Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Транспортно-планировочная организация города




Взаиморасположение селитебной и промышленной территории

После выбора участка для промышленной зоны и селитебной территории в соответствии с заданием на проектирование составляется не­сколько возможных вариантов схем размещения селитебной территории путем сопос­тавления и сравнительного анализа различных решений выбирается лучшее и наиболее обоснованное. Совершенно очевидно, что для этого необходимо иметь топографические планы на точной геодезической основе, составленные путем горизонтальной и вертикальной съемки, или обработанные мате­риалы аэрофотосъемки, служащие исходными данными для проекта.

Серьезная задача при размещении селитебной территории - найти наиболее целесообразное взаиморасположение жилой и промышленной зон на участке, что позволит с самого начала правильно определить характер планировки, размещение линий связи, направле­ния транспортного движения и установить зоны санитарных разрывов.

При решении вопроса о расположении селитебной территории и промышленных зон следует исходить из следующих основных условий:

· промышленная территория занимает периферийное положение и размещается вне селитебной территории с учетом устройства требуемой санитарно-защитной зоны;

· город и промышленное предприятие находятся друг от друга на минимально близком расстоянии: разрывы устанавливаются в зависимости от класса опасности предприятия;

· город и предприятие соединяются короткими и удобными пу­тями сообщения;

· город размещается по отношению к промышленному предприятию с учетом господствующих ветров (с наветренной стороны);

· при размещении поселка и промышленного предприятия учитывается их дальнейший территориальный рост;

· город располагается на более возвышенном месте, чем промышленное предприятие, во избежание стока в город загрязненных производственных вод;

· город располагается выше по течению реки, чем промышлен­ная территория;

· городские сети теплофикации, канализации и водопровода объ­единяются с заводскими сетями.

Единая система дорог, улиц и пло­щадей города, кроме обеспечения удобных, быстрых и безопасных транспортных и пешеходных связей между всеми функциональными зонами, решает целый комплекс сложнейших задач: размещение инженерных се­тей; организацию системы удаления поверхностных вод; создание компо­зиционных осей и центров архитек­турно-пространственных компози­ций города.

Исторически сложились следующие принципиальные схемы построения уличных сетей: прямоугольная, радиально-кольцевая, лучевая, сво­бодная и комбинированная.

В практике застройки новых го­родов часто используется свободная планировка, позволяющая органич­но вписывать городскую застройку в природный ландшафт. Вместе стем современному городу, развиваю­щемуся во времени и пространстве, присуща комбинированная схема построения улиц.

Одной из наиболее сложных в процессе проектирования уличной сети является транспортная система, главная цель которой - сокращение ненужных перемещений и обеспе­чение многообразия скоростей и режимов. Для решения этой задачи требуется рациональное построение системы улиц и выбор вида массово­го транспорта как внутригородского, так и пригородного.

Организация пешеходного движе­ния является не менее важной задачей в современных городах с интенсивным транспортным движением. Положе­ние пешеходов на улицах российских городов стало крайне дискомфортным из-за шума, загазованности возду­ха, плохо организованной парковки автомобилей. Наиболее эффективно эту задачу можно решить путем раз­деления транспорта и пешеходного движения; организации пешеходных улиц прогулочного, торгового, куль­турно-зрелищного назначения, рас­положенных в удобной связи с оста­новками общественного транспорта; сокращения излишнего количества автомашин на улицах города путем сближения жилых зон с местами приложения труда; создания скоростных магистралей; организации цивилизо­ванных способов парковки.

Типы дорог, улиц и проездов. Эффективная организация со­временного городского транспорта зависит от рационального разме­щения улиц и дорог в плане города, от их устройства и оборудования, строгой дифференциации по видам транспорта и скорости движения, правильной организации пересече­ний. В соответствии с этим улицы и дороги города подразделяются на следующие категории: магистраль­ные дороги, магистральные улицы, улицы и дороги местного значения, проезды, пешеходные улицы, вело­сипедные дорожки.

Магистральные дороги предна­значаются для транспортной связи между отдельными районами и уда­ленными промышленными зонами, местами массового отдыха и между другими населенными пунктами в системе группового расселения, а также для связи с внешними авто­мобильными дорогами.

В зависимости от организации движения они бывают:

· скоростного движения - вне-уличные магистрали, оборудован­ные транспортными сооружениями высокого класса с устройством раз­вязки движения транспорта в раз­ных уровнях;

· регулируемого движения - обеспечивают связь между районами города на отдельных направлениях и участках преимущественно грузо­вого движения, осуществляемого вне жилой застройки, а также выходы на внешние автомобильные дороги.

Пересечения с улицами и дорогами предусматриваются преимуществен­но в одном уровне.

Магистральные улицы предназна­чены для транспортной и пешеходной связи в черте города и бывают:

· общегородского значения - располагаются на направлениях
основных пассажиропотоков; реша­ют задачи сообщения пассажирского, легкового и частично грузового автомобильного транспорта между жилыми, промышленными районами и общественными центрами, а также с другими магистральными улицами, городскими и внешними автомобильными дорогами; эта категория подразделяется:

· магистральные улицы непре­рывного движения - имеют много­уровневые пересечения с проезжими частями других улиц и дорог, а также оборудованы пешеходными перехо­дами в разных уровнях;

· магистральные улицы регули­руемого движения - осуществляют транспортную связь между отдельными элементами города и магистральны­ми улицами непрерывного движения с устройством пересечении с другими улицами в одном уровне;

· районного значения - предназначены для транспортной и пешеходной связи между и в пределах жилых районов, между общественными центрами и магистральными улицами с устройством пересечений преимущественно в одном уровне.

Улицы и дороги местного значе­ния подразделяются на:

· дороги в научно - производствен­ных, промышленных и коммуналь­но-складских зонах - осуществляют транспортную и пешеходную связь в пределах города между промышлен­ными районами, грузовыми станци­ями, отдельными промышленными, складскими и коммунальными пред­приятиями, а также внутреннюю связь в пределах крупных научно-производственных, промышленных, коммунально-складских зон;

· улицы в жилой застройке - жилые улицы - служат для транс­
портной и пешеходной связи на тер­ритории жилых районов и микро-­
районов, обеспечивают выходы на магистральные улицы и дороги регу­лируемого движения, не предусмат­ривают пропуск транзитного грузового и общественного транспорта;

· парковые дороги - предназначены для территорий парков и
лесопарков.

 

Таблица 4.1 - Параметры поперечных профилей улиц и дорог

 

Категория дорог и улиц Число полос движения Ширина полосы движения, м Ширина пешеходной части тротуара, м
Магистральные улицы:   Общегородского значения Районного значения     4-8 2-4     3,75 3,5     4,5 3,0
Улицы и дороги местного значения: Улицы в жилой застройке Парковые дороги     2-3     3,0 3,0   1,5
Проезды: Основные Второстепенные     2,75 3,5   1,0 0,75
Велосипедные дорожки 1-2 1,5  

 

Проезды предназначены для подъ­езда транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учрежде­ниям, предприятиям и другим объ­ектам внутри районов, микрорайонов и кварталов, они подразделяются на:

· основные(движение по двум полосам);

· второстепенные(однополос­ные).

Пешеходные улицы осущест­вляют пешеходную связь с местами приложения труда, учреждениями обслуживания, в том числе в преде­лах общественных центров.

Велосипедные дорожки обеспечи­вают проезд на велосипедах по свобод­ным от других видов транспортного движения трассам к местам отдыха, общественным центрам, в пределах жилых районов.

Основные элементы дорог, улиц и проездов. Основные инженерные характе­ристики всех улиц - их поперечный профиль, продольные и поперечные уклоны, виды взаимных пересечений, конструкция покрытий.

Общая ширина улиц и дорог опре­деляется в зависимости от интенсив­ности движения транспорта и пеше­ходов, состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, разделительных и технических полос для проклад­ки подземных коммуникаций, тро­туаров, зеленых насаждений и т.п.), с учетом санитарно-гигиенических требований.

Улицы общегородского и районно­го значения закрепляются красными линиями на основании генерального плана города с учетом требований специальных действующих норма­тивных документов, а улицы и дороги местного значения - на основании проекта детальной планировки с уче­том генерального плана города.

Красные линии - границы, от­деляющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях.

Согласно СНиП 2.07.01-89* шири­ну улиц и дорог в пределах красных линий следует принимать:

магистральных дорог - 50-75 м;

магистральных улиц - 40-80 м;

улиц и дорог местного значения - 15-25 м.

Ширина проезжей части зависит от вида и интенсивности движения транспорта. Минимальная ширина полосы движения автомобиля состав­ляет 2,75 м. На магистралях каждо­му виду, отличающемуся скоростью движения, предоставляется отдель­ная полоса проезжей части. При этом, чем выше скорость транспорта, тем дальше от тротуара располагается полоса движения.

Вдоль магистральных улиц обще­городского значения с непрерывным движением для удобства транспорт­ного обслуживания прилегающей за­стройки предусматривают местные проездыкак с односторонним, так и с двусторонним движением.

Ширину местных проездов сле­дует принимать:

- при одностороннем движении транспорта и без устройства специальных полос для стоянки автомо­билей - не менее 7 м;

- при одностороннем движении и организации движения наземного об­щественного транспорта - 10,5 м;

- при двустороннем движении и организации движения наземного об­щественного транспорта - 11,25 м.

Безопасность движения лимитиру­ют наибольшие продольные уклоны проезжей части: для магистральных дорог скоростного движения 30‰; магистральных улиц общегородского значения 40~50‰; районного значе­ния 40~60‰; улиц и дорог местного значения 60-80‰. Уклоны принято выражать в промилле (‰, тысячных долях): например, i = 0,01 равнознач­но i = 1% или i = 10‰.

В профиле улиц большое зна­чение имеет устройство раздели­тельных полос для отделения эле­ментов поперечного профиля улиц и встречных направлений движения на проезжей части. Разделительные полосы, кроме центральной, долж­ны быть приподняты над лотком проезжей части на 15 см, если по условиям организации движения не требуется специального ограждения. Центральные разделительные по­лосы проектируют в одном уровне с проезжей частью с выделением их разметкой. Ширина их составляет: на магистральных улицах общего­родского значения с непрерывным движением - 4 м, на магистральных улицах районного значения - 3 м (в сложившейся застройке эти по­лосы могут быть более узкими или вовсе отсутствовать). Радиусы закруглений бортов про­езжей части улиц, дорог и раздели­тельных полосследует принимать не менее: для магистральных улиц с регулируемым движением -15 м; для улиц местного значения - 8 м. В сложившейся застройке радиусы закруглений допускается уменьшать соответственно до 8 и 5 м.

Ширина тротуаров принимается кратной ширине полосы пешеходного движения, равной 0,75 м, и зависит от типа улицы и интенсивности пе­шеходного движения. Продольные уклоны тротуаров должны быть не более 60‰. При больших уклонах сле­дует устраивать лестницы. Тротуары должны быть приподняты относи­тельно проезжей части на 15 см.

Большое значение при проектиро­вании уличной сети имеет правиль­ная организация пересечений улиц и дорог, зависящая от их категории и интенсивности транспортных по­токов. Пересечения магистральных дорог скоростного движения и ма­гистральных улиц непрерывного движения организуют в двух уров­нях с полной развязкой движения транспорта; скоростных дорог и ма­гистральных улиц непрерывного дви­жения с магистральными улицами регулируемого движения- в двух уровнях с неполной развязкой дви­жения транспорта, при условии обе­спечения непрерывности движения по главному направлению; магистраль­ных улиц регулируемого движения между собой, с улицами и дорогами местного значения - с развязкой в одном уровне.

Классификация улиц и площадей по функциональному назначению. Улицы могут классифицировать­ся не только по типу транспортного движения, но и по функциональному назначению. Исторически сложилась необходимость выделения главной улицы в центральной части города, по которой проходят торжествен­ные шествия, направляющиеся к центральной площади, проводятся народные гулянья, демонстрации. Эта улица должна быть широкой, хорошо озелененной, иметь парад­ное вечернее световое оформление. В дни проведения мероприятий она освобождается от движения транс­порта, который пропускают по бли­жайшим улицам. Главную улицу, как правило, застраивают общественны­ми и жилыми зданиями, в первых этажах которых располагают раз­личные учреждения обслуживания городского значения.

В современных городах предус­матриваются торговые улицы, на которых преимущественно разме­щают специализированные пред­приятия торговли и общественного питания. Такие улицы должны быть пешеходными или освобожденными от массового городского транспорта и иметь удобные, короткие подхо­ды до его остановок на ближайших улицах. В южных районах торговые улицы целесообразно перекрывать теневыми навесами, оборудовать декоративными водоемами и фон­танчиками, устраивать озелененные уголки для кратковременного отдыха. В северных районах - перекрывать светопрозрачными покрытиями, об­разуя своеобразные торговые пасса­жи. Разновидностью торговых улиц является торговый молл - пешеход­ное общественно-коммуникационное пространство, в котором размещают­ся торговые предприятия и культур­но-бытовые учреждения. Это может быть не одна улица, а система улиц, площадей, галерей, расположенных в строгой последовательности.

В планировочной структуре горо­да, расположенного на берегу водоема, большое значение имеют улицы-на­бережные. В крупных городах их, как правило, используют в роли транс­портных магистралей. В случае ис­пользования набережных в качестве мест для отдыха и прогулок населения они должны быть хорошо озеленены и благоустроены; целесообразно вдоль набережных устройство бульваров.

Основными транспортными и ком­позиционными узлами города явля­ются площади. Они различаются по назначению, условиям расположения в застройке, архитектурно-простран­ственной композиции.

Главная площадь, к которой ве­дет главная улица, предназначается для проведения парадов, народных гуляний и прочих важных для на­селения города мероприятий. Как правило, такие площади организуют в центре города и застраивают теа­трами, музеями и другими зданиями общегородского значения. Движение транзитного транспорта по главной площади не допускается.

Площади перед общественны­мизданиями служат для подхода и подъезда посетителей, а также для размещения стоянок ав­томобилей. Величина таких площадей определяется назначением здания и количеством посетителей. В зависимости от размера на этих площадях разбивают скверы, соору­жают фонтаны, памятни­ки, монументы или устанавливают фирменные знаки и т.п.

Транспортные площади пре­дусматриваются для организации и распределения интенсивных транспортных потоков в местах пе­ресечения нескольких улиц и дорог как на одном уровне (саморегулируемого движения, с принудитель­ным регулированием движения или комбинированные), так и на разных уровнях. Транспортные площади не допускается застраивать жилыми и общественными зданиями с уст­ройством подъездов к ним со сторо­ны площади.

Вокзальные площади являются сложными транспортными узлами с интенсивным движением различных видов городского транспорта и пеше­ходов. На них размещаются остановки городского транспорта и автостоянки. Важное значение имеет организация разделения потоков прибывающих и отбывающих пассажиров, устройс­тво коротких и безопасных подходов к остановкам общественного транс­порта и стоянкам автомобилей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 4548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.