Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы специальной психологии




Принципы специальной психологии состоят из двух групп:

Первая группа – принципы, общие для всех психологических наук:

Принцип детерминизма – выступает в трех аспектах:

1. Все психические явления, как и вся психика в целом понимает- ся как явление причинно-обусловленные объективной действительно-

стью, как отражение действительности.


 

2. Все психические явления рассматриваются как обусловленные деятельностью мозга.

3. При изучении психических явлений должно быть обязательное установление причин, которые вызвали эти явления.

С философской точки зрения детерминизм означает следующее: вне-

шняя причина не определяет реакции человека, а действует через внут- ренние условия. Детерминизм иногда рассматривается как одномомен-

тная система такой связи, как причина – следствия, стимул – реакция и т.д. Необходимо помнить, что есть детерминанты, которые сами по себе не порождают события, а вызываются определенными катализа-

торами, именно из-за их действия следствие возникает не сразу. В ре- зультате причиной того или иного явления может оказаться ряд собы- тий, каждое из которых само по себе не вызывает дефекта, но накоп- ление их приводит к определенному следствию – это кумулятивные причинно-следственные связи.

Для психического развития характерна гетерохронность – одна и та же причина в отношении одних составляющих приводит к одним ре- зультатам, а в отношении к другим – к иным. Вследствие этого необ- ходимо, изучая закономерности развития психики аномального ребенка, учитывать, во-первых, различные виды детерминант, а во-вторых, их системность и изменяемость в процессе развития.

Принцип развития – представляет собой положение, согласно ко- торому психика может быть правильно понята, только если рассмат- ривается в непрерывном развитии. В специальной психологии прин- цип развития предполагает анализ возникновения дефекта, то есть объяснение того, продуктом какого изменения предшествующего раз- вития является этот дефект, а также нарушений развития с учетом воз- растного этапа, на котором данное нарушение возникло, и предшеству- ющих отклонений, на которые оно наслоилось.

При правильном психологическом обследовании детей с отклоня- ющимся развитием можно предсказать эффективность коррекционно- развивающего обучения и вероятность спонтанной нормализации.

Принцип единства сознания и деятельности. При изучении детей

с отклонениями в развитии реализация данного принципа состоит в том,

что деятельность ребенка с отклонением в развитии является одним из важных параметров оценки уровня его развития.

Вторая группа принципов – специальные (частные):

Принцип сравнительного подхода: означает, что оценка достигнуто-

го уровня развития, выявленная у ребенка с отклонением в развитии,

может быть объективно оценена только тогда, когда она скорректирова- на в соответствии с нормами, выработанными для нормальных детей.

Принцип комплексного подхода: означает необходимость рассмот- рения и оценки аномального ребенка лишь в совокупности всех пси-


 

хических свойств и оценки связи данного индивида с окружающим его социумом.

Оба принципа обязательно используются в исследовании особен- ностей детей с отклонениями в развитии. Поскольку, как правило, ярко

выраженная гетерохронность развития их психики обуславливает боль-

шой разброс количественных и качественных показателей не только

между различными категориями аномальных детей, но даже внутри

отдельной категории детей.

Принцип качественного анализа позволяет выяснить, с каким уров-

нем организации психической деятельности связан дефект. Такой ана- лиз дает возможность определить, является ли некий симптом призна-

ком первичного нарушения в психическом развитии или следствием уже имеющегося дефекта.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 823; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.