Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

А. История идеи основных прав и свобод




1. Центральные темы в истории развития основных прав и свобод
а) Естественное и государственное право

Уже в 5-м столетии до Рождества Христова философское учение софистов про-
возгласило, что естественное право выше и лучше, чем существующие позитивные
законы. Позитивными законами служило право, установленное государством, по-
литиками. Это установленное право могло вступать в противоречие с чувством спра-
ведливости граждан, нравами и обычаями, развивавшимися в течение длительного
времени. Источник этого правового чувства, или этих нравов и обычаев, не мог,
следовательно, лежать в государственном праве. К тому же и изменение властных
полномочий было в значительной мере непредсказуемым. Отсюда следовал вопрос:
есть ли наряду с законами политиков другое право и является ли это естественное
право более сильным, более совершенным, более исконным, чем государственное
право? Подобное право должно оставаться в неизменных основных принципах,
способных пережить постоянное изменение внешних условий. Такое право следует
называть естественным правом.

Поскольку, однако, такое естественное право нигде не было записано и не было
провозглашено в законах, его было трудно распознать. Сводился ли, например,
факт существования рабов к позитивному праву или это различие людей на свобод-
ных и рабов было частью естественного, божественного порядка? И может ли госу-
дарство, могут ли политики посягать на этот естественный порядок и изменять его
или государство в большей мере обязано уважать и проводить в жизнь даннъш
естественный порядок? Эти вопросы, или, лучше сказать, форма постановки вопро-
са носила пока еще в основном абстрактный, спекулятивный характер. Она не имела
какого-либо влияния на государственное устройство. Политики издавали законы, и
даже философы продолжали держать рабов (Платон, Аристотель).

Идея справедливости по ту сторону установленного права постоянно возникает
в разных формах. Родственным ей понятием выступает понятие золотого века, или,
говоря менее поэтично, первобытного состояния. Согласно ему существует состоя-
ние мира и людей, до того как люди объединились в общество и возникло государ-
ство. В этом золотом веке люди свободны и живут согласно своему предназначению
в гармонии с природой. В этом первобытном состоянии государство не различает
людей; все равны, нет ни рабов, ни господ. Люди живут свободно и без насилия. Это
первобытное состояние существует только в мыслях, но не в действительности. В
сравнении с первобытным состоянием реальный мир коррумпирован, испорчен и
опасен. Основные права и свободы призваны служить тому, чтобы восстановить,
насколько это возможно, первобытное состояние в реальной жизни. При этом ис-
ходят из того, что действительное, разумное существование человека находится в
гармонии с природой. Функция первобытного состояния служила многим мысли-
телям вплоть до сегодняшнего времени отправной точкой для создания их теорий.

36)


Термин естественного права зарекомендовал себя в ходе истории как собра-
ние различных идей. Из идеи некоего права, которое следует только найти и
познать, постоянно развивались оппозиционные, а зачастую и манипуляцион-
ные позиции. Идея уже существующего, но еще не сформулированного права
позволяла вкладывать в себя самое разное содержание. (См. IV. А.5. «Проблемы
разграничения»)

Идея естественного права отражается еще и сегодня в том факте, что закреплен-
ные теперь в Конституции основные права и свободы стоят над законами. Толкова-
ние законов должно осуществляться в соответствии с основными правами и свобо-
дами. Три ветви государственной власти — законодательная, судебная и исполни-
тельная — при выполнении своих функций также должны придерживаться основных
прав и свобод. Законодательные акты могут быть проверены судами на предмет их
соответствия основным правам и свободам. В правовом государстве основные права
и свободы в большинстве своем записаны на бумаге и являются частью Конститу-
ции. Они представляют собой основу государственного правопорядка и выступают
тем самым как часть позитивного права.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.