Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема профессиональных деструкций




Любая деятельность, в том числе и профессиональная, наклады- вает свой отпечаток на человека. Работа может способствовать лич-


 

ностному развитию, но может иметь и отрицательные для личности последствия.

Профессиональные деструкции (от лат. разрушение, нарушение нор- мальной структуры чего-либо) – это изменения сложившейся струк-

туры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продук-

тивности труда и взаимодействия с другими участниками этого про-

цесса (Э.Ф. Зеер).

А.К. Маркова выделила следующие тенденции развития професси-

ональных деструкций (Маркова, 1996):

1. Отставание, замедление профессионального развития. Для пси- холога это может быть связано с тем, что «все надоедает» в работе и

теряется мотив освоения новых способов работы, стремление решать новые проблемы.

2. Несформированность профессиональной деятельности. У психолога это может быть связано с «застреванием» в профессиональном и лич- ностном развитии, о котором уже говорилось в предыдущем разделе.

3. Дезинтеграция профессионального развития, распад профес-

сионального сознания и как следствие – нереалистические цели,

ложные смыслы труда и возникающие на этой основе профессио-

нальные конфликты. Особенно велика опасность «ложных смыс-

лов» и «нереалистических целей» в такой «экзотической» профес-

сии, как психолог, где так и хочется «оторваться от реальности» или

«строить иную реальность».

4. Низкая профессиональная мобильность, неумение приспособиться

к новым условиям труда, результатом чего является полная или час-

тичная дезадаптация. К сожалению, у психологов еще развито неко-

торое профессиональное высокомерие (если не сказать, профессио-

нальное «жлобовство») по отношению к представителям других (ме-

нее престижных и менее «экзотических») профессий, и опасность та-

кой деструкции вполне реальна.

5. Рассогласованность отдельных звеньев профессионального тру-

да, когда одна сфера как бы забегает вперед, а другая отстает. Одним

из вариантов рассогласования (дисгармонии) профессионального раз-

вития психолога может быть чрезмерное увлечение «психологическим знанием», стремление стать «эрудитом» без соотнесения этого знания

с реальными психологическими проблемами, неспособность полноцен- но применять метод научного познания. Главная проблема состоит в том, что у них часто отсутствуют идея, цель, смысл их профессио- нальной деятельности, ради которых и могли бы использоваться эти знания. В итоге получается «знания ради самих знаний».

6. Ослабление ранее имевшихся профессиональных данных,

уменьшение профессиональных способностей, снижение професси-


 

онального мышления. Известно, что чрезмерная эксплуатация како- го-то качества ведет не только к его тренировке и развитию, но с какого-то момента – и к угасанию.

7. Искажение профессионального развития, появление ранее отсут- ствовавших негативных качеств. Специалисты обычно выделяют и ана-

лизируют негативные качества, формирующиеся в работе специального психолога:

· авторитарность (в основе чего лежит «психологическая защита в виде рационализации», а также завышенная самооценка психолога); демонстративность (психолог имеет множество возможностей для са-

мокрасования и самоутверждения, в основе чего лежат завышенная

самооценка и эгоцентризм);

· дидактичность (в основе – стереотипы профессионального мыш-

ления и речевые шаблоны);

· доминантность (в основе – неспособность к эмпатии, а иногда – и

обычный страх перед учениками);

· индифферентность (якобы «вынужденное» профессиональное рав-

нодушие, формирующееся в условиях, когда приходится принимать

участие в проблемах клиентов чуть ли не ежедневно);

· консерватизм (в основе – стереотипы мышления, когда приходит-

ся помногу раз повторять один и тот же, часто уже устаревший мате-

риал, что усугубляется традиционными перегрузками учителей);

· агрессия (в основе часто лежит стремление к «психологической

защите» от возможной «агрессии» самих детей);

· педагогическая экспансия (в основе – тотальная перегруженность

работой и стремление передать свою «самоотверженность» в труде де-

тям, заставляя и их перенапрягаться);

8. Появление деформаций личности (эмоционального истощения и

«сгорания», а также ущербной профессиональной позиции). В работе

психолога такие деформации также вполне реальны, хотя бы потому, что

психогигиенические нормы нагрузки еще очень плохо разработаны. У

психолога это может проявляться в том, что из-за накопившихся про-

блем (и эмоциональной усталости) он постоянно начинает «срывать свое

зло» на других людях, в частности, на доверившихся ему клиентах.

9. Прекращение профессионального развития из-за профессиональ-

ных заболеваний или потери работоспособности. К сожалению, в пси-

хологии возможны и случаи развития психических заболеваний, при-

чиной чему служит обычно нервное истощение из-за чрезмерного

усердия и самоотдачи «ради интересов и блага клиентов», но в ущерб

интересам своим собственным и своих близких. Иногда причиной пси- хических заболеваний психологов (и даже некоторых «впечатлитель-

ных» студентов) может быть слишком сильный шок от «кризиса ра-


 

зочарования» в психологии и неспособность перейти с восторженно- романтического уровня на уровень настоящего творчества.

10. Интуитивно чувствуя, что в чем-то самом важном приходится идти на компромисс, психолог, опираясь на свое «образование» и на-

верняка имеющиеся интеллектуальные способности, пытается оправ-

дать себя (и, конечно же, оправдывает – он ведь такой «умный» и «об-

разованный»!!!). Но это порождает самую страшную деструкцию –

деструкцию изощренного самообмана.

Главная опасность формирования профессиональных деструкций в

том, что развиваются они достаточно медленно, а значит, и незаметно. Это не только затрудняет их своевременное распознавание и принятие

каких-то контрмер, но и создает ситуацию, когда психолог, опять же «по- степенно», начинает привыкать к этим своим негативным тенденциям в развитии и деструкция становится неотъемлемой частью его личности.

Вероятно, важнейшим условием профилактики профессиональных де- струкций в работе психолога могло бы стать развитие представлений о

своих профессиональных и жизненных перспективах. Когда у человека

(и у психолога в том числе) есть оптимистичная значительная (не мелкая,

не обывательская) жизненная цель (мечта), то многие проблемы уходят

как бы на второй план. Рассматривая условия преодоления негативных

последствий стрессов (точнее, дистрессов), Г. Селье дает простую и по-

нятную рекомендацию: «Стремись к самой высшей из доступных тебе це- лей. И не вступай в борьбу из-за безделиц» (Селье, 1992).

Профессия специального психолога предоставляет личности пре- красные возможности и для творческого напряжения, и для решения действительно значимых личностных и общественных проблем, и для полноценного саморазвития и самореализации психолога. Проблема лишь в том, чтобы увидеть эти возможности и воспользоваться ими,

не доводя идею творческого напряжения в труде («мук творчества»)

до абсурда и печального посмешища.

 

 

Список литературы:

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – М., 1996.

2. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в про-

фессию «психолог». – М.,2002.

3. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. – М., 2006.

4. Карандашев В.Н. Психология: введение в профессию. – М., 2005.

5. Климов Е. А. Введение в психологию труда. – М.: ЮНИТИ, 1998.

6. Маркова А. К. Психология профессионализма. – М.: Знание, 1996.

7. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятель-

ности психолога специального образования. – М., 2005.


 

 

ГЛАВА 7. ПСИХОДИАГНОСТИКА КАК ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО ПСИХОЛОГА

 

 

Краткое содержание главы: современное представление о психоди- агностике; принципы психодиагностики; направления диагностики; эта- пы диагностики; этапы обследования ребенка; этика психологическо- го исследования.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1977; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.