Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Истории государства и права юридического




МИНСК 2004

Учебное пособие по курсу

Тагунов Д.Е.

 

 

«Всеобщая история государства и права»

 


 

Автор: Тагунов Д.Е., кандидат юридических наук, доцент.

 

 

Учебное пособие рассмотрено на заседании кафедры теории и истории государства и права «5» сентября 2003 года, протокол № 1

 

Заведующий кафедрой, доцент Широков А.Т.

Рецензент: Доцент кафедры теории и В.В. Сажина

факультета Белорусского Государственного Университета, кандидат

юридических наук, доцент

 

 

Одобрена учебно-методическим советом «»------------- 2003 года, протокол №

 

 


УДК 34(091)(100)(075.8) Рецензент:

ББК 67.3я7 кандидат юридических наук, доцент

Т 13 В.В. Сажина

 

Тагунов Д.Е. Всеобщая история государства и права: Учебное пособие. -Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003 - 326 с

 

Предназначено для приобретения знаний по истории государства и права зарубежных стран. Темы, рассматриваемые в учебном пособии, снабжены, схемами, контрольными вопросами для закрепления знаний и сведениями о дополнительной литературе, что очень важно для углубленного изучения наиболее важных проблем истории зарубежного государства и права. Пособие подготовлено в соответствии с новой республиканской программой учебного курса «История государства и права зарубежных стран», кроме того, учтен опыт современных аналогичных учебных пособий ряда европейских университетов.

Предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов, а также для широкого круга читателей, интересующихся историей государства и права различных стран.

 

Табл. 106, схем 73, рис. 40; библиогр.: 78 назв.


Содержание

Предисловие  
   
Введение  
   
Часть первая. История государства и права древнего мира  
Раздел I. Государство и право стран Древнего Востока  
   
Глава I.Закономерности становления государственной организации на Древнем Востоке  
Глава 2.Древний Египет  
Глава 3. Древняя Вавилония.Вавилонское царство  
Глава 4. Древняя Индия  
Глава 5. Древний Китай  
   
Раздел II. Государство и право античного мира  
   
Глава 6.Древняя Греция  
Глава 7. Древний Рим  
   
Часть вторая. История средневекового государства и права  
Раздел III. Государство и право средневековой Европы  
   
Глава 8.Государство салических франков  
Глава 9. Франция в средние века  
Глава 10. Германия в средние века  
Глава 11. Государство и право Англии в средние века  
Глава 12. Государство и право Византии  
   
Раздел IV. Государство и право средневекового Востока  
   
Глава 13.Государство и право в средневековом Китае  
Глава 14. Государство и право в средневековой Японии  
Глава 15. Арабский Халифат  
   
Часть третья. История государства и права в новое время  
   
Глава 16.Английская буржуазная революция XVII в.  
Глава 17. От Германского союза к Германской империи  
Глава 18. Великая французская революция XVIII в.  
Глава 19. Франция в период Консульства и Империи Наполеона Бонапарта  
Глава 20. Вторая республика во Франции  
Глава 21. Третья республика во Франции  
Глава 22. Кодификации права во Франции в XIX в.  
Глава 23. Формирование государственности Соединенных Штатов Америки в XVIII в.  
Глава 24. Конституционно-политическое развитие Соединенных Штатов Америки в XIX в.  
Глава 25.Избирательные реформы в Англии XIX века.  
Глава 26. Государство и право Китая в новое время  
Глава 27. Государство и право Японии в новое время  
   
Часть четвертая. Государство и право в новейшее время  
   
Глава 28.Развитие государства и права в ведущих странах Запада между Первой и Второй мировыми войнами XX в.  
Глава 29. Веймарская республика в Германии и Конституция 1919 г.  
Глава 30. Основные черты конституционно-правового развития западных стран в 20-х – 30-х гг. XX в.  
Глава 31. Тоталитарные режимы в странах Западной Европы в 30-х - 40-х гг. XX в.  
Глава 32. Государственный механизм «третьего рейха» в гитлеровской Германии  
Глава 33. «Новый курс» Франклина Д. Рузвельта в США (1933-1945 гг.)  
   
Раздел V. Тенденции государственно-правового развития западных стран во второй половине XX в.  
   
Глава 34. Великобритания  
Глава 35.Франция  
Глава 36.Германия  
Глава 37.Соединенные Штаты Америки  
   
Раздел VI. Тенденции государственно-правового развития стран Дальнего Востока в новейшее время  
   
Глава 38.Государство и право Китая в новейшее время  
Глава 39.Государство и право Японии в новейшее время  

 

Предисловие

 

Учебный предмет "Всеобщая история государства и права" ("История государства и права зарубежных стран") в течение советского и постсоветского периодов составляет обязательную часть общего юридического и государствоведческого образования как в Республике Беларусь, так и в России. За это время сложилась своя особая традиция построения курса, его научные и профессиональные задачи. Общепризнанно, что именно Всеобщая история государства и права играет основную роль в знакомстве будущих юристов, государствоведов, а также специалистов в области госуправления с традициями и опытом мировой политической и правовой культуры юридического знания.

Роль исторических знаний, опыт прошлого оцениваются по-разному. Еще в древности историю считали учителем, опытом, памятью народа, признавали ее ценность, значимость. В советское время опыт истории часто ставился под сомнение. Однако следует понимать, что история - - не только развалины храмов или дворцов, но и истоки культуры человека, его изначальные духовные ценности. Их можно по-разному оценивать. Несомненно, еще древность заложила почву для становления цивилизации, традиций и законов, наложила отпечаток на общественный строй, моральный, юридический быт многих (в том числе и нашего) народов.

Каждый народ имеет свою историю, свою политическую биографию: ее познание расширяет представление о прошлом, дает возможность лучше понять, осмыслить настоящее. На дорогах истории случалось всякое - - ибо политическая история знала великое и низкое, героическое и трагическое - - все переплеталось в борьбе за власть, за господство. Она подтвердила ту истину, что принудительными методами, не обращаясь к нравственности человека, его совести, разуму, моральному выбору и внутренней свободе, нельзя осуществить самые прекрасные социальные идеи. Замечательно сказал Н.А. Бердяев: «В государстве, в котором потеряно понятие греха и стыда, порядок может поддерживаться только полицейским режимом и насилием».

Следует отметить, что история государства и права - - одна из наиболее объемных юридических дисциплин. Она изучает и обобщает процессы возникновения, оформления и последующих изменений различных государств, а также правовых обычаев и законов у многих народов мира на всем протяжении истории - - древней, средневековой и современной. Однако история государства и права не сводится к простому хронологическому изложению событий и процессов либо к историческому сопоставлению неких обобщенных типов правовых систем.

Предлагаемое учебное пособие написано в соответствии со значительно обновленной республиканской типовой программой курса "Всеобщей истории государства и права". Возможности такого обновления, освобождения курса от не свойственной ему социально-экономической и социально-политической проблематики открылись в связи с общим процессом обновления гуманитарной мысли в Республике Беларусь.

Чтобы сделать учебное пособие практически полезным для студентов, в книге сохранена в основном страноведческая схема. Курс «История государства и права зарубежных стран»имеет и определенный мировоззренческий подход, т.к. нацелен также на формирование у студентов интереса к кризисным периодам в развитии учреждений государства и их законодательного регулирования, а также к особой роли реформаторских условий в преодолении таких тенденций. Он частично включает анализ особенностей политических режимов властвования, их эволюции и основных достижений. История помогает понять, оценить опыт прошлого ради будущего. Ибо, как говорилось не раз, народы хотя бы частично вознаграждаются за великие испытания теми великими уроками, которые из них извлекают. «История злопамятнее народа, из истории ничего не выкинешь», - - писал Н.М. Карамзин.

С учетом этого последнего обстоятельства в данном учебном пособии использован опыт построения самых современных учебных курсов "Истории правовых институтов" и "Всеобщей истории права", преподаваемых в европейских странах и США в рамках юридического образования (т.к. курса полностью аналогичного «Всеобщей истории государства и права» зарубежное образование не знает).

Использование опыта преподавания других стран помогло автору применить новый подход к изложению учебного материала.

Помимо основного текста:

· введены основные даты для лучшего запоминания материала;

· сформулированы вопросы-тесты для самопроверки;

· даются карты исторических событий, а также графики и схемы;

· приведен краткий список дополнительной литературы;

· с учетом развития новых информационных технологий к некоторым разделам приводятся сайты в сети Интернет.

Конечно, автор понимает, что предлагаемое учебное пособие не может считаться подлинно всеобщей историей, охватывающей все страны и народы во все эпохи. Необходимый в учебных целях отбор государственных и правовых традиций для изучения определялся сложившейся традицией, а также реальной важностью политического или правового опыта изучаемых стран для развития всеобщей юридической культуры.

«Существуют две истории, - - писал французский классик О. де Бальзак, - - история официальная, которую преподают в школе, и история скрытая, в которой скрыты истинные причины событий». Автор попытался написать данное пособие таким образом, чтобы официальная история была по возможности правдивой и, кроме того - - интересной и доступно изложенной. Насколько это ему удалось, судить Вам, уважаемые читатели…

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 641; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.