Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Доречевой этап




Язык — система знаков и правил их сочетания. Но язык имеет и форму — звуковую и письменную. Ребёнок начинает освоение языка с освоения звуковой формы.

Освоение артикуляции звуков речи — очень сложная задача, и хотя «упражняется» в произнесении звуков ребёнок уже с полуторамесячного возраста, для овладения этим ему требуется почти три года. У всех нормально развивающихся детей существует определённая последовательность в освоении звуковой формы языка и в развитии предречевых реакций: гуление, свирель, лепет, модулированный лепет.

Это своего рода игра и именно потому доставляет ребёнку удовольствие. Ребёнок упорно на протяжении многих минут может повторять один и тот же звук и таким образом словно тренироваться в артикуляции звуков речи.

Обычно при первых же проявлениях гуления мать начинает разговаривать с младенцем. Ребёнок подхватывает эти звуки и повторяет их. Такое взаимное подражание способствует быстрому развитию всё более сложных предречевых реакций. Предречевые реакции будут плохо развиваться тогда, когда с ребёнком хотя и занимаются, но он не может слышать себя и взрослого. Например, если в комнате звучит громкая музыка, разговаривают между собой люди или шумят другие дети, ребёнок очень скоро умолкает. Есть ещё одно условие: ребёнок должен хорошо видеть лицо и губы взрослого, разговаривающего с ним.

К концу первого года жизни дети делают попытки повторять отдельные слова вслед за взрослыми. Известно, что девочки начинают говорить несколько раньше — на 8-9 месяце, тогда как мальчики — на 11-12 месяце жизни.

По экспериментальным данным, уже к б месяцам звуки, произносимые детьми, напоминают звуки их родного языка. Это было проверено в следующем психолингвистическом эксперименте. Испытуемым, которыми были Носители разных языков (английского, немецкого, испанского, китайского) предъявляли магнитофонные записи крика, гу-

 

Возраст детей, месяцы Название этапа Голосовые реакции Физическое развитие
0-1,5 Крик Крик Плачет, улыбается
1,5 Гуление а-аа, уу-у Поддерживает головку, лежа на животе
2-3 Гуление г-у, ш-т, бу-у, зы Играет с погремушкой, которую взрослые кладут ему в руку
  Свирель аль-ле-е-лы, агы-аы Сидит, поддерживаемый рукой взрослого
7-8,5 Лепет ба-ба, да, да (слоги) Удерживает себя в стоячем положении при поддержке взрослого
8,5-9,5 Модулированный лепет Единицы типа мама, папа, дада с разнообразной интонацией Удерживает предметы с помощью большого и указательного пальцев

ления, свирели и лепета детей, воспитывающихся в соответствующих языковых средах. Лишь при прослушивании магнитофонных записей шести-семимесячных детей испытуемые смогли с большой степенью достоверности узнать звуки родного для них языка. Дальнейшее развитие речи ребёнка выглядит так:

 

Возраст Голосовые реакции Физическое развитие
9,5 м. — 1 г. 6 м. Слова: мама, папа, баба, дядя, тётя, ам-ам (кушать). Звукоподражательные слова типа ав-ав (собака), тик-так (часы), му-му (корова) Пытается встать

 

1 г. 6 м. — 1 г. 8 м. Двусловные фразы (Мама, дай!) Повелительное наклонение глаголов Может ходить
1 г. 8 м. — 1 г. 9 м. Формы множественного числа Спускается по ступенькам лестницы

В возрасте 10 месяцев ребёнок все существительные употребляет в именительном падеже в единственном числе. Попытки связать два слова во фразу (21) появляются позднее (в полтора года). Затем усваивается повелительное наклонение глаголов (22). Считается, что когда появляются формы множественного числа, начинается овладение грамматикой.

(21) Мама, дай!

(22) Иди-иди! Дай-дай!

Естественно, что разные дети по-разному продвигаются в своём языковом развитии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 864; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.