Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Канцлер ФРГ - - христианский демократ Конрад Аденауэр (1949- -1963г.)




В 1949 г. правительство формировала коалиция ХДС-ХСС и СвДПГ.

Первые выборы в бундестаг в 1949 г.

СДПГ (социал-демо­кратическая партия Германии) СвДПГ (свободная демократи­ческая партия Германии) ХДС - - (Христианско-демократический союз) блок - - ХСС (Христианско-социальный союз)

 

В частности, с 1949 г. установлен так называемый «режим канцлерской демократии», предполагающий, что федеральный канцлер фактически возглавляет властную структуру Германии - - в отличие от президента по предыдущей Кконституции. В 1949 г. был также введен институт конституционного надзора (в последующем германская модель федерального конституционного суда стала образцом для многих стран Европы, в т.ч. для Австрии и Италии).

В соответствии с Конституцией Главой государства является Федеральный президент. Он избирается (с правом однократного переизбрания) на 5 лет Федеральным собранием, в составе которого - - все депутаты Бундестага (662) и такое же число депутатов от ландтагов земель. Президент выполняет представительские функции, осуществляет право помилования, а также назначает федеральных судей и федеральных служащих. Приказания и распоряжения президента Германии нуждаются в контрассигнации Федерального канцлера или соответствующего министра.

Федеральный канцлер - - реальный лидер государственной элиты Германии в новейшей истории. Срок его полномочий - - 4 года - - совпадает со сроком полномочий Бундестага, однако возможно неоднократное переизбрание канцлера, обусловленное политической и партийной конъюнктурой (так, К.Адэнауэр был канцлером ФРГ на протяжении 14-ти лет, а Г.Коль занимал эту должность 18 лет) (табл. 18). Формально предполагаются выборы канцлера Бундестагом по предложению президента, однако их исход всегда предрешен в пользу лидера партии-победителя, сформировавшей депутатское большинство в Бундестаге. Канцлер предлагает список членов будущего Федерального правительства Германии президенту страны, а последний их назначает. Формально канцлер и его правительство ответственны перед Бундестагом, однако по Основному закону ФРГ имеет место так называемый конструктивный вотум недоверия, означающий, что, если Бундестаг выразил канцлеру вотум недоверия, то он обязан большинством голосов избрать преемника такого канцлера. Поскольку при партийном плюрализме в Бундестаге такое избрание маловероятно, то президент по представлению канцлера вправе распустить Бундестаг и назначить новые выборы.

 

Таблица 18.

Политика Аденауэра m Укрепление демократических институтов ФРГ. m Развитие европейской интеграции. m Преодоление отчуждения Герма­нии от остальной Европы. m Ориентация на США (1951 г. - - отмена оккупационного режима; 1955 г. - - вступление в НАТО; 1957 г. - - Германия - - один из основателей ЕЭС). m Примирение Германии и Франции. m Непризнание ГДР

 

Парламентаризм в ФРГ основан на двухпалатном парламенте, состоящем из Бундестага (нижняя палата) и Бундесрата (верхняя палата). Однако в германской и отечественной литературе, посвященной проблемам парламентского права, высказывается и иная точка зрения на германский парламент: парламент ФРГ – это однопалатный Бундестаг, а Бундесрат является Федеральным советом, символизирующим участие земель в делах федерации и Евросоюза.

В настоящее время в Бундестаге 662 депутата, избираемых по смешанной избирательной системе на 4 года. Лидер партии, одержавшей победу на выборах в Бундестаг, по традиции предлагается федеральным президентом страны на пост канцлера. Соответственно глава правительства – это одновременно и лидер крупнейшей партийной фракции Бундестага, что предполагает приоритет правительственных законопроектных инициатив в последующей работе нижней палаты парламента. В Бундесрате – совете из представителей правительств отдельных земель – 64 члена, избранных по квотам (от 3-х до 5-ти человек от земли). Если законопроект, рассматриваемый Бундестагом, касается изменений Основного закона либо затрагивает интересы земель, то на него требуется согласие Бундесрата. В остальных случаях Бундестаг самостоятелен при принятии закона.

Германия - - республика, где провозглашен партийный плюрализм (ст.21); установлен примат норм международного права над внутринациональными нормами (ст.25); гарантирован широкий спектр прав человека (раздел I Основного закона).

Источники уголовного и гражданского права современной Германии. Система источников права на федеральном уровне Германии включает в себя следующие нормативные правовые акты:

1) Основной закон;

2) федеральные законы;

3) нормативные акты федерального президента (приказания, распоряжения);

4) нормативные акты федерального правительства (федеральные предписания).

Дополнительный характер носит правовой обычай. Судебная практика не признается официальным (доктринальным) источником права Германии.

В отрасли уголовного права можно специально отметить ст.102 Основного закона 1949 г., отменившую смертную казнь. Уголовный кодекс ФРГ действует в редакции 1987 г. Помимо УК существуют несколько десятков дополнительных законов в уголовно-правовой отрасли, часть из которых является своего рода «малыми кодексами». Таков, например, Закон 1968 г. (в редакции 1975 г.) о нарушениях порядка.

В гражданско-правовой отрасли, например, ст.14 Основного закона ФРГ, посвященная собственности и наследованию, является прямым источником гражданского права. Гражданский кодекс ФРГ, принятый в 1900 г., с многочисленными поправками действует и в наши дни. Отдельные федеральные законы, например, Закон 1961 г. о сделках с землей или Закон 1974 г. о возрасте брачного совершеннолетия, также источники гражданского права Германии в новейший период истории. Правовой обычай был предусмотрен целым рядом статей ГК 1900 г. (ст.157), поэтому он выполняет роль дополнительного источника гражданского права современной Германии.

События, произошедшие в 70- -90-х г. показаны в табл. 19.

 

Таблица 19.

1969 г. - перегруппировка политических сил. Новая коалиция СДПГ- СвДПГ сформировала правительство. Канцлер - социал-демократ Вилли Брандт (1969-1974 г.). "Новая восточная политика" ФРГ 1. Признание послевоенных границ в Восточной Европе. 2. Установление межгосударственных отношений с ГДР. 3. Вступление в ООН. 4. Превращение ФРГ в главного экономического партнера стран Восточной Европы на Западе
80-ые гг. - - новая политическая перегруппировка.
  Оппозиция Коалиция  
  СДПГ СвДП ХДС - ХСС  
1982 г. - канцлером ФРГ стал христианский демократ Гельмут Коль
         
Политика Гельмута Коля 1. Сокращение налогов и государственных расходов. 2. Уменьшение государственной регламентации бизнеса. 3. Стимулирование конкуренции ß Экономический подъем ФРГ с 1983г.
Объединение Германии ноябрь 1989 г. - - революционные волнения в ГДР. Разрушение Берлинской стены. март 1990 г. - - победа на выборах в ГДР некоммунистической оппозиции во главе с христианскими демократами (план воссоединения Германии для будущего вхождения Восточной Германии в ФРГ). 1 июня 1990 г. - - введение в ГДР западногерманской марки. 12 сенября 1990 г. - - договор об окончательном урегулировании в отно­шении ГДР. 3 октября 1990 г. - - Объединение Германии. Флаги ФРГ были подняты на территории Восточной Германии.

 

Контрольные вопросы

· Что такое «Бизония» и «Тризония», почему и когда они возникли?

· Какую роль выполнял Оккупационный статут?

· Как принимался Основной закон Германии 1949 г.?

· Какие крупнейшие реформы претерпел Основной Закон в 50- -60-х гг. XX в.?

· Что такое «режим канцлерской демократии» в современной ФРГ?

· Когда был принят УК ФРГ и является ли он единственным источником уголовного права Германии в новейшее время?

· Каковы важнейшие источники гражданского права ФРГ?

 

 

Глава 37. Соединенные Штаты Америки

Эволюция основных конституционно-правовых институтов в системе разделения властей США в XX в. Институт президентства за период XX в. претерпел множество изменений. После 60-х гг. XIX в., когда доктрина сильной президентской власти сформировалась под влиянием личности А.Линкольна, даже появился тезис о «президентской форме правления» в США. Усилению этого тезиса способствовало появление «сильных» президентов в двадцатом веке: республиканца Т.Рузвельта (1901- -1909 гг.), демократа В.Вильсона (1913- -1921 гг.), демократа Фр.Д.Рузвельта (1933- -1945 гг.), демократа Дж.Ф.Кеннеди (1961- -1963 гг.), республиканца Р.Рейгана (1981- -1989 гг.). Еще в XIX в. Президента Э.Джексона (1829- -1837 гг.) называли тем президентом, который сместил баланс между президентом и конгрессом в сторону президента, т.к. его 12 вето оказались непреодолимыми для Капитолия. В XX в. Президент Фр.Д.Рузвельт применил обычное вето 372 раза, а «карманное» - - 263 раза, причем преодолеть вето Рузвельта конгрессу удалось лишь 9 раз.

В области внешней политики именно Фр.Д.Рузвельт положил начало практике издания президентом исполнительных приказов о начале военных действий, не нуждавшихся в предварительном формальном согласии конгресса, и стал реальным главнокомандующим. Впоследствии многие военные акции американских президентов – Трумэна в Северной Корее, Л.Б.Джонсона во Вьетнаме, Дж.Буша в Персидском заливе - - сводились к беспрепятственному осуществлению ими своих внешнеполитических полномочий без предварительных санкций конгресса США.

Таблица 20. Рост числа государственных служащих в федеральном правительстве с 1930 - 1950 гг. (общее число чиновников достигло 8 млн. чел.)

В XX в. в США наметилась тендения к усилению исполнительной власти посредством разрастания управленческого аппарата (табл. 20). Если при первых президентах существовали три департамента - - госдепартамент, департамент обороны и департамент финансов, созданные еще Дж. Вашингтоном в 1789 г., то самый «молодой», четырнадцатый по счету департамент по делам ветеранов, создал в 1988 г. Р.Рейган.

Совокупность всех департаментов именуется «кабинетом США», и заняты в «кабинете» около 3 млн служащих. Крупнейшая, не предусмотренная федеральной конституцией, административная служба при президенте США - - Исполнительное управление Президента (ИУП) - - появилась по инициативе Фр.Д. Рузвельта в 1939 г. В настоящее время ИУП насчитывает 14 подразделений со штатом более двух тысяч человек, и в его составе - - наиболее приближенные президенту лица.

Но самое любопытное явление в исполнительной власти США в новейшее время - - это существование там более 60-ти независимых агентств, правительственных корпораций и квазиофициальных служб. Часть из них, например, CIA (ЦРУ) или USIA (Информационная служба США) непосредственно подчинены президенту; другая часть, например, Почтовая служба США - - департаменту транспорта. Некоторые из этих служб широко известны во всем мире, например, Федеральная резервная система, NASA, Федеральная торговая комиссия, Агентство по защите окружающей среды и др. Другие службы узкопрофильные: таковы Служба долины реки Теннесси, Корпорация развития «Пенсильвания-Авеню», Национальная комиссия по планированию столицы и др. Перечисленные службы, корпорации, агентства призваны всемерно содействовать конституционной системе управления страной, однако их существование одновременно приводит к чрезмерной бюрократизации аппарата исполнительной власти США в новейший период.

Законодательная власть, сосредоточенная на федеральном уровне в конгрессе США, в течение XX века подверглась изменениям. В правление «слабых» президентов конгресс усиливал свои прерогативы за счет так называемых «подразумеваемых полномочий» (ст.1, разд.8, п.18 Конституции). Эластичная конституционная формулировка, предполагающая право конгресса издавать все законы, каковые будут «необходимы и уместны», допускает, что конгресс может учредить самостоятельное расследование (например, Уотергейт при Никсоне или «Моникагейт» при Клинтоне) и возбудить процедуру импичмента. Импичмент в отношении американских президентов ни разу не заканчивался судом над ними – тем не менее, в истории были три случая попыток отстранения президентов посредством импичмента: в отношении Э.Джонсона в 1868 г. – в Сенате не хватило одного голоса; Р.Никсона в 1974 г. (он подал в отставку, не дожидаясь окончания процедуры) и Б.Клинтона в 1999 г. (импичмент не состоялся).

Конституционные новеллы в избирательном праве конгресса в новейшей истории - - это право женщин избирать представителей и сенаторов с 1920 г. (Поправка XIX); право граждан избирать конгрессменов независимо от уплаты налогов (Поправка XXIV, 1964); право избирать в конгресс с 18-ти лет (Поправка XXIV, 1971).

Очень сложной является современная процедура прохождения законопроекта: она включает примерно 20 стадий. Основная работа по подготовке законопроекта ведется по устоявшейся практике в комитетах конгресса, которые получили название «кладбища законопроектов»,потому что большинство инициатив завершается именно в их недрах. Но в то же время почти 90% законопроектов, одобренных постоянными комитетами конгресса, обречены на то, чтобы стать законами. Комитетов в конгрессе множество: объединенные; комитеты всей палаты; специальные; согласительные; постоянные. У последних самая главная роль. В современномконгрессе 22 постоянных комитета в палате представителей и 16 в сенате (в конгрессе первого созыва в конце XVIII в. их было три, а к 1945 г. – более 100). Пережившие реформу в 70-е гг. XX в. комитеты конгресса сейчас работают в режиме открытости, и на должность их руководителей приглашают не по принципу старшинства, как было раньше, а по принципу профессионализма.

В современной Америке наблюдается активизация роли судов (т. наз. «судейский активизм»). «Цареподобная власть судьи» в США связана как с огромным объемом дел в судах страны на федеральном и местном уровнях (около 7 тысяч дел ежегодно слушается в Верховном Суде США и примерно тысяча дел ежедневно в судах – например, Лос-Анджелеса), так и с авторитетом судьи в целом.

Поскольку в Соединенных Штатах «50+1» судебная система, то трудности в разграничении их компетенции неизбежны. Споры о подведомственности часто разрешаются в Федеральном Верховном Суде. Огромна роль Верховного Суда и в конституционном толковании: только за период 1972-1973 гг. суд давал толкование тексту федеральной конституции 125 раз. По словам бывшего Главного судьи Хьюза, американская конституция - - это то, что говорят о ней судьи.

События и факты послевоенной истории показаны на рис. 6 и табл. 21, 22.

 

Соединенные Штаты Америки (1945- -2001 гг.)

 

 

 

Рис. 6.

 

 

Источники уголовного права в США. В отличие от Великобритании уголовное право США кодифицировано как на уровне федерации (УК США 1909 г., включенный в Раздел 18 Свода законов США), так и на уровне штатов – каждый штат в новейшее время имеет свой УК. Первый локальный УК был принят в штате Вирджиния в 1796 г., а в XX в. на базе Примерного УК 1962 г. началась разработка новых типов уголовных кодексов отдельных штатов. Образцовым считается Уголовный кодекс штата Нью-Йорк 1967 г.

 

Таблица 21.

Стратегия правительства Трумэна - - становление государства "благоденствия" m В области внутренней политики: продолжение реформ "нового курса". 1. Осуществление конверсии военной промышленности. 2. Принятие Солдатского билля о правах. 3. Принятие Закона о занятости. 4. Увеличение минимальной заработной платы. 5. Расширение системы социального обеспечения. m В области внешней политики: курс на сдерживание СССР
"Антирабочие" и «антикоммунистические» законы 1946 г. - - Закон Хоббса (требования профсоюзов об увеличении заработной платы квалифицируются как уголовное преступле­ние). 1947 г. - - Закон Тафта-Хартли о трудовых отношениях (запрещение некоторых видов стачек; всякая забастовка, выходящая за рамки чисто экономических требований, - уголовное прес­тупление).
1950 г. - - Закон Маккарена-Вуда о внутренней безопасности (контроль над коммунистической партией) 1952 г. - - победа на президентских выборах республиканцев. Д.Эйзенхауэр закрепил складываю­щееся в американском обществе единогласие в подходе к "государству благоденствия". 50-60е гг. - - движение за гражданские права негритянского населения. Лидер - Мартин Лютер Кинг (тактика ненасильственных действий).
Политика Джона Кеннеди (1960- 1963гг.) - - программа "новых рубежей" 1. Меры по стимулированию экономического роста. 2. Программа "Аполлон" - - высадка американцев на Луну. 22 ноября 1963 г. президент Дж.Ф.Кеннеди был убит Политика Линдона Джонсона (1963-1969 гг.) m Программа ликвидации бедности в США 1. Меры по профессиональной переподготовке. 2. Оказание помощи в получении образования.
Политика Никсона (1969-1974гг.) m Новое расширение государственного регулирования (контроль за ценами, увеличение государственных пособий). m "Уотергейтское дело" (компроментация республиканской партии).
Политика Рейгана (1981-1989 гг.) Сокращение государственного вмешательства в экономику (сокраще­ние налогов, некоторых социальных расходов; повышение учетных ставок Федеральной резервной системы США; осуществление плана перевооружения). 1989-1993 гг. - - президент Джордж Буш (республиканец) - - продол­жение политики Рейгана. 1993- 2001 гг. - - президент Билл Клинтон (демократ) - - продолжение борь­бы с инфляцией; попытка реформы здравоохранения).

 

Делегированное законодательство (например, исполнительные приказы президента) - - также действующий источник федерального уголовного права. Так, в 1986 г. Президент Р.Рейган в рамках экономических санкций против Ливии приказал американским гражданам покинуть территорию этой страны. За неповиновение, квалифицируемое как мисдиминор, виновные подвергались штрафным уголовно-правовым санкциям в размере $50 тыс. либо тюремному заключению сроком до 10 лет.

Таблица 22.

Прецедент в уголовном праве США не считается источником права федерального уровня. Но в отдельных штатах прецедент таковым признается.

Гражданско-правовая отрасль также кодифицирована в Соединенных Штатах Америки. На уровне федерации в настоящее время действует ЕТК (Единообразный торговый кодекс) 1952 г., прозванный «кодексом банкиров» и считающийся не вполне удачным кодифицированным гражданско-правовым актом. Во многих, но не во всех штатах к XX в. были приняты локальные гражданские кодексы - - к примеру, ГК штата Луизиана был принят еще в 1825 г. и являлся копией ГК Наполеона 1804 г. Во второй половине XX в. всем штатам было рекомендовано принять за основу положения ЕТК.

Прецедент играет в гражданском праве, особенно в договорных обязательствах, роль одного из ведущих источников права как на уровне федерации, так и на уровне штатов.

Источниками гражданского права США являются делегированное законодательство, а также обычай в его современной форме «торгового обыкновения».

 

Контрольные вопросы

· Как изменилась исполнительная власть в США в XX в.?

· Что такое «Кабинет США» в новейшей истории?

· Сколько и каких комитетов в конгрессе США?

· Что понимается под «судейским активизмом» в современных США?

· Кодифицированы ли уголовное и гражданское право в США?

 

 

Раздел VI. Тенденции государственно-правового развития стран Дальнего Востока в новейшее время.

Глава 38. Государство и право Китая в новейшее время

 

В результате Синьхайской революции была свергнута маньчжурская династия и введена республиканская форма правления в Китае. Однако не была ликвидирована феодальная система землевладения, хотя в отдельных программах революционных преобразований существовали положения о необходимости освобождения земельных участков от феодальных податей.

В течение последующего десятилетия - - с 1917 по 1924 гг. - - в стране создается и набирает политический вес коммунистическая партия, противостоявшая популярному в те годы гоминьдану ( Единой национальной партии Китая). В ходе революции 1925- -1927 гг., которая проходила под лозунгами о необходимости урегулировать арендные и налоговые отношения в деревне; организовать крестьянское самоуправление - - под эгидой компартии в Китае организуются первые советские районы. Хотя революция с помощью иностранных держав была жестоко подавлена, опыт советского строительства в Китае продолжился в течение 1931- -1935 гг., когда на Китай напала Япония. Именно тогда создается проект Конституционной программы Китайской советской республики, не воплощенный в жизнь из-за трудностей военного времени.

В 1930- -1931 гг. были приняты: Закон о труде (установил 8-часовой рабочий день); Земельный кодекс (распределил землю между крестьянами и разрешил свободную куплю-продажу земли) и Гражданский кодекс, по существу содержавший лишь основы гражданско-правовых отношений, т.к. многовековые традиции конфуцианства не позволили создать полноценный кодекс. В 1932 г. был принят Гражданско-процессуальный кодекс Китая.

К 1934 г. под контролем коммунистов находились уже шесть крупных районов Китая, организованных по советскому принципу. Лидер компартии Мао Цзэдун, возглавлявший ЦК КПК, провозгласил курс на оказание эффективного сопротивления японской агрессии, который принес коммунистам немалые политические дивиденды - - в противовес гоминьдану, по существу превратившемуся в те годы в однопартийную диктатуру (табл. 23).

К середине 40-х гг. на территории Китая сложился дуализм государственного строя: официальное гоминьдановское правительство контролировало территорию, где проживало около 70% населения, но в то же время коммунистическая партия взяла под свой контроль в лице «народных правительств» остальные 30%. Летом 1946 г. в Китае началась гражданская война, которая закончилась провозглашением Китайской Народной Республики (КНР) в сентябре 1949 г.

В провозглашенной республике почти сразу же была издана Директива об отмене гоминьдановской «Полной книги шести законов», поскольку Мао Цзэдун заявил: «Если есть программы или законы - - следует руководствоваться ими, а если нет - - то надо руководствоваться политическими установками новой демократии». В этот период принимаются: Закон о земельной реформе, на основе которого была осуществлена конфискация земель помещиков, а также скота и инвентаря, причем все это распределялось между «нуждающимися» крестьянами. Закон о браке признавал свободу вступления в брак и принцип единобрачия. Был также принят Закон о судах и прокуратуре - - они строились по образцу Советского Союза.

 

Таблица 23.

  Китай после второй мировой войны был фактически разделен на две части: Северо-Восточный Китай под контролем коммунистов; остальная часть - - под контролем гоминьдана (национальной народной партии). 1946- -1949 гг. - - гражданская война. Победа КПК над Гоминьданом
Образование Китайской народной республики (КНР) - - 1 октября 1949 г. 1. Аграрная реформа (ликвидация помещичьего землевладения, перераспределение земли). 2. Кооперирование сельского хозяйства. 3. Тотальная индустриализация  
  Конституция 1954г. Китай - - унитарное государство с ограниченной автономией на­циональных окраин. Политическая власть принадлежит КПК во главе с Мао Цзэдуном.  
       

 

Высшим органом власти до принятия новой конституции являлся Центральный народный правительственный Совет. Высший исполнительный орган в то время - - Административный совет КНР.

Параллельно с разработкой новой Конституции в Китае по инициативе правящей партии коммунистов развернулась борьба против «3-х зол» в партии (коррупция; расточительство; бюрократизм) и «5-ти зол» в среде буржуазии (подкуп работников госаппарата; уклонение от уплаты налогов; хищение государственной собственности; махинации с госзаказами; хищение экономической информации и использование её в спекулятивных целях). В итоге кампании физически было уничтожено около 4,5 % сотрудников госаппарата, а в рамках борьбы с контрреволюцией пострадало около 800 тысяч человек.

Судебная система в то время изобиловала «чрезвычайными судами» - - военными и народными трибуналами, причем народные суды, как и в СССР, находились в «двойном подчинении» - - подчинялись вышестоящему суду и народному правительству (табл. 24).

В сентябре 1954 г. принимается Конституция КНР, согласно которой высшая власть была предоставлена Всекитайскому собранию народных представителей (ВСНП), а исполнительным органом стал Государственный совет КНР. Конституция была юридически полноценным документом, содержавшим 106 статей, среди которых были главы о правах и свободах граждан, об организации политической системы.

 

Таблица 24.

Новая генеральная линия (1958 г.) Ускорение экономического развития, осуществление "большого скачка" и построение коммунистического общества. В сельском хозяйстве ® создание "народных коммун" (полное обоб­ществление, уравнительный принцип распределения, жест­кая регламентация жизни). В промышленности ® ускорение индустриализации путем строи­тельства мелких предприятий с полукустарной технологией. Во внешней политике ® необходимость «ускорения хода мировой ре­волюции».
Крах "большого скачка" - падение производства сельскохозяйственной продукции, сокраще­ние промышленного производства, голод в стране. Глобальный экономический кризис.
ß
  Появление оппозиции  
ß
"Культурная революция" 1965 г. - - Мао Цзэдун призвал молодежь к революционному насилию для борьбы с оппозицией. "Красные охранники" и "бунтари" громили партийные комитеты и министерства; захватывали предприятия и вузы, сжигали книги, преследовали интеллигенцию. Массовое насилие, всеобщий хаос.
1967 г. - - по распоряжению Мао Цзэдуна ситуацию под свой контроль взяла армия. 1975 г. - - Конституция КНР, по существу политическое завещание Мао Цзэдуна. 1976 г. - - смерть Мао Цзэдуна. 1978 г. - - Конституция КНР, носившая характер политико-правового компромисса.
     

 

Однако сразу же в реальной жизни Китая наметился отход от цивилизованной правовой политики, поскольку на неопределенное время было отложено принятие столь необходимых республике кодексов. Взамен принимаются неправовые акты вроде «Постановления о трудовом воспитании», начинаются массированные репрессии и кампании, среди которых - - кампания «большого скачка», когда взамен привычных китайцам кооперативов насильственно создаются коммуны, в которых форсированно обобществлялась собственность.

В течение 1966-1976 гг. в КНР проводилась так называемая «культурная революция», в процессе которой родились лозунги «Бунт - - дело правое» или «Винтовка рождает власть», напрочь исключившие саму возможность решения проблем общества правовыми методами. В августе 1966 г. было принято беспрецедентное по беззаконию и цинизму решение-«индульгенция», которое освободило «революционных учащихся» - - хунвэйбинов - - от любых административных и уголовных наказаний за правонарушения и преступления (рис. 7).

Рис. 7.

За десятилетие «культурной революции» КНР пережила четыре чистки госаппарата, т.к., по мнению Мао Цзэдуна, следовало расширять классовую борьбу с лицами, стоящими у власти, но идущими по капиталистическому пути. Общее число пострадавших за годы «культурной революции» - - 100 миллионов человек. Дальнейший ход событий показан в табл. 25.

Только с середины 70-х гг. XX в. в стране начинается постепенное возвращение к канонам древнекитайской школы легистов, когда закон провозглашался высшей нормой государственной жизни.

Таблица 25.

"Прагматики" у власти (с 1978 г.) 1. Отказ от неоправданных «больших скачков» по направлению к коммунизму. 2. Сосредоточение усилий на практической работе по вхождению Китая в число передовых стран. Лидер "прагматиков" - - Дэн Сяопин (инициатор курса проведения реформ и строительства "социализма с китайской специ­фикой").
Внутренняя политика "прагматиков" 1. Критика "культурной революции" и частично идей Мао Цзедуна. 2. Реабилитация репрессированных. 3. Восстановление работы государственных и общественных орга­низаций.
Внешняя политика "прагматиков" m Укрепление и расширение связей со странами Запада. m Прямой военный конфликт с Вьетнамом из-за Кампучии. m СССР рассматривался Китаем как главный источник международной напряженности (советская интервенция в Афганистане и т.д.). m Солидарность с жестким антисоветским курсом Р. Рейгана.
1985 г. - - Условия для нейтрализации отношений с СССР: вывод со­ветских войск из Афганистана, вьетнамских - из Кампучии. Ослабление военного потенциала СССР на границе с Китаем. 1989 г. - - Визит М.С. Горбачева в КНР. Нормализация советско-китайских отношений.

 

Продолжение табл. 25.

Движение за демократию 1989 г. - - события на площади Тяньаньмынь в Пекине (сту­денческие требования последовательной демокра­тизации, расширения прав и свобод). Демонстрации в поддержку студенческих волнений. Жестокое подавление выступления.
ß
Ужесточение режима в 90-х гг. не привело к свертыванию экономических реформ. Сохранение тоталитарного политического строя и ведущей роли го­сударственного сектора в экономике Китая имеют место, но при этом - - развитие рыночных отно­шений, сохранение внешнеэкономической открытости страны.

 

В 1975 г. принимается маоистская Конституция, более напоминавшая политическое декларативное завещание, чем нормативный акт. В конституции содержалось около 30 статей, пропагандировавших правила неустанного ведения классовой и производственной борьбы.

Через несколько лет после смерти бессменного лидера китайских коммунистов Мао Цзэдуна, в 1978 г. была принята еще одна Конституция КНР, в которой были восстановлены судебные органы и органы прокуратуры, а также был достаточно чётко определен статус органов государственной власти и управления. Конституция носила явно компромиссный характер, но вскоре после ее принятия (в 1979 г.) вступили в силу Уголовный, Уголовно-процессуальн ый и Лесной кодексы КНР.

Закон о браке 1980 г. установил преимущества для семей с одним ребенком, а также нормативно закрепил планирование деторождения в Китае.

Ныне действующая Конституция КНР вступила в силу в 1982 г., и именно она в наибольшей степени способствовала преодолению правового нигилизма в стране. В Конституции был предусмотрен широкий спектр прав и обязанностей граждан Китайской народной республики. Под руководством высшего должностного лица государства - - Председателя КНР - - работает Государственный совет. Высшим представительным органом по-прежнему является ВСНП.

Вторая половина 90-х гг. была ознаменована принятием Трудового кодекса КНР (1995 г.); новой редакции УК (1997 г.), а также новой редакцией УПК (1996 г.).

 

Контрольные вопросы

· Как долго действовала первая Конституция Китая 1912 г.?

· Когда возникла компартия Китая?

· С какими событиями связано возрастание популярности КПК?

· Когда была провозглашена КНР?

· Сколько конституций было принято в китайской новейшей истории?

 

Глава 39. Государство и право Японии в новейшее время

 

На государственно-правовое развитие Японии после Второй мировой войны решающее влияние оказали ее поражение и капитуляция. В 1945 г. американские войска практически единолично оккупировали Японию от имени союзных держав-победительниц. Оккупационный ре­жим осуществлялся американской военной администрацией, возглав­ляемой генералом Д. Макартуром, а состав нового правительства был согласован со штабом оккупационных войск. Японские правительствен­ные органы были обязаны проводить в жизнь директивы и указания оккупационных властей (табл. 26, сх. 15, 16).

 

Таблица 26.

Послевоенное положение Оккупация Японии американскими войсками во главе с генералом Дугласом Маккартуром. Мероприятия оккупационных сил:
  • демобилизация японской армии, роспуск милитарист­ских организаций - - демилитаризация Японии;
  • установление демократических порядков;
  • разработка новой Конституции Японии
1946 г. - - первые парламентские выборы. Парламент принял Конституцию, которая вступила в силу в мае 1947 г.

 

Схема 15.

 

В пакет реформ входили также демократизация системы образования и децентрализация полицейской системы. В области социально-экономических отношений были проведены следу­ющие важные преобразования:

В 1946- -1949 гг. была проведена аграрная реформа, в основном ликвидировавшая крупное помещичье землевладение. Отныне максимальная площадь обрабаты­ваемой сельскохозяйственной земли не должна была превышать 3 те (9га). Остальную землю покупало государство и продавало ее крестья­нам, в первую очередь крестьянам-арендаторам. В промышленности и банковском деле проводилась декартелизация, - - т.е. на некоторое время ограничившая влияние крупнейших монополистических концер­нов; в результате разукрупнения монополий появилось значительное количество средних, относительно самостоятельных предприятий.

 

Схема 16.

 

Парламентом Японии была принята в октябре 1946 г. и 3 мая 1947 г. вступила в силу новая Конституция, действующая и в наши дни и утвердившая либерально-демократические преобразования в области государственного строя. По сравнению с Конституцией 1889 г. она была весьма важным шагом в демократическом направлении.

В основном проект Конституции разрабатывался военной американской администрацией в Японии. Именно по инициативе оккупационных властей в статье девятой декларировался отказ Японии от применения вооруженной силы как средства разрешения международных конфлик­тов и от создания с этой целью армии.

В соответствии с действующей Конституцией Япония - - либерально-де­мократическая парламентарная монархия (табл. 27).

 

Таблица 27.

 

Наследственный император Японии является "символом государства и единства народа". По представлению парламента он назначает премьер-министра; по представлению кабинета министров назначает главного судью Верховного суда. По совету и с одобрения кабинета император осуществля­ет: официальное опубликование (промульгацию) поправок к Конституции, законов, пра­вительственных указов и договоров; созыв парламента; роспуск палаты представителей; объявление всеобщих выборов, подтверждение назна­чений и отставок министров и других высших должностных лиц, под­тверждение всеобщих и частных амнистий, смягчение наказаний и др.

Согласно Конституции все действия императора, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе как по совету и с одоб­рения правительства, и правительство несет за них ответственность (сх. 17).

 

Схема 17.

 

Высший орган законодательной власти - - парламент, состоящий из двух палат:

1. палаты представителей - - избирается на 4 года;

2. палаты советников - - избирается на 6 лет с переизбранием половины советников через каждые 3 года.

Любой проект закона обсуждается в палатах и становится законом после его принятия обеими палатами. Принятый палатой представителей законо­проект, по которому палата советников приняла иное решение, ста­новится законом только после его вторичного принятия палатой представите­лей большинством в 2/3 голосов присутствовавших депутатов. Каждая палата имеет право проводить расследование по вопросам государствен­ного управления и требовать при этом явки и показаний свидетелей, а также представления протоколов. Премьер-министр и министры долж­ны присутствовать на заседаниях парламента, если это необходимо для дачи ими ответов и разъяснений.

Парламент согласно Конституции обладает всей полнотой законода­тельной власти, имеет исключительное право распоряжаться финанса­ми и контролирует деятельность правительства.

Избирательное право имеют все граждане, достигшие 20 лет (в отличие от предыдущей Конституции, когда существовали многочисленные цензовые ограничения: женщины вообще не имели избирательного права; возрастной ценз мужчин был выше на 5 лет; существовали имущественный ценз и ценз оседлости)).

Правительство (кабинет мини­стров) является в ысшим органом исполнительной власти, который должен осуществлять свои полномочия в рамках Конституции и зако­нов, принятых парламентом. Состав правительства формируется премьер-мини­стром.

Премьер-министр вначале выдвигается парламентом из числа своих членов, а лишь затем назначается императором (табл. 28).

Таблица 28.

Конституция 1947г. 1. Япония - - парламентская монархия с ограниченной властью императо­ра. 2. Глава исполнительной власти - - премьер-министр - - назначается им­ператором, но с согласия парламента. 3. Отказ от войн как «суверенного права наций»; запрет на создание сухопутных, военно-морских и военно-воздушных сил. 4. Всеобщее избирательное право, введение элементов выборного местного самоуправления. 5. Свобода слова и печати, свобода организаций, право рабочих за­ключать коллективные договоры и организовывать забастовки
1946 г. - - Закон об аграрной реформе (ликвидация помещичьего зем­левладения, передача земель за выкуп арендаторам, переход к фер­мерским хозяйствам)

Верховный суд возглавляет судебную систему Японии. Он состоит из глав­ного судьи и 14 судей. Главный судья Верховного суда назначается императором по представ­лению кабинета министров. Остальные судьи назначаются кабинетом министров из списка лиц, предложенных Верховным судом. Характерно, что этот суд как высшая судебная инстанция выполняет также функции суда конституционного (осуществляет последующий конституционный надзор за принятыми нормативными актами). В судебную систему входят также апелляционные суды, основные мес­тные суды и дисциплинарные (первичные) суды. Судьи этих судов на­значаются кабинетом министров по представлению Верховного суда.

 

Контрольные вопросы

· Каковы послевоенные демократические преобразования в Японии?

· В чем состоит отличие Конституции Японии 1947 г. от предыдущей Конституции 1889 г.?

· Какова роль императора Японии по Конституции 1947 г.?

· Сколько палат в парламенте Японии согласно Конституции 1947 г.?

 

Литература к четвертой части

 

1. Лопухов Б.Р. История фашистского режима в Италии. - -М., 1977.

2. Фашизм и антидемократические режимы в Европе. - -М.,1981.

3. История США: В 4т. - -М., 1983-1985.

4. Королькова Е. И. «Новый курс» Рузвельта. - -М., 1992.

5. Лоуренс С. М. Введение в американское право. - -М., 1992.

6. Уилсон Д. Американское правительство. - -М., 1995.

7. Чудаков М. Ф. Конституционное право США. Основные институты. - -Мн., 1999.

8. Зайчук О.В. Правовая система США. Киев, 1992.

9. Богдановская И.Ю. Прецедентное право. - -М., 1993.

10. Романов А.К. Правовая система Англии. - -М.,2002.

11. Гарнер Дж. Великобитания: центральное и местное управление. - -М, 1984.

12. Крылова Н.С. Английское государство. - -М.,1981.

13. Ардан Ф. Франция: государственная система. - -М.,1994.

14. Франция: Конституция и законодательные акты. - -М., 1988.

15. Смирнов В.П. Новейшая история Франции 1918- -1975 гг: Учеб.пособие. - -М., 1979.

16. Германское право: В 2-х ч. - -М., 1996.

17. Механизм государственной власти ФРГ. - -М., 1988.

18. Шумилов В.М. Введение в правовую систему ФРГ. - -М, 2001.

19. История США: В 4т. - -М., 1983-1985.

20. Королькова Е. И. «Новый курс» Рузвельта. - -М., 1992.

21. Уилсон Д. Американское правительство. - -М., 1995.

22. Китай в новейшее время. - -М., 1981.

23. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Т. 1- -2 - - М., 1998.

24. Федоров Г.К., Лисневский Э.В. История государства и права зарубежных стран. Ч. 1-2 - -Ростов н /Д, 1994.

25. Гражданское, торговое и семейное право капиталистических стран (сборник нормативных актов). - -М., 1986.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.176 сек.