моральный, любой другой разрыв с родителями: красит волосы в синий цвет, ногти в зеленый, принимает наркотики, еще что-то. Он таким образом разделяется внешне от родителей, и этот внешний разрыв иногда бывает прелюдией к внутреннему. Дело в том, что нам все время предстоит отвечать на вопрос, где норма, а где патология? Пришел ребенок, ему по паспорту 16 лет, он подросток или не подросток? Потому что всегда стоит вопрос показания к терапии. Надо брать в терапию или не надо? И показателем того, что терапия нужна, будет являться отсутствие регресса. Потому что один разделяется внешне, у него какое было Эго, такое и осталось. Другой разделяется внутренне. Первый – врет, хамит, грубит, хлопает дверьми и влюблен в девочку из пятой парадной. Другой, тоже врет, хамит, злится и ему тоже нравится девочка, но из третьей парадной. Картинка одинаковая. Но, во втором случае – выход в норму, потому что Эго начнет дорастать после, того, как родительская часть отпадет, и симптомы начнут автоматически уходить. В первом же случае симптоматика будет только нарастать. Потому что внешнее разделение не работает и нужно все время его накручивать, усиливать, скандалить, а внутреннее разделение стоит на месте (родительская часть так у нас в Эго и осталась). Поэтому, были проблемы с алкоголем, были проблемы с курением, потом будут проблемы с наркотиками, потом будут угоны автомобилей, потом будет вообще отказ от родителей, потому что нужно каким-то образом оторваться от затягивающего внутреннего эмоционального сближения. Так вот, первому нужна терапия, а второму – нет. Как определить? У второго, будет регресс, то есть, кроме остальных симптомов, будут все признаки регресса.

 

При «регрессе Супер Эго», когда оно опять из «деперсонифицированного» стало «персонным», откатилось, очень внимательно нужно собирать анамнез. Потому что, вот что такое есть «персонное Эго»? Почему надо мыть руки? Мама сказала. «Что ты ко мне пристаешь со своими руками? Сама мой руки, если тебе надо!» Это хамство подросткового возраста. Но дело в том, что если всю жизнь он не хотел мыть руки, его в ванную было не затащить, то это не регресс, он никогда не был там. А вот если он совершенно спокойно три года мыл руки, а потом вдруг сказал: "Что ты ко мне пристаешь со своими руками, на себя посмотри”, то это регресс, запрет снова персонифицировался. Это касаемо Супер Эго.

 

Признаки «регресса Эго»: (1) - возврат к языку действий, возврат к языку тела, (2) - наличие состояний, близких к состоянию слияния (слияние с правдой, с красотой, с природой, с абстракцией) и (3)- возврат травматических воспоминаний.

При всех патологических симптомах, тот ребенок, который пошел на «внешнее (патологическое) разделение» говорит: “Мама, ты у меня самая лучшая, самая хорошая. Я все понял, все будет нормально”. И продолжает делать, то, что делал, и все ухудшаться и ухудшаться.

Тот ребенок, который пошел на «внутреннее разделение» (по правильному пути), говорит: “Да ты вообще надо мной издевалась, ты меня в садик, когда водила, ты мне конфеты не покупала” и т.д. В этом случае негатива, явно и открыто направленного на родителей гораздо больше (хотя, упреки могут быть и не явными, если родители агрессию заблокировали с раннего детства), но смысл в том, что здесь уже нет «идеализации родителей». И вот это - нормально!!! И вот это хорошо!!! И уже все состояния слияния осуществляются не с родителями, а с теми абстракциями, о которых мы говорили выше.

 

Так вот, наличие регресса говорит о том, что подростковость идет нормально, и, как правило, таким подросткам помощь не нужна, если их действия не являются опасными. Но, как правило, их действия не являются опасными. А вот другим, которые пошли на внешнее разделение, терапия нужна.

Я знала одного ребенка, который был наркоманом, и он маме говорил, что он не колется. Он говорил: “Как ты можешь меня подозревать? Ты мать или не мать?” Но при этом его несло по отвесной скале вниз. Потом он говорил: “Какая ты молодец, ты мне по настоящему помогаешь, ты мне нужна, ты у меня большая ценность, я только ради тебя живу”. Но пока у него не появится внутренний разрыв с родителями, ничего не получится. То есть делает он все внешне не так, но эмоционально у него близкие, хорошие отношения с мамой. Он сейчас в армии, а отношения с мамой до сих пор близкие и хорошие, мама идеализируется. Это очень тревожный симптом. То есть процесс очеловечивания не идет.

 

Теперь рассмотрим подробнее регресс «Ид». Ид может регрессировать на три разных уровня. В чем выражаются признаки регресса Ид? Если Ид регрессирует на оральный уровень, то психологическим смыслом этого регресса будет «безопасность», обеспечиваемая кем-то или чем-то другим. То есть самая главная потребность, это потребность в безопасности. Когда мы будем иметь дело с подростками, они будут демонстрировать кучу симптомов, и нам надо будет ответить себе на вопрос не о том, к какой фазе какой симптом относится, а понять на какой уровень произошел регресс. Так вот, надо понять на какой уровень регрессировал подросток?

Вот подросток ходит, одетый бог знает, как, на нем все висит кусками, все криво, косо. Надо смотреть какой психологический смысл несет этот симптом, смысл какой фазы?

Может быть, он хочет показать, что это у него такой стиль: “Вот я так решил, и я так буду одеваться” - тогда это анальный уровень (все сделаю по-своему, назло, протест).

А может быть, ему абсолютно все равно, во что он одеваться, и тогда одежда на нем, как пеленка, и тогда это уже оральный уровень. Ребенку орального уровня абсолютно все равно, какой он: белый, накрахмаленный, наутюженный, с бантиками и с вышивкой за 400 долларов или в серой, застиранной, но такой же теплой и уютной пеленке. Смысл орального возраста, это «обеспечение комфорта и безопасности», причем с помощью кого-то или чего-то другого. И поэтому в любом симптоме будет прослеживаться свой смысл в каждом отдельном случае. А выглядеть это будет вроде бы как одинаково.

 

Так вот, первый признак регресса на оральный уровень, это снятие тревоги через рот. С помощью чего? Семечки, резинки жевательные, кушают все время что-то, ногти грызут, пальцы сосут, воротник в рот засовывают, волосы в рот засовывают. А еще «орание». И вот здесь надо разобраться, потому что сам по себе «ор» может быть оральным, анальным и фаллическим. На оральном уровне рот, это способ построения взаимоотношений с миром. Знаете, как выглядит оральный человек на группе? Идет группа, кто-то что-то сказал, он: “Ах, ой блин, надо же”, то есть он все время выдает некую реакцию, оральную. Почему? Потому что ребенок реагирует звуками, это его отклик на мир. На первом году жизни, где-то месяцев в пять очевидным становится «гуление». Он все время «производит звуки». Он не доносит информацию, он не выражает конкретную мысль, это его отклик на мир, который его окружает.

И вот эти люди ведут себя подобным образом. Как отражается в разговоре оральная тревога? Эти люди очень быстро дают ответы, это практически сразу оральная реакция. Она может выражаться словами, интонацией, смысл не важен, это звуковое воспроизведение и поэтому это «ор». Идет бабуся какая-нибудь по улице: “Ой, троллейбусы ездят, и все ходят, и это, и вот это”. И она лопочет и приговаривает.

А вот, когда человек войдет в анальный возраст, он замолчит, либо будет «затапливать словами», выражая агрессию. Потому что в анальной фазе речь становится способом коммуникации. До этого речь носит совсем другой смысл, это все время отклик на мир. Люди, которые за словом в карман не лезут, могут относиться к разным уровням. Анальный скажет только тогда, когда захочет заполучить власть, скажет, чтобы все знали, что «Я есть».

Фаллический выскажется так, чтобы все увидели, как он крут: “Читали мы это”. А вот оральные очень часто отпускают остроты не в тему.

Но здесь есть еще одно но! Не бывает чисто оральных или анальных пациентов. Чисто оральные пациенты лежат в клиниках, называют их «психотиками». А те, которые приходят на лекции в институт психоанализа, только частью своей оральные, частично. А некая часть Эго, которая привела их в институт, достигла зрелого уровня. У вас есть оральная, анальная и фаллическая части Эго, и какая-то часть является адаптивной. Возможно, что у меня 20% либидо сконцентрировано на оральной стадии, 20% - на анальной и 20% - на фаллической стадии, и есть какая-то часть у меня - зрелого Эго. Вот это зрелое Эго предоставляет зрелые защиты на и на мою «оральность», и на «анальность», и на «фалличность». И я их классно использую, и за счет этого я такая неординарная личность. А если у меня 70% моего либидо зафиксировано на оральном уровне, а зрелая часть имеет всего 20% резерва, то она не может покрыть зрелыми защитами эту проблему. И тогда она у меня из всех дырок вылезает. Поэтому юмор - это зрелая защита, она трансформирует мою оральность, плюс интеллект. И если она может покрыть мою оральность, то у меня будут остроты такие, что вы еще только рот успели открыть, а я вам уже выдала тираду! Оральный человек отвечает сразу, потому что это оральная тревога. Когда ребенку плохо, он орет. Оральный «ор» отличается тем, что он выдается сразу, при этом не важно в какие слова он облачен.

Анальный будет думать: “Сказать - не сказать”, у него будут взаимоотношения с агрессией, взаимоотношения "можно - нельзя".

Фаллический будет думать, как он будет выглядеть в глазах других, что про него подумают окружающие.

Оральный вообще ни о чем не думает, он сразу выдает. Люди, которые очень быстро и живо реагируют, они, таким образом, сублимируют свою оральную тревогу. То есть на оральные проблемы тоже можно наложить зрелые защиты, и тогда будет быстрота ответа. Оральные люди все время цепляются к мелочам, они все время в разговоре, в динамике. Есть масса людей, которые говорят сначала “нет”, а потом думают. Так они не “нет” говорят, они крякают, снимают оральную тревогу, а после этого уже, соответственно, думают. Слова “да, но”, это уже вариант адаптации.

 

Информация с сайта :www.rasstanovki.eu

 

Итак, смысл всей оральности - это «обеспечение безопасности». У подростков оральность может выражаться в одежде. Потому что, вообще в оральном возрасте есть две зоны, снимающие тревогу. Это рот и кожа. Что делает кожа, почему болит кожа? Почему нейродермиты, почему высыпания? А потому что это последний барьер защиты, это надежный способ притянуть внимание. Притянуть тактильность, притянуть объект к контакту. Тут мама вынуждена меня трогать, кремом мазать, в ванну окунать. Если до возникновения этого заболевания она могла вообще ко мне не прикасаться, то тут она вынуждена это делать часто. Отношения с одеждой являются оральным регрессом в подростковом возрасте.

 

Рассмотрим с вами, как уровень фиксации отражается в манере одеваться.

Фаллический человек – стремиться произвести впечатление. Темно-синей майкой, в ярких разводах и в крупный цветочек можно пытаться произвести впечатление, это первое. Можно пытаться показать, что вот он Я, «Я есть», и чтобы все меня заметили просто (это анальная фиксация). А можно надеть эту майку просто, потому что комфортно, удобно. И, тогда это оральный уровень. Оральному человеку без разницы, что носить, он никакого впечатления не пытается произвести. Весь смысл одежды для него в комфорте. Для орального человека надеть костюм - это пытка, потому что в нем неудобно. «Гораздо удобнее такая одежда, которая плавно с меня спадает». Таким образом, на оральных людях одежда никогда не сидит. Есть дети и взрослые, на которых одежда всегда сидит. «Сидение одежды» не относится к структуре тела, это эмоциональное состояние. По тому, как сидит одежда можно оценивать гармоничность личности. Вы можете себе представить хорошо сидящую пеленку? Очень интересное предложение сделала «мода», такая адаптация для оральных людей, когда все свободно, все удобно, такой стиль небрежности. Психологический смысл одежды на оральном уровне - это комфорт. То, что не комфортно выкидывается, выбрасывается и не одевается ни при каких условиях.

 

В чем выражается внутреннее проявление регресса на оральную стадию? Оно выражается в том, что «я ничего не могу говорить о своих желаниях». «Мне нужно, чтобы все догадывались». Ребенок никогда не может заявить о том, чего он хочет, нужно, чтобы окружающие догадались. При этом «объяснить, почему не могу сказать о желаниях, я тоже не могу». «Я умный, я даю рационализации: “ Раз догадываются, значит, любят, мне приятно, когда меня знают”». На самом деле все ерунда. Просто «мне нужно, чтобы как с младенцем – догадались». Совершенно невозможно попросить. Это типичная структура оральности. И потом, подростки очень часто в регрессе ведут себя следующим образом. Пришел домой, сидит за компьютером, потом влетает на кухню и кричит:

«Почему ты мне обед не разогрела?»

«Так ты же не просил». «Ты, что не могла догадаться, что я голодный?»

Причем, в подростковости, такое поведение - это временный симптом, но очень актуальный.

 

Следующий момент, это отношение к окружающему миру. Когда ребенок родился, мама его кормит, любит, одевает, не спит ночами, перетирает ему пюре. Если она этого не делает, мы считаем, что она не «достаточно хорошая мать». Мы считаем, что мама должна своему ребенку обеспечивать уход и безопасность. Так вот, у орального человека ожидания к другим людям, как к «первичным объектам» (в первую очередь это - мама и другие ухаживающие фигуры раннего возраста). “Мне все должны”. Самая главная идея такого уровня, что «все должны», все на кого я катектирую энергию. Что значит, все должны? Это значит, что я включаю всех в структуру своих планов. “ Мы завтра идем в театр” и орального человека не волнует, что может быть я завтра записана к косметологу или у меня просто другие планы. Само собой разумеется, что «твои» планы не могут иметь какого-либо значения, потому, что «ты - часть меня». А раз так, значит у тебя по самой сути не может быть «своих» планов. Это, как если бы у ребенка заболело ухо или горло, то ни к какому косметологу мама естественно в этом случае не пойдет. Мама будет сидеть с ребенком, потому что «должна обеспечивать ему уход и безопасность». И поэтому, когда кто-то не делает того, что я хочу, меня это сначала изумляет, а потом вызывает всплески агрессии.

 

Это норма, когда Эго регрессирует: в период подростковости, во время беременности, в старости. Дело в том, что все, что мы «прорабатываем» в детстве, и так долго «ковыряемся» в этом - это самое сложное. Потому что в дальнейшем все идет просто, так как все повторяется по спирали.

Что происходит в старческом возрасте? Природа бьет по Эго. В первую очередь, по «телесному Эго» – стареет тело, оно меня подводит, оно меня не слушается (то я не какаю, то я не писаю, то у меня член не стоит, то наоборот), потому что у меня мозг не подчиняется, память не подчиняется. Это бьет по интеллектуальной сфере. Может по эмоциональной сфере ударить, потому что муж умер,а мы с ним 50 лет вместе прожили. Имеется Эго недостаточность, значит, есть регресс. А регресс, это откат в детство, в чистом виде. Идет «персонификация», когда вдруг опять появляется родительская часть в Эго, с которой не хочется соглашаться, выполнять ее запреты. Идет перепутывание, когда Эго не опознает. Возвращается язык действий, все показывается какими-то жестами, хлопаньем дверьми и т.д. А с другой стороны появляется повышенная потребность в телесном контакте, в разговоре на уровне тела, чтобы ладошкой гладили. В старческом возрасте все начинают вдруг в Бога верить, даже те, кто никогда этого не делал. Почему? Это состояние близкое к слиянию, это признак регресса Эго. Слабость Эго на лицо, и геронтопсихология вся построена на том, что надо помогать «достраивать Эго», и тогда оно будет удерживаться в этом режиме, близком к норме. То есть там уже нужна «возрастная помощь», так как вся природа, в процессе угасания бьет по структуре Эго. Естественно будет регресс и в «Ид», и тогда появится много симптомов. И это совершенно естественное состояние в этом возрасте, когда «она всю жизнь жила спокойно, а ушла на пенсию и тут решила, что ей все должны». То есть во всех возраста, когда будет идти регресс Эго, будут проявляться все эти симптомы. “Все должны” – это особые ожидания от окружающих, особые претензии к окружающему миру. И если человек эти ожидания не выполняет, то превращается в “каку-бяку”.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.