Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I Иаория России 2 страница




Идя на встречу пожеланиям дворян, Анна Иоанновна в 1730 г. отме­нила петровский закон о майорате (единонаследии), согласно которому помещик мог передавать свое имение только старшему сыну или стар­шему в роде, обрекая остальных на существование за счет военной или гражданской службы. В 1736 г. появился указ, устанавливающий 25-летний срок службы для дворян и облегчавший увольнение из ар­мии. Эти меры позволили императрице расширить социальную основу своей власти.

Значительных успехов в 1730-е гг. Россия достигла в развитии ме­таллургической промышленности. Выплавка чугуна на казенных уральских заводах увеличилась на 64,4%, что позволило России пре- изойти уровень Англии по этому показателю. Если при Петре I в 1720г. в России было выплавлено 10 тыс. т, а в Англии — 17 тыс. т чу­гуна, то в 1740 г. соотношение изменилось: уже в России уровень вып­лавки достиг 25 тыс. т, тогда как в Англии — 17,3 тыс. т.

В целом же политика Анны Иоанновны и ее фаворита Э.И. Бирона соответствовала русской политической традиции XVII—XVIII вв.

Анна Иоанновна умерла 17 октября 1740 г. завещав престол только что родившемуся сыну своей племянницы Анны Леопольдовны Ивану VI Антоновичу при регентстве Э.И. Бирона.

Иван VI Антонович и Анна Леопольдовна (1740—1741) (схе­ма 118). Регентство Э.И. Бирона продолжалось всего три недели. Его отношения с Брауншвейгским семейством резко ухудшились. Этим вос­пользовался фельдмаршал Б.Х. Миних, совершивший государственный переворот, в результате которого Э.И. Бирон был арестован и отстра­нен от власти. Функции правительницы при младенце-императоре пе­решли к Анне Леопольдовне. Ее политика являлась продолжением предшествующего царствования и сводилась лишь к обеспечению бла­гополучия собственного и ближайшего окружения.

Нежелание и неумение правительницы всерьез заниматься управ­лением страной, использование своего положения ради удовлетворения прихотей (балы, охота, зверинец) вызвало сильное недовольство в пе- юрбургском свете. Против нее возник заговор, решающую роль в ко- тром сыграли сторонники Елизаветы Петровны — ее врач И.Г. Лес- ток, братья А.И. и П.И. Шуваловы, А.Г. Разумовский и М.И. Воронцов.


 

В ночь на 25 ноября 1741 г. силами Преображенского полка был совершен очередной дворцовый переворот. Иван Антонович и его мать Анна Леопольдовна были свергнуты с престола и отправлены в ссыл­ку. Императрицей провозгласили Елизавету.

Елизавета Петровна (1741—1761) (схема 119). Елизавета роди­лась в 1709 г. и к середине XVIII в. была единственной прямой наслед­ницей Петра Великого. В период правления Анны Иоанновны буду­щая императрица вела себя крайне осторожно. Став властительницей России, она в первую очередь видоизменила структуру государствен­ного управления: был ликвидирован Кабинет министров и учреждена личная императорская канцелярия, через которую проходили все доку-



менты, что вновь привело к усилению централизации власти в руках монарха.

В интересах дворян-помещиков были расширены их права в отно­шении крестьянства, что еще больше усилило крепостной гнет: с 1742 г. вводился запрет для помещичьих крестьян по своей воле поступать на военную службу (при Петре I это было разрешено), с 1760 г. помещи­ки получили право ссылать неугодных им крестьян в Сибирь.

Экономическую политику в период правления Елизаветы Петровны но многом определял П.И. Шувалов (1710—1762), который был двою­родным братом фаворита императрицы И.И. Шувалова (1727—1797). Он был человеком мыслящим, деятельным, честолюбивым. П.И. Шувалов разработал проекты экономических и финансовых реформ, которые были проведены его усилиями. К ним прежде всего относится извест­ная шуваловская реформа — отмена внутренних таможенных пошлин и стране (1753). Этот налог, являвшийся пережитком удельного перио­да, наносил ущерб развитию торговли, особенно продавцам, непосред­ственно производившим товар, мешал зарождению общероссийского рынка. Потерю казны из-за отмены внутренних пошлин П.И. Шува­лов предложил компенсировать протекционистскими мерами. По его инициативе был издан новый Таможенный устав (1755) и введен но- иый таможенный тариф. В результате этого на товары, ввозимые из-за границы, увеличивалась пошлина с 5 до 13 копеек с рубля и государ­ственная казна даже выиграла от этого: поступления от сбора пошлин увеличились на 200 тыс. рублей.

В 1754 г. он предложил учредить Дворянский и Купеческий банки н России, что способствовало развитию экономико-финансовой систе­мы страны. Банки давали кредиты под 6% годовых, а ростовщики — иод 20%.

Реформаторское начало в деятельности П.И. Шувалова состояло flue и в том, что, понимая неэффективность подушной подати, он стре­мился перенести тяжесть прямого налогообложения на косвенные на­логи. При временных льготах в уплате подушной подати постоянно повышались цены на соль и другие продукты первой необходимости.

К мерам, полезным для развития экономики в целом, и, в частности, упорядочения земельных отношений, относится поданный им в 1752 г. ин рассмотрение проект о проведении^генерального межевания[14]. Его необходимость была вызвана спорами о праве собственности на землю и межевыми ссорами. Обмежевание было решено начать с Мос­ковской губернии, а главным межевщиком императрица назначила П.И. Шувалова. Но межевание оказалось сложным и громоздким де­лом, поэтому затянулось вплоть до первой четверти XIX в. Важным, но не реализованным проектом П.И. Шувалова была работа комиссии под его руководством по составлению нового свода законов.

Будучи начальником Артиллерийской канцелярии (1757), он много сделал для модернизации артиллерии, изобрел так называемую «сек­ретную гаубицу», которая свыше 100 лет находилась на вооружении русской армии.

Безусловно, реформы П.И. Шувалова в немалой степени подготови­ли проведение преобразований в екатерининскую эпоху и способство­вали укреплению стабильности в стране.

В области внешней политики правление Елизаветы отмечено побе­дой в русско-шведской войне (1741 —1743) и успешным участием Рос­сии в Семилетней войне (1756—1762).

Наследником престола под именем Петра III был провозглашен ее племянник, который после смерти Елизаветы в декабре 1761 г. насле­довал русскую корону.

Петр III (схема 120). После смерти императрицы Елизаветы Пет­ровны на престол вступил ее племянник Петр III, царствование которого было самым коротким в русской истории (с 25 декабря 1761 г. до 28 июня 1762 г.). Большинство современников и отечественных историков не­гативно оценивали личность Петра III и его политику. На страницах мемуаров и исторических сочинений монарх представлен как этакий недоумок, который гримасничал, паясничал, передразнивал пожилых дам, играл в куклы и подражал всему прусскому. Но тогда не совсем ясно, как за шесть месяцев правления он успел осуществить несколь­ко важных преобразований в стране и изменить ее внешнеполитиче­ский курс.

Парадокс заключался в том, что негативная версия строилась в ос­новном на сведениях из мемуаров, написанных пристрастными лицами (участниками переворота 28 июня 1762 г.) и противниками внешнепо­литического курса Петра III на союз с Пруссией. Все это служило обо-» снованием для подтверждения необходимости и законности прихода К власти Екатерины II.

Несомненно, основные реформы, проведенные Петром III, — о воль* ности дворянства, секуляризации церковных земель, ликвидации Тай" ной канцелярии — были тщательно продуманы и заранее планировав лись русской бюрократией.


 

В круг советников и сановников, разрабатывавших и проводивших реформы, входили такие деятели, как секретарь императора Д.В. Волков, генерал-прокурор А.И. Глебов, канцлер граф М.И. Воронцов и его брат сенатор Р.И. Воронцов, придворные И.И. Шувалов, J1.A. Нарышкин, И.Г. Чернышев, директор Кадетского корпуса А.П. Мельгунов и др. Эта коалиция сложилась еще при Елизавете Петровне, поэтому, на наш взгляд, правомерно рассматривать государственно-реформаторскую дея­тельность правительства Петра III как продолжение преобразований, на­чатых в предыдущее царствование. Основным из них является мани­фест «О вольности дворянства» от 18 февраля 1762 г., имевший большое общественное и политическое значение. В соответствии с этим право­вым актом дворянство освобождалось от обязательной государственной службы, существовавшей в России на протяжении довольно длительно­го периода. Теперь сами дворяне могли выбирать, служить им или нет, что определялось их личными возможностями к существованию.

Указ о секуляризации церковных земель от 19 февраля 1762 г., т.е. < передаче земельных владений монастырей вместе с жившими на ней кре стьянами в ведение государства, был продолжением мер Петра I по час тичной секуляризации и проектов елизаветинской Конференции при вы сочайшем дворе. Эта мера обусловливалась прежде всего финансовыми потребностями государства, нуждавшегося в новых и значительных ис» точниках доходов, а также определенными антицерковными настроения* ми в правительственных кругах и волнениями монастырских крестьян.

Ликвидация Тайной канцелярии (21 февраля 1762 г.), ведавшей по«| литическим сыском, стала важной, хотя кратковременной и неполнойг вехой на пути к свободе.

Если реформаторский характер внутренней политики Петра III в це| лом не вызывает сомнений, то сложнее объяснить его внешнюю полити! ку. Выход из Семилетней войны, заключение мира, а затем союза с Прус! сией, планы войны с Данией за возврат земель Шлезвига в состав Гол) штинии были чужды и непонятны русскому обществу и вызывали недовольство в армии, преимущественно в гвардейских частях.

В результате против Петра III созревает заговор, который реализу! ется посредством очередного дворцового переворота, и на престол всту* пает его жена Екатерина II. j

Контрольные вопросы

1. Почему после смерти Петра I в России стал возможен феномен дворца* вых переворотов?

2. В чем заключалась политика российских монархов в 1725—1762 гг.?

3. Какова роль иностранцев в России в XVIII в.?


Литература

Анисимов Е.В. Россия без Петра. СПб., 1994.

Анисимов Е.В. Женщины на российском престоле. СПб., 1997.

Анисимов Е.В. Анна Иоанновна. М., 2002.

Анисимов Е.В. Елизавета Петровна. М., 2001.

Гордин Я.Л. Меж рабством и свободой. СПб., 1994.

Мыльников А.С. Петр III. Повествование в документах и версиях. М., 2(Ю2.

Павленко Н.И. Страсти у трона. История дворцовых переворотов. М., 1!)96.


9. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА

9.1. Просвещенный абсолютизм Екатерины II

В период правления Екатерина II становится теоретиком, законода­телем и в основном претворяет в жизнь назревшие преобразования, причем впервые в русской истории монархом была создана философ­ская концепция функционирования власти и обоснована необходи­мость ее реформирования. Основу концепции составляла идея просвеще­ния, адаптированная через собственное понимание Екатериной II. Такая политика получила название «просвещенный абсолютизм». Европей­ские политики того периода рассматривали Екатерину II как просве­щенного главу государства и нации, заботившегося о своих подданных на основе установленных им законов.

В концепции Екатерины II самодержавие не подвергалось сомне­нию. Именно оно должно было стать главным инструментом постепен­ного реформирования во всех сферах жизни российского общества. А, вся система государственных учреждений, по мысли Екатерины II, — это лишь механизмы для реализации верховной воли просвещенного самодержца.

Одним из первых начинаний Екатерины II стала реформа Сената; 15 декабря 1763 г. появился указ, в соответствии с которым изменя* лись полномочия и структура Сената. Он лишался законодательных полномочий, за ним сохранялись лишь функции контроля и высшего су«дебного органа. Структурно Сенат был разделен на шесть департаментов со строго определенной компетенцией, что позволяло повысить эффек* тивность работы этого центрального органа государственной власти, i


Главным историческим документом, в котором изложена политиче»! екая доктрина Екатерины II, стал «Наказ Комиссии о сочинении проекту нового Уложения», написанный самой императрицей в 1764—1766 гг» и представлявший талантливую переработку трудов Ш.Л. Монтескье и других философов и правоведов. В нем было много рассуждений о характере законов, которые должны соответствовать историческим особенностям народа. А русский народ, по мнению Екатерины II, при­надлежал к европейскому сообществу.

В Наказе говорилось, что огромная протяженность территорий Рос­сии требует только самодержавного образа правления, всякий другой может привести страну к гибели. Отмечалось, что цель самодержа- пия— благо всех подданных. Монарх правит в соответствии с закона­ми, им установленными. Все граждане равны перед законом. Законы должны пронизывать все сферы жизнедеятельности общества и госу­дарства. Поэтому многие главы и разделы (всего в Наказе было 22главы и 655 статей) посвящены торговле, промышленности, народо- ииселению, воспитанию детей, отдельным сословиям (дворянству, куп­цам, ремесленникам, предпринимателям), следствию, судопроизводству, системе наказаний и т.п.

Наказ был предназначен для созванной со всей страны комиссии по выработке проекта нового Уложения, начавшей заседать в Москве и июле 1767 г. Комиссия состояла из 572 депутатов, избранных по со- словно-территориальному принципу от дворян, горожан, казаков, госу- дирственных крестьян, нерусских народов Поволжья и Сибири.

Однако вскоре выяснилось, что депутаты Уложенной комиссии сла­бо подготовлены для проведения законодательной работы. Но главное, что явилось причиной неудачи деятельности комиссии, — это возник­новение противоречий среди представителей различных социальных, региональных и национальных групп, преодолеть которые в ходе рабо­ты так и не удалось. Шло время, а конечного результата не было. И декабре 1768 г. императрица издала указ о роспуске Уложенной ко­миссии под предлогом начавшейся очередной войны с Турцией. В ито­го, получив представление о настроениях в обществе и основу для за­конодательной работы, Екатерина II самостоятельно занялась право- тиорческой деятельностью и продолжала управлять государством при Помощи именных указов и манифестов, заменив в этом смысле целую Уложенную комиссию.

Другим важным преобразовательным элементом политики Екатери­ны II стала секуляризационная реформа 1764 г. Еще до того, как она пошла на престол, секуляризацию начал Петр III. Земли, отобранные у церкви, были переданы в ведение специально созданной Коллегии эко­номии. Придя к власти, дабы упрочить свое положение, она по демагоги­ческим соображениям в августе 1762 г. возвращает церкви движимые Н недвижимые владения. Однако той же осенью была создана специ­альная комиссия, приступившая к упорядочению духовных имуществ. И феврале 1764 г. последовал указ императрицы, продолжавший цер­ковную реформу. Монастырские земли с почти двухмиллионным насе­лением, что составляло 15% населения России, были изъяты у церкви и вновь подчинены Коллегии экономии. Теперь крестьяне по своему правовому положению стали государственными и платили подати уже не церкви, а государству. Они избавились от монастырской барщины. Земельные наделы крестьян увеличились, им стало легче заниматься ремеслом и торговлей. Реформа повлекла за собой упразднение более половины существовавших в России монастырей (из 881 было остав­лено 385), так как содержались они на средства государственной каз­ны. В результате этой реформы духовная власть окончательно пере­шла на содержание к светской власти, а духовенство превратилось, по существу, в государственных служащих.

Екатерина II в соответствии с исповедуемой ею философией уп­равления окончательно ликвидировала оставшиеся элементы вольно­стей и привилегий национальных территорий, входивших в состав России. Были унифицированы и приведены в соответствие с россий­скими законами органы управления и административно-территориаль­ное деление Новгородской земли, Смоленска, Лифляндии (прибалтий­ские владения России).

Сильное недовольство у императрицы вызывал автономный статус Украины. С 1654 г. Украина управлялась выборным гетманом, террито-, рия делилась на полки и сотни, горожане имели значительные вольно­сти и права. Украинские крестьяне сохраняли право на переход от од­ного помещика к другому, что затрудняло сбор с них общероссийских податей. В 1764 г. ушел в отставку последний украинский гетман К.Г.Ра­зумовский, и вместо него был назначен уже в качестве генерал-губер-f натора П.А.Румянцев. Постепенно были ликвидированы остатки авто-i номии и былой казачьей вольницы. В 1783 г. последовал указ Екатери-j ны II о запрете переходов украинских крестьян, что окончательно) закрепило здесь крепостнические порядки.,

В результате активной внешней политики, расширения границ ц включения в состав России новых территорий во второй половине? XVIII в. в пределах империи оказалась значительная часть еврейского населения. Не имея предубеждения собственно против еврейского, населения, Екатерина И, по-видимому, под давлением православного ду«ховенства и русского купечества, опасавшегося конкуренции с еврей­скими торговцами, в 1791 г. устанавливает черту оседлости, которая, ограничивала право евреев селиться на определенных территориях.

Новым в национальной политике государства стало приглашение в Россию немецких колонистов, в основном простых крестьян. В середи?. не 1760-х гг. более 30 тыс. переселенцев начали осваивать террито­рии Нижнего Поволжья, Приуралья, а впоследствии Крыма и Северно­го Кавказа. Им были предоставлены большие земельные наделы, кре­дитные и налоговые льготы, обеспечена свобода вероисповедания.

В общей структуре екатерининских преобразований чрезвычайно важное место занимает реформа системы местного управления (схе­ма 121).

Дело в том, что при преемниках Петра I местное управление было сведено до примитивного допетровского воеводского управления. Такой характер власти на местном уровне, когда воевода воплощал в одном лице идминистратора, судью и финансиста, противоречил просветительской концепции Екатерины II и казался ей архаичным, слабо управляемым из центра и порождающим дикость нравов. Поэтому императрица решила продолжить петровское строительство регулярного полицейского го­сударства со всеми его атрибутами. В ходе реформы управления одно­временно решались и проблемы социальной политики, направленной па поддержку интересов дворянства и формирования сословий.

Реформа осуществлялась на основе четырех законодательных актов:

1) «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» (7 ноября 1775 г.);

2) «Устава благочиния» (8 апреля 1782 г.);

3) «Грамоты на право вольности и преимущества благородного рос­сийского дворянства» — Жалованной грамоты дворянству (21 апреля 1785 г.);


 

4) «Грамоты на права и выгоды городам Российской империи» —* Жалованной грамоты городам (21 апреля 1785 г.).

Местное управление в результате губернской реформы приобрело более четкую и организованную структуру. Вводилось новое админи­стративно-территориальное устройство, по которому страна делилась на 41 губернию. Позднее, в 1783 г. добавилась Таврическая область, ё после второго (1793) и третьего (1795) разделов Польши — еще во­семь губерний, и их общее количество увеличилось до 50. Губерний представляла собой территорию с населением в 300—400 тыс. чело» век, которая делилась на уезды, каждый с населением в 20—30 тыс; человек. 1

Исполнительную власть в губернии возглавлял губернатор, или на* местник, назначенный императрицей и подчиняющийся непосред* ственно ей. При губернаторе всеми текущими делами ведало губерн* ское правление. Финансовыми вопросами занималась губернская ка* зенная палата. Создавались также приказы общественного призрения1, руководившие образованием, медициной, общественной благотвори* тельностью. В уездах исполнительные органы власти возглавлялись капитаном-исправником, избираемым местным дворянством. В уезд' ных городах власть принадлежала назначенному городничему.

Губернская реформа впервые отделила судебную власть от испол< нительной, что было прогрессивным начинанием в деле реализаци| принципа разделения властей. I

Более того, впервые в российской правовой практике уголовное су-1 допроизводство отделялось от гражданского. Вместе с тем за губерна тором сохранялось право вмешательства в деятельность суда и праве приостанавливать его решения, поэтому разделение властей было не полным.

В целом губернская реформа укрепила местную власть, сюда бы; перенесен центр управленческой деятельности, что позволило посте пенно упразднить мануфактур- и камер-коллегию, вотчинную и юстиЦ коллегию, берг-коллегию, главный магистрат.

Идею петровского регулярного государства развивал введенный 1 1782 г. «Устав благочиния, или полицейский». Согласно этому доку менту в городах создавались полицейские управления, называвшиеся «управы благочиния», во главе с городничим (в столицах — обер-по лицмейстером), которому подчинялись частные приставы и кварталь ные надзиратели. Они осуществляли контроль за торговлей, благоуст ройством, санитарией, поимкой беглых и т.п. Одновременно полицеи ские управления должны были выполнять функции воспитания в дух!


православной нравственности на основании включенного в Устав «Зерцала Управы благочиния».

И, наконец, завершало реформу управления принятие двух важней­ших документов — Жалованных грамот дворянству и городам, подпи­санных в один день — 21 апреля 1785 г., вдень рождения ЕкатериныИ, — И ставших основополагающими правовыми актами в сфере сословной политики императрицы.

Жалованная грамота дворянству законодательно закрепила за ним йое права и привилегии как главного сословия общества. Согласно итому законодательному акту подтверждалось право выбора или отка-

дворян от службы, сохранялись особые права в вопросах землевла­дения, суда, налогообложения, телесных наказаний. Были строго опре­делены критерии причисления к дворянству, составление родословных книг расставило всех дворян по местам. Усиливалась корпоративность днорян путем юридического оформления дворянских собраний и вы­борности губернских и уездных предводителей. Только один вопрос, кисающийся права и владения крепостными душами, не получил осве­щения в Жалованной грамоте. Императрица как бы оставляла эту про­блему открытой.

Жалованная грамота городам как правовой акт носила многоаспек­тный характер. С одной стороны, она завершала реформу местного уп- рнвления, а с другой — была направлена на формирование в России • третьего сословия».

Создавался новый орган городского самоуправления — городская дума, возглавляемая городским головой. В нее избирали и могли быть Избранными городские жители, разделенные на шесть разрядов в зави­симости от имущественных и социальных различий. Таким образом, в российских городах появлялся выборно-представительный институт Нлмсти. Грамота обеспечивала городским обывателям (мещанам) структуру прав и привилегий, близкую к дворянской. Мещане опреде­лились как особое сословие, и это звание, как и дворянское, было на­следственным. Гарантировались право собственности на имущество и по наследование, право заниматься промышленно-торговой деятельно­стью. Купечество первой и второй гильдий как наиболее значимая Чнсть горожан освобождалось от телесных наказаний, а также от по­душной подати и рекрутской повинности. Взамен они платили налог в ри.шере 1% с капитала и вносил» по 360 рублей за рекрута. Есте­ственно, объем прав зависел от принадлежности к той или иной гиль- дии с учетом материального достатка купца. По существу, в Жалован­ной грамоте городам впервые была сделана попытка придать разнород­ному населению посада правовой статус сословия (схема 122).

Исторические документы свидетельствуют о том, что Екатерина II готовила и Жалованную грамоту в отношении крестьян, но не всех, а только государственных. В проекте они именовались «свободные сель-


 

(•кие жители» и наделялись правами, сходными с правами горожан. Но дынный документ не был утвержден и обнародован.

Екатерина II выступала против крайностей крепостничества, неод­нократно осуждав их в своих произведениях. Но объективно в ее правление произошло усиление крепостнического гнета в стране (окончательное распространение крепостничества на Украине, ужесто­чение в 1765 г. указа Елизаветы о праве помещиков ссылать крепост- пмх без суда в Сибирь на поселение и каторжные работы, запрет крестьянам подавать жалобы на дворян), что стало одной из главных причин активизации народных выступлений, которые вылились в крупнейшую в XVIII в. казацко-крестьянскую войну.

9.2. Казацко-крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева

В период правления Екатерины II в стране обострились соци­альные противоречия, вызванные прежде всего усилением крепостного гнета в отношении различных категорий крестьян и расширением при- иилегий дворянства. Довольно часто вспыхивали народные выступле­ния под антикрепостничекими лозунгами, массовый характер приобре­ло бегство от помещиков доведенных до отчаяния крестьян.

Центром социального недовольства стали южные регионы государ­ства. Движение началось в среде казачества. Его возглавил Емельян Иванович Пугачев, использовавший элемент самозванства и объявив­ший себя чудесно спасшимся «законным императором Петром III», кото­рый намерен вести борьбу против узурпировавшей якобы престол Екатерины II. Под его знамена становятся крепостные крестьяне, ра­ботные люди, а также инородцы Поволжья (башкиры, татары, марийцы, удмурты и др.).

Движение под предводительством Е.И. Пугачева несло в себе объективно-антикрепостническую направленность (табл. 14). Наибо­лее ярко это нашло отражение в одном из манифестов Е. Пугачева: «...всех, находившихся прежде в крестьянстве и в подданстве помещи­ков... награждаем древним крестом и молитвою, головами и бородами, иольностью и свободою и вечно казаками, не требуя рекрутских набо­ров, подушных и прочих денежных податей, владением землями лесны­ми, сенокосными угодьями и рыбными без покупки и без оброку, осво­бождаем всех прежде чинимых от злодеев — дворян и от городских мздоимцев судей крестьянам и всему народу налагаемых податей и отягощениев».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 879; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.