Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

На современном этапе (1992—2004) 629 2 страница




Ольга — первая из русских, принявшая христианство. Произошло что в 957 г. в Константинополе. В русских летописях приводится кра­сивая легенда о крещении княгини. Она якобы влюбила в себя визан­тийского императора Константина. «Достойна ты царствовать с нами и столице нашей», — сказал ей Константин. Ольга ответила: «Я языч­ница. А если хочешь, чтобы я крестилась, то крести меня сам — иначе не крещусь». По просьбе Ольги император стал ее крестным отцом, пое­ли чего предложил стать своей супругой. Ольга напомнила Константи­ну, что по христианским обычаям их брак теперь невозможен: «Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью. А у хри­стиан не разрешается это — ты сам знаешь». Византийский владыка иынужден был признать, что Ольга перехитрила его. Одарив русскую княгиню богатыми дарами, он с честью отпустил ее домой. Эта роман­тическая история не более чем легенда. Император Константин был женат. Однако факт принятия Ольгой христианства историками под сомнение не ставится. Русская Православная церковь причислила Оль­гу к лику святых.



Сын Игоря и Ольги Святослав Игоревич был талантливым полко­водцем (схема 12). Большую угрозу для Руси представляли воинствен­ные племена печенегов, жившие в Северном Причерноморье, и давний враг славян — Хазарский каганат. Святослав разбил хазар и подчи­нил себе Волжскую Булгарию. Его власть признали многие народы Кавказа. В 968 г. Святослав совершил свой первый поход на Дунай и завоевал ряд принадлежавших Византии крепостей. Во втором похрде (969) он воевал на Балканах против Византии в союзе с болгарами. После битвы при Доростоле войска Святослава были вынуждены по­кинуть Балканы. Сохранилось сделанное византийским историком опи­сание внешности Святослава: «Он был среднего роста... с густыми бро­вями, голубыми глазами, плоским носом и бритою бородой... Голова у него была совсем голая, но только на одной ее стороне висел локон во­лос, означающий знатность рода... Он казался мрачным и суровым. В одном ухе висела у него золотая серьга, украшенная двумя жемчужина­ми с рубином посередине». Возвращаясь из дунайского похода, Свято­слав был убит печенегами.

Вскоре после гибели Святослава Игоревича между его сыновьями началась междоусобная война. Победителем из нее вышел Владимир (схема 13). Имя князя Владимира — одно из самых значимых в рус-


 


 

Схема 14

окой истории. Древнерусские книжникиназывают этого князя равно- япостольным. По православной традиции так именуют святых, послу­живших распространению христианства. Родоплеменные культы язы­ческих богов изжили себя. Русь нуждалась в религии с единым богом и единым вероучением. «Повесть временных лет» сохранила легенду о выборе будущей религии. Выслушав богословов разных конфессий и сравнив богослужения, Владимир остановился на греческой вере. В исторической памяти русского народа князь, крестивший Русь, остался кик Владимир Красное Солнышко.

У древних славян существовали представления о высших и низших божествах. Источники свидетельствуют о поклонении богу-громоверж­цу Перуну, покровителю скота Велесу, богу ветров Стрибогу и др. На­ряду с мужскими божествами почитались и женские во главе с боги­ней плодородия Мокошью (схемы 14, 15). Поклонение силам природы иыражалось в вере в низшие божества. Их чаще всего называли по месту предполагаемого обитания: домовые, лешие, водяные и т.д. По­пытка языческой реформы (980) предшествовала введению христиан-

  Языческие боги  
  J " Перун -. ч^бог молний, грома, войны^х  
         

 

1 I I,.* 1
Даждьбог — бог солнца Стрибог — бог ветра Сварог — бог неба Велес — бог скота Макошь (Мокошь) — богиня плодородия и покровительница рода
 

 

ства. Владимир унифицировал пантеон языческих богов. В центре Ки­ева были установлены идолы самых почитаемых славянских богов во главе с громовержцем Перуном. Но традиционная древняя религия уже не соответствовала ни идеологическим потребностям формирующегося государства, ни реальным условиям раннего Средневековья. К тому вре­мени большинство европейских народов исповедовало христиан-скую веру.

Христианство возникло на территории Римской империи. Станов­ление христианского вероучения происходило на семи Вселенских со­борах, проходивших с IV по VII в. В конце IV в. империя распадается на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константи­нополе (Византия). В 476 г. Западная Римская империя прекратила свое существование. В результате этого распада произошло размеже­вание восточной и западной христианских церквей. Основные бого­словские расхождения концентрировались на вопросе: «от кого исхо­дит Дух Святой?». Богословы восточной церкви говорили, что Святой Дух исходит от Отца, а богословы западной — от Отца и Сына. Затем к богословским прибавились территориальные и экономический споры. (Окончательный раскол (схизма) произошел в 1054 г. В христианской религии образовалось два основных течения: католицизм и правосла­вие. Позднее, в XVI в., возникло протестантство.)

В I тыс. христианство распространилось среди большинства наро­дов Европы. Первым христианским проповедником на землях восточ­ных славян по древнерусским летописям и впоследствии, по церковной традиции, считался апостол Андрей Первозванный. Согласно «Повести временных лет» апостол плавал по Днепру и был в местах, где впос­ледствии возникли города Киев и Новгород. Достоверно известно, что приверженцы христианства были среди населения Восточно-Европей­ской равнины задолго до правления князя Владимира. К концу X в. потребность молодого государства в принятии новой веры стала оче­видной. Монотеистическая религия призвана была укрепить власть великого князя. Будучи умным и дальновидным политиком, Владимир не мог не понимать, что принятие христианства укрепит международ­ное положение Руси и будет способствовать ее приобщению к визан­тийской культуре.

Осуществлению планов князя Владимира способствовали политиче­ские обстоятельства. В Византийской империи вспыхнул мятеж полко­водца Варды Фоки. Византийские императоры-соправители Василий II и Константин VIII обратились к киевскому князю с просьбой о воен­ной помощи. В обмен на такую услугу князь Владимир потребовал от императоров отдать за него замуж их сестру принцессу Анну. Импе- риторы согласились, но при условии крещения Владимира. Дружина кцизя приняла участие в подавлении мятежа, но греческие правители по сдержали своего слова. Тогда Владимир осадил г. Корсунь (он на­ходился в черте современного Севастополя) и вынудил византийцев имполнить обещание. В Корсуни Владимир и принял крещение. Его при­меру последовали бояре и дружинники. Затем князь Владимир обратил м христианство свой народ (схема 16). В русской летописи приводится яркий рассказ о свержении языческих идолов, которых князь велел изру­бить или сжечь. «Перуна же приказал привязать к хвосту коня и во­лочить его с горы... и приставил двенадцать мужей колотить его жез­лами. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для норугания беса, который обманывает людей в этом образе, — чтобы принял он возмездие от людей... И, притащив, кинули его в Днепр».

Крещение киевлян и свержение идолов не означало немедленной христианизации страны. Этот процесс затянулся на долгие века. Новая религия сталкивалась с пережитками языческих верований. Несколько раз вспыхивали антихристианские восстания. И все же делать акцент на насильственных методах приобщения Древней Руси к христианской религии, как это было в советские времена, не следует.



Значение принятия христианства признают и верующие, и атеисты. Монотеистическая религия укрепила власть князя, обеспечив тем са­мым укрепление государственности. Единая вера в отличие от языче­ских культов способствовала становлению единства страны и народа. Вырос и международный авторитет Руси, правители христианских го­сударств стали относиться к киевским князьям как к равным себе вла­дыкам.

Наконец, особое значение принятие христианства имело для разви­тия русской культуры. Распространение христианства сопровождалось созданием на Руси великолепных памятников архитектуры и изобра­зительного искусства. Еще при жизни Владимира византийскими мас­терами в Киеве была заложена церковь Пресвятой Богородицы. В свя­зи с тем, что князь отдал на строительство церкви десятую часть сво­их доходов, ее стали называть Десятинной. До наших дней эта церковь не сохранилась, так как была разрушена при нашествии монголо-татар в 1240 г. Вместе с христианством к нашим предкам пришла азбука ки­риллица, изобретенная в IX в. греческими миссионерами Кириллом и Мефодием. В XI в. начало зарождаться русское летописание.

В летописях упоминаются 12 сыновей князя Владимира, управляв­ших отдельными территориями. В 1014 г. один из сыновей — Ярослав, княживший в Новгороде, — отказался платить дань киевскому князю. Это, естественно, вызвало гнев Владимира, и он объявил о походе на земли непокорного сына. Однако войны между Владимиром и Яросла­вом не случилось, так как старый князь вскоре умер. После смерти отца началась междоусобная война между его наследниками. Ее жертвами стали братья Борис и Глеб, убитые по приказу старшего брата Свято- полка. Эти два сына Владимира первыми из русских были официально причислены Русской православной церковью к лику святых. Победи­телем в борьбе за власть стал Ярослав, прозванный летописцами Муд­рым (схема 17). При Ярославе Мудром Древнерусское государство до­стигло наивысшего могущества. О силе и международном авторитете Руси свидетельствует родство киевского князя с королевскими домами Европы. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе, а его сын — на дочери византийского императора. Дочери Ярослава были выданы замуж за французского, норвежского и венгерского королей, внучка — за германского императора. В 1030 г. Ярослав совершил успешный поход в Прибалтику, где основал г. Юрьев (ныне г. Тарту). Еще одним важным событием стал разгром печенегов в 1036 г. Долгие годы этот кочевой народ совершал набеги на русскую землю. После победы Русь на некоторое время обезопасила себя от вторжения кочевников. В эту эпоху Киев стал одним из красивейших городов Европы.



 

Схема 17


1.3. Социально-экономические и политические отношения

В исторической науке относительно общественно-экономического строя и социальной структуры Киевской Руси возникает немало спор­ных вопросов (схема 18). Много десятилетий назад выдающийся оте­чественный ученый академик Б.Д. Греков написал, что Киевская Русь жила уже при феодализме. В дальнейшем историки уточняли этот те­зис, называя Древнерусское государство раннефеодальным. Пред­полагалось, что все основные черты феодализма в нем уже присутство­вали, хотя и находились на начальной стадии развития. По мнению из­вестных исследователей Ю.Г. Алексеева и А.А. Зимина, Киевская Русь только стояла на пороге феодализма, и общественные отношения в ней можно назвать княжеско-общинными. Один из ведущих ученых Санкт- Петербургской исторической школы И.Я. Фроянов считает, что древне­русское общество переживало разложение первобытно-общинного строя, носило раннеклассовый характер и не имело четкой формационной при­надлежности. В его социальной структуре проявлялись четкие элементы и феодализма, и первобытно-общинного строя, и даже рабовладения.

Данные древнерусских летописей и других источников свидетель­ствуют о том, что в Киевской Руси уже существовало заметное рассло­ение общества (схема 19). Его верхушку составляли князья, их прибли­женные бояре (княжеские мужи), дружинники, служители культа. Предполагают, что развитие крупного феодального землевладения, об­разование наследственных феодов, которые на Руси называли вотчи­нами, началось не ранее XI в. Основную массу населения в те време­на, по-видимому, составляли лично свободные крестьяне, называемые в источниках людьми. Важную роль в их жизни играла община (мир, или вервь). Закон предусматривал, в частности, коллективную ответ­ственность крестьян за совершенное на земле общины преступление. Во многих источниках упоминаются смерды. Возможно, это слово было синонимом понятия «люди». Некоторые историки считают, что смердами назывались зависимые от феодалов крестьяне. Точных сведений о путях закабаления и формах эксплуатации смердов у нас нет. Существова­ли также категории крестьян — закупы и рядовичи, у которых домини­ровали различные формы экономической зависимости от высших сосло­вий. Свободные жители городов назывались градскими людьми.

В древнерусском обществе существовали и несвободные люди, на­ходившиеся на положении рабов. Некоторые отечественные историки даже считали рабство основой социально-экономической жизни Древ­ней Руси. Современная наука этот взгляд не разделяет. Но тем не менее


Схема 18


Социальная структура и основные категории населения Древней Руси
  Высшие сословия ч -L  
  / - v —  
1 Служители культа 1 | Бояре | | Князья | | Дружинники |
Jill 1

 

Волхвы Православное
(языческие жрецы духовенство
до принятия (сХв.)
христианства)  
Потомки родоплеменной знати, дружинники

 

Вожди племен, позже — правители государственных образований
Воины княжеских отрядов, выполнявшие также управленческие функции

Низшие сословия

£


Люди, или смерды (свободные крестьяие-общинники)

Градские люди (горожане)

Рабское население (зависимая социальная группа, близкая к рабам)


 

 


Закупы, взявшие у другого землевладельца ссуду («купу») скотом, орудиями труда и иным имуществом и обязанные отработать этот долг

Рядовичи, заключи­вшие с землевладель­цем договор («ряд») об условиях своей работы на него

Челядь (военно­пленные)
Купцы (гости)
Ремеслен­ники

Холопы (рабы за долги)


 

 


Схема 19


моменты рабовладения в раннефеодальном государстве, несомненно, имели место. Источники выделяют две категории рабского населения: чшшдь и холопы. Челядь, как правило, состояла из военнопленных и их потомков. Такие рабы считались младшими членами семьи. Распрост­ранялось обращение в рабство соплеменников, отсюда появился новый иил несвободных людей — холопы.

Основу экономики Киевской Руси составляло сельское хозяйство. Имеете с тем больших успехов достигает ремесло. Его развитие тесно снизано с бурным ростом городов, которые были административными центрами славянских племен, а впоследствии древнерусских княжеств (схема 20). В языческую эпоху в городах отправлялись родовые куль­ты славянских богов, в христианскую — сооружались каменные хра­мы. Города стали основными торгово-ремесленными центрами.

В Киевской Руси была хорошо развита обработка металлов. Исто­рики и археологи насчитали более 150 видов изделий, выпускаемых русскими кузнецами. Наивысшего расцвета в Киевской Руси достиг­ло художественное ремесло. В то время работало множество ювелир­ный мастерских. Русские мастера освоили сложную технику фигурно­го литья, зерни (узор из множества мелких шариков) и скани (нанесе­ние рисунка тонкой проволокой). Образовавшиеся на рисунке промежутки иногда заполняли эмалью (перегородчатая эмаль). Особое умение требовалось при изготовлении черни, т.е. черного фона для у.юрчатых серебряных пластинок (схема 21).

Развивалась и внешняя торговля (схема 22). Через русские земли проходил знаменитый путь «из варяг в греки», т.е. из Скандинавии в Византию. Экспортировались воск, пушнина, лен и льняные ткани, из­делия кузнецов и оружейников. Нельзя забывать и о работорговле — русские купцы нередко продавали челядь в другие страны. Импорти-




 

Схема 21

ровала Древняя Русь главным образом предметы роскоши, церковную утварь и пряности. Вместе с тем во внутриэкономической жизни Руси, как и во времена родового строя, господствовало натуральное хозяй­ство, и торговые связи большого значения не имели.

Главой Древнерусского государства считался правивший в Киеве ве­ликий князь. Княжеская власть ввиду действовавшего так называемого «лествичного» принципа наследования переходила не только от отца к сыну, но и от брата к брату, от дяди к племяннику и т.д. Большинство ис­ториков называют политический строй Киевской Руси раннефеодальной монархией (схема 23). И.Я. Фроянов указывает, что киевского князя ни в коем случае не следует называть государем. Действительно, абсолютным монархом князь в то время не являлся. В его распоряжении не было раз­витого государственного аппарата.

Как уже отмечалось, киевским князьям удалось подчинить себе все восточно-славянские племена. Уже с X в. племенные князья в источни-


 

ках не упоминаются. На местах власть киевского князя представляли носадники и волостники. Со второй половины X в. крупными террито­риями управляли удельные князья. Ими становились, как правило, сы­новья великого князя.

При князе функционировал совет (дума), состоявший из представи­телей высшей аристократии и духовенства. Важную роль в обще­ственной жизни формирующегося государства играло собрание город- гких жителей — вече. В нем принимали участие все взрослые мужчины города. Ядро древнерусского войска составляла княжеская дружина. I) военное время собиралось народное ополчение — вой. Члены дру­жины делились на старших (бояре, княжеские мужи) и младших (от­роки). Дружинники участвовали в управлении государством и служи­ли опорой княжеской власти.

Русская Правда — первый известный нам систематический сбор- пик русских правовых норм (схема 24). Вероятно, он был основан на обычном праве древних славян. Подлинник древнего закона до нас не дошел, но сохранилось 100 его списков, относящихся к XIII—XVIII вв. По содержанию эти списки делятся на три редакции: Краткую, Про­странную и Сокращенную.

Первая редакция — Краткая Русская Правда — относится к XI в. Она сохранилась в составе одной из новгородских летописей, где поме­щена под 1016 г. после сообщения о победе новгородского князя Яросла- IIH над своим братом Святополком Окаянным. Краткая Правда неоднород-


 


 

Схема 24

на по содержанию. Ее первая часть называется «Правда Ярослава», или «Древнейшая Правда». Как следует из названия, эта часть восходит к вре­менам Ярослава Мудрого. «Правда Ярослава» весьма архаична по содержа­нию. Она начинается с предписания кровной мести, что говорит о нали­чии в древнерусском обществе значительных пережитков родового строя. Вторая часть называется «Правда Ярославичей», она появилась при сыновьях Ярослава Мудрого — во второй половине XI в. Записи о кров­ной мести в ней уже отсутствуют. Вероятно, этот обычай был отменен Ярославичами.

В древнерусском законе нет смертной казни, за различные виды пре­ступлений предусматривалась дифференцированная система штрафов, выраженных в денежном эквиваленте, размер которого, например, за убийство зависел от социального положения убитого. Максимальный штраф (80 гривен) назначался убившему княжеского управляющего или старшего дружинника. За убийство свободного человека полага­лось выплатить 40 гривен, за сельского старосту и ремесленника — 12. Дешевле всего оценивалась жизнь смерда и холопа — 5 гривен. Таким образом, древний закон дает нам представление о социальной структу­ре древнерусского общества. В «Правде Ярославичей» есть также ста­тьи о краже и истреблении имущества.

Вторая редакция — Пространная Русская Правда — появилась в XII в. Она сохранилось в более чем ста списках, в том числе в составе юридических сборников. Редакция разделена на две части: «Суд Ярослава Владимировича» и «Устав Владимира Всеволодовича». Возникли эти части одновременно. Одним источником Пространной Правды стала


Краткая Правда, а другим — «Устав Владимира Мономаха». В законах Мономаха также отсутствуют статьи о кровной мести и смертной каз­ни. «Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить», — по­учил киевский князь своих сыновей. Зато в Пространной Правде есть много статей об имуществе, о порядке взимания ростовщиками процентов (рсзов), о положении закупов и холопов. Впервые в русском законе рас­сматривалось наследственное право. В нем перечислены различные кате­гории наследников, введено опекунство. Это свидетельствует о развитии государственно-правовых отношений в древнерусском обществе.

Третья редакция — Сокращенная Русская Правда — сохранилась в поздних списках. Точные обстоятельства ее возникновения неизвест­ны. Предполагают, что она создана в XV в. и представляет сокращен­ную переработку Пространной Правды.

1.4. Культура

Древняя Русь — это эпоха становления не только отечественной государственности, но и нашей национальной культуры. Как уже отмеча­лось, решающее влияние на духовную жизнь Руси оказало принятие хри­стианства в 988 г. Древнерусская культура складывалась из двух начал: млияния Византии и духовного наследия древних славян (схема 25). Дивно прошли те времена, когда историки видели в славянах лишь пер-


 

вобытный народ с примитивной и неразвитой духовной жизнью. Велико­лепные образцы декоративно-прикладного искусства, сюжеты русских на­родных сказок и преданий — все это позволяет утверждать, что к мо­менту крещения Руси наши предки имели высокую духовную культу­ру. Пережитки язычества долго сохранялись в народном сознании. Еще сто лет назад большинство русских крестьян не сомневались в суще­ствовании низших божеств славянского пантеона: леших, домовых, во­дяных и т.д. Следы древних верований сохранились и в художествен­ной культуре русского народа. На вышивках, керамике, украшениях, ху­дожественной росписи предметов быта мы видим пришедшие из глубины веков языческие символы Солнца и плодородия.

Сохранение пережитков язычества позволяет многим исследователям говорить о бинарности древнерусской культуры. Под этим термином по­нимается двоеверие, т.е. сочетание в народном сознании языческого и христианского начал. В советскую эпоху историки часто делали акцент на насильственное внедрение новой религии, зачастую непонятной и чуж­дой народным массам. Действительно, нам известно об антихристианских восстаниях, организованных языческими волхвами. Так, во время одного из них был убит епископ Леонтий Ростовский. Но это не отменяет велико­го значения принятия христианства. Приход новой монотеистической религии привел к истинной духовной революции. Вчерашние язычники приобщались к вечным моральным ценностям христианства. Представле­ние о Боге — творце всего сущего изменили представления об окружаю­щем мире и месте в нем человека. Идея пришествия Богочеловека Христа формировала представление о личности в человеке.

Большое значение для культурного развития Древней Руси имело влияние Византии. От ее культурных традиций Русь восприняла ос­новные каноны архитектуры, жанры и принципы изобразительного ис­кусства и литературы. Но русская культура с самого начала не своди­лась лишь к подражаниям греческим образцам. По словам известного искусствоведа В.Н. Лазарева, русские люди создали такой художествен­ный мир, «который при всей своей преемственности от Византии, явля­ется глубоко оригинальным творением русского народа».

Подобно другим европейским государствам того времени, в Древней Руси господствовало религиозное мировоззрение. Его отражает боль­шинство сохранившихся до наших дней памятников искусства и лите­ратуры: иконы, храмы, рукописные книги и т.д. Светские начала пред­ставлены в основном в произведениях устного народного творчества и предметах декоративно-прикладного искусства.

Важной особенностью духовной жизни Руси было культурное единство народа. До эпохи петровских преобразований разделение на культуру господствующих слоев общества и культуру народных масс Пыло выражено очень слабо.

В целом культура Руси развивалась в рамках традиционализма. Следование традициям, почитание старины — характерные черты ду­ховной жизни любого средневекового народа.

С традиционализмом тесно связана такая специфическая черта ду­ховной жизни Древней Руси, как анонимность. Мы знаем много заме- чительных памятников литературы, архитектуры, изобразительного ис­кусства, но чаще всего имена их создателей нам неизвестны. Знамени­тый отечественный филолог академик Д.С. Лихачев писал о древнерусской литературе: «Это было искусство, создавшееся путем коллективного опыта и производящее огромное впечатление мудрос­тью и единством всей — в основном безымянной — письменности».»ти слова можно с полным основанием отнести ко всем сферам духов­ной жизни Древней Руси.

Просвещение. Письменность стала распространяться после приня­тия христианства, хотя, возможно, до этого существовало и ограниченно применялось пиктографическое письмо в форме «черт и рез» (счетные 1наки в форме черточек и зарубок, знаки для гадания и т.п.). Алфавит, которым мы пользуемся до сих пор, создали в IX в. греческие монахи Кирилл и Мефодий. Сами они проповедовали его среди западных сла- мин в Моравии, а их ученики — на юге славянского мира, в Болгарии, которая приняла христианство раньше Руси. В связи с этим к концу X в. греческие духовные книги были уже переведены на старославянский изык (так называется язык древних болгар). От древнерусского языка старославянский отличался мало, поэтому делать переводы книг не тре- Оовалось. После принятия христианства на Руси стали появляться пер- MI.IC рукописные книги. Древнейшая из дошедших до нас русских книг ипзывается Остромирово Евангелие. Она была создана писцом Григо­рием для новгородского посадника Остромира. Древнерусские книги оформлялись миниатюрами и украшались роскошными окладами. Во промена правления князя Владимира I при монастырях были организо- нмпы первые школы. В отличие от стран Западной Европы на Руси Грамотность не являлась привилегией господствующих сословий. Навы­ками чтения и письма владела значительная часть городского населе­ния. Об этом красноречиво свидетельствуют знаменитые берестяные 1рнмоты. Впервые они были найдены археологами в Новгороде в 1951 г. Н настоящее время известно около тысячи таких грамот. Это — пись­ма другу к другу жителей Новгорода. Среди таких грамот есть и хозяй­ственные письма, и завещания, и даже любовные послания. Помимо 11оигорода, берестяные грамоты найдены в Полоцке, Смоленске, Пскове и других городах. Древнерусские люди оставили нам и множество над­писей на предметах и стенах зданий (граффити) (табл. 3).

Литература. В Древней Руси жил легендарный поэт Боян, упоми­нающийся в «Слове о полку Игореве». Автор «Слова» называет Бояна соловьем старого времени: «свои вещие персты на живые струны вос- кладал, а они уже сами славу князьям рокотали». К временам Киевской Руси восходят сюжеты русских былин. Термин «былины» в научную ли­тературу ввел в XIX в. ученый И.П. Сахаров. Под этим словом сейчас понимают песни эпического характера. Остается спорным вопрос, на­сколько полно былины отражают историческую действительность. В середине XX в. выдающийся исследователь русского фольклора В.Я. Пропп считал былинные сюжеты воплощением многовековых народных идеа­лов справедливости и героизма без прямой обусловленности событий какой-либо исторической эпохи. Другую точку зрения отстаивал Б.А. Рыбаков. В былинах он видел отклик на реальные события. Б.А. Рыбаков насчитал около 30 персонажей былин, имеющих, по его мне­нию, прототипов среди реальных исторических лиц.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1721; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.