Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научная и любительская психология




Как известно, многие люди считают себя «неплохими психолога- ми»: они ведь общаются, решают какие-то вопросы, «понимают» друг друга и т.п. «Житейская психология» имеет полное право на существо- вание и даже настоящие психологи (психологи-профессионалы) в не- малой степени опираются на опыт житейской психологии, включая и свой собственный житейский опыт. Но специалисты все-таки разли- чают психологию научную и психологию житейскую. Ю. Б. Гиппен- рейтер выделяет следующие такие различия:

1. Житейские знания конкретны, связаны с конкретными жизнен- ными ситуациями, а научная психология стремится к обобщенному зна- нию, основанному на выявлении общих закономерностей жизни и по- ведения людей.

2. Житейские знания больше носят интуитивный характер, а в психо-

логической науке стремятся к рациональному объяснению психических

явлений, то есть к лучшему их пониманию и даже прогнозированию.

3. Житейские знания передаются в очень ограниченных вариантах

(из уст в уста, через письма и т.п.), а научные знания передаются че-

рез специальную систему фиксации накопленного опыта (через кни- ги, лекции, аккумулируются в научных школах и т.п.).

4. В житейской психологии получение знаний осуществляется че- рез наблюдения, рассуждения или через непосредственное пережива- ние человеком тех или иных событий. В научной психологии новые знания получаются также в специальных исследованиях и эксперимен-


тах, а также в особых формах научного мышления и воображения (то,

что называют «воображаемым экспериментом»).

5. Научная психология располагает обширным, разнообразным и

уникальным фактическим материалом, недоступным ни одному носи- телю житейской психологии.

Особая характеристика научного знания – его системность и упо- рядоченность, что позволяет каждому психологу-профессионалу ори- ентироваться во всем многообразии этого знания.

Но при этом, как отмечает Ю. Б. Гиппенрейтер, нельзя говорить, что научная психология непременно «лучше» житейской, так как на самом

деле они взаимодополняют друг друга (Гиппенрейтер, 1988. – С. 10–15).

На основании сказанного можно условно выделить следующие

принципиальные отличия психолога-профессионала от «психолога-

любителя»:

1. Наличие теоретической базы у специалиста, где главное – система-

тизированные, обобщенные представления о психике и психологии. У

«любителя» могут быть достаточно обширные психологические знания.

2. Опора специалиста на метод научного познания, позволяющий

ему не только ориентироваться в многообразных научных пробле-

мах, но и уметь находить их для себя там, где обыватель их просто

не способен увидеть.

3. Использование специалистом специальных разработанных в пси- хологии средств – методик, то есть научно обоснованных и подтвер-

дивших себя на практике конкретных способов деятельности, направ- ленных на достижение определенной цели – научной, диагностичес- кой, формирующей.

4. Особая ответственность психолога-профессионала. Если «люби-

тель», помогая своим знакомым, обычно берет всю ответственность

«на себя» (и многим людям это нравится, так как снимает ответствен-

ность с них самих), то задача профессионала более сложная – посте-

пенно формировать чувство ответственности у консультируемых кли-

ентов (и не всем это нравится, что значительно затрудняет работу на-

стоящего психолога).

5. Психолог-профессионал должен обмениваться опытом благода- ря деятельности психологических профессиональных сообществ и че-

рез неформальные контакты.

6. Наличие у психолога-профессионала документа о психологичес-

ком образовании.

7. Особый профессиональный такт и следование профессионально-

этическим нормам у психолога-профессионала.

Еще древние говорили: «Важно не просто накормить голодного ры-

бой, важно самого его научить ловить рыбу».


 

8. Способность к профессиональному развитию и саморазвитию психолога-профессионала.

9. Развитая профессиональная психогигиена труда у психолога- специалиста. Перед «любителем» обычно не стоит проблема сохра-

нения своего здоровья при оказании другим людям психологичес-

кой помощи, ведь это не является основным делом «любителя», и

он просто не успевает истощиться эмоционально и психически (хотя

и у «любителей» бывают исключения). А психолог иногда за одну

полуторачасовую консультацию может истощиться так, что на вос-

становление сил потребуются несколько часов. К сожалению, в са- мой психологии (и в медицине) вопросам сохранения психическо-

го здоровья психологов уделяется пока еще недостаточно внима- ния; поэтому сам психолог-профессионал просто вынужден быть психотерапевтом для самого себя, иначе есть риск самому оказаться

«пациентом» соответствующих учреждений.

Добавим, что речь идет не только о психическом здоровье, но и о физическом. Отношение психолога к своему здоровью в целом чрез-

вычайно важно с профессиональной точки зрения. Поддержание хо- рошей физической формы делает психолога более работоспособным и устойчивым к различным стрессовым ситуациям, которых в про- фессиональной деятельности немало. Кроме того, психолог, хочет он того или нет, часто выступает для тех, с кем работает, некоторой «мо-

делью оптимального человека»; на него ориентируются; стало быть,

он должен чувствовать ответственность и в этом плане.

10. Важная характеристика психолога-профессионала – осторож-

ное и критичное отношение к существующим и нарождающимся в

немалых количествах новым методам, претендующим зачастую на то,

чтобы считаться психологическими, но при этом базирующихся на системах представлений, таковыми исторически не являющихся и

чаще всего в той или иной мере популистских в своих приложени- ях. Речь идет об астрологии, хиромантии, дианетике и подобном. Мы говорим не о том, что эти направления недостойны внимания психо- лога; напротив, знать основы названных (и многих других) подхо- дов нужно – хотя бы потому, что они составляют значительную часть

современной мифологии и часто входят в индивидуальные представ-

ления и язык клиентов. Кроме того, в практике эзотерических и ми-

стических направлений возникают явления, нуждающиеся в психо-

логическом объяснении, но пока что его не находящие – не случай-

но многие психологи уделяют серьезное внимание так называемым

«особым состояниям сознания».

Естественно, в полной мере соответствовать всем характеристикам

настоящего психолога-профессионала могут даже далеко не все реаль-


но работающие психологи-специалисты. Да и некоторые психологи-лю- бители все-таки могут приближаться к настоящим профессионалам. Дан- ные различия выделены условно и являются скорее ориентиром для са- моразвития психолога, стремящегося к своему житейскому психологи- ческому опыту добавить опыт психологической науки и практики.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1616; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.