Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины колонизации




Причины великого колонизационного движения архаической эпохи можно обсуждать бесконечно. Прежде всего мы должны провести раз­личие между прямыми, непосредственными причинами и причинами косвенными. Греки конечно же не смогли бы ничего колонизовать без благоприятных косвенных оснований для выведения поселений: соответствующих географических условий, этнополитических отношений, силы и уровня развития местных племен, а также обладания самими греками необходимыми знаниями и уме­ниями. И всё же непосредственные причины необходимо искать в самих государствах Эллады. Без их стремления и осознания необхо­димости выводить дочерние поселения никакая колонизация не смог­ла бы состояться.

В качестве аксиомы можно принять утверждение, что никто не отправлялся искать на чужбине новую родину шутки ради. Иными словами, для колонизирующих государств был характерен такой мо­тив как перенаселенность, в поисках «лучшей доли» многие граждане предпочитали присоединяться к переселенческим экспедициям. Сле­дуя этой аргументации, перенаселенность необходимо рассматривать как фактор, вызывавший колонизацию даже в тех случаях, когда все участники отправлялись на новое место в добровольном порядке. В реальности, однако, нам известны примеры, когда поселенцы рекрути­ровались принудительно, поскольку община решила, что она не смо­жет сохраниться при наличном количестве населения. Это наиболее ясно зафиксировано при колонизации ферянами Кирены, но рассказы о посвящении десятой части населения Аполлону Дельфийскому, ко­торый затем отправил этих людей основывать колонию, хотя и носят мифический характер и обнаруживают влияние италийской практики «священной весны» (ver sacrum), по-видимому, отражают реальные случаи принудительной колонизации.

Основ­ная непосредственная причина колонизационного движения заключа­лась в явлении преизбыточного населения города. Когда сами античные греки рассуждали о колонизации, они описывали ее как ле­карство против перенаселенности и сравнивали с роением пчел (Пла­тон. Законы. 740е, 708b; Фукидид. I. 15. 1). Кроме того, мы имеем убе­дительное археологическое доказательство значительного роста насе­ления в Греции во второй половине VIII в. до н. э. — в то самое время, когда архаическое колонизационное движение еще только начина­лось.

Господствующие слои явным образом выигрывали от удаления той части народа, для которой в родном городе не было достаточных средств к существованию. Эти «лишние» люди само свое недовольство могли превра­тить в политический фактор, особенно в сравнительно небольших общинах. Древние греки очень хорошо это сознавали, что видно из той хрестоматийной роли, которую бедные и недовольные слои насе­ления сыграли в деле установления тиранических режимов.

Если колонисты были людьми без средств к существованию у себя на родине, то какие же способы пропитания они надеялись найти на новом месте? Согласно Аристотелю (Политика. I. 1256 а 35 слл.) суще­ствуют пять основных образов жизни: пастушество, земледелие, пи­ратство, рыболовство и охота. (Торговля, которая включает в себя об­мен и куплю-продажу, не относится к основным способам добывания средств к существованию.) При этом наибольшая часть рода людского, по мнению Аристотеля, живет возделывая землю. Как бы ни относить­ся к этой классификации, нет сомнений в том, что она отражает эко­номические реалии античного мира. Из этого следует, что основная часть греческих колоний и основная часть колонистов кормилась за счет земледелия, а поэтому большинство людей, присоединявшихся к колониальной экспедиции, были движимы надеждой на получение участка сельскохозяйственной земли, которого не было на родине. Поэтому неизбежным кажется заключение, согласно которому гречес­кая колонизация носила в основном аграрный характер.

Широкий простор для дискуссий дает вопрос о том, до какой степени причиной служили торговые интересы колонизации. Несомненно греки знали торговлю как специальный вид деятельности и занимались ей, занимались ей и колонии. Но чтобы говорить, что колония была основана с торговыми целями, необходимо либо установить, что еще до ее выведе­ния существовали торговые связи с этим районом, либо убедиться в том, что с самого возникновения эта колония жила за счет торговли, либо, что еще лучше, продемонстрировать одновременное наличие этих двух факторов. Такие данные редки. Но несомненно, что эллины уже в самом начале архаического коло­низационного движения прекрасно осознавали те перспективы, которые сулила торговая деятельность; поэтому трудно поверить, что эти возможности игнорировались теми, кто выводил новые поселения. Правильным будет следующий вывод: греческие колонисты искали разные пути для обеспечения средств своего существования, всё же в большинстве случаев обращаясь к земледелию. Но очень большой ред­костью были такие колонии, в которых совершенно пренебрегали тор­говлей, и, напротив, часто она составляла важный элемент жизни того или иного поселения, а в некоторых местах именно эта сфера была самой главной.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 983; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.