Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы территориально-пространственного развития городов 3 страница




ОСОБНЯК - комфортабельный, чаще 1-2-этажный многокомнатный городской жилой дом для одной семьи. Особняк обычно расположен на отдельном участке, включающем двор со службами и сад. Получил распространение с начала XIX в.

ОТЕЛЬ. Обычно размещен на относительно стесненном участке, отодвинут вглубь территории и отгорожен от улицы и соседних участков сомкнутыми строениями служебных флигелей и высокими каменными оградами, образующими замкнутый внутренний двор с парадным въездом с улицы. Композиционно замкнутый двор приобретает значение парадного аванвестибюля. Сад расположен обычно за главным корпусом и связан с входными помещениями. В XVI-XVII вв. отель – аристократический жилой дом, обычно с парадными и служебными дворами. В XVIII в. отели стали называть различные здания – от городского дворца до небольшого дома для одной семьи. Развитый тип отеля – чаще всего двухэтажный дом с парадными залами, жилыми комнатами и служебными помещениями. 2. Гостиница.

ПАВИЛЬОН. 1. Небольшая крытая постройка легкой конструкции, небольшого объема и различного назначения или большого объема для выставок, киносъемок, торговли. 2. Часть дворцово-паркового ансамбля. 3. Часть большого здания, чаще всего увенчанная самостоятельной крышей.

ПАЛАЦЦО - тип городского дворца-особняка, характерный для итальянского. Возрождения. Классический палаццо – 3-, реже 2- и 4-этажное здание. Внутри расположен дворик, окруженный колоннадой. На 1 этаже находятся служебные помещения, на 2 – парадные, на 3 – жилые. В ранних палаццо сохранились черты средневекового замка.

ПАНДУС, наклонная поверхность (обычно до 13-14˚), прямоугольная или криволинейная в плане. Пандус устраивают в промышленных зданиях, гаражах, подземных переходах, общественных зданиях, гаражах, подземных переходах, общественных зданиях и т.д. В особняках пандус служит для въезда автомобилей к расположенному над цоколем парадному входу, в гаражах – для подъема автомобилей на верхние этажи. В отдельных случаях пандус устраивается вместо лестницы внутри и снаружи здания.

ПАНТЕОН. 1. У древних римлян – храм, посвященный всем богам. 2. Монументальное здание, где хранятся останки выдающихся деятелей, усыпальница.

ПАРАПЕТ. 1. Невысокая ограда вдоль чего-либо, ограждающая покрытие здания, террасу, балкон, набережную, мост и т.д. 2. Каменная стенка высотой около 1,4 м, игравшая роль бруствера на крепостных стенах. Иногда ее называют брустверной стенкой.

ПАРК, земельный участок с естественной или специально посаженной (или дополняющей друг друга) растительностью, аллеями, водоемами, с различным оборудованием. Наиболее ранние декоративные садовые насаждения, известные по письменным источникам, были созданы в храмовых комплексах Ментухотепов (2160-2000 гг. до н.э.) и царицы Хатшепсут (1520-1500 гг. до н.э.) в Древнем Египте на берегу Нила. Растения высаживались на террасах храмов в грунт или привозились в отдельных кадках и расставлялись по ранее подготовленному плану. Центром композиции обычно был бассейн прямоугольных очертаний. В Фивах наряду с храмовым садоводством возникли сады в виллах знати с расположением растений по строгой, геометрически правильной планировке. Главное здание помещалось по оси и вся территория обносилась высокой стеной. Известны парки Ассирии и Вавилона в более раннее время (VIII-VI вв. до н.э.) с искусственными холмами и террасами, с редкими растениями, птицами, зверями, рыбами. В Древней Греции (VI-IV вв. до н.э.) устраивались парки и другого характера: для спортивных состязаний, бесед философов (в священных рощах героев – героонах), парки для развлечений и отдыха. Римские парки тесно связаны с архитектурой, имеют парадную ось, завершающуюся главным домом, украшены фонтанами, мраморными скульптурами, террасами, каскадами, партерами и цветниками. По внутренней организации парки различают регулярные и ландшафтные.

ПЕРЕКРЫТИЕ - конструкция, служащая для ограждения сверху пространства, имеющего стены или столбы, а также какого-либо проема. Может быть балочное или арочное (сводчатое).

ПЕРИПТЕР - тип здания и древнегреческого храма, прямоугольного в плане, с 4 сторон обрамленного колоннадой. Периптеральный храм обычно состоял из пронаоса и наоса (целлы). Периптер сложился к началу VII в. до н.э. и был наиболее распространенным типом храма в эпоху архаики и классики. По типу периптера строились здания в России и Западной Европе архитекторами классицизма.

ПЕРИСТИЛЬ - прямоугольный двор, площадь, зал, окруженный с 4 сторон крытой колоннадой. Римские перистили не были замощены, они являлись садом или даже огородом, куском природы, окруженной портиками, чаще всего одноярусными. Греческие перистили отличались деталями ордера, они имели характер стесненных, окруженных двухярусными портиками двориков городского типа с замощенным полом и небольшим бассейном. Перистиль известен с IV в. до н.э. как часть жилых и общественных зданий. Широко были распространены в эпоху эллинизма и в Древнем Риме.

ПЕРСПЕКТИВА – изображение предметов в тех пространственных соотношениях, в которых эти предметы воспринимаются наблюдателем в натуре, т.е. с учетом изменения очертаний и размеров (линейная перспектива), цвета и четкости зрительного восприятия (воздушная перспектива).

ПЛАНИРОВКА – взаимосвязанное распределение помещений здания в плане с учетом художественно-идейного замысла и практической потребности.

ПЛИНФА - широкий и плоский обожженный кирпич. Имеет форму, близкую к квадрату (в среднем 40х30х3,5 см). Связующим веществом служил цемяночный раствор, ширина которого равнялась ширине кирпича. Плинфа появилась в византийской архитектуре. Но в постройках Киевской Руси уже с X в. полосы раствора в 3 раза шире рядов кирпича. Так как ряды плинф через 1 ряд углублялись внутрь стены для создания перевязки швов, а наружная пустота закрывалась раствором, отсюда тройная толщина швов и полосатость стен. В Византии кладка плинфы со скрытыми швами появилась только в конце XI в.

ПЛОЩАДЬ - открытое, архитектурно организованное, обрамленное зданиями, зелеными насаждениями пространство, входящее в систему городских пространств. Площади имеют правильную форму и различные сложные очертания. В некоторых случаях площади предшествует аванплощадь. В современном градостроительстве городские площади делятся на два типа: транспортные и пешеходные. Транспортные имеют специализированное назначение: вокзальные, предзаводские, перед стадионами и т.д. Могут иметь несколько ярусов (на поверхности, подземные и надземные). Пешеходные площади – театральные, торговые, мемориальные, соборные. Главные площади – парадный, представительный центр города, на них сосредотачивались здания административного и общественного назначения, проходили военные парады (которые могли быть и на специальных площадях - плацпарадах). Ранее площади использовались и для оглашения государственных актов. Площади различного назначения могли иметь озеленение в центральной части и по периметру. В садово-парковых площадях партерная часть сочетается с деревьями и кустарниками, кроны которых могут иметь естественную или геометрическую форму.

ПОДКЛЕТ – нижний этаж каменного или деревянного жилого дома, обычно имеющий служебно-хозяйственное назначение.

ПОРТАЛ - архитектурно оформленный проем, чаще всего, вход в здание. Для зодчества Древнего Египта и античного периода характерны порталы простые по убранству, с плоскими перемычками, Месопотамии – арочные, Ближнего Востока – портал-пештаки. В романской, готической и древнерусской архитектуре с XI в. распространялись порталы перспективные, в архитектуре Ренессанса и барокко в отделке порталов применялся ордер.

ПОРТИК – галерея перед главным входом в здание, у которой одна сторона является открытой колоннадой.

Проект – комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения в течение заданного времени и при установленном бюджете поставленных целей; комплект технической и сметной документации для строительства зданий, машин и оборудования.

ПРОЕКТ – техническая документация, полностью характеризующая намеченное к строительству здание, сооружение, их комплекс; состоит из чертежей, пояснительной записки и сметы. Чертежи дают наглядное представление о проектируемом объекте и являются материалом, по которому осуществляется строительство. В пояснительной записке обосновываются идея проекта и ее технико-экономические показатели. Сметой определяется стоимость строительства. Рабочие чертежи выдают непосредственно строительной организации для осуществления проекта в натуре.

ПРОПИЛЕИ – парадный проход, проезд, часто образованный портиками и колоннадами, расположенными по оси движения.

ПРОПОРЦИИ – пропорциональность – определенная соразмерность частей архитектурного произведения между собой и целым – важнейшее художественное свойство архитектуры, придающее гармоничную слаженность и целостность архитектурному образу.

РАЙОННАЯ ПЛАНИРОВКА – проектирование комплексного территориально-хозяйственного устройства экономического или административного региона и формирования его планировочной структуры, обеспечивающей рациональное размещение отраслей промышленности, сельскохозяйственного производства и расселения, центров культурно-бытового и иного социального обслуживания, мест массового отдыха населения, развитие дорожно-транспортных коммуникаций и инженерных сооружений, улучшение санитарно-гигиенических условий и охраны природы.

РЕКОНСТРУКЦИЯ – переустройство города, парка и других объектов с целью улучшения, восстановление первоначального облика парка, памятника искусства, архитектуры и т.д. по сохранившимся документам.

Реконструкция здания – комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей (количества и площади квартир, строительного объема и общей площади здания, инженерной оснащенности) в целях улучшений условий проживания, максимального устранения физического и морального износа.

РИГЕЛЬ – элемент ряда строительных несущих конструкций, расположенный преимущественно горизонтально в каркасных зданиях.

РИЗАЛИТ – часть здания, выступающая за основную линию фасада по всей его высоте; составляя единое целое со всей массой здания, ризалиты обычно располагаются симметрично (в центре и по сторонам постройки).

РИТМ – последовательное чередование различных соизмеримых элементов в произведениях садово-паркового искусства, отражение в искусстве ритмических процессов объективного мира. Ритм – размерность, такт, повторность пространств, элементов или форм в архитектуре и закономерность их чередования.

РОКОКО – художественный стиль, возникший во Франции при Людовике XVI и распространившийся в Европе в первой половине XVIII в. Выражал вкусы дворянства. Для рококо было характерно отсутствие глубокого идейного содержания и мотивов гражданственности, украшательства, прихотливая орнаментальность формы, отличавшейся нарочитой асимметричностью и сложностью извилистых линий.

РОТОНДА - центрическое сооружение, круглая в плане постройка, обычно перекрытая куполом. По периметру не редко расположены колонны.

СВОД - пространственная конструкция, перекрытие и покрытие сооружений, имеющее геометрическую форму, образованную выпуклой криволинейной поверхностью (сочетание кривых поверхностей или сочетание кривых поверхностей с плоскостью), образованную системой клинообразных камней (или клинообразных швов между камнями), которая дает помимо вертикальной нагрузки на опоры также и горизонтальный распор. Горизонтальный распор может и отсутствовать, быть минимальным или погашаться в теле кольцевой затяжки или иной заложенной в теле свода арматурой. Свод может быть не только системой камней, но и монолитом из железобетона, из металлических конструкций и т.д. Своды подразделяют на: повышенные (отношение стрелы свода или подъема к пролету свода более 1/2); пониженные (отношение стрелы к пролету колеблется между 1/4 и 1/2); плоские (отношение стрелы к пролету менее 1/4).

СИММЕТРИЯ – гармоничное расположение в пространстве отдельных частей целого, соразмерность и соответствие между ними.

СКВЕР - небольшой участок, озелененный деревьями и кустарниками, расположенный в городской застройке. Предназначен для кратковременного пребывания и отдыха. Планировка чаще всего регулярная. Центральная часть сквера не редко служит местом устройства фонтана или установки монумента в окружении цветников.

СТИЛЬ – исторически сложившаяся относительно устойчивая общность образной системы, средств и приемов художественного выражения, обусловленная единством идейного содержания искусства. Этим понятием определяются крупные этапы в развитии садово-паркового искусства и архитектуры: романской, готика, ренессанс, барокко, рококо, классицизм, романтизм.

СТРОИТЕЛЬСТВО – самостоятельная отрасль народного хозяйства, в которой создаются основные фонды производственного и непроизводственного назначения (новые и реконструированные производственные предприятия, общественные сооружения, жилые дома и др.).

СФИНКС, изваяние (изображение) мифических существ (дух-охранитель, воплощение царской власти) с телом льва и человеческой (мужской, реже женской) головой, иногда с головой священного животного (барана, ястреба). Сфинксы ставились в Древнем Египте перед храмами и царскими гробницами в качестве охранителей этих священных мест. Оригиналом для человеческой головы сфинкса, изображавшей одного из египетских богов (бога Тум), обычно служил царствующий фараон. Аналогичные изваяния характерны также для стран Древнего Востока.

ТЕРРАСА. 1. Горизонтальная площадка, образующая уступ на склоне местности. Бывает естественного или искусственного происхождения. Устраивается для строительства зданий, создания террасных парков и т.д. Вдоль нижней границы террасы устраивается вертикальная подпорная стенка или сооружается вал, покрытый дерном. По краю устраиваются балюстрады. При большой неровности рельефа устраиваются несколько террас, соединенных между собой лестницами. На террасе располагают легкую мебель, цветочные газоны и т.д. 2. Открытая или застекленная с трех сторон (с XIX в. застекленная) летняя неотапливаемая пристройка на столбах к зданию, крыша которой часто является продолжением крыши здания. Пристройка в один или несколько этажей сообщается со зданием дверью. 3. Эксплуатируемая кровля террасных зданий, уступами спускающихся по склону.

ТИПОЛОГИЯ ЗДАНИЙ – научная дисциплина, изучающая развитие и формирование типов зданий в связи с их функциональным назначением, определяемым в свою очередь социальными запросами общества, изменениями демографического состава населения, повышением материального благосостояния народа, достижениями строительной техники. Одним из первичных признаков в типологии зданий является классификация зданий по четырем основным группам, соответствующим основным видам деятельности людей: 1) общественные здания и сооружения; 2) жилые дома; 3) промышленные здания и сооружения; 4) здания и сооружения, предназначенные для нужд сельского хозяйства.

ТРАПЕЗНАЯ. 1. Одно из основных сооружений христианского монастыря, включающее зал для совместных трапез монахов, церковь и кроме того подсобные помещения: поварню, кладовые и др. Здания трапезной могут быть двухэтажные. В русских монастырях с XV в. появились каменные трапезные с одно- и двухстолпными залами, с XVII в. – бесстолпные. Трапезные имели воздушное отопление: нагретый воздух из кухни по низу подавался в верхний зал через особые каналы. Часто трапезные обстраивались гульбищами, богато декорировались. 2. Просторная невысокая пристройка с западной стороны христианского храма. Нередко в 2-3 раза превышала основную площадь храма. Служила для общественных нужд общины, здесь обсуждались хозяйственные вопросы, заключались торговые сделки, решались вопросы о выборе должностных лиц, велись судебные разбирательства, объявлялись царские указы, устраивались праздничные торжества.

ТРОМП - разновидность паруса, по форме – часть конуса. Устраивался в углах сходящихся стен, обеспечивая переход от квадрата (прямоугольника) основания к многоугольному или круглому очертанию венчающей части. Получил распространение в архитектуре многих стран, в русской архитектуре преимущественно с XVII в.

УРБАНИЗАЦИЯ – в широком смысле исторический процесс повышения роли городов в развитии общества, усложнения их социально-экономических функций, изменения социально-профессиональной и демографической структуры городского населения, его образа жизни, культуры, общения и др.

УРБАНИЗМ – направление в градостроительстве, основанное на главенствующей (среди других форм расселения) роли городов – центров современной цивилизации; в становлении урбанистических теорий значительное место принадлежит архитектору Ле Корбюзье, который в так называемом «плане Вуазен» (1925 г.) предложил идею грандиозной перестройки центра Парижа в виде вертикально развивающегося города-сада, что в свое время оказало влияние и на советских архитекторов (Н.А. Ладовский, Э. Лисицкий и др.). В теоретических концепциях урбанизма последующего времени становится все более заметной тенденция поиска новых градостроительных структур (строительство г. Чандигарха в Пенджабе, арх. Ле Корбюзье, новой столицы Бразилии – г. Бразилиа, арх. Л. Коста и О. Нимейер), идеи параллельных городов-дублеров (арх. Ж. Кандилис. К. Танге и др.), пространственных городов будущего («Город на столбах», «Город-небоскреб», «Надворный город» и т.п.).

ФАСАД - наружная сторона здания. Различают главный, дворовый, боковые, уличные, садовые фасады и т.д. либо всефасадность, когда все фасады здания имеют одинаково важное значение.

ФЛИГЕЛЬ. 1. Боковая пристройка к жилому дому. 2. Второстепенное здание, примыкающее к главному или стоящее вблизи него, связанное с основным зданием функционально.

ФОРУМ, в Древнем Риме – открытая площадка в центре города. Служила как рынком, так и местом для общественных собраний, политических действий и т.д. В ранние времена там же проводились и состязания, перенесенные впоследствии при императорах в амфитеатры. Форум обычно окружали портиками, колоннадами, общественными сооружениями: храмами, базиликами, дворцами сената, торговыми лавками и украшали какими-либо памятниками и статуями великих людей. Форумом первоначально называлась рыночная площадь, лежавшая вне городской черты, с ростом города включенная в его состав. В крупных городах строилось несколько форумов с определенными функциями: для торговли скотом, вином, овощами и т.д. Для общественно-политической жизни города существовал т.н. «гражданский» форум.

ФРИЗ. 1. В ордерной архитектуре – средняя часть антаблемента между архитравом и карнизом. В дорическом ордере членится на триглифы и метопы, в ионическом и коринфском – заполняется сплошной лентой рельефов или оставляется гладким. 2. Сплошная полоска декоративных скульптурных, живописных или других изображений (часто орнаментального характера), окаймляющая верх стены или поверхность пола и т.д. 3. Выступ по верхней или нижней части столярного изделия.

ФРОНТОН - завершение фасада здания, портика, ограниченное карнизами. Поле фронтона (тимпан) часто украшается скульптурой. Фронтон, в котором отсутствует горизонтальный карниз, называется щипец. Фронтон с разрывом в средней части горизонтального карниза называется полуфронтоном.

ХРАМ КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ, тип христианского храма, сложившийся в развитом средневековом зодчестве Византии и перешедший затем в Киев. В классическом варианте представлял собой прямоугольный объем, разделенный 4 столбами на 9 ячеек. Перекрытием служили крестообразно расположенные цилиндрические своды, а над центром храма на подпружных арках возвышался барабан с куполом. Углы между подпружными арками заполнялись парусами или тромпами. Система имела трех- и пятинефные варианты. Разновидность трехнефного здания – его шести- и четырехстолпные варианты. При шестистолпном здание увеличивалось к западу, повышалась вместимость; четырехстолпный вариант отличался вместимостью. Тип храма возник в VI в. и окончательно сложился к IX-XII вв. в константинопольской школе. В других школах византийского зодчества развились его варианты: храмы с куполом на тромпах, с куполами на рукавах креста и т.д.

ЦОКОЛЬ - лежащее непосредственно на фундаменте подножие здания, сооружения, памятника, колонны и др., обычно несколько выступающее вперед по отношению к верхним их частям. Цоколь нередко обрабатывается рустом, профилями, получает декоративную облицовку. В ордерной архитектуре цоколь обрабатывается в виде пьедестала с трехчастным делением на базу, стул (гладкую, рустованную, обработанную, обработанную рельефами или иначе среднюю часть) и карниз.

ЧЕРДАК - верхнее нежилое помещение в палатах или хоромах, в зданиях под скатной крышей, образуемое верхним (чердачным) перекрытием и крышей, обычно не отапливаемое. Для выхода на крышу, проветривания и освещения в чердаке устраивались слуховые окна. Иногда, особенно при мансардных или односкатных крышах в объеме чердака устраивается жилье.

ШАТЕР - кровельное завершение центрических в плане построек или их частей в виде высокой четырехгранной или многогранной пирамиды. Деревянные шатры делались напуском венцов с уменьшающимися длинами сторон, кирпичные – наклонными рядами и напуском горизонтальных рядов кирпича. Отношение стороны основания к высоте не менее, чем 1:1,5. В культовых сооружениях шатер обычно увенчивался главой, в гражданских и военных постройках – дозорной вышкой, флюгером и т.д. В русском деревянном зодчестве распространен был до конца XVIII в., в каменном – до XVI-XVII вв.

Широкое строительство каменных кремлей (возведение новых, замена деревянных, завершение ранее начатых) велось в XVI-XVII вв. При перепланировке русских городов во второй половине XVIII и первой четверти XIX в. кремли, утратившие свой стратегический характер, были включены в городские комплексы как административные центры и историко-художественные ансамбли.

Экспертиза – рассмотрение, исследование какого-либо вопроса, процесса, явления, требующего специальных знаний, для дачи мотивированного заключения специалистом (экспертом).

ЭТАЖ - продольная часть дома, комнаты которой находятся приблизительно на одном уровне. В жилом доме различают этажи: надземные, цокольные, подвальные, антресоли, мансардные.

ЯРУС. 1. Часть сооружения, повторяющаяся и расположенная друг над другом (галереи, балконы, ложи в зрительном зале и т.п.). 2. Горизонтальное членение фасада, обычно соответствующее этажу здания.

 

 

 

Лекционные курсы, изданные кафедрой «Природообустройство», для студентов и аспирантов

(направление подготовки – «Строительство» и «Водопользование и природообустройство»

 

Городков А.В. Основы садово-паркового и ланд-

шафтного строительства (2004)

 

Городков А.В. Памятники ландшафтного искусства (2003)

Кочегарова Н.Л. Экологическая экспертиза проектов (2005)

Кочегарова Н.Л. Возобновляемые источники энергии (2006)

Евстратов Н.П. Природно-техногенные комплексы (2006)

Булатный И.П. Экологическая инфраструктура (2007)

 

 

 

 

Городков Александр Васильевич

Федосова Светлана Игоревна

 

 

 

 

Учебное пособие

 

 

Компьютерный набор и верстка: Городков А.В.

 

Подписано к печати ______2008г.

Формат 60х90 1/6.ОП. Объем 7,5 п. л. Тираж 100 экз. Заказ ______

 

ГОУ ВПО «Брянская государственная инженерно-технологическая академия»

241037, Брянск, пр-т им. Ст. Димитрова, 3

 

Отпечано в типографии ЦНТИ


* См. словарь архитектурно-строительных терминов (раздел 8).

* Вопросам градостроительства отведено значительное место в трактате первого теоретика Возрождения - Альберти. Позднее о городе писал Антонио Аверлино, Леонардо да Винчи и Палладио. Проекты идеальных городов оставили Амманати (1560), Лорини (1592), Вазари (1598) и Скамоцци (1615). Все без исключения теоретики XV-XVI вв. понимали город как органи­зованное социально-экономическое и архитектурное целое. От города тре­бовали, чтобы он располагался в здоровой местности, был обороноспособ­ным, просторным и архитектурно выразительным. Мастера Возрождения рекомендовали избегать заболоченных мест и территорий, подверженных нездоровым ветрам. Особенно благо­приятным для расположения города считалось побережье моря или большая судоходная река с чистой водой и высокими, плотными бере­гами. Альберти полагал, что деятельность архитектора не может замыкаться в рамках самого города и что следует добиваться благоустройства и архитектурной организованности окружающей город территории в целях улучшения местного климата и создания красивого ландшафта. Альберти советовал сохра­нять близ города обширные луга и леса, а если город располагался в степной местности, то насаждать загородные рощи и проводить к ним дороги по наиболее красивым местам. В трактатах теоретиков Возрождения встречаются наиболее ранние попытки ввести экономическое и строительное зонирование городской тер­ритории. Весьма показателен в этом отношении идеальный город Скамоцци. Пять площадей этого города имеют строго опреде­ленное функциональное назначение. Центральная площадь, лежащая между дворцом и кафедральным собором, назначается для народных собраний; две площади, расположенные на главной (торговой) улице, слу­жат для оптовой и розничной торговли продовольствием; площадь, разме­щенная за дворцом, используется в качестве биржевой и, наконец, послед­няя площадь, разбитая за рекой, является местом торговли громоздкими товарами (дровами и сеном). Последовательно проводится зони­рование городской застройки. Центральные кварталы, окружающие глав­ную площадь, заполняются крупнейшими общественными зданиями; во­круг центральных кварталов располагаются жилые кварталы, а у город­ских валов и на самой окраине города - казармы для расквартировки войск.

Однако решающим градостроительным факто­ром того времени была проблема обороны, так как с применением артил­лерии городские стены перестали быть надежной защитой, и их место за­няли менее уязвимые земляные укрепления с рвами, валами и бастио­нами. Пояс внешних городских укреплений стал настолько широким и мощным, что превратился в фактор, определявший всю внутреннюю пла­нировочную композицию города. В целом, идеальные города сыграли положительную роль в истории развития градостроительства [4].

 

* В Градостроительном кодексе РФ принята новая классификация городов по численности населения: 1 – 3 млн – сверхкрупные города; от 250 тыс. жит. – 1 млн – крупнейшие города; от 100 до 250 тыс. жит. – большие; от 50 до 100 тыс. – средние; до 50 тыс. – малые [10,23].

* Здесь и далее цит. по книге В.А. Нефедова «Ландшафтное проектирование». – СПб гос. архитектур.-строит. ун-т., СПб, 1996. – 92 с.

 

* Здесь и далее приведены выдержки из исследований А.В. Крашенинникова зарубежного опыта градостроительного развития жилой застройки [15].

* В разделах 6.1 и 6.2 приведены материалы, изложенные в исследованиях П.Г. Грабового. См. подробнее в [30]

* См. подробнее исследования, представленные в монографии С.И. Федосовой [40].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1051; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.