Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория уровней языка




Первоначально Ч. Осгуд описывал процесс человеческой коммуникации так, что он совпадал в основных моментах с описанием технической коммуникации. Но при описании процесса порождения речи он выступает уже не как механицист, а скорее как психолог. В его книге «Психолингвистика—54» рассматриваются проблемы порождения и восприятия речи на базе так называемой теории уровней языка.

Предлагая теорию уровней языка, Чарлз Осгуд полагал, что в процессе речепроизводства (кодирования речи) существуют четыре уровня.

1. Мотивационный уровень (motivational level). Единицей уровня
мотивации является предложение в широком1 неграмматическом пони
мании. На этом уровне говорящим принимаются решения общего ха
рактера:

а) говорить или не говорить;

б) если говорить, то в какой форме — утверждение, вопрос, прика
зание;

в) если форма выбрана, то какими средствами воспользоваться для
её выражения в предложении — например, выбрать активную или пас
сивную форму;

г) что выделить логическим ударением, какие выбрать модели ин
тонации.

2. Семантический уровень (semantic level). На этом уровне гово
рящий поочередно выделяет в предложении определённые последова
тельности слов — функциональные классы. Они соотносятся с клас
сом непосредственно составляющих (традиционно выделяемым в аме
риканской дескриптивной лингвистике). А по Осгуду, любое предло
жение может быть разбито на единицы кодирования. Причем эти еди
ницы — не конкретные слова, а функционально-семантические классы
(73). Так, к примеру, представление о молодом человеке с рюкзаком

-за плечами — одна единица с точки зрения семантического уровня о порождения речи. Она может заполняться разными словами, но это — единица функционального класса. (73) Талантливый художник — рисует — интересную картину.


3. Уровень последовательностей (sequentional level). На этом уровне
единица — слово, но не как семантическая единица, а как фонетиче
ское слово. В процессе кодирования на этом уровне последовательно
стей действуют следующие механизмы:

а) распознавание звуковых последовательностей (backward-working
skill modification);

б) определение длины отрезков (length of junctures) так, чтобы ин
тервалы между словами были больше, чем интервалы внутри слов даже
на границе морфем;

в) механизм грамматических последовательностей (grammatical se
quencing mechanisms), которые имеют дело с «большими сегментами».

4. Интеграционный уровень (integrational level), где в качестве еди
ницы выступает слог. На этом уровне действуют моторные механизмы
кодирования, и происходит звуковое оформление проработанного вы
сказывания.

Предложенная модель является первой попыткой в общем виде представить процессы порождения речи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2259; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.