Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы оценки конкурентоспособности




Существует несколько методов оценки конкурентоспособности:

Матричные методы. Данный подход базируется на маркетинговой оценке деятельности предприятия и его продукции. В основе методики – анализ конкурентоспособности с учетом жизненного цикла продукции предприятия.

Методы, основанные на оценке конкурентоспособности продукции предприятия. Эта группа методов базируется на суждении о том, что конкурентоспособность предприятия тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции. Для определения конкурентоспособности продукции используются различные маркетинговые и квалиметрические методы, в основе большинства которых лежит нахождение соотношения цена-качество.

Методы, основанные на теории эффективной конкуренции. Суть подхода заключается в балльной оценке способностей предприятия по обеспечению конкурентоспособности. Каждая из сформулированных в ходе предварительного анализа способностей предприятия по достижению конкурентных преимуществ оценивается экспертами с точки зрения имеющихся ресурсов.

 

Оценка конкурентоспособности предприятия необходима в целях:  
разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности
выбора контрагентов для совместной деятельности
составления программы выхода предприятия на новые рынки сбыта
осуществления инвестиционной деятельности
осуществления государственного регулирования экономики

 

 


Рисунок 15.7.Необходимость оценки конкурентоспособности.

 

Комплексные методы. Оценка конкурентоспособности предприятия в рамках подобных методов ведется на основании выделения текущей и потенциальной конкурентоспособности предприятия. В большинстве случаев текущая конкурентоспособность определяется на основании оценки конкурентоспособности продукции предприятия, потенциальная – по аналогии с методами, основанными на теории эффективной конкуренции.

Из всего множества существующих методов оценки конкурентоспособности я выделила на мой взгляд наиболее важные: уровень конкурентоспособности предприятия, уровень колебания прибыли предприятия и расчет занимаемой доли предприятием на рынке.

«1. Коэффициент конкурентоспособности предприятия:

K = Kr * KI,

(15.1)

где
K – конкурентоспособность исследуемого предприятия;

Kr – коэффициент эффективности;

KI – коэффициент стратегического позиционирования.

Эффективность обеспечивает получение прибыли в процессе реализации прибавочной стоимости. Это означает, что основным результатом и критерием эффективности является прибыль предприятия.

В качестве показателя прибыльности может рассматриваться рентабельность производства и реализации продукции, определяемая как отношение прибыли от реализации продукции к затратам, осуществленным для ее производства и реализации.

2. Отношение выручки от реализации продукции к затратам, осуществленным для ее производства и реализации:

r = В / З,

(15.2)

где
r – эффективность предприятия;

В – выручка от реализации продукции;

З – затраты на производство и реализацию продукции.

3. Немаловажную роль играет в оценке конкурентоспособности и оценка занимаемой доли рынка, которая рассчитывается по формуле:

Д = В / V,

(15.3)

где:
Д – доля рынка предприятия;

В – выручка от реализации продукции предприятия;

V – объем рынка.

4. Однако объемы выручки по природе своей совершают бóльшие колебания, чем показатели операционной эффективности, из чего следует бóльшая колеблемость показателей стратегического позиционирования. Это обуславливает то, что основным фактором формирования показателя конкурентоспособности предприятия становится оценка стратегического позиционирования. В то же время показатели операционной эффективности и стратегического позиционирования изначально предполагаются равносильными. В силу этого, необходимо привести влияние указанных показателей на конкурентоспособность предприятия к сопоставимым величинам, для чего предлагается извлечь из отношения индексов изменения объемов выручки квадратный корень:

(15.4)

(15.5)

Чем выше значение показатель К, тем более конкурентоспособным является рассматриваемое предприятие» [3].

1 5.6.Методы оценки конкурентоспособности продукции

Так как и при оценке конкурентоспособности предприятия существует несколько методов оценки конкурентоспособности продукции:

1. Главным показателем определения конкурентоспособности продукции является расчетинтегрального показателя конкурентоспособности (К):

К = Qп/Qэ, (15.6)

где Qп и Qэ — сводные параметрические индексы конкурентоспособности по потребительским и экономическим свойствам соответственно.

Показатель позволяет увидеть, что на единицу затрат потребитель получает К единиц полезного эффекта. Если К > 1, то уровень качества выше уровня затрат и товар является конкурентоспособным, если К < 1 — неконкурентоспособным на данном рынке.

2. Дифференциальный метод

Оценка конкурентоспособности товара производится путем сопоставления параметров анализируемого товара с параметрами базы сравнения, поскольку, как было сказано выше, конкурентоспособность понятие относительное. За базу сравнения может быть принята потребность покупателей или образец. Образцом, как правило, является аналогичный товар, который имеет максимальный объем продаж и наилучшую перспективу сбыта. В случае, когда за базу сравнения принимают потребность, расчет единичного показателя конкурентоспособности производится по формуле:

(15.7)

где:

gi — единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру;

Пi — величина i-го параметра для анализируемой продукции;

Пin — величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью;

n — количество анализируемых параметров.

В случае принятия за базу сравнения образца, в знаменателе дроби проставляется величина i-го параметра для товара, принятого за образец.

В случае, когда параметры товара не имеют физической меры, для оценки их характеристик применяют методы балльных оценок.

Описанный выше метод (дифференциальный) позволяет только констатировать факт необходимости повышения или снижения параметров товара для повышения конкурентоспособности, но не отражает влияние каждого параметра при выборе товара потребителем.

На применении групповых, обобщенных и интегральных показателях основывается комплексный метод. При этом расчет группового показателя по техническим параметрам производится по формуле:

(15.8)

 

где:

Imn — групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам;

gi — единичный показатель конкурентоспособности по i-му техническому параметру;

Li — весомость i-го параметра в общем наборе технических параметров, характеризующих потребность;

n — число параметров, участвующих в оценке.

Расчет группового показателя по экономическим параметрам производится по формуле:

15.9)

 

где З, З0 — полные затраты потребителя соответственно по оцениваемой продукции и образцу.

Полные затраты потребителя включают единовременные затраты на приобретение товара (Зе) и средние суммарные затраты на эксплуатацию товара:

(15.10)

 

где:

Т — срок службы;

i — год по порядку.

Смешанный метод позволяет выразить способность товара конкурировать в определенных условиях рынка через комплексный количественный показатель — коэффициент конкурентоспособности:

 

(15.11)

 

где:

i = 1…n — число параметров продукции, участвующих в оценке;

j = 1…n — виды продукции;

Li — коэффициент важности (значимости) по сравнению с остальными существенными параметрами продукции;

Pij — конкурентоспособное значение i -го параметра для j -ой продукции;

Pin — желаемое значение i -го параметра, которое позволяет полностью удовлетворить потребность показателя;

i = +1, если увеличение значения параметра Pij способствует росту конкурентоспособности продукции (например, надежности, производительности изделия и так далее);

i = -1, если увеличение значения параметра Pij приводит к снижению конкурентоспособности продукции (например, вес, габарит, цена и другое)»[3].

Таким образом, при помощи цифр можно дать характеристику конкурентоспособности одного товара по отношению к другим. Сопоставление товаров ведется при помощи таблицы сравнения параметров. По результатам сравнения одним из трех описанных методов можно дать одно из следующих заключений:

· товар конкурентоспособен на данном рынке в сравниваемом классе изделий;

· товар обладает низкой конкурентоспособностью на данном рынке в сравниваемом классе изделий;

· товар полностью неконкурентоспособен на данном рынке в сравниваемом классе изделий.

«Вывод о конкурентоспособности дополняется заключениями о преимуществе и недостатке оцениваемого товара по сравнению с аналогичными, а также предложениями мер, необходимых для принятия с целью улучшения положения товара на рынке.

По результатам оценки конкурентоспособности товара можно принять следующие решения:

· изменить состав и структуру применяемых материалов, комплектующих изделий или конструкции товара;

· изменить порядок проектирования товара;

· изменить технологию изготовления товара, методы испытания, систему контроля качества изготовления, хранение, упаковку, транспортировку, монтаж;

· изменить цены на товар, цены на услуги, на обслуживание и ремонту, цены на запасные части;

· изменить порядок реализации товара на рынке;

· изменить структуру и размер инвестиций в разработку, производство и сбыт товаров;

· изменить структуру и объемы поставок при производстве товара, цены на комплектующие изделия и состав выбранных поставщиков;

· изменить систему стимулирования поставщиков;

· изменить структуру импорта и видов импортируемых товаров.

15.7. Оценка конкурентоспособности продукции и услуг по Бринку (факультативно)

Под конкурентоспособностью понимается совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, которая отражает его отличие от товара-образца и обеспечивает этому товару преимущества на конкурентном рынке в за­данный промежуток времени. Условие конкурентоспособ­ности товара в общем виде может быть представлено следу­ющим соотношением:

К = (Р / С) —>max, (15.12)

где Р — полезный эффект товара;

С — затраты на приобретение и использование товара.

Определить, соответствует ли товар предприятия этому условию, можно только в процессе сравнения с другими представленными на рынке товарами.

Количественная оценка конкурентоспособности товара предприятия включает в себя следующие этапы:

— выбор наиболее конкурентоспособного товара на рынке в качестве образца для сравнения и определе­ния конкурентоспособности товара предприятия (вы­полнен в подразделе бизнес-плана «Анализ сильных и слабых сторон предприятия и конкурентов»);

— определение набора сравниваемых параметров обоих товаров;

— расчет интегрального показателя конкурентоспособ­ности товара предприятия.

На рисунке 15.8. показана примерная схема оценки уров­ня конкурентоспособности товара.

В процессе оценки конкурентоспособности товара преж­де всего анализируются показатели качественных парамет­ров, таких как нормативно-производственные и потреби­тельские.

Анализ нормативно-производственных параметров на­чинают с исследования патентной чистоты изделия, затем устанавливается соответствие параметров изделия суще­ствующим стандартам и нормам, их границам. В случае, если установлено несоответствие патентной чистоты изде­лия или несоблюдение стандарта, то изделие не может быть рекомендовано для удовлетворения существующей по­требности.

Патент (от лат. litteralpatentes — грамота, patens — открытия) — 1) документ, сви­детельство, выдаваемое изобретателю и удостоверяющее его авторство и исключи­тельное право на использование изобрете­ния. Если патентное право на использова­ние этого объекта принадлежит опреде­ленному лицу, то другое лицо не вправе использовать запатентованный объект без разрешения автора патента; 2) документ, содержащий разрешение на занятие ка­ким-либо ремеслом или промыслом при соблюдении зафиксированных условий и внесении платежа (патентного сбора).

Патентная чистота - юридически за­крепленная возможность свободно ис­пользовать технический объект в данной стране без опасности нарушения действу­ющих на ее территории патентов. В какой-либо другой стране этот объект техники может стать «нечистым», если он попадет под действие выданного в этой стране дру­гому лицу патента или авторского свиде­тельства на аналогичный объект.

Для оценки уровня нормативных параметров использу­ется специальный показатель, который имеет только два значения — 1 или 0. Если изделие соответствует обязатель­ным нормам и стандартам, то этот показатель равен 1, если нет, то 0. Общий показатель по нормативным пара­метрам (1) рассчитывается как произведение частных по­казателей по данному параметру:


 

гдеqi — частный показатель по i-тому нормативному пара метру;

— число нормативных параметров, подлежащих оцен­ке.

Как видно, если один из частных показателей будет ра­вен 0, то общий показатель также будет равен 0, значит, изделие или товар в этом случае является неконкуренто­способным.

 

 


 

Рисунок 15.8. Примерная схема оценки уровня конкурентоспособности товара

 

Потребительские параметры характеризуют потреби­тельские свойства товара (технические характеристики, дизайн и т. д.). Экономические параметры — экономические свойства (составляющие цены потребления).

Потребительским и экономическим параметрам присваи­ваются весовые значения, составляющие в сумме единицу по каждой группе параметров. При определении относи­тельных весов параметров может быть использован метод экспертных оценок.

Далее определяют параметрический индекс по каждому параметру — отношение значений параметра товара и об­разца. Для экономических параметров сделать это просто, поскольку каждый из них имеет численное значение. По­требительским же параметрам, прежде чем определять па­раметрические индексы, надо присвоить численные значе­ния. Если параметры не поддаются непосредственной чис­ленной оценке, то экспертным путем им присваивается балльная оценка.

После определения параметрических индексов рассчи­тываются сводные индексы по потребительским и эконо­мическим параметрам.

Сводный индекс по потребительским параметрам:

где m-число анализируемых потребительских параметров; вес j-гo параметра (параметрического индекса); - значение параметрического индекса j-гo параметра.

Сводный индекс по экономическим параметрам:

 

 

 

где 1 — число анализируемых экономических параметров; Yk— вес к-го параметра (параметрического индекса); Эк — значение параметрического индекса k-го парамет­ра.

Интегральный показатель относительной конкуренто­способности изделия:

. (15.16)

Таблица 15.7. Конкурентоспособность товара

Параметры, единицы измерения Коэффициент весомости Значения параметров Параметри- ческий индекс гр. 3/гр. 4 Мероприятия по повышению конкурентоспособности по параметрам
        Анализи- руемый товар Товар- образец          
    3 4    
Нормативно производ- ственные параметры ¾ ¾ ¾     ¾ ¾ ¾       ¾ ¾ ¾  
Сводный индекс по нормативно- производ- ственным параметрам          
Потребитель- ские параметры         Пj  
  Сводный ин- декс по пот- ребительским параметрам     1,0 __ __    
  Экономичес- кие параметры          
Сводный ин- декс по эко- номическим параметрам   1,0 __      
Интеграль- ный показа- тель относи- тельной конкуренто- способности     __ __ __    
             

 

 

Если интегральный показатель относительной конку­рентоспособности изделия превышает единицу (К > I), то анализируемое изделие превосходит по конкурентоспособ­ности образец, если К < 1, уступает, если К = 1 — нахо­дится на одинаковом уровне.

Пример оценки конкурентоспособности товара (табли­ца 15.8).

Интегральный показатель относительной конкуренто­способности равен 1,121. Анализируемый товар на 12,1% превосходит по конкурентоспособности товар-образец, что свидетельствует о целесообразности его пребывания на данном рынке.

 

Таблица 15.8. Пример оценки конкурентоспособности товара (Конкурентоспособность комплекта зимней спецодежды)

Параметры, Коэффициент весомости Значения параметров Параметрический индекс гр. 3 / гр. 4
единицы измерения Анализи­руемый товар Товар- образец
         
Нормативно- производ­ственные параметры        
— соответ­ствие требо­ваниям технических условий на изготовление изделий   1,0 1,0  
— патентная чистота 1,0 1,0 — '
Сводный индекс по нормативно- производ- ственным параметрам - -   анализируемый товар товар- образец
Потребитель­ские параметры:        
— эстетичес­кие баллы       0,933
— конструк­тивно-эрго­номические баллы 0,5     1,111
— технологи­ческие баллы 0,2     1,111
Сводный индекс по потребитель­ским параметрам 1.0 - - + 0,5*1,11+0,2*1,111= =1,058  
Экономичес­кие параметры: — цена, р. К 1.0     0,944
Сводный индекс по экономичес­ким параметрам 1,0 _ = 1,0*0,944 =0,944  
Интеграль­ный показа­тель относи­тельной конкуренто­способности - - -   = =1,0* = 1,121  

.

Конкурентоспособность товара является определяющим фактором конкурентоспособности предприятия. Конкурен­тоспособность предприятия — это реальная или потенци­альная способность предприятия проектировать, изготов­лять и сбывать товары в тех условиях рынка, где им прихо­дится работать.

Показатель конкурентоспособности предприятия (П) может быть определен как произведение индекса конкурен­тоспособности товара или товарной массы (К) на индекс относительной эффективности производственной деятель­ности (Iэф.:

П = К* I эф. (15.17)

В качестве показателей эффективности деятельности предприятия могут использоваться такие показатели, как рентабельность, объем продаж и их модификации (рента­бельность продаж, рентабельность активов, оборачивае­мость товаров и др.)

Методы оценки уровня конкурентоспособности пред­приятия достаточно разнообразны: по сравнительным преимуществам, по факторам производства, по рыночным позициям фирмы, по качеству продукции, матричный ме­тод. В практике бизнес-планирования оценка уровня конку­рентоспособности предприятия производится преимущест­венно на основе сравнительной характеристики деятельно­сти предприятия и наиболее сильных конкурентов по ряду факторов. Решающую роль здесь играет выбор и оценка факторов. На западном потребительском рынке руковод­ствуются тем, что качество изделий находится более или менее на одном уровне, поэтому особое значение приобре­тают другие стороны удовлетворения желаний потребите­лей: внешнее оформление, простота эксплуатации, извест­ность марки, престиж производителя, гарантийный срок, бесперебойное снабжение запасными частями, быстрый и дешевый ремонт и техническое обслуживание. Вместе с тем используются показатели, характеризующие рекламную де­ятельность, организацию сбыта и т. д.

На рынке изделий промышленного применения учиты­вается исключительность товара. Остальные показатели и их весомые коэффициенты зависят от вида продукции. Вместе с тем с точки зрения потребителя обычно на первое место выходит оперативность и надежность поставок, далее идут быстрота реакции на нужды потребителей, послепродаж­ное обслуживание, репутация поставщика, низкая цена квалификация торгового персонала, товарный кредит и т. д.

В таблице 15.9. представлены основные факторы кото­рые могут быть использованы в ходе анализа. В каждом кон­кретном случае их выбор следует осуществлять с учетом особенностей.

Таблица 15.9.Факторы конкурентоспособности предприятия

Факторы Рынок А Рынок В Рынок С
Пред­прия­тие Конку­ренты Пред­прия­тие Конку­ренты Пред- прия­тие Конку­ренты
                 
                         
Объем продаж (натураль­ные и стоимостные показатели)                        
Занимаемая доля рынка, %                        
Размещение предприятия                        
Время деятельности предприятия, лет                        
Имидж                        
Финансовое положение (рентабельность)                        
Уровень цены                        
Уровень технологии                        
Качество продукции                        
Расходы па рекламу                        
Срок исполнения услуг                        
обслуживания                        
Уровень известности продукции (услуг)                        

Факторов, влияющих на конкурентоспособность пред­приятия, достаточно много. Действие их часто разно направлено, поэтому при определении уровня конкурентоспособ­ности предприятия следует использовать обобщающие оценки.

· метод суммы мест;

· метод балльной оценки;

· метод построения профиля требований;

· метод балльной оценки с учетом коэффициента весо­мости факторов.

Рассмотрим практику использования этих методов на конкретном примере.

 

 

Пример. Исходные данные для расчета представлены в таб­лице 15.10.

Таблица 15.10 Исходные данные к примеру

 

Факторы Фирма «Пушинка» Конкуренты
Фирма «Светлана» Фирма «Клубок»
Доля рынка, %      
Рентабельность услуг, %      
Средневзвешенная цена, р. ПО    
Качество услуг Среднее Высокое среднее
Срок исполнения заказов, дни      
Уровень известности услуг фирмы хорошо известны Известны малоиз­вестны
Расходы на рекламу, тыс. руб. 10,8 5,4 1,8

 

Оценка конкурентов по сумме мест выполнена в табли­це 15.11.

 

Наиболее сильный конкурент для анализируемого пред­приятия — фирма «Светлана» (сумма мест 12).

Таблица 15.11 Оценка конкурентов по сумме мест

 

  Фирма «Пушинка» Конкуренты
Факторы Фирма «Светлана» Фирма «Клубок»
Доля рынка      
Рентабельность услуг      
Средневзвешенная цена      
Качество услуг      
Срок исполнения заказов      
Уровень известности фирмы      
Расходы на рекламу      
Итого:      

 

Балльная оценка конкурентов представлена в таблице 15.12.

Таблица 15.12 Балльная оценка конкурентов

Факторы Фирма «Пушинка» Конкуренты
Фирма «Светлана» Фирма «Клубок»
Доля рынка      
Рентабельность услуг      
Средневзвешенная цена      
Качество услуг      
Срок исполнения заказов      
Уровень известности фирмы     - 2
Расходы на рекламу      
Итого:      
Примечание. Оценка произведена по пятибалльной шкале.

 

Построение профиля требований предполагает выявле­ние, с одной стороны, показателей, по которым фирма имеет преимущества над другой, с другой стороны, пока­зателей, по которым она отстает. Построение основывается на балльной оценке мнений экспертов. Наиболее сильным конкурентом является тот, чей график расположен правее. Построение профиля требований осуществлено для анали­зируемого предприятия — фирмы «Пушинка» и наиболее сильного конкурента — фирмы «Светлана» (таблица 15.13).

Анализируемое предприятие является лидером по таким показателям, как доля рынка сбыта, средневзвешенные цены услуг, расходы на рекламу. В то же время оно отстает от конкурента по срочности исполнения заказов.

Использование метода балльной оценки с учетом коэф­фициента весомости показано в таблице 15.14.

Относительный показатель преимуществ предприятия по сравнению с наиболее сильным конкурентом можно оп­ределить по формуле:

П= , (15.18)

 

 

Средние экономические показа­тели, величины — среднестатистичес­кие показатели, определяемые как сред­ние за несколько лет по ряду экономичес­ких объектов или по всей совокупности производителей и потребителей. Следует иметь в виду, что средние объемы произ­водства, доходы и расходы населения, средняя заработная плата определяются не как средние арифметические и тем более не как полусумма крайних значений, а как средневзвешенные по всем производствен­ным объектам, лицам и семьям, работни­кам, потребителям. Например, если один человек имеет годовой доход величиной в 6 тыс. долл., три человека — 10 тыс. долл. на каждого и еще два человека — 15 тыс. долл. на каждого, то их средний доход ра­вен (6000 + 3 * 10 000 + 2 * 15 000): 6 = 11 000 долл. на человека.

 

Таблица 15.13 Построение профиля требований

Наименование требований Балльная оценка
         
Доля рынка          
Рентабельность услуг          
Средневзвешенная цена          
Качество услуг          
Срок исполнения заказов          
Уровень известности услуг фирмы          
Расходы на рекламу          
Обозначения:     фирма «Пушинка»    
фирма «Светлана»    

где Бп — балльная оценка анализируемого предприятия, баллы;

Бк — балльная оценка наиболее сильного конкурента, баллы.

Относительный показатель конкурентных преимуществ фирмы «Пушинка» определен на основе данных метода балльной оценки с учетом коэффициента весомости:

 

П= (15.19)

Показатель [(П—1) 100%] показывает превышение преи­муществ предприятия над конкурентами. По данным зару­бежной практики, если преимущества предприятия превы­шают преимущества конкурента на 30%, то это означает, что надо позаботиться об изучении существующего опыта работы на данном рынке, внимательно присмотреться к тому, как действуют конкуренты. При 30-50% предприятие занимает достаточно устойчивое положение на рынке. Пре­вышение в 50—70% означает, что предприятие работает ус­пешно и ему надо наращивать имеющиеся достижения. Если превышение больше 70%, то предприятие, по су­ществу может контролировать рынок и сохранить завоеванные позиции.

Таблица 15.14 Балльная оценка с учетом коэффициента весомости

  Коэффици- ент весомо- сти Фирма «Пушинка»   Конкуренты
Показатель   бал­ гр. 2х Фирма «Светлана» Фирма «Клубок»
    Лы гр.З бал­лы гр.2х гр. 5 бал­лы гр.2х гр.7
Доля рынка 0,2   1,0   0,4   0,2
Рентабельность услуг 0,2   1,0   1.0   0,8
Средневзвешенная цена 0,15   0,75   0,6   0,6
Качество услуг 0,15   0,6   0,75   0,6
Срок исполнения заказов 0,15   0,3   0,45   0,75
Уровень известности ' услуг фирмы 0,1   0,5   0,3   0,2
Расходы на рекламу 0,05   0,25   0,1   0,05
Итого: 1,0   4,4   3,6   3,2
Примечание. Весовые оценки получены экспертным путем посредством установления степени важности факторов конкурентоспособности предприятия.  

 

 

В рассмотренном примере превышение преимуществ предприятия над преимуществами конкурента составляет 22%, следовательно, положение фирмы «Пушинка» на рынке недостаточно устойчивое.

При оценке конкурентоспособности предприятия могут использоваться и оригинальные подходы.

Пример. Фирма-производитель контрольно-измерительных приборов

«а-инжениринг».

Фирма имеет шесть конкурентов, выпускающих анало­гичную аппаратуру. Технический персонал фирмы неод­нократно посещал эти предприятия. Однако практически вся интересующая информация является коммерческой тайной и недоступна для анализа. Известны цены конку­рентов на продукцию. В таблице 15.15 представлены цены на датчики давления, аналогичные нашему.

Спектр цен распределяется на два основных уровня: больше 4 500 руб. за изделие и меньше 2 500 руб. за изделие.

При продвижении товара фирмы на рынок избрана так­тика следования за лидером. Предприятие выпускает ориги­нальный, но взаимозаменяемый датчик и выходит на ры­нок с более низкой ценой.

Для оценки деятельности конкурентов была опрошена группа квалифицированных специалистов фирмы, которые посещали предприятия-конкуренты, встречались на вы­ставках с их представителями и общались по телефону с от­делами сбыта.

 

Таблица 15.15 Цены конкурентов на датчики давления

 

Изготовитель Наименование прибора Цена базозой модели с НДС, р.
«Сапфир» г. Москва Сапфир 22М-ДМ-2150  
«Метран» г. Челябиисх Метран 22-ДИ-2150  
«ТЖИУ» г. Пенза ТЖИУ-406-1Ех  
«Мила» г. Ульяновск Мида-ДИ-13П  
«КРТ» г. Орел КРТ-МР1  
«Дм» г. Томск ДМ 5007  
««-инжиниринг» г. Новочеркасск АГАТ  

Им было предложено оценить деятельность предприятий по четырехбалльной системе. В таблицах 15.16, 15.17 представ­лены шкалы, по которым оценивались эффективность, ре­путация и объем реализации в сравнении с нашим пред­приятием. При этом наш уровень следовало оценить как удовлетворительный. Если параметр неизвестен, то следует ставить удовлетворительно. Если параметр неизвестен, то следует ставить удовлетворительно.

Оценки экспертов по каждому предприятию складыва­лись, а затем делились и определялась средняя величина экспертной оценки.

 

Таблица 15. 16. Шкала оценки эффективности и репутации

Плохо  
Удовлетворительно  
Хорошо  
Отлично  

 

 

Таблица 15.17. Шкала оценки объемов реализации

 

Меньше нас  
На уровне с нами  
Больше нас  
Очень много  

 

 

В таблице 15.18 представлены результаты экспертной оценки деятельности предприятий-конкурентов по сравне­нию с нашей.

 

 


Таблица 15.18. Оценка деятельности конкурентов

Изделие Оценка деятельности
Репутация Объем реализации Эффективность
«Сапфир» г. Москва 2,66 3 0,66
«Метран» г. Челябинск 2 3 1,33
«ТЖИУ» г. Пенза 2,66 2,66 3
«Мида» г. Ульяновск 0,66 2 0,66
«КРТ» г. Орел 0,66 2,33 0,33
«Дм» г. Томск 1 2,33 0.33
«а-инжепиринг» г. Новочеркасск 1 1 1

 

Данные таблицы 15.18 показывают, что у нашего пред­приятия еще достаточно работы по достижению результа­тов конкурирующих фирм. Однако с учетом того, что пред­приятие только внедряется на рынок, данные показатели конкурентоспособности можно считать приемлемыми.

Контрольные вопросы

1. В чем отличие ниши от сегмента рынка?

2. Перечислите последовательность этапов бенчмаркинга при разработке бизнес-плана.

3. Что такое конкурентоспособность предприятия?

4. Какие способы оценки конкурентоспособности пред­приятия вам известны? Раскройте их сущность.

5. Какие требования предъявляются к выбору факторов оценки конкурентоспособности предприятия в биз­нес-плане?

6. Охарактеризуйте вероятные методы конкурентной борьбы в зависимости от степени доминирования фирмы на конкурентной карте рынка.

7. Какие вам известны недобросовестные методы конку­ренции? Почему их использование нерационально в расчете на долгосрочную перспективу деятельности фирмы?





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 19722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.135 сек.