КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные этапы развития психолога-профессионала
Факторы, критерии противопоказания к профессиональной пригодности психолога Основным фактором, определяющим профессиональную пригод- ность психолога, является гуманистическая направленность его лич- ности. На практике это проявляется как представление об абсолютной ценности каждого человеческого существа, личностная социальная ответственность, обостренное чувство добра и социальной справедли- вости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства дру- гого человека, терпимость, вежливость, порядочность, готовность по- нять других и прийти к ним на помощь.
Сопоставляя различные подходы, как и в любой другой профессии, в профессии психолога можно выделить психологические критерии профессиональной пригодности, свидетельствующие о возможности человека овладеть данной профессиональной деятельностью: -высокий уровень интеллектуального развития; -здравый смысл, беглость и острота мышления; -хорошая саморегуляция, самодисциплина; -большая физическая выносливость, работоспособность; -способность вносить большие личностные вклады в других людей; -способность помогать людям в трудных ситуациях; -чувствительность и чуткость к человеку и его проблемам; -любовь и эмпатия по отношению к детям; -оптимистическое прогнозирование; -креативность – способность к творчеству. А.К. Маркова выделила следующие противопоказания для работы в качестве психолога: 1. Ненависть к людям, стремление «мстить» им непонятно за что, к сожалению. 2. Откровенное психическое нездоровье. 3. Неумение общаться, неспособность выстраивать с людьми отно- шения на взаимоуважительной основе. 4. «Лень», безынициативность, а также пассивную установку на профессиональную деятельность.
В соответствии с уровнем сформированности профессиональных умений определяется уровень профессиональной деятельности. Так, Н.В. Кузьмина выделяет следующие уровни деятельности: 1) репродуктивный – умение сообщать другим знания, которыми владеешь сам (однако даже самые глубокие знания не являются при- знаком профессиональной квалификации); 2) адаптивный – достижение нового уровня знаний и умений, вклю- чающего в себя знание не только предмета деятельности, но и осо- бенностей его восприятия и понимания; 3) локально моделирующий знания – умение не только передавать и транслировать знания применительно к конкретной аудитории, но и конструировать их; 4) системно моделирующий знания – владение стратегиями форми- рования системы знаний, навыков и умений в целом; 5) системно моделирующий творчество – владение стратегиями фор- мирования творческой личности, способной к развитию. Н.В. Кузьмина выделяет три уровня осуществления профессиональ- ной деятельности психолога: 1) копирование чужих образцов; 2) осу- ществление деятельности по собственному представлению без учета обстоятельств и 3) творческое осуществление деятельности исходя из ее системного понимания. При рассмотрении основных требований к профессионалу-психо- логу следует вспомнить и о неизбежном формировании у опытных специалистов индивидуального стиля трудовой деятельности, который сложно подогнать под какие-то общепринятые стандарты и профили. Общая логика формирования индивидуального стиля профессиональ- ной деятельности психолога, по мнению А.К. Марковой, предполагает следующие важные моменты: 1. Сначала психолог опирается на уже имеющиеся у него способ- ности и умения, постепенно приспосабливая их к решению своих про- фессиональных задач. 2. Далее на основе имеющихся качеств и умений нередко возника- ют новые, ранее отсутствующие качества.
3. Наконец, постепенно формируется сложная взаимосвязанная си- стема имеющихся адаптированных и новых профессиональных качеств. Такую систему качеств В.С. Мерлин называл «симптомокомплексом» и отмечал при этом: «Индивидуальный стиль деятельности следует по- нимать не как набор отдельных свойств, а как целесообразную систе- му взаимосвязанных действий, при помощи которой достигается оп- ределенный результат. Обращаем внимание, что для полноценного формирования специа- листа-психолога также важнейшую роль играет ориентация на какую- то цель (или даже идею), которая и мобилизует как различные знания и умения, приобретаемые в ходе обучения в вузе, так и постепенно накапливаемый опыт самостоятельной практической работы. Самое печальное здесь – отсутствие такой идеи, что не позволяет навести по- рядок в имеющихся знаниях и умениях, не позволяет обобщить свой опыт, так и оставляя его на уровне «мусора», то есть на уровне неси- стематизированной, не связанной общей идеей «кучи» из отдельных впечатлений, знаний, умений и т.п. Таким образом, профессиональное развитие – это личное дело психолога, его профессиональная судьба. Оно не имеет норматив- ных критериев.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 6133; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |