Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиональные качества специального психолога




Профессиональное и личностное в деятельности психолога очень часто бывают тесно связаны. Трудно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятельности совершенно другим. Поэтому лич- ностные качества составляют важный фундамент профессиональной успешности психолога.

Можно выделить в структуре личности профессионала так называ- емые интегральные характеристики (А. К. Маркова):

а) профессиональное самосознание специалиста, т.е. комплекс его

представлений о себе как профессионале;

б) индивидуальный стиль деятельности и общения – характерное для

данного специалиста устойчивое сочетание задач, средств и способов

профессиональной деятельности и общения;


 

в) творческий потенциал, т.е. комплекс уникальных способностей личности, в том числе креативных, который позволяет решать профес- сиональные задачи на нестандартном уровне.

Важнейшее качество деятельности психолога – профессиональная

компетентность. Она включает в себя: профессиональные знания,

умения, навыки и способности.

Профессиональные знания психолога – это сведения из общей, воз-

растной психологии, психологии личности, психодиагностики, педаго-

гической и практической психологии, других общепрофессиональных

и специальных дисциплин, составляющих суть профессии и определен-

ных Государственным стандартом соответствующего образования.

Можно представить профессиональные знания в определенной

иерархии:

теоретико-методологические – комплексное знание о человеке как

биосоциопсихокосмическом существе; основные методологические

подходы и принципы исследования психики человека; психологичес-

кие закономерности воспитания, обучения, развития личности во всех

стадиях онтогенеза, влияние среды на процессы социализации и ин-

дивидуализации личности; цели, задачи, содержание и принципы про-

фессиональной деятельности психолога;

методические – современные технологии специальной психологичес-

кой работы с разными возрастными группами детей в различных соци-

ально-педагогических ситуациях; практические основы прогнозирования,

проектирования, моделирования профессиональной деятельности;

прикладные – способы, приемы, виды психологической диагности-

ки и коррекции, психологического сопровождения и консультирова-

ния личности и малой группы в психолого-педагогическом процессе.

Профессиональные умения определяют успешность практической

деятельности психолога, его способность применять психологические

знания к выполнению своих обязанностей: конкретные действия, при-

емы, психологические «техники».

Профессиональные умения психолога – это его способность при-

менять полученные профессиональные знания в своей деятельности.

Их можно классифицировать следующим образом:

гностические (поиск, восприятие и отбор информации);

проектировочные (постановка целей и задач, прогнозирование);

конструктивные (подбор и сочетание содержания, методов и

средств);

организаторские (создание условий, стимулирующих целенаправ-

ленное и природосообразное изменение обучаемых); коммуникативные (контактность, общение, взаимоотношения);

оценочные (восприятие и критический анализ действий субъектов педагогического процесса);


 

рефлексивные (самоанализ собственной личности, деятельности и общения).

Рассмотрим более подробно профессиональные умения психолога, отражающие специфику его деятельности.

Коммуникативные умения:

вступать в контакты с разными людьми;

устанавливать профессиональные отношения;

осуществлять индивидуальный подход к людям со специфически-

ми проблемами;

сотрудничать, вступать в деловые контакты;

создавать атмосферу комфортности, доброжелательности;

вызывать доверие у клиентов, соучаствовать в решении их проблемы;

соблюдать конфиденциальность в работе и такт;

побуждать человека к действию, творчеству, проявлению милосердия;

влиять на общение, отношения между людьми в микросоциуме;

правильно воспринимать, учитывать, реагировать на критику.

Прикладные умения:

исследовательские – анализ, сбор, учет, обработка информации, под-

готовка аналитических материалов, разработка программ, подготовка

аннотаций, статей, докладов;

психолого-педагогические – анализ социальной ситуации развития

ребенка, его психологических проблем, планирование, прогнозирова- ние, формы и методы психологической помощи;

специально-психологические – психологическая диагностика, пси- хологическое консультирование, психотерапия и др.

Организаторские умения:

ставить конкретные задачи, направленные на решение проблем;

организовывать подопечных на их выполнение; рационально организовывать свое рабочее время;

планировать этапы и средства деятельности; планировать индивидуальную работу с клиентом;

организовывать отдельные виды психологической работы, выпол- нение программ и проектов;

определять нужды клиентов и помогать им найти соответствующие их потребностям службы;

выявлять и поддерживать полезную инициативу, создавать условия для ее реализации;

объединять людей на основе их общих интересов, духовной близости.

Аналитические умения:

изучать личность, ее микросоциум, ставить психологический диагноз; анализировать конкретные жизненные ситуации клиента, предвидеть

и предотвращать жизненные кризисы;


 

проектировать конечный результат профессиональной деятельности; анализировать полученные результаты в сопоставлении с исходны-

ми данными, выдвигать новые задачи;

анализировать недостатки своей профессиональной деятельности;

анализировать опыт и практику работы специалистов психологичес-

кой службы;

творчески перерабатывать необходимую информацию;

анализировать конкретную жизненную ситуацию, причины и исто-

ки проблем.

Педагогические умения:

обучать других искусству помогать людям, прикладным умениям и

навыкам;

выявлять резервные возможности личности, открывать положитель-

ное в человеке и организовывать процесс его самопомощи;

обучать социальным повседневным жизненным навыкам;

стимулировать положительные проявления, гуманность, милосердие

в поступках, поведении человека, в отношении к другим людям;

воздействовать на подопечного, группу средствами педагогической

техники (речь, голос, жесты, ораторское мастерство);

передавать клиенту знания, полученные в процессе профессиональ-

ного обучения и собственного опыта;

излагать материал доступно, логично, образно, выразительно.

Умения саморегуляции:

контролировать свои эмоции в любой ситуации;

управлять своим настроением;

предъявлять к себе повышенную требовательность;

переносить большие нервно-психические нагрузки;

поступаться своими интересами ради интересов подопечного;

снимать психологическое напряжение.

Результаты многолетних исследований доказывают (М.В. Молока-

нова), что успешность деятельности психолога определяется уровнем

сформированности коммуникативных умений: уровнем сформирован-

ности антропоцентрической направленности личности; уровнем чув-

ствительности к объекту, процессу и результатам психологической де-

ятельности; уровнем сформированности проективных умений (или си-

лой воздействия на поведение других людей).

Умения, как и деятельность в целом, также могут быть рассмотре-

ны с качественной стороны: автоматизированные, репродуктивные,

поисковые и творческие.

Профессиональные навыки – это упрочившиеся, легко и уверенно

выполняемые профессиональные действия, которые позволяют психо-

логу эффективно выполнять работу. Чем больше опыт, тем больше про- фессиональных навыков приобретает специалист.


К числу характеристик профессиональной компетентности также от- носят: диапазон профессиональных возможностей, совершенное вла- дение инструментарием, приемами и технологиями профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность психолога проявля- ется в творческом характере его деятельности, в активном поиске но- ваторских подходов и инновационных технологий, личной инициати- ве и профессиональной коммуникабельности.

Хотя хорошими специальными психологами могут стать люди с раз- ными интересами, умениями и возможностями, тем не менее, существу- ет несколько основных характеристик, требующихся для этой профессии.

1. Знания, необходимые для оказания профессиональной помощи и услуг отдельным лицам, группам, организациям или обществу. Это знания о поведении человека, социальной политике и программах, цен- ностях и этике, о способах выработки оценки собственной практики.

2. Навыки анализа конкретной ситуации, облегчения проблем клиента,

защиты его интересов и других соответствующих способов взаимодействия

с людьми, которые ищут помощи и которым необходимо оказать ее.

3. Поддержка таких ценностей, как гуманность, справедливость,

самоопределение, конфиденциальность, антидискриминация и честность

в профессиональной деятельности.

4. Сознательное и разумное использование собственных личност-

ных качеств и дифференцированное применение навыков общения в

профессиональных целях.

5. Признание и принятие того факта, что часто один человек дол-

жен брать на себя ответственность за создание новых организаций и

общественных институтов, если они необходимы для всех.

6. Глубокая и искренняя заинтересованность в клиентах и работе с ними.

7. Настрой на работу в трудных условиях и решение сложных со-

циальных проблем.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 3631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.