1. Центральные темы в истории развития основных прав и свобод а) Естественное и государственное право
Уже в 5-м столетии до Рождества Христова философское учение софистов про- возгласило, что естественное право выше и лучше, чем существующие позитивные законы. Позитивными законами служило право, установленное государством, по- литиками. Это установленное право могло вступать в противоречие с чувством спра- ведливости граждан, нравами и обычаями, развивавшимися в течение длительного времени. Источник этого правового чувства, или этих нравов и обычаев, не мог, следовательно, лежать в государственном праве. К тому же и изменение властных полномочий было в значительной мере непредсказуемым. Отсюда следовал вопрос: есть ли наряду с законами политиков другое право и является ли это естественное право более сильным, более совершенным, более исконным, чем государственное право? Подобное право должно оставаться в неизменных основных принципах, способных пережить постоянное изменение внешних условий. Такое право следует называть естественным правом.
Поскольку, однако, такое естественное право нигде не было записано и не было провозглашено в законах, его было трудно распознать. Сводился ли, например, факт существования рабов к позитивному праву или это различие людей на свобод- ных и рабов было частью естественного, божественного порядка? И может ли госу- дарство, могут ли политики посягать на этот естественный порядок и изменять его или государство в большей мере обязано уважать и проводить в жизнь даннъш естественный порядок? Эти вопросы, или, лучше сказать, форма постановки вопро- са носила пока еще в основном абстрактный, спекулятивный характер. Она не имела какого-либо влияния на государственное устройство. Политики издавали законы, и даже философы продолжали держать рабов (Платон, Аристотель).
Идея справедливости по ту сторону установленного права постоянно возникает в разных формах. Родственным ей понятием выступает понятие золотого века, или, говоря менее поэтично, первобытного состояния. Согласно ему существует состоя- ние мира и людей, до того как люди объединились в общество и возникло государ- ство. В этом золотом веке люди свободны и живут согласно своему предназначению в гармонии с природой. В этом первобытном состоянии государство не различает людей; все равны, нет ни рабов, ни господ. Люди живут свободно и без насилия. Это первобытное состояние существует только в мыслях, но не в действительности. В сравнении с первобытным состоянием реальный мир коррумпирован, испорчен и опасен. Основные права и свободы призваны служить тому, чтобы восстановить, насколько это возможно, первобытное состояние в реальной жизни. При этом ис- ходят из того, что действительное, разумное существование человека находится в гармонии с природой. Функция первобытного состояния служила многим мысли- телям вплоть до сегодняшнего времени отправной точкой для создания их теорий.
36)
Термин естественного права зарекомендовал себя в ходе истории как собра- ние различных идей. Из идеи некоего права, которое следует только найти и познать, постоянно развивались оппозиционные, а зачастую и манипуляцион- ные позиции. Идея уже существующего, но еще не сформулированного права позволяла вкладывать в себя самое разное содержание. (См. IV. А.5. «Проблемы разграничения»)
Идея естественного права отражается еще и сегодня в том факте, что закреплен- ные теперь в Конституции основные права и свободы стоят над законами. Толкова- ние законов должно осуществляться в соответствии с основными правами и свобо- дами. Три ветви государственной власти — законодательная, судебная и исполни- тельная — при выполнении своих функций также должны придерживаться основных прав и свобод. Законодательные акты могут быть проверены судами на предмет их соответствия основным правам и свободам. В правовом государстве основные права и свободы в большинстве своем записаны на бумаге и являются частью Конститу- ции. Они представляют собой основу государственного правопорядка и выступают тем самым как часть позитивного права.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление