Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственное регулирование торговой деятельности




Рыночная экономика не исключает, а даже предполагает государственное регулирование, под которым понимается комплексная система мер, осуществляемых государством, по обеспечению предпосылок для эффективного развития рыночной экономики в целом и бизнесе в частности. Вмешательство государства в функционирование рыночных механизмов основывается на комплексе элементов различных теорий регулирования – кейнсианства, монетаризма и конвергенции социально-экономических систем. Данные теории были разработаны для рыночной экономики. Но, ни одна из них в чистом виде не применялась, да и не может быть применима. Они используются в зависимости от стадии развития общества.

Воздействие государства на сферу товарного обращения осуществляется с целью сбалансирования спроса и предложения и должны осуществляться по следующим направлениям:

- регулирование налоговой и денежно-кредитной политики;

- регулирование цен и тарифов на отдельные социально-значимые товары и услуги;

- введение квот, лицензий, стандартов и технических условий к качеству товаров и услуг;

- ведение социальных, гуманитарных и экологических норм;

- определение требований к статистической, бухгалтерской и иной информации представляемой в государственные органы;

- разработка системы программ и мероприятий для достижения определенных параметров экономики (например, программа поддержки малого бизнеса) и т.д.

В Законе «О торговле» (2003 г.) предусматривается перечень принципов, ограничений и мероприятий по поддержке и содействию торговле (глава 4). Все эти формы и методы могут быть сгруппированы в следующие три блока:

1. Правовые, применяемые в рыночной экономике (антимонопольное законодательство, правила сертификации продукции, регламент проведения государственных закупок, правила работы бирж и т.д.).

2. Финансово-экономические (налоги, кредиты, льготы, дотации, государственные программы и др.).

3. Социальные (установление минимальной заработной платы, размеры пенсий, пособий, выплат и т.д.).

Различают две группы методов:

1) Прямые методы государственного регулирования (законодательные акты, программы, субсидии, бюджетное финансирование, государственный заказ);

2) Косвенные методы регулирования (налоговая, ценовая, финансовая, кредитная политика, регулирование внешнеэкономической деятельности и др.).

Государственными органами в пределах их полномочий в области торговли последовательно и на системной основе проводится работа по:

созданию условий для эффективной деятельности субъектов торговли;

поддержке инвестиционной деятельности, включая приобретение новой торговой техники и оборудования, осуществление и внедрение научных исследований, а также внедрение новых технологических процессов;

привлечению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на договорной основе к реализации государственных целевых программ и заказов;

осуществлению программ демонополизации торговли;

поддержке и развитию предпринимательства;

формированию стабилизационных фондов товаров;

приватизации объектов торговли;

освоению экономически мало эффективных торговых зон, расположенных в отдельных местах проживания граждан или приложения их труда, труднодоступных населенных пунктах, экологически неблагоприятных районах;

созданию и развитию отраслевых и территориальных ассоциаций, союзов торговых организаций;

стимулированию торговли посредством размещения государственных заказов, субсидирования и иного экономического стимулирования в соответствии с законодательством.

Государственные органы содействуют субъектам торговли в развитии устойчивой и эффективной системы товародвижения, выполнении работ, оказании услуг потребителям и стимулировании их деятельности.

К основным полномочиям местных исполнительных и распорядительных органов в области государственного регулирования торговли относятся:

разработка и реализация программ развития торговли на территории соответствующих административно-территориальных единиц;

принятие в пределах их компетенции нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области торговли на территории соответствующих административно-территориальных единиц;

формирование товарных ресурсов для административно-территориальных единиц в целях обеспечения бесперебойной торговли;

осуществление государственного контроля в области торговли;

применение к субъектам торговли, виновным в нарушении законодательства Республики Беларусь о торговле, мер ответственности в случаях и порядке, установленных законодательными актами;

иные полномочия в соответствии с законодательством.

В целях защиты прав потребителей в 2002 г. Принят Закон республики «О защите прав потребителей», который регулирует правовые, экономические и организационные основы защиты прав потребителей при розничной торговле, устанавливает их права на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах и об изготовителях, просвещение в области защиты прав потребителей, государственную и общественную защиту их интересов.

Государственными органами определены правила торговли, которые устанавливают единые требования, как к частным, так и государственным и кооперативным организациям торговли.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 724 от 30 мая 2003 г. «О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики» утверждены норматив обеспеченности населения торговой площадью – 260 кв.м на 1 тыс.чел. и норматив обеспеченности населения местами в общедоступной сети объектов общественного питания – не менее 15 мест на 1 тыс.чел.

Ежегодно Правительством Беларуси принимается решение о создании стабилизационного фонда продовольственных товаров на межсезонный период и формировании цен на продукцию растениеводства. Кроме того, разрабатывается порядок организации и проведения конкурсных торгов для закупки товаров (работ, услуг) с целью удовлетворения государственных нужд.

В целях повышения эффективности политики государственного регулирования в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания необходимо реализовать ряд следующих мер макроэкономического характера:

- обеспечение единых подходов при осуществлении государственного регулирования торговой деятельности и деятельности товаропроизводителей; совершенствование института собственности, других институтов рыночной инфраструктуры, включая рынки товарных, информационных и консультационных услуг, и развитие конкуренции, разработка Программы поддержки малых и средних организаций в период трансформации торговой сети под воздействием глобализационных процессов;

- содействие повышению конкурентоспособности товаров и услуг;

- совершенствование национальной системы управления качеством, приближение ее к международным стандартам; отказ от системы квотирования потребительских товаров;

- пересмотр критериев технического регулирования, в том числе ряда критериев лицензирования деятельности субъектов предпринимательства;

- переход к свободному ценообразованию при соответствующем государственном контроле за ценами предприятий-монополистов и на социально значимые товары;

- совершенствование амортизационной политики в направлении повышения заинтеесованности торговых организаций и предприятий общественного питания в приобретении нового современного оборудования и внедрения прогрессивных технологий;

- совершенствование механизма налогообложения организаций торговой сферы и предприятий бытового обслуживания;

- повышение уровня компетентности государственных служащих в вопросах государственного регулирования и рыночной экономики; разработка государственной политики, направленной на формирование рыночной этики и идеологии, уважение предпринимательства;

- активное содействие организации всевозможных школ торгового бизнеса, курсов повышения квалификации для высшего и среднего управленческого звена, торгово-оперативного персонала;

- пропаганда здорового образа жизни и высокого качества потребления среди населения республики, поддержка рекламы отечественного товаропроизводителя;

- содействие повышению экономической и потребительской грамотности населения, совершенствование законодательной базы торговли и трансформация полномочий и функций органов государственного регулирования, защита прав индивидуальных предпринимателей и потребителей.

Реализация перечисленных направлений совершенствования политики государственного регулирования будет содействовать дальнейшему развитию торговли, рыночных начал в экономике, повышению национальной экономической безопасности Республики Беларусь, эффективному вхождению страны в мировое сообщество, повышению качества жизни белорусского населения.


 

Глава 2. Рынок потребительских товаров и услуг – сфера хозяйственной деятельности торговых организаций

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 543; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.